Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4110
Скачиваний: 3
Глава первая. История сравнительного правоведения
31
Сулеймана ибн Абдель-Малика люди погрязли в чревоугодии, увлек-
лись украшением мест для принятия пищи и окуриванием их благо-
вониями, удовлетворением своих желаний и исполнением прихотей.
А при Умаре ибн Абдель-Азизе люди проводили свое время в по-
клонении и воздержании… Во все времена подданные берут пример
со своего правителя, поступают как он и подражают его делам, дур-
ным или благим»
1
.
Первоистоки Западной Европы
В Западной Европе традиции сравнительного правоведения были
заложены составителями хроник и летописей, церковных историй
и биографий правителей, в которых описывались и сопоставлялись
действовавшие в разных странах законы и обычаи.
Так, Беда Достопочтенный в книге «Церковная история народа
англов» рассказывал об обычаях бриттов, пиктов, скоттов, саксов,
англов, населявших Британские острова, и о многочисленных госу-
дарствах, образованных ими, – Нортумбрии, Эссексе, Кенте, Мерсии,
Дейре и др.
Особое внимание он обращал на то, как христианство постепенно
смягчало нравы, изменяя сознание людей. Без духовной идеи, убеждал
Беда, общество обречено. И чем больше в нем становится богатств,
тем быстрее наступает распад. Доказывая этот тезис, он рассказывал
о призвании в Британию саксов: «С прекращением вражеских нападе-
ний на острове случился такой обильный урожай зерна, какого прежде
никто не помнил. За изобилием пришла роскошь, сопровождаемая
всеми видами преступлений; в особенности возросли зависть, нена-
висть к истине и любовь ко лжи, так что те, кто были мягче прочих
и более привержены истине, без жалости оскорблялись и избивались,
как если бы они были врагами Британии. И не только простые люди
были повинны в этих преступлениях, но и паства Господня, и даже ее
пастыри. Отвергая легчайшее бремя Христово, они взваливали на себя
ношу пьянства, злобы, сварливости, раздора, зависти и других подоб-
ных грехов. В это время на испорченный тот народ внезапно напала
губительная чума, которая весьма быстро скосила такое количество лю-
дей, что оставшихся в живых не хватало даже на то, чтобы похоронить
мертвых. Но тех, кто выжил, ни смерть родных, ни даже страх собст-
1
Аль-Газали А.Х. Указ. соч. С. 60–61.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
32
венной погибели не смогли излечить от чумы духовной, порожденной
их грехами; поэтому вскоре на погрязший в грехе народ обрушилась
новая, еще более тяжкая кара за его преступления… Они согласились
с тем, что следует призвать на помощь саксов из-за моря. Как показали
дальнейшие события, это зло было послано им Божьим промыслом
в наказание за все их нечестивые дела»
1
.
Чтобы избежать такого развития событий, необходимо было сле-
довать христианским заповедям так, как это было в Нортумбрии, где
под властью короля Эдвина «царил такой мир, что женщина с грудным
младенцем на руках могла пройти через весь остров от моря до моря
безо всякого вреда для себя». Продолжая, Беда Достопочтенный писал:
«Этот король так заботился о благе своего народа, что велел установить
на дорогах возле источников с чистой водой столбы и повесить на них
медные кубки для утоления жажды путников. Никто не смел уносить
их или использовать не по назначению – не из страха, но из любви
к королю»
2
.
Во многом те же идеи принизывали книгу Эйнхарда «Жизнь Карла
Великого». Ее он начал с описания правления Меровингов, указывая,
что в этом роде уже давно «не было никакой жизненной силы и ниче-
го замечательного, кроме пустого царского звания»
3
. Иным образом
была представлена новая династия Каролингов, и прежде всего Карл
Великий, который не только укрепил государство франков, но и соз-
дал на его основе великую христианскую империю, в которую вошли
многие страны Западной и Центральной Европы.
Эйнхард отмечал, что империю Карла Великого населяли разные на-
роды, в каждом из которых были свои законы и обычаи. Даже в самом
франкском государстве право не было единым. Действовали законы
салических и рипуарских франков, которые в свою очередь «во многих
местах весьма различались»
4
.
По свидетельству Эйнхарда, Карл Великий, став императором,
решил усовершенствовать законы франков – «добавить то, что не-
доставало, устранить расхождения и исправить плохо или с ошибками
изложенное». Кроме того, «он приказал записать и письменно изло-
1
Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов // Восточная литература.
Средневековые исторические источники Востока и Запада (http://www.vostlit.info).
2
Там же.
3
Эйнхард. Жизнь Карла Великого. М., 2005. С. 55.
4
Там же. С. 115.
Глава первая. История сравнительного правоведения
33
жить устные законы всех подвластных ему народов»
1
. По сути, была
поставлена задача проведения полномасштабной правовой реформы.
Но в ее решении Карл Великий не преуспел – ничего из задуманного
не исполнил, «если не считать того, что добавил к законам несколько
глав, но и они не были завершены»
2
. Такое едва скрываемое него-
дование, возможно, было вызвано тем, что Эйнхард сам участвовал
в подготовке реформы, будучи одним из ближайших сподвижников
Карла Великого. Впрочем, Эйнхард дал и вполне понятное объяс-
нение отказа от ее проведения: слишком «сильные различия»
3
су-
ществовали между законами и обычаями не только самих франков,
но и остальных народов, населявших империю, – саксов и данов,
славян, аварцев и др.
