Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4055
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
126
Иудею за несколько десятилетий до этого и вызывавших всеобщую
ненависть
1
.
Причин было много: оскорбление религиозных чувств, экономи-
ческий гнет, стремление к обретению прежней независимости, остро
ощущавшийся распад прежних общественных устоев и т.д.
Но все попытки вновь обрести свободу были безуспешны. У иудеев
не было сил, чтобы сломить мощь Римской империи. Поэтому в их
сознании все чаще возникал образ Мессии, который должен был осво-
бодить земли Израиля и, объединив их в одно государство, утвердить
в нем Царство Божие.
Пришествие Мессии предрекали многие проповедники. Неред-
ко они увлекали за собой тысячи людей, вдохновляя их призывами:
«Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда»
2
.
Эти призывы, несомненно, слышал и Иисус, и, возможно, именно
они вдохновили Его отправиться в дальние странствия, о которых
Евангелия сохранили едва различимые свидетельства.
Такое свидетельство содержится, в частности, в рассказе о том, как
дьявол искушал Иисуса, показывая Ему «все царства мира и славу их»
3
.
Так в иносказательной форме Евангелие сохранило предание о долгих
странствиях Христа.
О странствиях Христа можно судить по тем наставлениям, кото-
рые много лет спустя Он давал Своим ученикам, предупреждая о тех
опасностях, которые ожидали их в языческих городах: «На путь к языч-
никам не ходите и в город Самарянский не входите. А идите наипаче
к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что при-
близилось Царство Небесное»
4
.
Следуя Его примеру, Его ученики должны были зарабатывать на хлеб
своим трудом: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поя-
сы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо
трудящийся достоин пропитания»
5
.
И, продолжая, советовал: «В какой бы город или селение ни во-
шли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока
не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему.
1
В 63 г. до н.э.
2
Псалтырь. Псалом 104. Стих 4.
3
Евангелие от Матфея. Глава 4. Стих 8.
4
Там же. Глава 10. Стихи 5–7.
5
Там же. Глава 10. Стихи 9–10.
Глава первая. Основы христианской традиции права
127
И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет
достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и по-
слушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите
прах от ног ваших»
1
.
Догадка о долгих странствиях Христа подтверждается рядом
других свидетельств Евангелия. Так, когда Он вернулся в Наза-
рет, многие Его не узнавали и растерянно спрашивали друг друга:
не это ли сын Иосифа и Марии, не Его ли братья и сестры живут
среди них
2
.
Такая реакция могла быть вызвана только одним: Иисуса не было
в Галилее многие годы. Неслучайно Евангелия полностью пропускают
восемнадцатилетний период жизни Христа (с 12 до 30 лет).
Отметим также в этой связи, что дома Его удерживало немногое.
Много лет спустя Он утверждал: «Враги человеку – домашние его»
3
.
И с горечью добавлял: «Не бывает пророк без чести, разве только
в отечестве своем и в доме своем»
4
.
Можно только догадываться о том, где проходили дороги Его стран-
ствий. Возможно, Он был в Кумране, где обосновалась одна из ессей-
ских общин. К такому выводу склоняются многие ученые, сравнивая
найденные там свитки Мертвого моря с теми заповедями Иисуса,
которые сохранили Евангелия
5
.
В частности, обращают внимание на то, что кумранские ессеи на-
зывали себя «сынами света» и «общиной нищих». Они призывали к ду-
ховному покаянию, избавлению от собственности, созданию новой
общности верующих людей, основанной на началах всеобщего труда,
равенства и справедливости. Как и многие, они верили в пришествие
Мессии. В этой вере, как отмечал И.Д. Амусин, выражалась не только
религиозно-мифологическая идея, но и глубокая жажда перемен,
мечта о переустройстве мира. Вместе с тем она была «свидетельст-
вом отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими
силами искоренить зло и социальную несправедливость на земле»
6
.
1
Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 11–14.
2
Там же. Глава 13. Стихи 55–56.
3
Там же. Глава 10. Стих 36.
4
Там же. Глава 13. Стих 57.
5
См.: Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Свенцицкая И.С. Указ. соч.
С. 50–56.
6
Амусин И.Д. Указ. соч. С. 162.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
128
Это отчаяние и стало причиной их ухода из мира и самоизоляции
в пустынном крае Мертвого моря.
Впрочем, очевидно также то, что Иисус отверг избранный ими
путь. Неслучайно, как отмечала И.С. Свенцицкая, отдельные места
Евангелий «звучат как прямая полемика с кумранскими правилами»
1
.
«Для того ли приносится свеча, – говорил Иисус, – чтобы поставить
ее под сосуд или под кровать…»
2
«Вы – свет мира. Не может укрыться
город, стоящий на верху горы»
3
.
Дальнейшие пути Его странствий теряются в глубине веков. Можно
предположить, что в поисках Царства Божия Он побывал во многих
странах Востока, ставших со времени ассирийского пленения местом
рассеяния потомков Авраама.
Эту версию косвенно подтверждают некоторые свидетельства
Евангелия. Так, в Евангелии от Матфея рассказано о бегстве Иисуса
из Иерусалима «в страны Тирские и Сидонские»
4
, вероятно, уже зна-
комые Ему по предыдущим странствиям. Отметим также, что в миро-
воззрении Христа прослеживается в основном влияние религиозных
и эзотерических учений Востока, а не философских школ эллинского
мира.
