Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4056

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

131

шал в Иордане, привлекая многие тысячи людей, которые приходили 

к нему с надеждой на спасение и с верой в то, что он проложит путь 

Господу, сделав его прямым

1

.

Такое же крещение принял и Иисус, и тогда, как повествует Еван-

гелие, «Дух Святый нисшел на Него»

2

.

Некоторое время Иисус жил в общине Иоанна Крестителя. А потом 

стал сам проповедовать, что вызвало недовольство некоторых учеников 

Иоанна

3

. Впрочем, соперничество продолжалось недолго. Своими 

страстными обличениями Иоанн Креститель навлек гнев Ирода Ан-

типы, был заключен в тюрьму и вскоре казнен.

Ученики Иоанна рассеялись. Ушел и Иисус. Он «удалился в Гали-

лею»

4

, вернувшись после долгих скитаний домой. 

Об этих днях Евангелия рассказывают немногое, сохранив предание 

только об одном событии: «И пришел в Назарет, где был воспитан

5

и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал 

читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел 

место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал 

Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных 

сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, 

отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне бла-

гоприятное». И закрыв книгу и отдав ее служителю, сел, и глаза всех 

в синагоге были устремлены на Него, и Он начал говорить им: «Ныне 

исполнилось писание сие, слышанное вами…»»

6

Началась мессианская деятельность Иисуса, которую оборвет три 

года спустя мученическая смерть на кресте.

Параграф второй. Учение Иисуса Христа

В основу учения Христа была положена идея двух царств – небес-

ного и земного. Первое существует в горних высотах вечности. Второе 

1

  Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 4.

2

  Там же. Стихи 21–22. О крещении Иисуса подробнее см.: Мережковский Д.  

Иисус Неизвестный. М., 2007. С. 148–190.

3

  Евангелие от Иоанна. Глава 3. Стихи 26–28.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 4. Стих 12.

5

  В этих словах скрыто еще одно свидетельство долгих странствий Христа. Назарет 

упоминается как город, где Он был воспитан, а не как место, где Он жил 30 лет до на-

чала мессианской деятельности.

6

  Евангелие от Луки. Глава 4. Стихи 16–22.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

132

предстояло создать на земле, чтобы спасти обездоленных – нищих 

и рабов, тех, кто страдал и был чист сердцем, кто был милостив и кро-

ток, кто искал правду.

Вернувшись в Галилею, Он проповедовал его приближение, при-

зывая к покаянию, обличая и исцеляя от болезней и немощей

1

Одну из проповедей Он произнес на склоне горы, спускавшейся 

к Галилейскому морю:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески непра-

ведно злословить за Меня»

2

.

В Нагорной проповеди два царства – небесное и земное – не раз-

личаются. Но очевидно, что основное место в ней занимало земное. 

Этот вывод подтверждают многие свидетельства Евангелия.

Он обещал новую землю, на которой будет обитать правда

3

. И при-

зывал ее, вознося к Всевышнему молитву: «Да приидет Царствие Твое; 

да будет воля Твоя и на земле, как на небе»

4

.

Это не был призыв к пассивному ожиданию. Напротив, Иисус 

убеждал, что Царство Божие можно утвердить только собственными 

силами. Обращаясь к ученикам, Он говорил, что «Царство Небес-

ное силою берется» и что только «употребившие усилие восхищают 

его»

5

.

Иисус знал, что борьба за земное Царство будет жестокой. «Огонь 

пришел Я низвесть на землю», – говорил Он и мечтал о том, чтобы это 

пламя возгорелось как можно скорее. «Думаете ли вы, что Я пришел 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 4. Стихи 17, 23.

2

  Там же. Глава 5. Стихи 3–11.

3

  Второе соборное послание святого Апостола Петра. Глава 3. Стих 13.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 6. Стих 10. 

5

  Там же. Глава 11. Стих 12. Позже Апостол Павел скажет в этой связи, что «Царст-

во Божие не в слове, а в силе» (Первое послание к коринфянам святого Апостола Пав-

ла. Глава 4. Стих 20).


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

133

дать мир земле? – продолжал Он, – Нет, говорю вам, но разделение»

1

«Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, 

и невестку со свекровью ее»

2

. Тем же, кто последовал за Ним, Он со-

ветовал продать одежду и купить меч

3

, потому что без борьбы было 

невозможно изгнать «князя мира сего»

4

 и судить этот мир, «чтобы 

невидящие видели, а видящие стали слепы»

5

.

Многие «дивились Его учению, ибо Он учил как власть имеющий», 

а не как книжники и фарисеи

6

. Но еще большее удивление вызыва-

ло то, что Он ставил под сомнение многие заповеди Ветхого Завета, 

утверждая, что они несовершенны и недостаточны, чтобы создать 

Царство Божие. 

