Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4101
Скачиваний: 3
Глава пятая. Скандинавское право
381
Конечно, в каждой из земель Скандинавии был установлен свой
порядок проведения народных собраний. О том, как они действовали
в Швеции, Снорри Стурлусон рассказывал: «На тинге председатель-
ствует лагман. Его всего больше слушаются бонды, ибо то становится
законом, что он возвестит на тинге. А когда страну объезжает конунг,
ярл или епископ и держит тинг с бондами, лагман отвечает им от имени
бондов и все бонды поддерживают его, так что даже самые могущест-
венные люди вряд ли осмелятся прийти на тинг без согласия бондов
и лагмана. А в тех случаях, когда местные законы различаются, все
должны придерживаться упсальских законов, а все лагманы должны
подчиняться лагману Тиундаланда»
1
.
Роль народных собраний падает с утверждением централизованной
королевской власти. Первым властителем скандинавских земель стал
легендарный Ивар Широкие Объятия, подчинивший себе бóльшую
часть Скандинавии, а также некоторые княжества Англии, Балтии
и страны саксов. От его рода, согласно преданиям, произошли конунги
датчан и шведов
2
.
Конунги управляли своей землей, вели войны, вершили суд. Кроме
того, они поддерживали связь народа с богами. И если с этой функ-
цией они не справлялись, народ приносил их в жертву богам. Так
случилось со шведским конунгом Олавом Лесорубом. Его народ об-
винил в том, что он пренебрегал жертвоприношениями, что вызвало
неурожаи и голод в стране. Поэтому его принесли в жертву Одину,
предав огню в его собственном доме
3
.
Интересно отметить, что еще в XIII в. народ Швеции сохранял
за собой право смещать с престола своих королей. Об этом свидетель-
ствует упомянутый выше Вестгеталаг (Закон вестьетов). Свеи, как
гласил он, «властны взять конунга, а также сместить его».
В длинной веренице скандинавских конунгов датский летопи-
сец Сакс Грамматик особо отмечал легендарного правителя дат-
чан Скиольда, который отменил прежние и ввел в действие «новые
справедливые и милосердные законы». Он оплачивал из королев-
ской казны долги своих подданных и обеспечивал за свой счет ле-
чение больных и увечных. Скиольд был первым, кто ввел правило,
1
Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 216.
2
См. там же. С. 33.
3
См. там же. С. 34.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
382
по которому воинская добыча передавалась солдатам, а слава – их
предводителям
1
.
Столь же яркими были реформы датского конунга Фроде. Он реши-
тельно искоренял преступность и порочные нравы. Добившись этой
цели, он запретил своим подданным запирать в сундуки ценности,
обещая выплачивать двойную стоимость похищенного. Вместе с тем
были введены суровые меры наказания для воров и тех, кто их укры-
вал. Судебные тяжбы в основном разрешались в поединках, так как,
по мнению Фроде, «сражение с помощью оружия более достойно, чем
с помощью слов»
2
.
Исландские скальды особенно воспевали норвежского конунга
Хальвдана. По описанию Снорри Стурлусона, он «был человек ум-
ный, правдивый и справедливый. Он вводил законы, соблюдал их сам
и заставлял других соблюдать их, так что никто не мог пойти против
законов»
3
.
Реформы, но уже в других целях, продолжил его сын Харальд Пре-
красноволосый. Он присвоил себе многие вотчины. А чтобы еще боль-
ше увеличить казну, обложил данью всех бондов, как богатых, так
и бедных. В каждый округ (фюльк) он направлял своих ярлов, которые
должны были поддерживать закон и порядок и собирать с населения
подати
4
.
Более справедливым было правление сына Харальда Хакона Доб-
рого. Были отменены многие прежние законы и введены по совету
мудрейших новые законы для разных частей страны
5
.
Первой из Скандинавских стран христианство приняла Дания –
примерно в 960 г. В Норвегии первую серьезную попытку введения
христианства предпринял Олав, сын Трюггви. Он вел решительную
борьбу против прежних обычаев, уничтожая колдунов и ревнителей
старой религии. Но в междоусобной войне был убит. Его дело продол-
жил Олав Святой – святитель Норвегии. Примечательно описание его
деяний в «Круге земном» Снорри Стурлусона:
«Обычно конунг вставал рано утром, одевался и мыл руки, а потом
шел в церковь к заутрене. Потом он шел решать тяжбы или говорил
1
Saxo Grammaticus. The Danish History. Books I–IX // http://omacl.org/DanishHistory.
