Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4053

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

306

чало объяснение незнакомых слов. Позже оно стало использоваться 

в более широком контексте комментирования текстов. Основателем 

школы глоссаторов в 1084 г. стал Ирнерий, профессор Болонского 

университета.

Первые комментарии глоссаторов были написаны на полях либо 

между строк старинных рукописей, содержавших фрагменты римского 

права. В дальнейшем они стали публиковаться в отдельных изданиях. 

Наиболее известной стала работа флорентийца профессора Болонского 

университета Аккурсия, в которую вошло около 96 тысяч глосс (издана 

примерно в 1230 г.)

1

.

Появляются научные трактаты по римскому праву. Одним из пер-

вых стал трактат «Извлечения Петра» (Exceptiones Petri), созданный 

во второй половине XI в. на юге Франции – в Провансе с целью 

разъяснения сложных вопросов права. Эта цель в прологе к трактату 

была сформулирована следующим образом: «Так как даже наиболее 

сведущим в знании права ученым невозможно прийти к определен-

ному заключению относительно многих и различных видов казусов 

по причине всякого рода сомнительных случаев, то да позволено будет 

нам выяснить результаты юридических решений и контроверс путем 

исследования сущности естественного и гражданского права»

2

В Болонье было составлено несколько учебников, в которых содер-

жалось не только толкование норм римского права, но и достаточно 

целостное изложение общих принципов права. Так, автор учебника 

Summa

 Trecensis («Тройская сумма знаний») указывал, что законы долж-

ны толковаться гуманно, таким образом, чтобы был сохранен их общий 

смысл и вместе с тем чтобы они не расходились со справедливостью; 

что предписания закона должны исполняться лишь тогда, когда они 

совпадают с требованиями справедливости

3

.

Мощные центры правовой науки сформировались в Ломбардии, 

в частности в Павии, а также в Равенне, долгое время конкурировав-

шей с Болоньей.

В XIV в. на смену глоссаторам приходит новая школа постглос-

саторов, которая первоначально сложилась в Монпелье, Орлеане 

и на юго-востоке Франции, а впоследствии укоренилась в Париже. 

1

  См.: Давид Р. Указ. соч. С. 57.

2

  Цит. по: Виноградов П.Г. Указ. соч. С. 24.

3

  См. там же. С. 39.


background image

Глава третья. Романо-германское право

307

Она ставила задачу практического применения вновь обретенного 

римского права. 

Первым наиболее значимым научным трудом стал трактат «Ко-

декс» (Lo Codi), появившийся в Провансе примерно в середине XII в. 

и служивший пособием для судей. Тем же целям служила составлен-

ная в Орлеане (примерно в 1260 г.) и основанная главным образом 

на римских источниках «Книга правосудия и тяжб» (Le livre de justice 

et de plaid

). 

Нормы римского права сохранялись и во многих кутюмах (обы-

чаях), действовавших в разных частях Франции, о чем свидетельст-

вуют такие компиляции обычаев, как Ордонансы Людовика Святого 

(Etablissement de Saint Louis) и Кутюмы Бовези (Coutime de Beauvaisis), 

написанные великим юристом Франции Бомануаром. Наиболее глу-

боко римское право повлияло на решение общих вопросов охраны 

прав и процессуальных форм ее осуществления. 

Вопреки устоявшемуся мнению следует подчеркнуть, что италь-

янская правовая школа сохраняла ведущие позиции в движении по-

стглоссаторов. Так, Бартол (1313–1357), самый известный из постглос-

саторов, чьи комментарии к Кодексу Юстиниана (Corpus Jirus Civilis

были признаны доктринальным источником не только в Италии, 

но и во многих других государствах

1

, работал и преподавал только 

в итальянских университетах – в Болонье, Перудже и Пизе. Предста-

вителем итальянской школы был и другой великий постглоссатор, 

ученик Бартола, – Бальдус (1327–1400), читавший лекции в Перуд-

же, Болонье, Пизе, Флоренции, Падуе и Павии и написавший много 

классических работ, в частности комментарии к Собранию законов 

о феодах (Libri Feudorum).

Западноевропейские и прежде всего итальянские университеты 

сыграли огромную роль в развитии права. По некоторым оценкам, 

только в одном Болонском университете право одновременно изучали 

до 10 тысяч человек не только из разных городов Италии, но и из мно-

гих государств и княжеств Западной Европы – Франции, Германии, 

Англии, Испании, Фландрии и др.

2

1

  В частности, в статутах 1427 и 1433 гг. Испании и в Статуте 1446 г. Португалии 

было установлено, что мнения Бартола считаются обязательным доктринальным тол-

кованием в тех случаях, когда молчат источники римского права и комментарии Ак-

курсия.

2

  См.: Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. С. 160.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

308

Обращаясь к этой теме, Г. Берман писал: «Воспитанные в духе 

новой юридической науки, новые поколения университетских вы-

пускников поступали на службу в канцелярии и другие учреждения 

возникавших в то время церковных и светских политий и становились 

советниками, судьями, адвокатами, администраторами, составителями 

проектов законов. Они прилагали свои знания для того, чтобы придать 

стройность и связность растущему множеству правовых норм, помо-

гая таким образом вылепить новые правовые системы из материала 

старых правовых порядков, которые прежде были почти совершенно 

растворены в общественном обычае и политических и религиозных 

институтах»

1

.

Следует также подчеркнуть, что именно университеты закладывали 

фундамент будущего единства романо-германского сообщества права. 