В странствия Он отправлялся вместе с паломниками, которые
приходили в Иерусалим из самых отдаленных стран и для защиты
которых во времена Ирода Великого были построены крепости вдоль
караванных путей
5
.
Они шли через пустыни и горы, останавливаясь в тех городах и се-
лениях, где жили единоверцы. Там можно было найти помощь, узнать
новости, совершить религиозные обряды.
Средоточием жизни иудейских общин были синагоги – молитвен-
ные дома, где собирались для чтения проповедей, религиозных споров,
обсуждения житейских проблем. По словам Э. Реннана, они были
«небольшими обособленными мирами, которые сохраняли не только
национальный дух, но и свободу, поскольку каждому предоставлялась
возможность быть чтецом и толкователем священных текстов»
6
.
1
Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 55.
2
Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 21.
3
Евангелие от Матфея. Глава 5. Стих 14.
4
Там же. Глава 15. Стих 21.
5
Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 254.
6
Ренан Э. Жизнь Иисуса. С. 132–133.
Глава первая. Основы христианской традиции права
129
Возможно, в одной из таких синагог Иисус и прочитал Свою
первую проповедь. В дальнейшем их было много. В них Он отта-
чивал искусство слова, умение отражать яростные нападки оппо-
нентов.
А их было много. Неслучайно, вернувшись в Галилею, Иисус
призывал:
«Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных оде-
ждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в сина-
гогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов
и лицемерно долго молятся»
1
.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей оде-
жде, а внутри суть волки хищные»
2
.
С особой страстью он призывал беречься «закваски фарисейской»,
которая порождала лицемерие
3
, меняла нравственные устои общества,
лишала надежды на Царство Небесное.
Обвиняя фарисеев, Он утверждал: они «затворили Царство Небес-
ное»
4
; они извратили суть закона, забыв важнейшее – «суд, милость
и веру»
5
. В их учении были сохранены только внешние обряды и це-
ремонии. Да и они сохранялись в основном для того, чтобы скрыть
царившее в мире зло. По образному сравнению Иисуса, фарисеи
«очищали внешность чащи и блюда», между тем как внутри они были
«полны хищения и неправды»
6
.
Столь же беспощадным Иисус был по отношению к законникам,
которые налагали на людей «бремена неудобоносимые, а сами и одним
перстом своим не дотрагивались до них», которые взяли «ключ разу-
мения», но сами не вошли в Царство Небесное и воспрепятствовали
тем, кто хотел в него войти
7
.
В странствиях Иисус не нашел Царство Божие. Везде, где бы
Он ни был, в больших и малых городах, царствах с разными рели-
гиями и законами, Он видел одно и то же: угнетение, бесправие
и нищету.
1
Евангелие от Луки. Глава 20. Стихи 46–47.
2
Евангелие от Матфея. Глава 7. Стих 15.
3
Евангелие от Луки. Глава 12. Стих 1.
4
Евангелие от Матфея. Глава 23. Стих 13.
5
Там же. Глава 23. Стих 23.
6
Там же. Глава 23. Стих 25.
7
Евангелие от Луки. Глава 11. Стихи 46, 52.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
130
И так было везде, что подтверждали встречавшиеся на Его пути
купцы, ремесленники, рабы из самых отдаленных уголков земли.
И чем больше Он видел земных царств, тем сильнее становилось
желание изменить этот мир, начав с малого – с «горчичного зерна»,
которое Он должен был посадить в Иудее, чтобы из него выросло но-
вое древо жизни, под ветвями которого могли бы укрыться небесные
птицы и те, кто живет на земле
1
.
Там будет созидаться Его земное Царство. Вряд ли Он отчетливо
представлял, каким оно будет. Этот образ сложился позднее, на берегах
Галилейского моря, и впоследствии постоянно менялся, наполняясь
новыми звуками и красками.
Но уже тогда, в годы странствий, Он хорошо знал то древо зла,
которое предстояло срубить и бросить в огонь
2
, чтобы изгнать «князя
мира сего»
3
, а вместе с ним всех князей народов и вельмож, которые
убивали, отдавали на распятие, били в синагогах и гнали из города
в город тех «пророков, и мудрых, и книжников», которых посылал
к ним Господь
4
.
Впрочем, зло распространилось повсеместно – среди богатых
и бедных, мужчин и женщин, юных и старых. Из их сердец исходили
«злые помыслы»; они совершали все мыслимые и немыслимые пре-
ступления: «убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесви-
детельства, хуления»
5
.
Он вернулся в Иудею, когда Ему было около 30 лет
6
. В то время
народ жил в ожидании
7
Мессии, чье пришествие возвестил Иоанн
Креститель. Новый пророк призывал иудеев «вести добродетельный
образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое
чувство к Предвечному и собираться для омовения»
8
– обряда «кре-
щения покаяния для прощения грехов»
9
. Этот обряд Иоанн совер-
1
Евангелие от Матфея. Глава 13. Стихи 31–32; см. также: Евангелие от Луки. Гла-
ва 13. Стих 19; Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 31.
2
Там же. Глава 7. Стихи 18–19.
3
То есть сатану, см.: Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стих 31.
4
Евангелие от Матфея. Глава 23. Стихи 34–35.
5
Там же. Глава 15. Стих 19.
6
Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 23.
7
Там же. Стих 15.
8
Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 318.
9
Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 3.