Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3957

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

36

стран, в том числе Руси, в которой, по свидетельству скальдов, царил 

«нерушимый мир»

1

Параграф второй. В поиске целей и методов сравнительного право-

ведения

Новый этап в истории сравнительного правоведения наступил на ру-

беже XIV–XV вв., когда эпоха Возрождения пробудила дремавшие 

в народах Европы силы, а Великие географические открытия раскры-

ли перед ними необъятный мир. В работах философов, историков, 

юристов все чаще появляются очерки, посвященные сравнительному 

анализу законов. Постепенно формулируются цели, методы и приемы 

такого анализа, намечается тенденция к обособлению и выделению 

сравнительного правоведения из состава тех наук, в недрах которых 

оно было рождено.

Ибн Халдун (1332–1406)

В Новое время историю сравнительного правоведения необходимо 

продолжить рассказом о замечательном арабском мыслителе и судье 

ибн Халдуне. Его родители были выходцами из Андалусии и бежали 

во время реконкисты из Испании в Тунис.

Ибн Халдун состоял на службе у многих арабских эмиров – пра-

вителей Туниса, Феса, Кордовы, Тлемсена. С 1382 г. он жил в Каире, 

занимая должности сначала профессора, а затем верховного судьи 

(кади). 

Основное сочинение ибн Халдуна – «Книга назидательных приме-

ров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними 

на земле». В этой книге, состоявшей из четырех частей, он описал ис-

торию, географию, экономику, законы и обычаи не только мусульман, 

но и западных и восточных христиан, народов Индостана и Африки. 

А первой книгой большого труда стала «Мукаддима» («Введение в ис-

торию»), в которой он представил свое видение развития цивилизаций 

и эволюции государства и права.

Поставленные перед ним задачи ибн Халдун определил так: «Уче-

ный в этой области (историографии. – В.Л.) должен знать принципы 

политики, природу вещей и различия между народами, место и время 

существования форм общественной жизни, характерные особенности, 

1

  Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 101. Речь идет о времени княжения святого Вла-

димира. О правопорядке Швеции см. с. 216, о правопорядке Дании см. с. 280.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

37

обычаи, секты, школы и все остальное. Далее, он должен обладать все-

объемлющим знанием о современном положении дел в этих вопросах. 

Он должен сравнивать схожие черты и различия между настоящим 

и прошлым. Он должен знать причины схожих черт в одних случаях 

и различия в других. Он должен быть осведомлен о различающихся 

корнях и началах династий и религиозных групп, а также о причинах 

и обстоятельствах, вызвавших их к жизни, и, кроме того, об истории 

и обстоятельствах жизни тех людей, которые их поддерживали. Его 

цель – полное знание о причинах каждого явления и познание истоков 

каждого явления»

1

.

Всемирную историю ибн Халдун рассматривал в общем контексте 

развития цивилизаций, которые он различал в зависимости от форм 

общественной жизни

2

. Основными типами цивилизаций были циви-

лизации пустынь (в частности, бедуинская) и оседлые цивилизации. 

И каждой из них были присущи свои формы организации обществен-

ного хозяйства и государственного устройства, свои формы правления 

и законы, поскольку все они «стремились к сохранению цивилизации»

3

Цивилизации, по мнению ибн Халдуна, развивались в географических 

поясах с умеренным климатом. За их пределами – в знойных пустынях 

Африки и холодных пустынях Севера – цивилизации не было. Там 

обитали народы, которые не знали ни религии, ни законов и чей образ 

жизни был подобен звериному

4

.

Основные различия между народами определялись тем, как они 

обеспечивали свое существование

5

. В цивилизациях пустынь не было 

излишеств в одежде, питании, жилищах и в организации обществен-

ной жизни. Там действовали только «необходимые обычаи и законы»

6

Такими были цивилизации не только бедуинов, но и многих других 

народов – берберов, тюрков, туркменов, славян, не подвергавших 

себя «городскому игу»

7

. Эти народы были свободными – свободными 

от многих ограничений и обязательств. И, что важно, они были сво-

бодны от роскоши, порождавшей многие пороки, присущие оседлым 

1

  Ibn Haldun. The Mugaddimah. An Introduction to History. Princeton, 2005. P. 24.

2

  Ibid. P. 35.

3

  Ibid. P. 40.

4

  Ibid. P. 59.

5

  Ibid. P. 91.

6

  Ibid. P. 92.

7

  Ibid. P. 92–93.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

38

народам. Они, продолжал ибн Халдун, были «ближе к первоначальному 

естественному состоянию и более далеки от дурных привычек оседлых 

народов, которые впечатаны в их души по причине множества урод-

ливых и достойных порицания обычаев»

1

.

Благодаря плодам цивилизации «оседлые народы привыкают к ле-

нивой и спокойной жизни. Они утопают в благополучии и роскоши. 

И доверяют защиту своей собственности и своих жизней правителю, 

который управляет ими, и стражникам, которым поручено их охра-

нять… Они становятся похожи на женщин и детей, зависимых от хо-

зяина дома. В конечном счете, это сказывается на их нравах, вытесняя 

из них природные задатки»

2

.

Оседлые цивилизации, убеждал ибн Халдун, обречены на уничто-

жение, поскольку в них все подвергается разложению, даже религия. 

А как только религия утрачивает свое значение, приходится вводить 

«ограничивающие» законы, которые приносят много дурного, так как 

они уничтожают в людях доблесть

3

.

