Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3974

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

356

а также совместно защищать друг друга от тех, кто будет нарушать либо 

препятствовать такому соглашению. Так появились города, селения 

и государства. И поскольку не в каждом из людей вера была достаточно 

крепкой, они решили учредить власти, которые могли бы удерживать 

при помощи силы и наказания тех, кто нарушал мир и принадлежа-

щие всем права. Эти власти и силы самозащиты и самосохранения 

изначально и естественным образом исходили от каждого из людей 

и были в каждом из них»

1

.

Он убеждал, что тот же порядок существует и сейчас. «Законы соз-

даны волей либо с согласия всех, чтобы определить и ограничить власть 

тех, кого они избрали для управления собой… Точно так же как пра-

вители поставлены над людьми, так же законы установлены над пра-

вителями»

2

Если правитель нарушил закон, он должен понести за это заслужен-

ную кару. «Надо учить беззаконных монархов, а также тех, кто обожает 

их, что не смертный человек и не монаршая воля, а справедливость 

является единственно истинным правителем и верховным владыкой 

всей земли»

3

.

6 ноября 1649 г. Милтон публикует работу под названием «Разру-

шитель икон».

Этим названием он хотел выразить многое: стремление к новой 

жизни, желание разрушить не только ореол святости вокруг имени 

Карла I, но и те предрассудки, которые господствовали в сознании 

многих.

«Люди, поверившие тому, что утверждает король, доказывают, что 

они по своей природе рабы и ничем не отличаются от животных; они 

недостойны той свободы, о которой они кричали и шумели; напротив, 

они заслуживают того, чтобы их вновь вернули в прежнее состояние 

рабства как шумных и драчливых животных, которые вырвались из-

под пожизненного гнета и не знают, как распорядиться той свободой, 

за которую они сражались; и все это происходит под воздействием 

прекрасно звучащих слов и обещаний давно ненавидящего их врага, 

готового нанести им удар и вновь приучить их к столь желанному, 

1

  Milton J. The Tenure of Kings and Magistrates // http:www.dartmouth.edu/~milton/

reading-room/tenure/index.shtml.

2

  Ibidem.

3

  Ibidem.


background image

Глава четвертая. Общее право

357

умиротворяющему и наиболее подходящему для них норманнскому 

крепостничеству»

1

.

В доказательство Милтон писал: «Все законы, Бога и человека, 

создаются для всех и не делают исключений для кого бы то ни было, 

и если короли пытаются поставить себя над законом, который, соб-

ственно, и дает им право править для общего блага, они должны быть 

по закону призваны к порядку»

2

Таким было веление справедливости, которая «сама является си-

лой, царством, властью и правлением на все века»

3

.

Эти идеи были развиты и в последующих работах, таких как «За-

щита народа Англии» (24 февраля 1651 г.) и «Вторая защита народа 

Англии» (30 мая 1654 г.).

К тому времени революция в Англии пошла на спад. В стране 

утвердилась диктатура О. Кромвеля, которая немногим отличалась 

от деспотического правления Карла I. Парламент страны был разо-

гнан, суды поставлены под контроль правительства, а народ лишен 

многих прав и свобод, завоеванных в борьбе с королевской властью. 

Для многих диктатура Кромвеля казалась незыблемой. Но только 

не для слепого Джона Милтона, который внутренним взором видел 

трещины в ее фундаменте и ощущал начало ее конца. Поэтому в рабо-

те «Вторая защита народа Англии» так много грустных размышлений 

о судьбах страны.

Он упрекал правительство в недостаточной заботе об обществе 

и в неумении управлять государством. Оно так и не освоило «искусство 

мира». Мир и свобода для него остались одним из состояний войны. 

Такой мир, предупреждал Джон Милтон, «принесет еще больше стра-

даний, а то, что представляется свободой, в будущем обернется самым 

худшим рабством»

4

.

Как и в любом плохо устроенном государстве, в республиканской 

Англии стремительно росло число законов. «В республике, – писал 

он, – всегда много людей, которые имеют такую же страсть к напи-

1

  Milton J. Eikonoklastes. Chapter 27. Тексты философских и полемических произве-

дений Дж. Милтона приводятся по электронным ресурсам: http://www.dartmouth.edu; 

http://www.brysons.net/milton.web.

2

  Ibid. Chapter 28.

3

  Ibidem.

4

  Milton J. The Second Defence of the People of England // http://www.constitution.org/

milton/second_defence.htm.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

358

санию множества законов, как некоторые стихоплеты к составле-

нию множества стихов, и поскольку качество законов, как правило, 

ухудшается по мере роста их числа, следует для предотвращения зла 

либо направления по пути добра принимать ровно столько новых 

законов, сколько отменяется тех старых законов, которые не дейст-

вуют должным образом»

1

.

Столь же сурово он обвинял народ Англии в том, что тот не мог 

расстаться с узами рабства, и доказывал, что свободу необходимо тер-

пеливо взращивать и лелеять с помощью «благочестия, справедливо-

сти, умеренности и неизвращенной добродетели». Только на таких 

нравственных началах она может глубоко укорениться в сознании 

и в сердцах людей

2

.

Перелом в его сознании наступил после реставрации королевской 

власти. Революция, казнь монарха, гражданская война – значение этих 

событий уже не казалось ему столь очевидным, как раньше. Более того, 

он все более убеждал себя в том, что им не было оправдания, поскольку 

они нарушили естественный порядок вещей. 

