Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3995

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава третья. Романо-германское право

301

Вы лучшей власти, вольные, подвластны

И высшей силе, влившей разум в вас;

А небеса к тому и непричастны.

И если мир шатается сейчас,

Причиной – вы…»»

1

Иными словами, основная преграда для создания мира вечной 

справедливости – каждый человек с его пороками, столь ярко описан-

ными Данте в одном из величайших творений человеческого духа – 

«Божественной комедии».

К вопросам государства и права, порокам общественного устройст-

ва обращались не только «властители умов», но и неизвестные авторы 

сказаний, песен, поучений и новелл.

Так, «Книга новелл и изящных благородных речений» (народная 

книга Италии начала XIV в.) подчеркивала, что государство существует 

долго только тогда, когда его подданные живут праведно, не посту-

паются справедливостью и подчиняются законам государства, когда 

правители не возводят свою волю в закон

2

.

Примечательны следующие строки «Сборника народных преданий 

о Тиле Уленшпигеле» (впервые издан в Германии в 1478 г): «Высокие 

господа, папы, кардиналы, епископы, император, короли, князья, 

советники, правители, судьи во всех городах и весях (спаси их Господь!) 

в нынешнее время смотрят сквозь пальцы на то, что законно или 

незаконно, и это порой зависит от денежных даяний. А вот о прежних 

временах пишут, что господа и князья, сколько их было, все имели 

обыкновение изучать право и читать юридические книги, вот почему 

в ту пору и не случалось никакого беззакония»

3

.

Литература Средневековья формировала новый духовный мир, 

который в свою очередь воздействовал на право.

Механизм этого явления на примере народных книг раскрыл 

Ф. Энгельс: «Народная книга призвана развлечь крестьянина, когда 

он, утомленный, возвращается вечером со своей тяжелой работы, 

позабавить его, оживить, заставить его позабыть свой тягостный труд, 

превратить его каменистое поле в благоухающий сад; она призвана 

обратить мастерскую ремесленника и жалкий чердак измученного 

1

  Данте Алигьери. Божественная комедия. Чистилище. Песня 16. 58–83.

2

 См.: Новеллино. М., 1984. С. 133–134.

3

  Прекрасная Магелона. Фортунат. Тиль Уленшпигель. М., 1986. С. 223.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

302

ученика в мир поэзии, в золотой дворец, а его дюжую красотку пред-

ставить в виде прекрасной принцессы; но она также призвана, наряду 

с Библией, прояснить его нравственное чувство, заставить его осознать 

свою силу, свое право, свою свободу, пробудить его мужество, его 

любовь к отечеству»

1

.

Новое правосознание проявлялось преимущественно в форме обы-

чаев – основного источника средневекового права, которые отражали 

уровень духовного и художественного развития наций. Поэтому в них 

так часто звучали поэтические строки. Так, в Собрание обычаев земли 

фризов (XII в.) была включена следующая норма: «Все жители Фризии, 

рожденные и еще не рожденные, будут полностью свободными пока 

ветер дует с небес и кричит ребенок, трава зеленеет и цветы цветут, 

пока солнце встает и земля стоит»

2

.

Законы в Средние века принимались редко. Их роль повышается 

только в эпоху Возрождения. Обращаясь к этой теме, М. Блок пи-

сал: «Повсюду судьба юридического наследия зависела от одного 

авторитета – обычая, единственного в то время живого источника 

права, и государи, издавая законы, старались каждый по-своему его 

толковать»

3

.

И только со второй половины XIII в. роль письменных источ-

ников права повышается во многом под влиянием классического 

римского права. Наиболее яркими актами нового права стали уставы 

(хартии) городов и провинций, в которых были закреплены права, 

дарованные королевской властью либо завоеванные ими в борьбе 

за свободу.

Об одном из них – новых Законах Флоренции 1292 г. – летописец 

Дж. Виллани рассказывал: «Для их исполнения и охраны было решено 

кроме шести приоров, управляющих городом, назначать по очереди 

от каждой сестьеры раз в два месяца, как и приоров, гонфалоньера 

правосудия, чего ранее никогда не было. Знамя справедливости вру-

чалось в церкви Сан Пьеро Скераджо, куда по звону набата собирался 

народ... Еще по сестьерам избрали тысячу горожан, которые имели 

своих знаменосцев от отдельных кварталов, на каждое знамя прихо-

дилось по пятьдесят пехотинцев. Все они должны были иметь оружие, 

1

  Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 344.

2

  I-Friesland. The Story of the Past // http://www.i-friesland.com/history.html.

3

  Блок М. Феодальное общество. М., 2003. С. 115.


background image

Глава третья. Романо-германское право

303

щиты и латы с гербом в виде креста и в случае беспорядков по команде 

гонфалоньера собираться ко дворцу приоров, чтобы выступить против 

грандов. Позднее число выборных пехотинцев дошло до двух, а впо-

следствии до четырех тысяч»

1

.

Именно в это время складываются обычаи торгового оборота, при-

нимаются акты, регулирующие земельные отношения, правовой статус 

сословий и цеховых образований.

Во многом они формировались под влиянием римского права, 

возрожденного усилиями ученых-правоведов Италии и Франции, 

Испании и Португалии, Германии и Австрии.

Параграф третий. Рецепция римского права

Третий источник романо-германского права, который отражен 

в самом его названии, – римское право. После падения Римской им-

перии ее судьбу должно было разделить и римское право. Но в нем 

было столько жизненных сил, что даже после смерти империи оно 

продолжало существовать, влияя на многие законодательные акты 

государств, созданных на ее руинах. Первыми в конце V – начале 

VI в. были эдикты остготских королей – римский закон бургундов 

(Lex Romana Burgundionum) и Бревиарий или краткий римский закон 

Алариха II (Breviarium Alaricianum).