Одной из основных причин падения оседлых цивилизаций была 

утрата чувства единства

4

Чувство единства, по мнению ибн Халдуна, – это одна из главных 

отличительных черт народов цивилизаций пустынь. Некоторое вре-

мя оно сохранялось и после завоевания ими оседлых цивилизаций: 

«Где бы мы ни наблюдали народ, обладающий чувством единства 

и завоевавший контроль над многими землями и народами, мы обна-

руживаем в нем страстное желание добра и добрых нравов, таких как 

щедрость, прощение ошибок, терпимость к слабым, гостеприимство 

к гостям, забота о бедных, терпение в сложных обстоятельствах, 

преданное исполнение обязательств, отказ от денег во имя сохране-

ния свободы, уважение к религиозному закону и ученым, которые 

сведущи в нем»

5

.

Но народы пустыни, завоевав оседлые народы, меняют свой об-

раз жизни. Они наслаждаются роскошью, размеренной и спокойной 

жизнью. Как следствие, чувство единства разрушается. К четвертому 

поколению оно, как правило, исчезает. А вместе с ним исчезают и те 

1

  Ibn Haldun. Op. cit. P. 94.

2

  Ibid. P. 94–95.

3

  Ibid. P. 96.

4

  Ibid. P. 101.

5

  Ibid. P. 112.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

39

династии, которые когда-то пришли к власти, опираясь на мощное 

чувство единства своего народа

1

.

Процесс падения династий мог быть ускорен либо замедлен. Как 

свидетельствовала история, его ускоряли многие факторы, в част-

ности объединение в одном государстве разных племен и народов, 

порочность правителей, несовершенство систем правления и законов, 

неудачные войны, ошибки в организации и ведении общественного 

хозяйства. 

Особое внимание ибн Халдун обращал на тот факт, что в современ-

ных ему исламских государствах многие религиозные законы не соблю-

дались, а светские законы не соответствовали законам религии и тре-

бованиям разума: «Все продиктованное силой, чувством превосходства 

либо несдерживаемым гневом является тиранией и несправедливостью 

и должно порицаться с точки зрения требований как религиозного 

права, так и политической мудрости»

2

.

Вместе с тем он отмечал, что религиозное право «не осуждает коро-

левскую власть и не запрещает ее осуществление. Оно просто осуждает 

то зло, которое от нее исходит, например, тиранию, несправедливость, 

стремление к удовольствиям»

3

.

Религиозное право не осуждало и бушевавшие в простых поддан-

ных чувства, но стремилось к тому, чтобы эти чувства «служили до-

пустимым целям во благо общественных интересов для того, чтобы 

человек стал деятельным слугой Бога, добровольно исполняющим 

божественные повеления»

4

.

Наиболее подробно ибн Халдун описывал существовавшие сис-

темы правления, проводя сравнения между разными исламскими 

государствами и некоторыми христианскими странами и отмечая 

присущие им достоинства и недостатки, которые во многом опреде-

ляли судьбы современных ему и давно исчезнувших династий и ци-

вилизаций

5

Столь же внимательно он изучал системы управления и ведения об-

щественного хозяйства, анализируя наиболее распространенные ошибки 

и просчеты, нарушавшие устойчивость цивилизаций. Так, он призывал 

1

  Ibn Haldun. Op. cit. P. 115, 137.

2

  Ibid. P. 154–155.

3

  Ibid. P. 157.

4

  Ibid. P. 161.

5

  Ibid. P. 158–221.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

40

правительства ограничить свое участие в ведении хозяйственных дел, так 

как оно препятствовало развитию частных хозяйств и торговых отноше-

ний

1

. Столь же пагубными были нападки на собственность людей, по-

скольку они устраняли стимулы к ее приобретению и приумножению

2

.

Продолжая, ибн Халдун писал: «Величайшей несправедливостью, 

ведущей в наибольшей степени к разрушению цивилизации, было 

необоснованное возложение повинностей и привлечение подданных 

к принудительным работам… Но еще большей несправедливостью, 

которая еще быстрее вела к разрушению цивилизации, было изъятие 

собственности у народа по цене как можно более низкой и перепро-

дажа народу товаров по наиболее высокой цене посредством прину-

дительных актов купли-продажи»

3

.

Обобщая формы и методы государственного управления, ибн Хал-

дун выделил две модели правления – утопическую и рациональную. 

В свою очередь, рациональное правление подразделялось на две раз-

новидности. При первой внимание было сконцентрировано на общем 

интересе, а интересы правителя рассматривались только в контексте 

организации управления государством. Таким было правление древних 

персов и первых арабских халифов. Вторая разновидность рациональ-

ной политики «сконцентрирована на интересах правителя и на том, 

как он может поддерживать свое правление посредством силовых 

методов власти. Общий интерес в этом случае имеет второстепенное 

значение. Такую политику проводят все правители, как мусульмане, 

так и неверующие. Однако мусульманские правители осуществляют 

эту политику согласно требованиям мусульманской религии, конечно, 

в той мере, в которой они способны на это. Поэтому нормы полити-

ческого правления предстают здесь как смесь религиозных законов 

и этических правил, а также норм, которые являются естественными 

в общественной организации»

4

.

Впрочем, главными, убеждал ибн Халдун, должны оставаться нормы 

религиозного права, поскольку оно регулирует поступки всех верую-

щих мусульман «как обязательные, запрещенные, рекомендуемые, 

не одобряемые либо допустимые»

5

.

1

  Ibn Haldun. Op. cit. P. 237.

2

  Ibid. P. 238.

3

  Ibid. P. 241.

4

  Ibid. P. 257.

5

  Ibid. P. 344–345.