Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4058
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
136
добрые дела
1
, поскольку суббота создана для человека, а не человек
для субботы
2
.
Он создавал Царство милосердия, в котором особую заботу не-
обходимо было проявлять прежде всего к отверженным – нищим,
мытарям, грешникам. «Не здоровые имеют нужду во враче, – учил
Он, – но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу,
а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников
к покаянию»
3
.
А однажды, увидев бедную вдову, которая положила деньги в хра-
мовую сокровищницу, Он сказал ученикам: «Эта бедная вдова поло-
жила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от из-
бытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все
пропитание свое»
4
.
Вместе с тем Его Царство было царством любви и радости. О Нем
говорили, что Он «любит есть и пить вино»
5
, что Он приглашает на об-
щие трапезы многих людей. Как и Он, они не постились, потому что
в Его «чертоге брачном» не было места печали
6
.
Иисус отвергал частную собственность. Она была несовместима
с тем миропорядком, который Он создавал. «Никакой слуга не может
служить двум господам, – утверждал он, – ибо или одного будет нена-
видеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом
нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»
7
.
Частная собственность была постоянным источником корысти –
одной из самых больших угроз Его Царству. «Смотрите, – предупре-
ждал Он, – берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит
от изобилия его имения»
8
.
Земные богатства непрочны. Они вызывают зависть. Их легко по-
терять. Поэтому Он учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где
моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирай-
1
Евангелие от Матфея. Глава 12. Стихи 8, 12.
2
Евангелие от Марка. Глава 2. Стих 27.
3
Евангелие от Матфея. Глава 9. Стихи 12–13.
4
Евангелие от Марка. Глава 12. Стихи 43–44.
5
Евангелие от Матфея. Глава 11. Стих 19.
6
Там же. Глава 9. Стих 15.
7
Евангелие от Луки. Глава 16. Стих 13; см. также: Евангелие от Матфея. Глава 6.
Стих 24.
8
Там же. Глава 12. Стихи 14–15.
Глава первая. Основы христианской традиции права
137
те себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где
воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет
и сердце ваше»
1
.
Его призывы к отречению от собственности у многих вызывали
опасения. Он пытался их развеять, призывая не заботиться о том, что
есть и во что одеться. «Взгляните на птиц небесных, – убеждал Он, –
они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный
питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь?
Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как
всякая из них… Итак не заботьтесь, и не говорите: что нам есть? Или:
что пить? Или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники,
и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем
этом»
2
.
В Его Царстве все осуществлялось по воле Божьей
3
. Сам Он посто-
янно слышал либо ощущал ее. «Мое учение – говорил Он, – не Мое,
но Пославшего Меня
4
. «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня»
5
.
Ибо «Я в Отце и Отец во Мне»
6
.
Иисус был убежден в несовместимости воли Божией и воли свет-
ских правителей. О них Он говорил с презрением, утверждая: «Что
высоко у людей, то мерзость пред Богом»
7
.
Это было Царство «не от мира сего»
8
. В нем, согласно древнему
завету, Иисус должен был низложить сильных с престолов и вознести
смиренных, исполнить алчущих благ, а богатых отпустить ни с чем
9
.
В Своем Царстве Он правил как добрый пастырь. Эту миссию
Он описывал так: «Вор приходит только для того, чтобы украсть,
убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели
с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь
свою за овец… Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают
1
Евангелие от Матфея. Глава 6. Стихи 19–21.
2
Там же. Стих 26–32.
3
Там же. Глава 7. Стих 21.
4
Евангелие от Иоанна. Глава 7. Стих 16.
5
Там же. Глава 8. Стих 16.
6
Там же. Глава 14. Стих 10.
7
Евангелие от Луки. Глава 16. Стих 15.
8
Евангелие от Иоанна. Глава 18. Стих 36.
9
Евангелие от Луки. Глава 1. Стихи 52–53.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
138
Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою пола-
гаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех
надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно
стадо и один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь
Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я
Сам отдаю ее; имею власть отдать ее и власть имею опять принять
ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего»
1
.
В Его Царстве не было судов, потому что люди должны были про-
щать друг друга. Обосновывая Свое видение, Он повторял слова Все-
вышнего: «Милости хочу, а не жертвы»
2
. И призывал: «Не судите и не
судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить»
3
.
Он объяснял, как улаживать споры, не прибегая к светскому суду:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между
тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы ус-
тами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же
не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да
будет он тебе, как язычник и мытарь»
4
.
