Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4106
Скачиваний: 3
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
36
стран, в том числе Руси, в которой, по свидетельству скальдов, царил
«нерушимый мир»
1
.
Параграф второй. В поиске целей и методов сравнительного право-
ведения
Новый этап в истории сравнительного правоведения наступил на ру-
беже XIV–XV вв., когда эпоха Возрождения пробудила дремавшие
в народах Европы силы, а Великие географические открытия раскры-
ли перед ними необъятный мир. В работах философов, историков,
юристов все чаще появляются очерки, посвященные сравнительному
анализу законов. Постепенно формулируются цели, методы и приемы
такого анализа, намечается тенденция к обособлению и выделению
сравнительного правоведения из состава тех наук, в недрах которых
оно было рождено.
Ибн Халдун (1332–1406)
В Новое время историю сравнительного правоведения необходимо
продолжить рассказом о замечательном арабском мыслителе и судье
ибн Халдуне. Его родители были выходцами из Андалусии и бежали
во время реконкисты из Испании в Тунис.
Ибн Халдун состоял на службе у многих арабских эмиров – пра-
вителей Туниса, Феса, Кордовы, Тлемсена. С 1382 г. он жил в Каире,
занимая должности сначала профессора, а затем верховного судьи
(кади).
Основное сочинение ибн Халдуна – «Книга назидательных приме-
ров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними
на земле». В этой книге, состоявшей из четырех частей, он описал ис-
торию, географию, экономику, законы и обычаи не только мусульман,
но и западных и восточных христиан, народов Индостана и Африки.
А первой книгой большого труда стала «Мукаддима» («Введение в ис-
торию»), в которой он представил свое видение развития цивилизаций
и эволюции государства и права.
Поставленные перед ним задачи ибн Халдун определил так: «Уче-
ный в этой области (историографии. – В.Л.) должен знать принципы
политики, природу вещей и различия между народами, место и время
существования форм общественной жизни, характерные особенности,
1
Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 101. Речь идет о времени княжения святого Вла-
димира. О правопорядке Швеции см. с. 216, о правопорядке Дании см. с. 280.
Глава первая. История сравнительного правоведения
37
обычаи, секты, школы и все остальное. Далее, он должен обладать все-
объемлющим знанием о современном положении дел в этих вопросах.
Он должен сравнивать схожие черты и различия между настоящим
и прошлым. Он должен знать причины схожих черт в одних случаях
и различия в других. Он должен быть осведомлен о различающихся
корнях и началах династий и религиозных групп, а также о причинах
и обстоятельствах, вызвавших их к жизни, и, кроме того, об истории
и обстоятельствах жизни тех людей, которые их поддерживали. Его
цель – полное знание о причинах каждого явления и познание истоков
каждого явления»
1
.
Всемирную историю ибн Халдун рассматривал в общем контексте
развития цивилизаций, которые он различал в зависимости от форм
общественной жизни
2
. Основными типами цивилизаций были циви-
лизации пустынь (в частности, бедуинская) и оседлые цивилизации.
И каждой из них были присущи свои формы организации обществен-
ного хозяйства и государственного устройства, свои формы правления
и законы, поскольку все они «стремились к сохранению цивилизации»
3
.
Цивилизации, по мнению ибн Халдуна, развивались в географических
поясах с умеренным климатом. За их пределами – в знойных пустынях
Африки и холодных пустынях Севера – цивилизации не было. Там
обитали народы, которые не знали ни религии, ни законов и чей образ
жизни был подобен звериному
4
.
Основные различия между народами определялись тем, как они
обеспечивали свое существование
5
. В цивилизациях пустынь не было
излишеств в одежде, питании, жилищах и в организации обществен-
ной жизни. Там действовали только «необходимые обычаи и законы»
6
.
Такими были цивилизации не только бедуинов, но и многих других
народов – берберов, тюрков, туркменов, славян, не подвергавших
себя «городскому игу»
7
. Эти народы были свободными – свободными
от многих ограничений и обязательств. И, что важно, они были сво-
бодны от роскоши, порождавшей многие пороки, присущие оседлым
1
Ibn Haldun. The Mugaddimah. An Introduction to History. Princeton, 2005. P. 24.
2
Ibid. P. 35.
3
Ibid. P. 40.
4
Ibid. P. 59.
5
Ibid. P. 91.
6
Ibid. P. 92.
7
Ibid. P. 92–93.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
38
народам. Они, продолжал ибн Халдун, были «ближе к первоначальному
естественному состоянию и более далеки от дурных привычек оседлых
народов, которые впечатаны в их души по причине множества урод-
ливых и достойных порицания обычаев»
1
.
Благодаря плодам цивилизации «оседлые народы привыкают к ле-
нивой и спокойной жизни. Они утопают в благополучии и роскоши.
И доверяют защиту своей собственности и своих жизней правителю,
который управляет ими, и стражникам, которым поручено их охра-
нять… Они становятся похожи на женщин и детей, зависимых от хо-
зяина дома. В конечном счете, это сказывается на их нравах, вытесняя
из них природные задатки»
2
.
Оседлые цивилизации, убеждал ибн Халдун, обречены на уничто-
жение, поскольку в них все подвергается разложению, даже религия.
А как только религия утрачивает свое значение, приходится вводить
«ограничивающие» законы, которые приносят много дурного, так как
они уничтожают в людях доблесть
3
.
Одной из основных причин падения оседлых цивилизаций была
утрата чувства единства
4
.
