Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3966

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

376

Как отмечал великий исландский скальд Снорри Стурлусон, бла-

годаря рунам познания Один овладел «искусством говорить так кра-

сиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой». 

«В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется 

поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них 

пошло это искусство в Северных странах»

1

Продолжая, Снорри Стурлусон рассказывал: «Один ввел в своей 

стране законы, которые раньше были у Асов (богов. – В.Л.)». Этим 

законам, как и иным искусствам, он «учил рунами и песнями, которые 

называются заклинаниями»

2

Поэтическая традиция впоследствии была подхвачена скальдами-

«законоговорителями», «каждый из которых возвещал закон» задолго 

до утверждения христианства

3

. Правосудие также вершилось в поэти-

ческой форме или в рунах речи:

«Их слагают,

их составляют,

их сплетают

на тинге таком, где

люди должны творить

правосудье»

4

.

Скальды призывали вершить суд так же, как боги, поскольку суд 

определяет судьбы не только людей, но и земли. Не случайно боги 

собирались на суд под сенью ясеня Иггдрасиля:

«В те дни, когда асы 

вершат правосудье

у ясеня Иггдрасиль;

в ту пору священные

воды кипят, 

пламенеет мост асов»

5

.

Мост асов – это радуга. Когда она появлялась в небе, викинги ви-

дели в ней символ божественного правосудия и верили, что правда 

возвращается на землю.

1

  Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 13.

2

  Там же. С. 14.

3

  Там же. С. 10.

4

  Старшая Эдда. Речи Сигрдривы. Стих 12 // Старшая Эдда. С. 110.

5

  Старшая Эдда. Речи Гринмира. Стих 29 // Старшая Эдда. С. 34.


background image

Глава пятая. Скандинавское право

377

Они также верили в то, что слово, сказанное на людском суде, – это 

вечная руна, которая эхом когда-нибудь отзовется на Страшном суде:

«Руны слов ты сведай, чтоб тебе не смели

Злобой воздать за зло.

Их и вьют, их и ткут.

Их все сразу сводят

На тинге том, куда толпы придут

На самый последний суд»

1

.

С укреплением феодальных устоев правосудие перешло в веде-

ние местных тингов и правителей, которые должны были вершить 

суд по тем законам, которые действовали в их землях. Как сказано 

в «Младшей Эдде», они должны были быть «справедливыми судьями 

и справедливыми защитниками»

2

Древнескандинавский суд отличался от судов многих народов. 

Основной его задачей было сохранение мира. В этом он должен был 

следовать примеру Форсети

3

 – внука Одина, сына Бальдра и Нанны, 

дочери Непа: «Он владетель небесных палат, что зовутся Глитнир. 

И все, кто приходят к нему с тяжбой, возвращаются в мире и согласии. 

Нет равного судилищу Форсети ни у богов, ни у людей»

4

.

Возможно, именно стремление к сохранению мира объясняет то, 

что судьи у древних викингов были лишены права осуждать своих 

сородичей на смерть

5

. Это право принадлежало богам. За убийство 

назначалась вира. Но родные погибшего могли не принять ее, пред-

почтя кровную месть. Это было такое же священное право, как и право 

на суд

6

. Самым тяжким приговором было «лишение мира». Виновный 

объявлялся вне закона, лишался собственности, изгонялся из дома, 

и каждый мог убить его, свершив тем самым Божий суд

7

.

1

  Сага о Вельсингах // Мировое Древо Иггдрасиль. М., 2002. С. 333.

2

  Младшая Эдда. Язык поэзии // Младшая Эдда. М., 2005. С. 88.

3

  Это имя было синонимом словосочетания «председатель тинга».

4

  Младшая Эдда. Видение Гюльви // Младшая Эдда. С. 31.

5

  С укреплением королевской власти это древнее установление было изменено. Так, 

Ландслаг шведского короля Магнуса Эрикссона обязывал тинги выносить смертные 

приговоры по многим преступлениям. Так, если слуга убивал своего господина, то тинг 

должен был осудить его на колесование. Если это сделала женщина, ее по решению 

тинга должны были побить камнями.

6

  Старшая Эдда. Третья песнь о Гудрун // Старшая Эдда. С. 133.

7

  См., например: Сага о Вельсингах // Старшая Эдда. С. 272.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

378

К лишению мира подвергались лица, совершившие злодеяния. 

Вестгеталаг, или Закон вестьетов, одной из земель Швеции, относил 

к ним следующие преступления:

«Если кто убьет человека в церкви, это злодеяние. Если кто убьет 

человека на тинге, это злодеяние. Если кто нарушит мир или совер-

шенное примирение, если кто мстит вору, если кто мстит за наказание, 

присужденное на тинге, раной, убийством или пожаром, это злодеяние; 

он потерял право на страну и движимое имущество. 

