Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4066

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

141

ных»

1

. Многие ждали, что Он «упразднит всякое начальство и всякую 

власть и силу»

2

.

Неслучайно Евангелие сохранило рассказ о том, что в Галилее мно-

гие, признав Его за Мессию, хотели «взять Его и сделать царем»

3

Точно так же хотели поступить жители Иерусалима, когда Он вошел 

в город перед последней Пасхой Своей земной жизни. Его встречало 

множество людей, которые бросали Ему под ноги ветви, срезанные 

с пальм, и кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий 

во имя Господня»

4

. «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! 

Мир на небесах и слава в вышних!»

5

Слыша эти слова, некоторые фарисеи требовали, чтобы Он заставил 

своих последователей молчать. Но Он возражал, утверждая, что, когда 

они умолкнут, «камни возопиют»

6

Однако миг торжества было недолгим. Вскоре Он был схвачен, 

предан суду и казнен по требованию толпы, которая еще несколько 

дней назад восторженно встречала Его. Казнен по обвинению в го-

сударственном преступлении, указанном на трех языках в надписи, 

прикрепленной к распятию: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский»

7

.

Судя по многим свидетельствам, Иисус задолго до смерти понял, 

что Ему не суждено создать Царство Божие на земле. Но Он продолжал 

Свой крестный путь, веря, что Его смерть станет тем семенем, которое 

даст свои всходы.

Царство Божие, учил Он, подобно семени, брошенному человеком 

в землю. Человек и не знает, «как семя всходит и растет, не знает он; 

ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом 

полное зерно в колосе»

8

Впрочем, добрые всходы могли появиться только в сознании 

тех, кто был готов созидать Его Царство здесь, на земле. Эту тайну 

1

  Послание к ефесянам святого Апостола Павла. Глава 6. Стих 12.

2

  Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 15. Стихи 24–26.

3

  Евангелие от Иоанна. Глава 6. Стих 15. 

4

  Евангелие от Матфея. Глава 21. Стихи 8–9.

5

  Евангелие от Луки. Глава 19. Стих 38. 

6

  Там же. Глава 19. Стихи 39–40.

7

  Евангелие от Матфея. Глава 27. Стих 37.

8

   Евангелие от Марка. Глава 4. Стихи 26–28. Из образов, созданных Иисусом, от-

метим также сравнение Царства Божия с закваской, которая квасит все тесто (Еванге-

лие от Матфея. Глава 13. Стих 33).


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

142

Он раскрыл в притче о сеятеле, чьи семена гибли, когда падали 

при дороге, где их клевали птицы. Они погибали также тогда, когда 

падали на каменистую почву, где, не имея глубоких корней, засы-

хали на солнце. Гибли они и тогда, когда оказывались в тернии, где 

их заглушали другие растения. И только семена, которые падали 

на добрую почву, приносили добрые плоды. Раскрывая смысл притчи, 

Он объяснял:

«Выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему 

слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похища-

ет посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. 

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово 

и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непо-

стоянен: когда наступит скорбь или гонение за слово, тотчас соблаз-

няется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но за-

бота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает 

бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово 

и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит 

плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»

1

Он пытался укрепить в сознании слушателей созданный Им образ 

Царства Божия, предупреждая, что тот, кто не слушает Его слов и не 

исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который строит 

свой дом на песке: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, 

и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»

2

Избрав Царство Божие, Его сторонники должны были стойко сле-

довать по избранному пути. Укрепляя их дух, Он призывал: «Возло-

живший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен 

для Царствия Божия»

3

.

Вместе с тем Он не скрывал тех тягот, которые ждали его после-

дователей на этом пути: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; 

итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь 

же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих 

будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для сви-

детельства пред ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, 

не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 13. Стихи 18–23.

2

  Там же. Глава 7. Стихи 26–27.

3

  Евангелие от Луки. Глава 9. Стих 62.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

143

сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить 

в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети 

на родителей и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; 

претерпевший же до конца спасется»

1

.

В борьбе за земное Царство Иисус испытал много разочарований 

и потерь. И чем больше их становилось, тем чаще Он обращался к идее 

второго – Небесного – Царства.

Оно принадлежит немногим, рассказывал Он, ибо «тесны врата 

и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»

2

.

По этому пути пройдут только избранные. «Много званных, – ука-

зывал Он, – а мало избранных»

3

Избранными для Царства Небесного были дети, потому что в них 

не было греха

4

Избранными становились те, кто был рожден свыше, – от воды 

и Духа

5

, кто был праведен и чист сердцем, кто был нищ и страдал 

за правду, кто принимал Царство Божие, как дитя

6

Царство Небесное было открыто также для тех, кто искренне рас-

каялся в грехах. «На небесах более радости будет об одном грешнике 

кающемся, – утверждал Он, – нежели о девяноста девяти праведниках, 

не имеющих нужды в покаянии»

7

.

