Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4053
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
306
чало объяснение незнакомых слов. Позже оно стало использоваться
в более широком контексте комментирования текстов. Основателем
школы глоссаторов в 1084 г. стал Ирнерий, профессор Болонского
университета.
Первые комментарии глоссаторов были написаны на полях либо
между строк старинных рукописей, содержавших фрагменты римского
права. В дальнейшем они стали публиковаться в отдельных изданиях.
Наиболее известной стала работа флорентийца профессора Болонского
университета Аккурсия, в которую вошло около 96 тысяч глосс (издана
примерно в 1230 г.)
1
.
Появляются научные трактаты по римскому праву. Одним из пер-
вых стал трактат «Извлечения Петра» (Exceptiones Petri), созданный
во второй половине XI в. на юге Франции – в Провансе с целью
разъяснения сложных вопросов права. Эта цель в прологе к трактату
была сформулирована следующим образом: «Так как даже наиболее
сведущим в знании права ученым невозможно прийти к определен-
ному заключению относительно многих и различных видов казусов
по причине всякого рода сомнительных случаев, то да позволено будет
нам выяснить результаты юридических решений и контроверс путем
исследования сущности естественного и гражданского права»
2
.
В Болонье было составлено несколько учебников, в которых содер-
жалось не только толкование норм римского права, но и достаточно
целостное изложение общих принципов права. Так, автор учебника
Summa
Trecensis («Тройская сумма знаний») указывал, что законы долж-
ны толковаться гуманно, таким образом, чтобы был сохранен их общий
смысл и вместе с тем чтобы они не расходились со справедливостью;
что предписания закона должны исполняться лишь тогда, когда они
совпадают с требованиями справедливости
3
.
Мощные центры правовой науки сформировались в Ломбардии,
в частности в Павии, а также в Равенне, долгое время конкурировав-
шей с Болоньей.
В XIV в. на смену глоссаторам приходит новая школа постглос-
саторов, которая первоначально сложилась в Монпелье, Орлеане
и на юго-востоке Франции, а впоследствии укоренилась в Париже.
1
См.: Давид Р. Указ. соч. С. 57.
2
Цит. по: Виноградов П.Г. Указ. соч. С. 24.
3
См. там же. С. 39.
Глава третья. Романо-германское право
307
Она ставила задачу практического применения вновь обретенного
римского права.
Первым наиболее значимым научным трудом стал трактат «Ко-
декс» (Lo Codi), появившийся в Провансе примерно в середине XII в.
и служивший пособием для судей. Тем же целям служила составлен-
ная в Орлеане (примерно в 1260 г.) и основанная главным образом
на римских источниках «Книга правосудия и тяжб» (Le livre de justice
et de plaid
).
Нормы римского права сохранялись и во многих кутюмах (обы-
чаях), действовавших в разных частях Франции, о чем свидетельст-
вуют такие компиляции обычаев, как Ордонансы Людовика Святого
(Etablissement de Saint Louis) и Кутюмы Бовези (Coutime de Beauvaisis),
написанные великим юристом Франции Бомануаром. Наиболее глу-
боко римское право повлияло на решение общих вопросов охраны
прав и процессуальных форм ее осуществления.
Вопреки устоявшемуся мнению следует подчеркнуть, что италь-
янская правовая школа сохраняла ведущие позиции в движении по-
стглоссаторов. Так, Бартол (1313–1357), самый известный из постглос-
саторов, чьи комментарии к Кодексу Юстиниана (Corpus Jirus Civilis)
были признаны доктринальным источником не только в Италии,
но и во многих других государствах
1
, работал и преподавал только
в итальянских университетах – в Болонье, Перудже и Пизе. Предста-
вителем итальянской школы был и другой великий постглоссатор,
ученик Бартола, – Бальдус (1327–1400), читавший лекции в Перуд-
же, Болонье, Пизе, Флоренции, Падуе и Павии и написавший много
классических работ, в частности комментарии к Собранию законов
о феодах (Libri Feudorum).
Западноевропейские и прежде всего итальянские университеты
сыграли огромную роль в развитии права. По некоторым оценкам,
только в одном Болонском университете право одновременно изучали
до 10 тысяч человек не только из разных городов Италии, но и из мно-
гих государств и княжеств Западной Европы – Франции, Германии,
Англии, Испании, Фландрии и др.
2
1
В частности, в статутах 1427 и 1433 гг. Испании и в Статуте 1446 г. Португалии
было установлено, что мнения Бартола считаются обязательным доктринальным тол-
кованием в тех случаях, когда молчат источники римского права и комментарии Ак-
курсия.
2
См.: Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. С. 160.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
308
Обращаясь к этой теме, Г. Берман писал: «Воспитанные в духе
новой юридической науки, новые поколения университетских вы-
пускников поступали на службу в канцелярии и другие учреждения
возникавших в то время церковных и светских политий и становились
советниками, судьями, адвокатами, администраторами, составителями
проектов законов. Они прилагали свои знания для того, чтобы придать
стройность и связность растущему множеству правовых норм, помо-
гая таким образом вылепить новые правовые системы из материала
старых правовых порядков, которые прежде были почти совершенно
растворены в общественном обычае и политических и религиозных
институтах»
1
.
Следует также подчеркнуть, что именно университеты закладывали
фундамент будущего единства романо-германского сообщества права.