Так, Он утверждал: 

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, под-

лежит суду». А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего 

напрасно, подлежит суду…

Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я го-

ворю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже 

прелюбодействовал с нею в сердце своем… 

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть 

даст ей разводную. А я говорю вам: кто разведется с женою своею, 

кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; 

и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, 

но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не кля-

нись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, 

потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он 

город великого Царя. Ни головою твоею не клянись, потому что 

не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет 

слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: 

не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати 

1

  Евангелие от Луки. Глава 12. Стихи 49–51.

2

  Евангелие от Матфея. Глава 10. Стих 35.

3

  Евангелие от Луки. Глава 22. Стих 36.

4

  Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стих 31.

5

  Там же. Глава 9. Стих 39.

6

  Евангелие от Марка. Глава 1. Стих 22; см. также: Евангелие от Матфея. Глава 7. 

Стих 29.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

134

к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, 

отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно 

поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, от хотящего занять 

у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь 

врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляй-

те проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь 

за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего 

Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми 

и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак 

будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»

1

.

Вместе с тем в Его словах не было отрицания норм Ветхого Завета. 

Напротив, Он пытался наполнить их более глубоким содержанием, 

подкрепить новыми заповедями. Поэтому Он утверждал: «Не думайте, 

что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел 

Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо 

и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока 

не исполнится все»

2

.

Свои наставления Он часто давал в притчах. Как сказано в Еванге-

лии от Марка, «многими притчами проповедывал им слово, сколько 

они могли слышать; без притчи же не говорил им; а ученикам наедине 

разъяснял все»

3

.

«Вам дано знать тайны Царствия Небесного, – обращался Он 

к ним, – а им не дано… Потому говорю им притчами, что видя не ви-

дят, и слыша не слышат, и не разумеют»

4

.

В этих притчах, как отмечал Александр Мень, «Он обращался 

не к одному интеллекту, а стремился затронуть все существо чело-

века. Рисуя перед людьми знакомые картины природы и быта, Хри-

стос нередко предоставлял самим слушателям делать выводы из Его 

рассказов»

5

.

Вместе с тем притчи позволяли скрыть от непосвященных сокро-

венные тайны. Ведь говорить открыто о земном Царстве Божием было 

опасно. Именно это объясняет следующие слова Иисуса: «Доселе Я го-

1

  Евангелие от Матфея. Глава 5. Стихи 21–22, 27–28; 31–45; 48. 

2

  Там же. Стихи 17–18.

3

  Евангелие от Марка. Глава 4. Стихи 33–34.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 13. Стихи 11–13.

5

  Мень А. Сын Человеческий. М., 2006. С. 79.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

135

ворил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить 

вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце»

1

.

Он создавал Царство Божие, чтобы «взыскать и спасти погибшее»

2

«Сын Человеческий – говорил Он, – пришел не губить души челове-

ческие, а спасать»

3

. Поэтому Он так часто отправлялся в странствия 

по Галилее, утешая несчастных, излечивая больных и увечных, вос-

крешая из мертвых. А когда у Него не было сил, Он отправлял в дорогу 

Своих учеников. 

Идите к «погибшим овцам дома Израилева», наставлял Он, и про-

поведуйте приближение Царства Небесного; «больных исцеляйте, 

прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте; бесов изгоняйте; 

даром получили, даром давайте»

4

Эта миссия была невероятно трудна, потому что необъятным было 

море несчастных и обездоленных. «Жатвы много, – говорил Он, – а де-

лателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей 

на жатву Свою»

5

.

Он создавал Царство праведности, призывая Своих последователей 

превзойти в праведности книжников и фарисеев

6

, ибо «неправедные 

Царства Божия не наследуют»

7

Его заповеди были просты. 

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте 

и вы с ними; ибо в этом закон и пророки»

8

.

«Блаженнее давать, нежели принимать»

9

.

«Терпением вашим спасайте души ваши»

10

.

В Его Царстве каждый должен был жить «в духе и истине»

11

, служа 

не только Господу, но и другим людям. Для этой заповеди не было 

исключений. Даже в заповедное время человек должен был делать 

1

  Евангелие от Иоанна. Глава 16. Стих 25.

2

  Евангелие от Матфея. Глава 18. Стих 11.

3

  Евангелие от Луки. Глава 9. Стих 56.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 6–8.

5

  Там же. Глава 9. Стихи 37–38.

6

  Там же. Глава 5. Стих 20.

7

  Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 6. Стих 9.

8

  Евангелие от Матфея. Глава 7. Стих 12.

9

  Деяния Апостолов. Глава 20. Стих 35.

10

  Евангелие от Луки. Глава 21. Стих 19.

11

  Евангелие от Иоанна. Глава 4. Стихи 23–24.