Заслужить Царство Небесное могли не только праведные, не толь-

ко раскаявшиеся, но и прощавшие обиды. «Если вы будете прощать 

людям согрешения их, – учил Иисус, – то простит и вам Отец ваш 

Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец 

ваш не простит вам согрешений ваших»

8

.

Для того чтобы войти в Царство Небесное, необходимо было 

не только отречься от пороков, не только обуздать страсти, но и из-

бавиться от собственности. Только так можно было достичь со-

вершенства. «Истинно говорю вам, – объяснял Иисус, – трудно 

богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 16–22.

2

  Там же. Глава 7. Стих 14.

3

  Там же. Глава 22. Стих 14. 

4

  Там же. Глава 19. Стих 14. 

5

  Евангелие от Иоанна. Глава 3. Стих 5.

6

  Евангелие от Марка. Глава 10. Стих 15.

7

  Евангелие от Луки. Глава 15. Стих 7.

8

  Евангелие от Матфея. Глава 6. Стихи 14–15.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

144

верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти 

в Царство Божие»

1

В последние дни Своей земной жизни Он все чаще говорил о том, что 

в Небесное Царство сможет войти лишь тот, кто верит в Него. «Я есмь 

дверь: кто войдет Мною, тот спасется»

2

. «Слушающий слово Мое и верую-

щий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную»

3

. «Я есмь путь и истина 

и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»

4

. «Иду от вас 

и приду к вам»

5

. «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во мне мир»

6

.

Раскрывая значение этих слов, Он использовал поэтический образ 

виноградной лозы, столь трепетно воспринимаемый во многих вос-

точных странах:

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а отец Мой – Виноградарь; 

всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, 

приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже 

очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, 

и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не бу-

дет на лозе, так и вы, если не будете во мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; 

кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без 

Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется 

вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, 

и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, 

чего ни пожелаете, просите, и будет вам»

7

.

Эти слова Он обращал к каждому, кто вел праведную жизнь и был 

готов последовать за Ним. Среди них были не только иудеи, но и языч-

ники. Так, однажды Он воскликнул: «И в Израиле не нашел Я такой 

веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут 

с Авраамом, Исааком и Иаковым в Царстве Небесном; а сыны царства 

извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»

8

Иудеи теряли не только небесное, но и земное Царство. «Неужели 

вы никогда не читали в Писании, – обращался Он к ним, – камень, 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 19. Стихи 23–24.

2

  Евангелие от Иоанна. Глава 10. Стих 9.

3

  Там же. Глава 5. Стих 24.

4

  Там же. Глава 14. Стих 6.

5

  Там же. Глава 14. Стихи 27–28.

6

  Там же. Глава 16. Стих 33.

7

  Там же. Глава 15. Стихи 1–7.

8

  Евангелие от Матфея. Глава 8. Стихи 11–12.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

145

который отвергли строители, тот самый сделался главою угла… По-

тому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет 

народу, приносящему плоды его»

1

.

Евангелие называет последователей Иисуса учениками, а созданное 

ими сообщество – братством и Церковью Христовой

2

.

Необходимость создания новой Церкви Иисус объяснял с помощью 

образных, но предельно точных сравнений: «Никто не приставляет 

заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды… И никто не вли-

вает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, 

и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать 

в мехи новые; тогда сбережется и то и другое»

3

.

Вместе с тем Он призывал сохранить связь с существующей церко-

вью, как никто зная, что ни один, пив «старое вино, не захочет тотчас 

молодого; ибо говорит: старое лучше»

4

.

Создание Церкви Христовой, как отмечали многие исследователи, 

было обусловлено еще одной причиной – невозможностью создания 

Царства Божия на земле. Его пришествие было отсрочено. По образ-

ному выражению Д. Мережковского, оно прошло мимо человечества, 

«как чаша мимо уст». Вместо Царства была создана Церковь. Был вы-

бран путь в чужую страну, а не в отчий дом; «пост вместо пира, плач 

вместо песни; разлука вместо свидания; время вместо вечности»

5

.

С таким выводом трудно согласиться, поскольку Иисус никогда 

не противопоставлял Царство Божие и Церковь. Они были нераздели-

мы. Царство Божие было невозможно построить без Церкви. Церковь 

без Царства утрачивала свое предназначение. 

Церковь Христова имела стройную организационную структуру.

Иисус был главой Церкви. Он принимал решения по самым важ-

ным вопросам, давал указания ученикам и вместе с тем нес ответст-

венность за каждого из них

6

. Он всегда был с ними. «Где двое или трое 

собраны во имя Мое, – говорил Иисус, – там Я посреди них»

7

.

1

  Евангелие от Матфея. Глава 21. Стих 43.

2

  О понятии «церковь» см.: Евангелие от Матфея. Глава 16. Стихи 18–19; Глава 18. 

Стих 17.

3

  Евангелие от Луки. Глава 5. Стихи 36–38.

4

  Там же. Стих 39.

5

  Мережковский. Д. Указ. соч. С. 417.

6

   Евангелие от Матфея. Глава 18. Стихи 11–13.

7

   Там же. Глава 18. Стих 20.