Право преподавалось там «как четко очерченный и систематизирован-
ный свод знаний», как наука, в которой юридические решения и зако-
нодательные акты изучались и объяснялись с точки зрения принципов
и истин, общих для всей системы в целом
2
.
Раскрывая значение римского права, великий немецкий ученый
Р. Иеринг писал: «Три раза Рим диктовал миру законы, три раза при-
водил народы к единству: в первый раз, когда римский народ был
еще в полной своей силе, – к единству государства; во второй раз
после того, как этот народ уже исчез, – к единству церкви; в третий
раз вследствие усвоения римского права в Средние века – к единству
права; в первый раз – внешним принуждением – силою оружия, два
других раза – силою духа»
3
.
И дело было не только в заимствовании каких-либо отдельных
норм, хотя оно, конечно, имело широкое распространение. Значи-
тельно более существенным было то, что римское право «произвело
полный внутренний переворот, преобразовало все… юридическое
мышление»
4
.
Наиболее глубокий след оно оставило в сфере частного права,
в основу которого была положена идея о том, что «индивидуальное
право не обязано своим существованием государству, но существу-
1
Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. С. 124.
2
См. там же.
3
Иеринг Р. Значение римского права для нового мира. СПб., 1875. С. 3; Дух рим-
ского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. С. 1.
4
Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. С. 4.
Глава третья. Романо-германское право
309
ет в силу своего собственного полномочия, несет свое оправдание
в самом себе»
1
.
В дальнейшем эта идея послужила основой для деления романо-
германского права на частное и публичное.
Столь же глубоким было воздействие юридической техники. По сло-
вам Иеринга, это был тот крепкий, несокрушимый фундамент, на ко-
тором было возведено «образцовое произведение юридического ис-
кусства, подобного которому мир не знает, здание такой закончен-
ности и крепости, что почти тысячу лет спустя чужие народы снова
отворяют его запертые двери, чтобы там устроить свои аудитории
и судилища»
2
.
Конечно, необходимо сделать оговорку. Рецепция римского права
не была тотальной либо повсеместной. Она осуществлялась с перемен-
ным успехом и с разной степенью полноты: более широко в Италии,
Испании, в южных провинциях Франции и менее глубоко в централь-
ных и северных частях Европы – в Германии, Австрии, Фландрии.
Многое зависело от уровня развития национального или местного
права. Обращаясь к этой теме, П.Г. Виноградов писал: «Там, где, как
в саксонских землях, крайнему партикуляризму и неопределенности
юридических норм было оказано национальное противодействие,
германское право показало себя способным развиваться самостоя-
тельно»
3
.
При этом отметим, что в Германии рецепция римского права не была
продолжительной. Она началась в конце XV в. и уже через несколько
десятилетий была прервана Реформацией, одним из лозунгов которой
был отказ от римского права. В частности, был выдвинуто требование:
«Все доктора права должны быть устранены, и правосудие должно тво-
риться по закону Моисея, потому что не годится людям пользоваться
лучшим законом, чем тот, который возвещен Богом»
4
. В дальнейшем
рецепцию римского права сдерживали те обычаи, которые сложились
в немецких землях и которые к концу XVIII в. нашли мощную под-
держку со стороны исторической школы права.
1
Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. С. 70.
2
Там же. С. 72.
3
Виноградов П.Г. Указ. соч. С. 82.
Речь, в частности, идет о таком великом памятнике законотворчества, как Саксон-
ское зерцало.
4
Там же. С. 93.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
310
Рецепция римского права сдерживалась и более глубинными
процессами. С конца XVI в. в Центральной и Южной Европе на-
ступило время застоя, природу которого на примере поэтического
искусства блистательно раскрыл Й. Хейзинга: «Мы видим всеобщее
бессилие сочинить что-либо новое; происходит лишь обработка,
модернизация старого материала. Наступает передышка в мышле-
нии; творческий дух завершил построение здания Средневековья
и еле ворочается от усталости. Повсюду запустение и увядание.
Люди взирают на мир в отчаянии, все движется вспять, душу гнетут
уныние и тревога»
1
.
Но это было только затишье перед великими революциями, в огне
которых родилось новое право.
Параграф четвертый. Революционное правотворчество
Век великих преобразований, который начался с Реформации в Гер-
мании, Голландии и Англии, едва не разрушил систему романо-гер-
манского права.
Самой заметной потерей стало отделение системы общего права,
которое стало развиваться в Англии и в подвластных ей владениях
в рамках другой правовой традиции.
Дальнейший раскол романо-германской традиции права был пре-
допределен еще более мощным революционным взрывом – Великой
французской революцией.
Вряд ли уместен какой-либо подробный обзор предпосылок изме-
нения общественного сознания, подготовивших коренные перемены
в общественном и государственном устройстве Франции. Нет необхо-
димости и в подробном изложении истории революционного законо-
дательства, сложной, переменчивой, полной драматических страниц.
Это предмет отдельной темы. Поэтому обратимся непосредственно
к тем актам, которые определили дальнейшее развитие романо-гер-
манской традиции права.
Первой в их ряду стоит Декларация прав человека и граждани-
на. Она была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г.
на основе проекта аббата Э. Сийеса. Это был документ удивительной
энергии, в котором явственно проступали черты нового права – и по
содержанию, и по форме изложения норм.
1
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 329.