Если кто отрубит человеку обе руки, если кто убьет спящего, это 

злодеяние. Злодеянием является нести щит через берег моря

1

. Если он 

разрушает в своей собственной стране, он потерял землю, право жить 

в стране и движимое имущество. 

Если кто привяжет мужчину к дереву в лесу, это злодеяние. Если 

кто выстрелит через дымовое отверстие и убьет мужчину, убьет в бане, 

убьет, когда он справляет нужду, выколет мужчине оба глаза, отру-

бит мужчине обе ноги, если кто убьет женщину, все это злодеяние. 

Она всегда обладает миром встречи и обедни, какова бы ни была 

вражда между мужчинами. Если кто убьет своего господина, это 

злодеяние. Если кто убьет мужчину в кабаке ножом, когда он делил 

с ним нож и кусок мяса, это злодеяние. Если кто зарубит скотину 

другого человека, ранит ее, как ранит волк, это злодеяние. Если 

кто убежит на военный корабль и сделается морским разбойником, 

стоит он на горле или на голове другого и чинит над ним насилие, 

это злодеяние»

2

.

Другие руны и другие песни права были у финнов, эстов, остальных 

народов, населявших северные и восточные земли скандинавского 

мира. Особое место в их ряду занимает финский эпос «Калевала», со-

хранивший предания о далеких временах вересковой Карелии, когда 

создавались ее первые песенные руны:

«Мной желанье овладело, 

мне на ум явилась дума:

дать начало песнопенью,

повести за словом слово, 

песню племени поведать,

1

  То есть совершить нападение на страну.

2

  Закон вестьетов // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/

Vestgetalag/frametext1.htm.


background image

Глава пятая. Скандинавское право

379

рода древнего преданье.

На язык слова приходят,

на уста мои стремятся,

с языка слова слетают,

рассыпаются речами…»

1

Хранителем этих рун стал Вяйнямейнен – «вековечный песнопе-

вец»

2

, создавший многие законы Калевалы. Этим законам он учил 

песенными рунами, одна из которых звучала так:

«Люди добрые, внемлите, –

никогда, нигде вовеки

не вините невиновных,

праведных не обвиняйте.

Вас возмездие настигнет…»

3

Основной темой песен Вяйнямейнена было воспевание труда – 

основы жизни Калевалы:

«Вот я сею-засеваю,

Я бросаю в землю семя,

Чтоб оно ростки пустило,

Проросло на этом поле.

Пробудись, земля родная!

Недра темные, проснитесь!

Дайте вы росткам пробиться,

Чтобы сотни нежных всходов

Зацвели, заколосились

На широком этом поле,

Что вспахал я и засеял,

Где немало потрудился…»

4

Эти песни не только хранили народ, но и готовили его для новых 

свершений, о которых в последних строчках «Калевалы» поется:

«Здесь теперь прошла дорога,

новая стезя открылась

для певцов, что поспособней,

1

  Калевала. Песня 1. Стихи 1–10. Перевод Э. Киуру и А. Мишина (http://kalevala.

gov.karelia.ru/songs/song2a.shtml#7).

2

  Калевала. Песня 2. Стих 288. Перевод Э. Киуру и А. Мишина.

3

  Калевала. Песня 16. Стихи 400–404. Перевод Э. Киуру и А. Мишина.

4

  Калевала. Песня 2 // Калевала. М., 1985. С. 12. Перевод Л.П. Бельского.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

380

рунопевцев, что получше,

средь растущей молодежи, 

восходящего народа»

1

.

Одной из самых примечательных особенностей древнескандинав-

ских песен права было требование равенства. Перед богами были все 

равны. В «Речи Высокого» (т.е. Одина. – В.Л.) сказано, что бедняк 

невиновен в доле своей и что «может внезапно исчезнуть достаток», 

ведь «друг он неверный»

2

. Поэтому бедные люди могли на равных 

участвовать в тингах – народных собраниях. И Один сам призывал 

их к тому:

«Сытым и чистым

на тинг собирайся,

хоть и в бедной одежде,

сапог и штанов

стыдиться не надо,

а также коня,

коль он неказист»

3

.

«Старшая Эдда» содержит много советов о том, как должен прохо-

дить тинг и как должны вести себя те, кто участвует в нем:

«На тинг придешь ты,

с глупцами не спорь;

злые слова

глупый промолвит,

о зле не помыслив.

Но и смолчать

ты не должен в ответ, –

трусом сочтут

иль навету поверят;

славы дурной

опасайся всегда;

назавтра убей

лжеца, тем отплатишь

за подлую ложь»

4

.

1

  Калевала. Песня 50. Стихи 615–620. Перевод Э. Киуру и А. Мишина.

2

  Старшая Эдда. Речи Высокого. Стихи 75, 78 // Старшая Эдда. С. 21, 22.

3

  Там же. Стих 61. С. 20.

4

  Старшая Эдда. Речи Сигрдривы. Стихи 24–25 // Старшая Эдда. С. 111.