Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

31

Сулеймана ибн Абдель-Малика люди погрязли в чревоугодии, увлек-

лись украшением мест для принятия пищи и окуриванием их благо-

вониями, удовлетворением своих желаний и исполнением прихотей. 

А при Умаре ибн Абдель-Азизе люди проводили свое время в по-

клонении и воздержании… Во все времена подданные берут пример 

со своего правителя, поступают как он и подражают его делам, дур-

ным или благим»

1

.

Первоистоки Западной Европы

В Западной Европе традиции сравнительного правоведения были 

заложены составителями хроник и летописей, церковных историй 

и биографий правителей, в которых описывались и сопоставлялись 

действовавшие в разных странах законы и обычаи. 

Так, Беда Достопочтенный в книге «Церковная история народа 

англов» рассказывал об обычаях бриттов, пиктов, скоттов, саксов, 

англов, населявших Британские острова, и о многочисленных госу-

дарствах, образованных ими, – Нортумбрии, Эссексе, Кенте, Мерсии, 

Дейре и др.

Особое внимание он обращал на то, как христианство постепенно 

смягчало нравы, изменяя сознание людей. Без духовной идеи, убеждал 

Беда, общество обречено. И чем больше в нем становится богатств, 

тем быстрее наступает распад. Доказывая этот тезис, он рассказывал 

о призвании в Британию саксов: «С прекращением вражеских нападе-

ний на острове случился такой обильный урожай зерна, какого прежде 

никто не помнил. За изобилием пришла роскошь, сопровождаемая 

всеми видами преступлений; в особенности возросли зависть, нена-

висть к истине и любовь ко лжи, так что те, кто были мягче прочих 

и более привержены истине, без жалости оскорблялись и избивались, 

как если бы они были врагами Британии. И не только простые люди 

были повинны в этих преступлениях, но и паства Господня, и даже ее 

пастыри. Отвергая легчайшее бремя Христово, они взваливали на себя 

ношу пьянства, злобы, сварливости, раздора, зависти и других подоб-

ных грехов. В это время на испорченный тот народ внезапно напала 

губительная чума, которая весьма быстро скосила такое количество лю-

дей, что оставшихся в живых не хватало даже на то, чтобы похоронить 

мертвых. Но тех, кто выжил, ни смерть родных, ни даже страх собст-

1

  Аль-Газали А.Х. Указ. соч. С. 60–61.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

32

венной погибели не смогли излечить от чумы духовной, порожденной 

их грехами; поэтому вскоре на погрязший в грехе народ обрушилась 

новая, еще более тяжкая кара за его преступления… Они согласились 

с тем, что следует призвать на помощь саксов из-за моря. Как показали 

дальнейшие события, это зло было послано им Божьим промыслом 

в наказание за все их нечестивые дела»

1

.

Чтобы избежать такого развития событий, необходимо было сле-

довать христианским заповедям так, как это было в Нортумбрии, где 

под властью короля Эдвина «царил такой мир, что женщина с грудным 

младенцем на руках могла пройти через весь остров от моря до моря 

безо всякого вреда для себя». Продолжая, Беда Достопочтенный писал: 

«Этот король так заботился о благе своего народа, что велел установить 

на дорогах возле источников с чистой водой столбы и повесить на них 

медные кубки для утоления жажды путников. Никто не смел уносить 

их или использовать не по назначению – не из страха, но из любви 

к королю»

2

Во многом те же идеи принизывали книгу Эйнхарда «Жизнь Карла 

Великого». Ее он начал с описания правления Меровингов, указывая, 

что в этом роде уже давно «не было никакой жизненной силы и ниче-

го замечательного, кроме пустого царского звания»

3

. Иным образом 

была представлена новая династия Каролингов, и прежде всего Карл 

Великий, который не только укрепил государство франков, но и соз-

дал на его основе великую христианскую империю, в которую вошли 

многие страны Западной и Центральной Европы. 

Эйнхард отмечал, что империю Карла Великого населяли разные на-

роды, в каждом из которых были свои законы и обычаи. Даже в самом 

франкском государстве право не было единым. Действовали законы 

салических и рипуарских франков, которые в свою очередь «во многих 

местах весьма различались»

4

.

По свидетельству Эйнхарда, Карл Великий, став императором, 

решил усовершенствовать законы франков – «добавить то, что не-

доставало, устранить расхождения и исправить плохо или с ошибками 

изложенное». Кроме того, «он приказал записать и письменно изло-

1

  Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов // Восточная литература. 

Средневековые исторические источники Востока и Запада (http://www.vostlit.info).

2

  Там же.

3

  Эйнхард. Жизнь Карла Великого. М., 2005. С. 55.

4

  Там же. С. 115.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

33

жить устные законы всех подвластных ему народов»

1

. По сути, была 

поставлена задача проведения полномасштабной правовой реформы. 

Но в ее решении Карл Великий не преуспел – ничего из задуманного 

не исполнил, «если не считать того, что добавил к законам несколько 

глав, но и они не были завершены»

2

. Такое едва скрываемое него-

дование, возможно, было вызвано тем, что Эйнхард сам участвовал 

в подготовке реформы, будучи одним из ближайших сподвижников 

Карла Великого. Впрочем, Эйнхард дал и вполне понятное объяс-

нение отказа от ее проведения: слишком «сильные различия»

3

 су-

ществовали между законами и обычаями не только самих франков, 

но и остальных народов, населявших империю, – саксов и данов, 

славян, аварцев и др.