Наибольший интерес вызывает закон Алариха, принятый в 506 г. 

и регулировавший жизнь римского населения Франции и Испании. 

По сути это была первая систематизация римского права, совер-

шенная за тридцать лет до кодификации Юстиниана и немногим 

уступавшая ей.

Сопоставляя эти два документа, блестящий русский историк права 

П.Г. Виноградов отмечал, что оба они распадаются на одни и те же три 

основных подразделения: институции, общее право (jus) и законополо-

жения (leges). «Первая часть заключает в себе вводное обозрение для на-

чинающих; вторая – правовые доктрины, сформированные авторитетами 

юриспруденции, и третья – указы последних императоров»

2

. Но в отличие 

от кодификации Юстиниана положения Бревиария были переработаны, 

чтобы он служил «чисто практическим, а не ученым целям»

3

.

1

  Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М., 1997. С. 223.

2

  Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. М., 1910. С. 7.

3

  Там же. С. 7.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

304

Последующие светские кодификации римского права шли в основ-

ном по линии многочисленных сокращений и искажений первоначаль-

ных норм. В результате они стали уступать многим варварским правдам 

(в частности, Lex Romana Curiensis конца VIII в.). Более совершенными 

были церковные кодификации, например Римский канонический 

закон IX в. (Lex Romana canonice compta). 

Возрождение классического римского права начинается только 

в конце XI в., когда в Равенне, Болонье, Провансе, Ломбардии, а вслед 

за тем во Франции, Испании, Германии приступают к систематиче-

скому изучению Кодекса Юстиниана

1

Существует много легенд об обретении чудом сохранившихся копий 

этого акта. Но в них мало правды. Скорее всего они просто пылились 

на полках монастырей и городских архивов, пока их не вернул к жизни 

призыв папы Григория VII к обновлению всех устоев государственной 

и общественной жизни.

Возрождению римского права способствовало многое. В условиях 

раскола христианского мира оно стало символом утраченного единства. 

Как отмечал Рене Давид, это было право «блестящей цивилизации, 

простиравшейся от Средиземного моря до Северного, от Византии 

до Бретани, вызывавшей в душе современников похожее на ностальгию 

чувство единства, утраченного христианским миром»

2

.

В нем видели воплощение разума, давно ставшего редкостью в ус-

ловиях интеллектуального и нравственного оскудения средневекового 

общества.

Оно давало ответы на многие вопросы, которые оставались нераз-

решенными на протяжении многих веков, – о природе и организации 

королевской власти, о роли и полномочиях аппарата управления, 

о правах и обязательствах сторон в сложных правовых отношениях.

При этом римское право отличалось большой гибкостью. Оно, как 

отмечал Ф. Савиньи, было всегда готово к обновлению форм консти-

туционного устройства и правовых решений

3

1

  Кодекс Юстиниана был создан в период с 529 по 534 г. и включал три части: собствен-

но Кодекс, содержавший указы римских императоров, «Дигесты» (или «Пандекты), в кото-

рых содержались цитаты и отрывки из произведений римских юристов, и «Институции» – 

краткий учебник по праву. Четвертая часть – «Новеллы», – включавшая новые указы ви-

зантийских императоров, появилась позднее. Все части Кодекса имели силу закона.

2

  Давид Р. Указ. соч. С. 56.

3

  Savigny F. von. Op. cit. P. 48.


background image

Глава третья. Романо-германское право

305

Восприятию римского права способствовало также то, что его язык – 

латынь – не был утрачен, но стал языком Римской католической церк-

ви, а также средством научного и международного общения.

Важно также подчеркнуть, что Кодекс Юстиниана был документом 

не языческого, а христианского права. В его текст были инкорпориро-

ваны нормы, не противоречившие христианским канонам. Он получил 

благословение церкви и был введен в действие главой христианской 

и, что важно подчеркнуть, единой империи. 

Определенное значение имело еще одно обстоятельство, отме-

ченное профессором А.Х. Саидовым: «Когда в средневековой Европе 

господствовало натуральное хозяйство, а производство для рынка 

и торговля не имели широкого распространения, не было нужды 

и в римском праве. Но как только промышленность и торговля – 

сперва в Италии, а позже в других странах – развили дальше частную 

собственность, тотчас же было восстановлено и вновь получило силу 

авторитета тщательно разработанное римское частное право. Римское 

право – классическое выражение жизненных условий и конфликтов 

общества, в котором господствует частная собственность. Именно 

это обусловило возможность приспособления римского права к раз-

вивающимся в недрах средневековой Европы товарно-денежным от-

ношениям»

1

.

Суммируя, можно отметить, что никакой иной законодательный акт 

прошлого не соответствовал задачам общественного и политического 

обновления так, как Кодекс Юстиниана. Поэтому не случайно именно 

он стал предметом столь широкого и тщательного изучения во многих 

университетах Западной Европы.

Вместе с тем увлечение римским правом имело не только позитив-

ное, но и негативное значение. Римское право освящало институт кре-

постной зависимости (аналога института колонов), ввело усложненные 

процессуальные формы и, что самое главное, оно стало практически 

недоступным для восприятия большей частью населения, не знавшей 

ни латыни, ни усложненных древнеримских правовых норм. Не слу-

чайно на протяжении многих веков оно вызывало яростные возраже-

ния со стороны не только простых людей, но и многих юристов.

Первых ученых, изучавших римское право, называли глоссаторами 

(от греческого слова glossa – «язык»). Первоначально это слово обозна-

1

  Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 250.