В развитии сравнительного правоведения заметное место при-
надлежит «Хронике» епископа Титмара Мерзебургского, в которой
описаны обычаи скандинавских народов до принятия христианства
4
,
а также религиозные и правовые нормы славянских племен – поляков
и лютичей.
Как отмечал летописец, в Польше «много различных обычаев,
хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы», потому что «без
суровых наказаний нельзя править ко благу правителя» и потому
что «в наше время более, чем право и обычаи, господствует свобода
грешить»
5
.
Описывая общественное устройство лютичей, он подчеркивал,
что ими «не управляет какой-то один правитель» и что решения у них
«обсуждаются в общем собрании, после чего все должны дать согласие
на проведение его в исполнение»
6
.
Существенные особенности отличали и правовое устройство Бур-
гундского королевства. В нем была ослаблена «узда законности», а ко-
роль, по сути, лишен власти. «Никто, как я слышал, – отмечал Титмар
Мерзебургский, – не правит королевством так, как он; он обладает
лишь титулом и короной»
7
.
1
Эйнхард. Указ. соч. С. 115.
2
Там же. С. 115.
3
Там же. С. 85.
4
Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2005. С. 12
5
Там же. С. 165, 166.
6
Там же. С. 103.
7
Там же. С. 145.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
34
С тревогой он писал и о Киевской Руси, разделенной после смерти
святого князя Владимира между его сыновьями: «Я опасаюсь, что по-
следует то, исполнения чего предвещает голос истины; ведь говорит
Он: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» и прочее.
Пусть молится все христианство, дабы Бог изменил этот приговор
в тех землях»
1
.
Первоистоки Русской Земли
На Руси традиции сравнительного правоведения были заложены
«Повестью временных лет» – первым ее летописным сводом.
После потопа, повествовал летописец Нестор, трое сыновей Ноя
Сим, Хам и Иафет разделили между собой всю землю. Иафету дос-
тались северные и западные страны. От племени Иафета произошли
многие народы, в том числе и славяне: моравы и чехи, белые хорваты
и сербы, поляки и многие племена земли Русской – поляне и древляне,
дреговичи, полочане, северяне и вятичи, радимичи и др.
2
У каждого из славянских племен было свое княжение. И все они имели
свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое – свой нрав.
Так, поляне имели «обычай отцов своих кроткий и тихий» и были «стыд-
ливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями».
Иными в летописи предстают обычаи других славянских народов,
которые «жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг
друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц
у воды… И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем де-
лали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали,
а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили
на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая
держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего,
но сами себе устанавливающие закон»
3
.
Свои законы и обычаи были у других народов земли. Ссылаясь
на византийского летописца Георгия Амартола, Нестор отмечал, что
«каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который
люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов»
4
. В под-
1
Титмар Мерзебургский. Указ. соч. С. 163.
2
Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М., 2002. С. 47–48.
3
Там же. С. 52–53.
4
Там же. С. 52–53.
Глава первая. История сравнительного правоведения
35
тверждение он не только воспроизводил вслед за Георгием Амартолом
законы и обычаи сирийцев, бактрийцев, индусов, персов, британцев.
Он дополнял эту картину своими рассказами о нравах половцев с целью
не только показать различия половецких и славянских племен, но и под-
черкнуть единство христианского мира, «где веруют во святую Троицу,
в единое крещение и исповедуют единую веру» и имеют «единый закон,
поскольку… крестились во Христа и во Христа облеклись»
1
.
Первоистоки Скандинавских стран
В Скандинавии традиции сравнительного права были заложены
скальдами, которые в сагах рассказывали об обычаях и нравах других
народов. Вершиной творчества скальдов стал «Круг земной», состав-
ленный в XIII в. исландским поэтом Снорри Стурлусоном.
Свое повествование он начинает с незапамятно далеких времен,
когда северными народами правил Один. Он ввел первые законы
и учил им, как и другим искусствам, рунами и песнями
2
.
После Одина законы провозглашали скальды-законоговорители,
а с утверждением королевской власти – ярлы и конунги. О некото-
рых из них Снорри Стурлусон рассказывал подробно. Так, описывая
норвежского конунга Хальвдана Черного, скальд отмечал, что он был
умным, правдивым и справедливым правителем, который «вводил за-
коны, соблюдал их сам и заставлял других соблюдать их»
3
. Мудрыми
законодателями были Хакон Добрый, установивший законы в Северной
Норвегии, и Святой Олав, принявший христианство и попытавшийся
искоренить обычаи варварских времен. Интересен рассказ Снорри
Стурлусона, который раскрывает образ Олава как мудрого законодателя.
По словам поэта, он «много расспрашивал знающих людей об обычаях
в разных странах и особенно часто спрашивал он о христианской вере
и о том, как она соблюдается на Оркнейских, Шетлендских и Фарерских
островах. Из рассказов он узнал, что там далеко не все хорошо. Он часто
вел такие беседы или говорил о законах и порядках в стране»
4
.
В «Круге земном» были описаны законы и обычаи не только
Скандинавских государств – Норвегии, Швеции, Дании, но и других
1
Повесть временных лет. С. 53–54.
2
Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 14.
3
Там же. С. 41.
4
Там же. С. 197.