Право преподавалось там «как четко очерченный и систематизирован-

ный свод знаний», как наука, в которой юридические решения и зако-

нодательные акты изучались и объяснялись с точки зрения принципов 

и истин, общих для всей системы в целом

2

.

Раскрывая значение римского права, великий немецкий ученый 

Р. Иеринг писал: «Три раза Рим диктовал миру законы, три раза при-

водил народы к единству: в первый раз, когда римский народ был 

еще в полной своей силе, – к единству государства; во второй раз 

после того, как этот народ уже исчез, – к единству церкви; в третий 

раз вследствие усвоения римского права в Средние века – к единству 

права; в первый раз – внешним принуждением – силою оружия, два 

других раза – силою духа»

3

.

И дело было не только в заимствовании каких-либо отдельных 

норм, хотя оно, конечно, имело широкое распространение. Значи-

тельно более существенным было то, что римское право «произвело 

полный внутренний переворот, преобразовало все… юридическое 

мышление»

4

.

Наиболее глубокий след оно оставило в сфере частного права, 

в основу которого была положена идея о том, что «индивидуальное 

право не обязано своим существованием государству, но существу-

1

  Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. С. 124.

2

  См. там же.

3

  Иеринг Р. Значение римского права для нового мира. СПб., 1875. С. 3; Дух рим-

ского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. С. 1. 

4

  Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. С. 4. 


background image

Глава третья. Романо-германское право

309

ет в силу своего собственного полномочия, несет свое оправдание 

в самом себе»

1

.

В дальнейшем эта идея послужила основой для деления романо-

германского права на частное и публичное.

Столь же глубоким было воздействие юридической техники. По сло-

вам Иеринга, это был тот крепкий, несокрушимый фундамент, на ко-

тором было возведено «образцовое произведение юридического ис-

кусства, подобного которому мир не знает, здание такой закончен-

ности и крепости, что почти тысячу лет спустя чужие народы снова 

отворяют его запертые двери, чтобы там устроить свои аудитории 

и судилища»

2

.

Конечно, необходимо сделать оговорку. Рецепция римского права 

не была тотальной либо повсеместной. Она осуществлялась с перемен-

ным успехом и с разной степенью полноты: более широко в Италии, 

Испании, в южных провинциях Франции и менее глубоко в централь-

ных и северных частях Европы – в Германии, Австрии, Фландрии. 

Многое зависело от уровня развития национального или местного 

права. Обращаясь к этой теме, П.Г. Виноградов писал: «Там, где, как 

в саксонских землях, крайнему партикуляризму и неопределенности 

юридических норм было оказано национальное противодействие, 

германское право показало себя способным развиваться самостоя-

тельно»

3

При этом отметим, что в Германии рецепция римского права не была 

продолжительной. Она началась в конце XV в. и уже через несколько 

десятилетий была прервана Реформацией, одним из лозунгов которой 

был отказ от римского права. В частности, был выдвинуто требование: 

«Все доктора права должны быть устранены, и правосудие должно тво-

риться по закону Моисея, потому что не годится людям пользоваться 

лучшим законом, чем тот, который возвещен Богом»

4

. В дальнейшем 

рецепцию римского права сдерживали те обычаи, которые сложились 

в немецких землях и которые к концу XVIII в. нашли мощную под-

держку со стороны исторической школы права.

1

  Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. С. 70.

2

  Там же. С. 72.

3

  Виноградов П.Г. Указ. соч. С. 82. 

Речь, в частности, идет о таком великом памятнике законотворчества, как Саксон-

ское зерцало.

4

  Там же. С. 93.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

310

Рецепция римского права сдерживалась и более глубинными 

процессами. С конца XVI в. в Центральной и Южной Европе на-

ступило время застоя, природу которого на примере поэтического 

искусства блистательно раскрыл Й. Хейзинга: «Мы видим всеобщее 

бессилие сочинить что-либо новое; происходит лишь обработка, 

модернизация старого материала. Наступает передышка в мышле-

нии; творческий дух завершил построение здания Средневековья 

и еле ворочается от усталости. Повсюду запустение и увядание. 

Люди взирают на мир в отчаянии, все движется вспять, душу гнетут 

уныние и тревога»

1

.

Но это было только затишье перед великими революциями, в огне 

которых родилось новое право. 

Параграф четвертый. Революционное правотворчество

Век великих преобразований, который начался с Реформации в Гер-

мании, Голландии и Англии, едва не разрушил систему романо-гер-

манского права. 

Самой заметной потерей стало отделение системы общего права, 

которое стало развиваться в Англии и в подвластных ей владениях 

в рамках другой правовой традиции.

Дальнейший раскол романо-германской традиции права был пре-

допределен еще более мощным революционным взрывом – Великой 

французской революцией.

Вряд ли уместен какой-либо подробный обзор предпосылок изме-

нения общественного сознания, подготовивших коренные перемены 

в общественном и государственном устройстве Франции. Нет необхо-

димости и в подробном изложении истории революционного законо-

дательства, сложной, переменчивой, полной драматических страниц. 

Это предмет отдельной темы. Поэтому обратимся непосредственно 

к тем актам, которые определили дальнейшее развитие романо-гер-

манской традиции права. 

Первой в их ряду стоит Декларация прав человека и граждани-

на. Она была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. 

на основе проекта аббата Э. Сийеса. Это был документ удивительной 

энергии, в котором явственно проступали черты нового права – и по 

содержанию, и по форме изложения норм. 

1

  Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 329.