Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4058

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

136

добрые дела

1

, поскольку суббота создана для человека, а не человек 

для субботы

2

Он создавал Царство милосердия, в котором особую заботу не-

обходимо было проявлять прежде всего к отверженным – нищим, 

мытарям, грешникам. «Не здоровые имеют нужду во враче, – учил 

Он, – но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, 

а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников 

к покаянию»

3

.

А однажды, увидев бедную вдову, которая положила деньги в хра-

мовую сокровищницу, Он сказал ученикам: «Эта бедная вдова поло-

жила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от из-

бытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все 

пропитание свое»

4

.

Вместе с тем Его Царство было царством любви и радости. О Нем 

говорили, что Он «любит есть и пить вино»

5

, что Он приглашает на об-

щие трапезы многих людей. Как и Он, они не постились, потому что 

в Его «чертоге брачном» не было места печали

6

.

Иисус отвергал частную собственность. Она была несовместима 

с тем миропорядком, который Он создавал. «Никакой слуга не может 

служить двум господам, – утверждал он, – ибо или одного будет нена-

видеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом 

нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»

7

.

Частная собственность была постоянным источником корысти – 

одной из самых больших угроз Его Царству. «Смотрите, – предупре-

ждал Он, – берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит 

от изобилия его имения»

8

Земные богатства непрочны. Они вызывают зависть. Их легко по-

терять. Поэтому Он учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где 

моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирай-

1

   Евангелие от Матфея. Глава 12. Стихи 8, 12.

2

   Евангелие от Марка. Глава 2. Стих 27.

3

  Евангелие от Матфея. Глава 9. Стихи 12–13.

4

  Евангелие от Марка. Глава 12. Стихи 43–44.

5

  Евангелие от Матфея. Глава 11. Стих 19.

6

  Там же. Глава 9. Стих 15.

7

  Евангелие от Луки. Глава 16. Стих 13; см. также: Евангелие от Матфея. Глава 6. 

Стих 24.

8

  Там же. Глава 12. Стихи 14–15. 


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

137

те себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где 

воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет 

и сердце ваше»

1

Его призывы к отречению от собственности у многих вызывали 

опасения. Он пытался их развеять, призывая не заботиться о том, что 

есть и во что одеться. «Взгляните на птиц небесных, – убеждал Он, – 

они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный 

питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь? 

Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; 

но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как 

всякая из них… Итак не заботьтесь, и не говорите: что нам есть? Или: 

что пить? Или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, 

и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем 

этом»

2

В Его Царстве все осуществлялось по воле Божьей

3

. Сам Он посто-

янно слышал либо ощущал ее. «Мое учение – говорил Он, – не Мое, 

но Пославшего Меня

4

. «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня»

5

Ибо «Я в Отце и Отец во Мне»

6

.

Иисус был убежден в несовместимости воли Божией и воли свет-

ских правителей. О них Он говорил с презрением, утверждая: «Что 

высоко у людей, то мерзость пред Богом»

7

.

Это было Царство «не от мира сего»

8

. В нем, согласно древнему 

завету, Иисус должен был низложить сильных с престолов и вознести 

смиренных, исполнить алчущих благ, а богатых отпустить ни с чем

9

В Своем Царстве Он правил как добрый пастырь. Эту миссию 

Он описывал так: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, 

убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели 

с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь 

свою за овец… Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 6. Стихи 19–21.

2

  Там же. Стих 26–32. 

3

  Там же. Глава 7. Стих 21.

4

  Евангелие от Иоанна. Глава 7. Стих 16.

5

  Там же. Глава 8. Стих 16.

6

  Там же. Глава 14. Стих 10.

7

  Евангелие от Луки. Глава 16. Стих 15.

8

  Евангелие от Иоанна. Глава 18. Стих 36.

9

  Евангелие от Луки. Глава 1. Стихи 52–53.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

138

Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою пола-

гаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех 

надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно 

стадо и один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь 

Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я 

Сам отдаю ее; имею власть отдать ее и власть имею опять принять 

ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего»

1

.

В Его Царстве не было судов, потому что люди должны были про-

щать друг друга. Обосновывая Свое видение, Он повторял слова Все-

вышнего: «Милости хочу, а не жертвы»

2

. И призывал: «Не судите и не 

судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою 

мерою мерите, такою и вам будут мерить»

3

.