Чувство единства, по мнению ибн Халдуна, – это одна из главных
отличительных черт народов цивилизаций пустынь. Некоторое вре-
мя оно сохранялось и после завоевания ими оседлых цивилизаций:
«Где бы мы ни наблюдали народ, обладающий чувством единства
и завоевавший контроль над многими землями и народами, мы обна-
руживаем в нем страстное желание добра и добрых нравов, таких как
щедрость, прощение ошибок, терпимость к слабым, гостеприимство
к гостям, забота о бедных, терпение в сложных обстоятельствах,
преданное исполнение обязательств, отказ от денег во имя сохране-
ния свободы, уважение к религиозному закону и ученым, которые
сведущи в нем»
5
.
Но народы пустыни, завоевав оседлые народы, меняют свой об-
раз жизни. Они наслаждаются роскошью, размеренной и спокойной
жизнью. Как следствие, чувство единства разрушается. К четвертому
поколению оно, как правило, исчезает. А вместе с ним исчезают и те
1
Ibn Haldun. Op. cit. P. 94.
2
Ibid. P. 94–95.
3
Ibid. P. 96.
4
Ibid. P. 101.
5
Ibid. P. 112.
Глава первая. История сравнительного правоведения
39
династии, которые когда-то пришли к власти, опираясь на мощное
чувство единства своего народа
1
.
Процесс падения династий мог быть ускорен либо замедлен. Как
свидетельствовала история, его ускоряли многие факторы, в част-
ности объединение в одном государстве разных племен и народов,
порочность правителей, несовершенство систем правления и законов,
неудачные войны, ошибки в организации и ведении общественного
хозяйства.
Особое внимание ибн Халдун обращал на тот факт, что в современ-
ных ему исламских государствах многие религиозные законы не соблю-
дались, а светские законы не соответствовали законам религии и тре-
бованиям разума: «Все продиктованное силой, чувством превосходства
либо несдерживаемым гневом является тиранией и несправедливостью
и должно порицаться с точки зрения требований как религиозного
права, так и политической мудрости»
2
.
Вместе с тем он отмечал, что религиозное право «не осуждает коро-
левскую власть и не запрещает ее осуществление. Оно просто осуждает
то зло, которое от нее исходит, например, тиранию, несправедливость,
стремление к удовольствиям»
3
.
Религиозное право не осуждало и бушевавшие в простых поддан-
ных чувства, но стремилось к тому, чтобы эти чувства «служили до-
пустимым целям во благо общественных интересов для того, чтобы
человек стал деятельным слугой Бога, добровольно исполняющим
божественные повеления»
4
.
Наиболее подробно ибн Халдун описывал существовавшие сис-
темы правления, проводя сравнения между разными исламскими
государствами и некоторыми христианскими странами и отмечая
присущие им достоинства и недостатки, которые во многом опреде-
ляли судьбы современных ему и давно исчезнувших династий и ци-
вилизаций
5
.
Столь же внимательно он изучал системы управления и ведения об-
щественного хозяйства, анализируя наиболее распространенные ошибки
и просчеты, нарушавшие устойчивость цивилизаций. Так, он призывал
1
Ibn Haldun. Op. cit. P. 115, 137.
2
Ibid. P. 154–155.
3
Ibid. P. 157.
4
Ibid. P. 161.
5
Ibid. P. 158–221.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
40
правительства ограничить свое участие в ведении хозяйственных дел, так
как оно препятствовало развитию частных хозяйств и торговых отноше-
ний
1
. Столь же пагубными были нападки на собственность людей, по-
скольку они устраняли стимулы к ее приобретению и приумножению
2
.
Продолжая, ибн Халдун писал: «Величайшей несправедливостью,
ведущей в наибольшей степени к разрушению цивилизации, было
необоснованное возложение повинностей и привлечение подданных
к принудительным работам… Но еще большей несправедливостью,
которая еще быстрее вела к разрушению цивилизации, было изъятие
собственности у народа по цене как можно более низкой и перепро-
дажа народу товаров по наиболее высокой цене посредством прину-
дительных актов купли-продажи»
3
.
Обобщая формы и методы государственного управления, ибн Хал-
дун выделил две модели правления – утопическую и рациональную.
В свою очередь, рациональное правление подразделялось на две раз-
новидности. При первой внимание было сконцентрировано на общем
интересе, а интересы правителя рассматривались только в контексте
организации управления государством. Таким было правление древних
персов и первых арабских халифов. Вторая разновидность рациональ-
ной политики «сконцентрирована на интересах правителя и на том,
как он может поддерживать свое правление посредством силовых
методов власти. Общий интерес в этом случае имеет второстепенное
значение. Такую политику проводят все правители, как мусульмане,
так и неверующие. Однако мусульманские правители осуществляют
эту политику согласно требованиям мусульманской религии, конечно,
в той мере, в которой они способны на это. Поэтому нормы полити-
ческого правления предстают здесь как смесь религиозных законов
и этических правил, а также норм, которые являются естественными
в общественной организации»
4
.
Впрочем, главными, убеждал ибн Халдун, должны оставаться нормы
религиозного права, поскольку оно регулирует поступки всех верую-
щих мусульман «как обязательные, запрещенные, рекомендуемые,
не одобряемые либо допустимые»
5
.
1
Ibn Haldun. Op. cit. P. 237.
2
Ibid. P. 238.
3
Ibid. P. 241.
4
Ibid. P. 257.
5
Ibid. P. 344–345.