Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4055

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

126

Иудею за несколько десятилетий до этого и вызывавших всеобщую 

ненависть

1

Причин было много: оскорбление религиозных чувств, экономи-

ческий гнет, стремление к обретению прежней независимости, остро 

ощущавшийся распад прежних общественных устоев и т.д.

Но все попытки вновь обрести свободу были безуспешны. У иудеев 

не было сил, чтобы сломить мощь Римской империи. Поэтому в их 

сознании все чаще возникал образ Мессии, который должен был осво-

бодить земли Израиля и, объединив их в одно государство, утвердить 

в нем Царство Божие. 

Пришествие Мессии предрекали многие проповедники. Неред-

ко они увлекали за собой тысячи людей, вдохновляя их призывами: 

«Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда»

2

Эти призывы, несомненно, слышал и Иисус, и, возможно, именно 

они вдохновили Его отправиться в дальние странствия, о которых 

Евангелия сохранили едва различимые свидетельства.

Такое свидетельство содержится, в частности, в рассказе о том, как 

дьявол искушал Иисуса, показывая Ему «все царства мира и славу их»

3

Так в иносказательной форме Евангелие сохранило предание о долгих 

странствиях Христа. 

О странствиях Христа можно судить по тем наставлениям, кото-

рые много лет спустя Он давал Своим ученикам, предупреждая о тех 

опасностях, которые ожидали их в языческих городах: «На путь к языч-

никам не ходите и в город Самарянский не входите. А идите наипаче 

к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте, что при-

близилось Царство Небесное»

4

.

Следуя Его примеру, Его ученики должны были зарабатывать на хлеб 

своим трудом: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поя-

сы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо 

трудящийся достоин пропитания»

5

И, продолжая, советовал: «В какой бы город или селение ни во-

шли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока 

не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. 

1

  В 63 г. до н.э.

2

  Псалтырь. Псалом 104. Стих 4.

3

  Евангелие от Матфея. Глава 4. Стих 8.

4

  Там же. Глава 10. Стихи 5–7.

5

  Там же. Глава 10. Стихи 9–10.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

127

И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет 

достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и по-

слушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите 

прах от ног ваших»

1

Догадка о долгих странствиях Христа подтверждается рядом 

других свидетельств Евангелия. Так, когда Он вернулся в Наза-

рет, многие Его не узнавали и растерянно спрашивали друг друга: 

не это ли сын Иосифа и Марии, не Его ли братья и сестры живут 

среди них

2

Такая реакция могла быть вызвана только одним: Иисуса не было 

в Галилее многие годы. Неслучайно Евангелия полностью пропускают 

восемнадцатилетний период жизни Христа (с 12 до 30 лет).

Отметим также в этой связи, что дома Его удерживало немногое. 

Много лет спустя Он утверждал: «Враги человеку – домашние его»

3

И с горечью добавлял: «Не бывает пророк без чести, разве только 

в отечестве своем и в доме своем»

4

.

Можно только догадываться о том, где проходили дороги Его стран-

ствий. Возможно, Он был в Кумране, где обосновалась одна из ессей-

ских общин. К такому выводу склоняются многие ученые, сравнивая 

найденные там свитки Мертвого моря с теми заповедями Иисуса, 

которые сохранили Евангелия

5

.

В частности, обращают внимание на то, что кумранские ессеи на-

зывали себя «сынами света» и «общиной нищих». Они призывали к ду-

ховному покаянию, избавлению от собственности, созданию новой 

общности верующих людей, основанной на началах всеобщего труда, 

равенства и справедливости. Как и многие, они верили в пришествие 

Мессии. В этой вере, как отмечал И.Д. Амусин, выражалась не только 

религиозно-мифологическая идея, но и глубокая жажда перемен, 

мечта о переустройстве мира. Вместе с тем она была «свидетельст-

вом отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими 

силами искоренить зло и социальную несправедливость на земле»

6

1

  Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 11–14.

2

  Там же. Глава 13. Стихи 55–56.

3

  Там же. Глава 10. Стих 36.

4

  Там же. Глава 13. Стих 57. 

5

  См.: Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Свенцицкая И.С. Указ. соч. 

С. 50–56.

6

  Амусин И.Д. Указ. соч. С. 162.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

128

Это отчаяние и стало причиной их ухода из мира и самоизоляции 

в пустынном крае Мертвого моря. 

Впрочем, очевидно также то, что Иисус отверг избранный ими 

путь. Неслучайно, как отмечала И.С. Свенцицкая, отдельные места 

Евангелий «звучат как прямая полемика с кумранскими правилами»

1

«Для того ли приносится свеча, – говорил Иисус, – чтобы поставить 

ее под сосуд или под кровать…»

2

 «Вы – свет мира. Не может укрыться 

город, стоящий на верху горы»

3

.

Дальнейшие пути Его странствий теряются в глубине веков. Можно 

предположить, что в поисках Царства Божия Он побывал во многих 

странах Востока, ставших со времени ассирийского пленения местом 

рассеяния потомков Авраама. 

Эту версию косвенно подтверждают некоторые свидетельства 

Евангелия. Так, в Евангелии от Матфея рассказано о бегстве Иисуса 

из Иерусалима «в страны Тирские и Сидонские»

4

, вероятно, уже зна-

комые Ему по предыдущим странствиям. Отметим также, что в миро-

воззрении Христа прослеживается в основном влияние религиозных 

и эзотерических учений Востока, а не философских школ эллинского 

мира. 