Он объяснял, как улаживать споры, не прибегая к светскому суду: 

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между 

тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 

если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы ус-

тами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же 

не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да 

будет он тебе, как язычник и мытарь»

4

Но и в этом случае Он призывал к прощению. А на вопрос, сколь-

ко раз прощать согрешившему человеку, Иисус отвечал: прощайте 

до седмижды семидесяти раз

5

.

Он отменял наказания, установленные законом Моисея, указывая 

на то, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи»

6

О том, как осуществлялась эта власть, повествует одна из историй 

Евангелия.

Когда Он был на горе Елеонской, к Нему привели женщину, взя-

тую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди толпы, сказали Ему: 

«Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе 

заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Говори-

ли же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. 

«Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая 

1

   Евангелие от Иоанна. Глава 10. Стихи 10–18.

2

  Евангелие от Матфея. Глава 12. Стих 7.

3

  Там же. Глава 7. Стихи 1–2.

4

  Там же. Глава 18. Стихи 15–17.

5

  Там же. Глава 18. Стих 22.

6

  Там же. Глава 9. Стих 6.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

139

на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, воскло-

нившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 

И, опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши 

то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, на-

чиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, 

стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме 

женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил 

тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю 

тебя; иди и впредь не греши»

1

Евангелия сохранили много историй, повествующих о том, как 

Иисус создавал Свое Царство Божие. Самая яркая из них – повесть 

об умножении хлебов:

«Когда же настал вечер, пришли к Нему ученики Его и сказали: место 

здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли 

в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; 

вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов 

и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь 

на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил 

и преломив дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и на-

сытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей»

2

.

Чудо умножения хлебов имело вполне земное объяснение. Иисус 

отдал все, что было у Него. И тогда каждый стал делиться со всеми 

тем, что мог отдать.

Было ли здесь чудо? – задавал вопрос Д. Мережковский. И отвечал: да, 

было. «Там, на горе Хлебов, сделал человек Иисус то, чего никто из лю-

дей никогда, от начала мира, не делал и до конца не сделает, – разделил 

хлеб между людьми, сытых уравнял с голодными, богатых с бедными, 

не в рабстве, ненависти, вечной смерти, как это делают все мятежи – «ре-

волюции», а в свободе, в любви, в жизни вечной… Глядя на Него, Сына 

Человеческого, (люди. – прим. ред.) вспомнили, что все они – братья, дети 

одного Отца; поняли, как еще никогда не понимали, что значит: «душу 

твою отдашь голодному и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой 

взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58:10)»

3

1

  Евангелие от Иоанна. Глава 8. Стихи 1–11.

2

  Евангелие от Матфея. Глава 14. Стихи 15–21.

3

   Мережковский Д. Указ. соч. С. 355–356.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

140

В том Царстве, которое Иисус создавал на земле, не было не только 

светских, но и церковных властей, поскольку все, как «живые камни», 

составляли «священство святое»

1

, призванное Им «из тьмы в чудный 

Свой свет»

2

.

Не было в Его Царстве ни храмов, ни молитвенных домов, потому 

что каждый в нем должен был стать храмом Божиим, в которой живет 

Божий Дух

3

Такое восприятие религиозной жизни исключало пышные и сложные 

обряды. Напротив, они были столь же просты и безыскусны, как жизнь 

тех рыбаков, ремесленников и женщин Галилеи, которые последовали 

за Ним. Поэтому Иисус учил: не будьте «как лицемеры, которые любят 

в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться 

пред людьми…». И обращался к каждому: «Ты же, когда молишься, вой-

ди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Кото-

рый втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, 

не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии 

своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец вас, в чем 

вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него»

4

Созидая Царство Божие на земле, Иисус часто шел наперекор свет-

ским и церковным властям. Одно из таких столкновений произошло 

в Иерусалимском храме:

«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и поку-

пающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих 

голубей. И говорил им: написано – дом Мой домом молитвы наречет-

ся; а вы сделали его вертепом разбойников»

5

.

Этот поступок Иисуса вызвал возмущение церковных властей. Ко-

гда позже Он появился в храме, к Нему приступили первосвященники 

и старейшины, требуя объяснить, кто дал Ему такую власть

6

Опасения церковных и светских властей Иерусалима не были бес-

почвенны. Проповеди, слова, поступки Иисуса нередко восприни-

мались как призывы к восстанию «против начальств, против властей, 

против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебес-

1

  Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 2. Стих 5.

2

  Там же. Стих 9.

3

  Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 3. Стихи 16–17.

4

  Евангелие от Матфея. Глава 6. Стихи 2–8.

5

  Там же. Глава 21. Стихи 12–13.

6

  Там же. Стих 23.