Но и в этом случае Он призывал к прощению. А на вопрос, сколь-
ко раз прощать согрешившему человеку, Иисус отвечал: прощайте
до седмижды семидесяти раз
5
.
Он отменял наказания, установленные законом Моисея, указывая
на то, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи»
6
.
О том, как осуществлялась эта власть, повествует одна из историй
Евангелия.
Когда Он был на горе Елеонской, к Нему привели женщину, взя-
тую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди толпы, сказали Ему:
«Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе
заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Говори-
ли же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
«Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая
1
Евангелие от Иоанна. Глава 10. Стихи 10–18.
2
Евангелие от Матфея. Глава 12. Стих 7.
3
Там же. Глава 7. Стихи 1–2.
4
Там же. Глава 18. Стихи 15–17.
5
Там же. Глава 18. Стих 22.
6
Там же. Глава 9. Стих 6.
Глава первая. Основы христианской традиции права
139
на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, воскло-
нившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И, опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши
то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, на-
чиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина,
стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме
женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил
тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю
тебя; иди и впредь не греши»
1
.
Евангелия сохранили много историй, повествующих о том, как
Иисус создавал Свое Царство Божие. Самая яркая из них – повесть
об умножении хлебов:
«Когда же настал вечер, пришли к Нему ученики Его и сказали: место
здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли
в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти;
вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов
и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь
на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил
и преломив дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и на-
сытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей»
2
.
Чудо умножения хлебов имело вполне земное объяснение. Иисус
отдал все, что было у Него. И тогда каждый стал делиться со всеми
тем, что мог отдать.
Было ли здесь чудо? – задавал вопрос Д. Мережковский. И отвечал: да,
было. «Там, на горе Хлебов, сделал человек Иисус то, чего никто из лю-
дей никогда, от начала мира, не делал и до конца не сделает, – разделил
хлеб между людьми, сытых уравнял с голодными, богатых с бедными,
не в рабстве, ненависти, вечной смерти, как это делают все мятежи – «ре-
волюции», а в свободе, в любви, в жизни вечной… Глядя на Него, Сына
Человеческого, (люди. – прим. ред.) вспомнили, что все они – братья, дети
одного Отца; поняли, как еще никогда не понимали, что значит: «душу
твою отдашь голодному и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой
взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58:10)»
3
.
1
Евангелие от Иоанна. Глава 8. Стихи 1–11.
2
Евангелие от Матфея. Глава 14. Стихи 15–21.
3
Мережковский Д. Указ. соч. С. 355–356.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
140
В том Царстве, которое Иисус создавал на земле, не было не только
светских, но и церковных властей, поскольку все, как «живые камни»,
составляли «священство святое»
1
, призванное Им «из тьмы в чудный
Свой свет»
2
.
Не было в Его Царстве ни храмов, ни молитвенных домов, потому
что каждый в нем должен был стать храмом Божиим, в которой живет
Божий Дух
3
.
Такое восприятие религиозной жизни исключало пышные и сложные
обряды. Напротив, они были столь же просты и безыскусны, как жизнь
тех рыбаков, ремесленников и женщин Галилеи, которые последовали
за Ним. Поэтому Иисус учил: не будьте «как лицемеры, которые любят
в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться
пред людьми…». И обращался к каждому: «Ты же, когда молишься, вой-
ди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Кото-
рый втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь,
не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии
своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец вас, в чем
вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него»
4
.
Созидая Царство Божие на земле, Иисус часто шел наперекор свет-
ским и церковным властям. Одно из таких столкновений произошло
в Иерусалимском храме:
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и поку-
пающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих
голубей. И говорил им: написано – дом Мой домом молитвы наречет-
ся; а вы сделали его вертепом разбойников»
5
.
Этот поступок Иисуса вызвал возмущение церковных властей. Ко-
гда позже Он появился в храме, к Нему приступили первосвященники
и старейшины, требуя объяснить, кто дал Ему такую власть
6
.
Опасения церковных и светских властей Иерусалима не были бес-
почвенны. Проповеди, слова, поступки Иисуса нередко восприни-
мались как призывы к восстанию «против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебес-
1
Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 2. Стих 5.
2
Там же. Стих 9.
3
Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 3. Стихи 16–17.
4
Евангелие от Матфея. Глава 6. Стихи 2–8.
5
Там же. Глава 21. Стихи 12–13.
6
Там же. Стих 23.