Все чаще в его сознании возникали библейские картины восстания 

падших ангелов. Между этой немыслимо далекой историей и недавней 

английской революцией было много общего: цели восстания, чувст-

ва и страсти его участников, горькая судьба после падения – судьба 

без радости и надежд. Земля и Ад – «единый материк»

3

. В этом он 

больше не сомневался. 

Так рождался замысел нового, главного труда его жизни – поэмы 

«Потерянный рай».

Параграф 4. Статутное право и революционные волны законо- 

творчества в истории английского права

После нормандского завоевания в истории Британии было не-

сколько волн законодательных реформ, которые корректировали 

нормы общего права и нередко меняли основы действовавшего пра-

вопорядка. Собственно, в этом изначально и заключалась роль ста-

тутного права.

1

  Milton J. The Second Defence of the People of England.

2

  Ibidem.

3

  Милтон Дж. Потерянный рай. Книга десятая // Потерянный рай. Возвращенный 

рай. Другие поэтические произведения. М., 2006. С. 290.


background image

Глава четвертая. Общее право

359

Первая волна реформ была осуществлена Вильгельмом Завоевате-

лем, который, как было сказано выше, перестроил систему управления 

и изменил многие общественные институты Англии. 

Несколько десятилетий спустя политику преобразований продол-

жил Генрих I (1100–1135). Первым же актом – Хартией свобод 1100 г. – 

он провозгласил политику твердого следования законам:

«Я устанавливаю твердый мир во всем королевстве и приказываю, 

чтобы он поддерживался отныне.

Я восстанавливаю законы короля Эдуарда

1

 с теми поправками, 

которые были внесены моим отцом

2

 по совету его баронов…

Если кто-либо после смерти короля Уильяма, моего брата, присвоил 

что-либо из того, что принадлежит мне или другим лицам, он должен неза-

медлительно все вернуть без уплаты штрафа; но если кто-либо оставит себе 

чужое и это будет обнаружено, он будет подвергнут тяжкому штрафу»

3

.

Следующий этап правовых реформ наступил в правление Генриха II, 

родоначальника новой династии Плантагенетов. 

В ряду принятых им актов особое место занимали Великая и Кла-

рендонская ассизы, преобразовавшие судебную систему и учредившие 

мировых судей и суд присяжных.

Столь же масштабной должна была стать и церковная реформа. 

Ее основные контуры были намечены в Кларендонской конститу-

ции 1164 г. Этот акт установил жесткие ограничения для духовенства. 

В частности, королевским судам было предоставлено право проверять 

ведение дел в церковных судах. Архиепископам, епископам и другим 

духовным лицам запрещалось покидать территорию королевства без 

согласия короля. А если такое согласие было получено, они должны 

были принести присягу в том, что, находясь за границей, в пути либо 

вернувшись обратно, они не будут причинять вред либо ущерб королев-

ству и королю

4

. Но завершить церковную реформу Генрих II не сумел. 

Убийство в декабре 1170 г. его главного оппонента – архиепископа 

Кентерберийского Т. Бекета так ужаснуло его, что он предпочел от-

казаться от проведения реформы. Более того, он даровал духовенству 

новые, более широкие, чем прежде, права.

1

  Англосаксонский король Эдуард Исповедник (1042–1066).

2

  Вильгельм Завоеватель.

3

  Charter of Liberties // http://www.britannia.com/history/docs/charter.html.

4

  Constitution of Clarendon, 1164 // http://avalon.law.yale.edu/medieval/constcla.asp.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

360

Следующая волна законодательных реформ была осуществлена 

вопреки воле короля. Под давлением мятежных баронов король Иоанн 

даровал подданным Великую хартию вольностей 1215 г. Этот акт пред-

ставляет интерес с точки зрения не только истории, но и современ-

ности англосаксонского права. Поэтому приведем значительный его 

фрагмент: 

«Дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей 

подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы 

английская церковь была свободна и владела своими правами в цело-

сти и своими вольностями неприкосновенно… чтобы ни мы, ни наши 

чиновники не захватывали ни земли, ни дохода с нее за долг, пока 

движимости должника достаточно для уплаты долга… чтобы ни один 

свободный человек не был арестован или заключен в тюрьму, или 

лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или 

каким-либо иным способом обездолен, подвергнут нападению нашему 

либо по приказу нашему иначе, как по законному приговору равных 

с ним лиц и по закону страны… чтобы за мзду никто не добивался 

права и справедливости и никому не отказывали в них и не затягивали 

в их признании… чтобы все купцы имели право свободно и безопасно 

выезжать из Англии и въезжать в Англию… покупать и продавать без 

всяких незаконных пошлин, уплачивая лишь старинные и справед-

ливые, обычаем установленные пошлины… чтобы судьи, констебли, 

шерифы и бэйлифы назначались лишь из тех лиц, которые знают закон 

королевства и имеют желание его добросовестно исполнять»

1

.

Через полвека курс законодательных реформ был продолжен Эдуар-

дом I (1272–1307). За 35 лет своего царствования он принял 31 крупный 

законодательный акт, многие из которых оставили заметный след в ис-

тории английского права. Чтобы обосновать это суждение и дать общее 

представление о направлениях реформ, приведу несколько цитат:

«I. Король желает и приказывает, чтобы мир святой церкви и всей 

страны хорошо поддерживался и охранялся во всех местах. И чтобы 

одинаковое право принадлежало всем, как богатым, так и бедным, 

невзирая на лица…

V. И так как выборы должны быть свободными, король запрещает 

под угрозой тяжкого наказания, чтобы кто-либо из знатных людей или 

1

  Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII–XIX вв. 

С. 15–22.