В развитии сравнительного правоведения заметное место при-

надлежит «Хронике» епископа Титмара Мерзебургского, в которой 

описаны обычаи скандинавских народов до принятия христианства

4

а также религиозные и правовые нормы славянских племен – поляков 

и лютичей. 

Как отмечал летописец, в Польше «много различных обычаев, 

хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы», потому что «без 

суровых наказаний нельзя править ко благу правителя» и потому 

что «в наше время более, чем право и обычаи, господствует свобода 

грешить»

5

Описывая общественное устройство лютичей, он подчеркивал, 

что ими «не управляет какой-то один правитель» и что решения у них 

«обсуждаются в общем собрании, после чего все должны дать согласие 

на проведение его в исполнение»

6

.

Существенные особенности отличали и правовое устройство Бур-

гундского королевства. В нем была ослаблена «узда законности», а ко-

роль, по сути, лишен власти. «Никто, как я слышал, – отмечал Титмар 

Мерзебургский, – не правит королевством так, как он; он обладает 

лишь титулом и короной»

7

.

1

  Эйнхард. Указ. соч. С. 115.

2

  Там же. С. 115.

3

  Там же. С. 85.

4

  Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2005. С. 12

5

  Там же. С. 165, 166.

6

  Там же. С. 103.

7

  Там же. С. 145.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

34

С тревогой он писал и о Киевской Руси, разделенной после смерти 

святого князя Владимира между его сыновьями: «Я опасаюсь, что по-

следует то, исполнения чего предвещает голос истины; ведь говорит 

Он: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» и прочее. 

Пусть молится все христианство, дабы Бог изменил этот приговор 

в тех землях»

1

.

Первоистоки Русской Земли

На Руси традиции сравнительного правоведения были заложены 

«Повестью временных лет» – первым ее летописным сводом. 

После потопа, повествовал летописец Нестор, трое сыновей Ноя 

Сим, Хам и Иафет разделили между собой всю землю. Иафету дос-

тались северные и западные страны. От племени Иафета произошли 

многие народы, в том числе и славяне: моравы и чехи, белые хорваты 

и сербы, поляки и многие племена земли Русской – поляне и древляне, 

дреговичи, полочане, северяне и вятичи, радимичи и др.

2

У каждого из славянских племен было свое княжение. И все они имели 

свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое – свой нрав. 

Так, поляне имели «обычай отцов своих кроткий и тихий» и были «стыд-

ливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями».

Иными в летописи предстают обычаи других славянских народов, 

которые «жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг 

друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц 

у воды… И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем де-

лали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, 

а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили 

на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая 

держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, 

но сами себе устанавливающие закон»

3

Свои законы и обычаи были у других народов земли. Ссылаясь 

на византийского летописца Георгия Амартола, Нестор отмечал, что 

«каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который 

люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов»

4

. В под-

1

  Титмар Мерзебургский. Указ. соч. С. 163.

2

  Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М., 2002. С. 47–48.

3

  Там же. С. 52–53.

4

  Там же. С. 52–53.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

35

тверждение он не только воспроизводил вслед за Георгием Амартолом 

законы и обычаи сирийцев, бактрийцев, индусов, персов, британцев. 

Он дополнял эту картину своими рассказами о нравах половцев с целью 

не только показать различия половецких и славянских племен, но и под-

черкнуть единство христианского мира, «где веруют во святую Троицу, 

в единое крещение и исповедуют единую веру» и имеют «единый закон, 

поскольку… крестились во Христа и во Христа облеклись»

1

.

Первоистоки Скандинавских стран

В Скандинавии традиции сравнительного права были заложены 

скальдами, которые в сагах рассказывали об обычаях и нравах других 

народов. Вершиной творчества скальдов стал «Круг земной», состав-

ленный в XIII в. исландским поэтом Снорри Стурлусоном.

Свое повествование он начинает с незапамятно далеких времен, 

когда северными народами правил Один. Он ввел первые законы 

и учил им, как и другим искусствам, рунами и песнями

2

.

После Одина законы провозглашали скальды-законоговорители, 

а с утверждением королевской власти – ярлы и конунги. О некото-

рых из них Снорри Стурлусон рассказывал подробно. Так, описывая 

норвежского конунга Хальвдана Черного, скальд отмечал, что он был 

умным, правдивым и справедливым правителем, который «вводил за-

коны, соблюдал их сам и заставлял других соблюдать их»

3

. Мудрыми 

законодателями были Хакон Добрый, установивший законы в Северной 

Норвегии, и Святой Олав, принявший христианство и попытавшийся 

искоренить обычаи варварских времен. Интересен рассказ Снорри 

Стурлусона, который раскрывает образ Олава как мудрого законодателя. 

По словам поэта, он «много расспрашивал знающих людей об обычаях 

в разных странах и особенно часто спрашивал он о христианской вере 

и о том, как она соблюдается на Оркнейских, Шетлендских и Фарерских 

островах. Из рассказов он узнал, что там далеко не все хорошо. Он часто 

вел такие беседы или говорил о законах и порядках в стране»

4

.

В «Круге земном» были описаны законы и обычаи не только 

Скандинавских государств – Норвегии, Швеции, Дании, но и других 

1

  Повесть временных лет. С. 53–54.

2

  Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 14.

3

  Там же. С. 41.

4

  Там же. С. 197.