В странствия Он отправлялся вместе с паломниками, которые 

приходили в Иерусалим из самых отдаленных стран и для защиты 

которых во времена Ирода Великого были построены крепости вдоль 

караванных путей

5

Они шли через пустыни и горы, останавливаясь в тех городах и се-

лениях, где жили единоверцы. Там можно было найти помощь, узнать 

новости, совершить религиозные обряды. 

Средоточием жизни иудейских общин были синагоги – молитвен-

ные дома, где собирались для чтения проповедей, религиозных споров, 

обсуждения житейских проблем. По словам Э. Реннана, они были 

«небольшими обособленными мирами, которые сохраняли не только 

национальный дух, но и свободу, поскольку каждому предоставлялась 

возможность быть чтецом и толкователем священных текстов»

6

.

1

  Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 55.

2

  Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 21.

3

  Евангелие от Матфея. Глава 5. Стих 14.

4

  Там же. Глава 15. Стих 21.

5

  Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 254.

6

  Ренан Э. Жизнь Иисуса. С. 132–133.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

129

Возможно, в одной из таких синагог Иисус и прочитал Свою 

первую проповедь. В дальнейшем их было много. В них Он отта-

чивал искусство слова, умение отражать яростные нападки оппо-

нентов. 

А их было много. Неслучайно, вернувшись в Галилею, Иисус 

призывал:

«Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных оде-

ждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в сина-

гогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов 

и лицемерно долго молятся»

1

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей оде-

жде, а внутри суть волки хищные»

2

С особой страстью он призывал беречься «закваски фарисейской», 

которая порождала лицемерие

3

, меняла нравственные устои общества, 

лишала надежды на Царство Небесное.

Обвиняя фарисеев, Он утверждал: они «затворили Царство Небес-

ное»

4

; они извратили суть закона, забыв важнейшее – «суд, милость 

и веру»

5

. В их учении были сохранены только внешние обряды и це-

ремонии. Да и они сохранялись в основном для того, чтобы скрыть 

царившее в мире зло. По образному сравнению Иисуса, фарисеи 

«очищали внешность чащи и блюда», между тем как внутри они были 

«полны хищения и неправды»

6

.

Столь же беспощадным Иисус был по отношению к законникам, 

которые налагали на людей «бремена неудобоносимые, а сами и одним 

перстом своим не дотрагивались до них», которые взяли «ключ разу-

мения», но сами не вошли в Царство Небесное и воспрепятствовали 

тем, кто хотел в него войти

7

.

В странствиях Иисус не нашел Царство Божие. Везде, где бы 

Он ни был, в больших и малых городах, царствах с разными рели-

гиями и законами, Он видел одно и то же: угнетение, бесправие 

и нищету. 

1

  Евангелие от Луки. Глава 20. Стихи 46–47.

2

  Евангелие от Матфея. Глава 7. Стих 15.

3

  Евангелие от Луки. Глава 12. Стих 1.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 23. Стих 13.

5

  Там же. Глава 23. Стих 23.

6

  Там же. Глава 23. Стих 25.

7

  Евангелие от Луки. Глава 11. Стихи 46, 52.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

130

И так было везде, что подтверждали встречавшиеся на Его пути 

купцы, ремесленники, рабы из самых отдаленных уголков земли. 

И чем больше Он видел земных царств, тем сильнее становилось 

желание изменить этот мир, начав с малого – с «горчичного зерна», 

которое Он должен был посадить в Иудее, чтобы из него выросло но-

вое древо жизни, под ветвями которого могли бы укрыться небесные 

птицы и те, кто живет на земле

1

Там будет созидаться Его земное Царство. Вряд ли Он отчетливо 

представлял, каким оно будет. Этот образ сложился позднее, на берегах 

Галилейского моря, и впоследствии постоянно менялся, наполняясь 

новыми звуками и красками. 

Но уже тогда, в годы странствий, Он хорошо знал то древо зла, 

которое предстояло срубить и бросить в огонь

2

, чтобы изгнать «князя 

мира сего»

3

, а вместе с ним всех князей народов и вельмож, которые 

убивали, отдавали на распятие, били в синагогах и гнали из города 

в город тех «пророков, и мудрых, и книжников», которых посылал 

к ним Господь

4

Впрочем, зло распространилось повсеместно – среди богатых 

и бедных, мужчин и женщин, юных и старых. Из их сердец исходили 

«злые помыслы»; они совершали все мыслимые и немыслимые пре-

ступления: «убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесви-

детельства, хуления»

5

Он вернулся в Иудею, когда Ему было около 30 лет

6

. В то время 

народ жил в ожидании

7

 Мессии, чье пришествие возвестил Иоанн 

Креститель. Новый пророк призывал иудеев «вести добродетельный 

образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое 

чувство к Предвечному и собираться для омовения»

8

 – обряда «кре-

щения покаяния для прощения грехов»

9

. Этот обряд Иоанн совер-

1

  Евангелие от Матфея. Глава 13. Стихи 31–32; см. также: Евангелие от Луки. Гла-

ва 13. Стих 19; Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 31.

2

  Там же. Глава 7. Стихи 18–19.

3

  То есть сатану, см.: Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стих 31.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 23. Стихи 34–35.

5

  Там же. Глава 15. Стих 19.

6

  Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 23.

7

  Там же. Стих 15.

8

  Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 318.

9

  Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 3.