2
Ibidem.
3
Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 41.
4
См. там же. С. 44.
5
См. там же. С. 72.
Глава пятая. Скандинавское право
383
людям о том, что считал необходимым. Он собирал вокруг себя и мо-
гущественных и немогущественных, и особенно всех тех, кто были
самыми мудрыми. Он часто просил говорить ему законы, которые
установил в Трандхейме Хакон Воспитанник Адальстейна. Сам он
устанавливал законы, советуясь с самыми разными людьми. Одни за-
коны он упразднял, а другие добавлял, если считал это необходимым.
Закон о христианстве он установил, посоветовавшись с епископом
Гримкелем и другими священниками. Он прилагал все силы, чтобы
искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению,
противоречили христианской вере. И вышло так, что бонды приняли
законы, которые установил конунг»
1
.
Это описание дополняет рассказ о том, как осуществлялось право-
судие: «У Олава конунга было двенадцать мудрейших людей. Они вер-
шили суд вместе с Олавом и решали трудные дела. Это было нелегко,
так как хотя конунгу не нравилось, когда судили не по справедливости,
он не терпел, если ему перечили»
2
.
Наступила новая эпоха в развитии скандинавского права, яркими
памятниками которой стали исландский Закон Серого Гуся 1117 г.
3
,
датский Сканский закон, принятый в 1202–1216 гг. в земле Скании,
Закон гутов (Gutalag), вступивший в силу на рубеже XIII и XIV вв.
на шведском острове Готланд.
Закон гутов в первой же статье закреплял правовой символ веры:
«Первое в нашем законе то, что мы должны сказать «нет» язычеству
и сказать «да» христианству, и все верить во Всемогущего Бога, и мо-
лить Его о помощи, чтобы он дал нам урожай и мир, победу и здоровье
и чтобы мы могли сохранить наше христианство и нашу правильную
веру, и нашу населенную страну, и чтобы мы каждый день во всех
наших делах и наших желаниях делали то, что послужит славе Бога
и наибольшей пользе жизни и душе».
Одной из главных задач Закона было привитие христианских цен-
ностей милосердия. Поэтому ст. 2 требовала вскармливать каждого
ребенка, который рождался в стране, и запрещала выбрасывать его.
Регулируя отношения общества и церкви, Закон Гутов предпи-
сывал, чтобы каждый отдавал на содержание церкви, к которой он
1
Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 196.
2
Там же. С. 237.
3
Вероятно, Закон назван так потому, что он был написан гусиным пером.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
384
приписан, десятую часть своих доходов (десятину). Взамен священник
должен был исполнять в любое время дня и ночи все требуемые от него
обряды христианства (ст. 3).
Языческие жертвоприношения и обычаи были строго запрещены.
Никто не мог взывать к рощам или курганам, к языческим богам, свя-
щенным местам и святилищам. Виновные в нарушении этого требования
подвергались штрафам. Вместе с тем Закон требовал исполнения всех
христианских обычаев и обрядов. В частности, запрещалось выполнять
какую-либо работу в воскресенье или в другой святой день (ст. 4).
Закон гутов устранял многие обычаи древности, а в тех случаях,
когда он был не в силах это сделать, он пытался ввести их в такие пра-
вовые рамки, которые препятствовали их осуществлению. Так, чтобы
остановить кровную месть, ст. 13 устанавливала:
«Теперь следующее: если случится злое по наущению врага [дья-
вола], так что человек убьет человека, то с ним должен бежать отец,
сын и брат. Если их нет, то пусть с ним бегут ближние родственники
на 40 дней в церковь, которую все люди приняли за священное место,
это Фардеим и Тингстеди, и Атлингабо. Там они должны иметь мир
как на дворе священника, так и на церковном дворе. Но когда время
истечет, тогда пусть скачет он туда, где хочет провести свой «круг мира»
1
,
и пусть он проведет его вокруг трех усадеб так далеко в лесу от этих
усадеб, что будет находиться в середине от других усадеб, которые на-
ходятся на другой стороне леса, если он получит разрешение от тех, кто
владеет этой землей… Его защищает «круг мира», который он начер-
тил… люди это называют «засвидетельствованным кругом мира»…»
2
Закон гутов сохранял роль тингов и многих других учреждений
прошлого, возлагая на них функции сохранения и поддержания пра-
вопорядка. Так, он предупреждал: «Пусть преступник не полагается
на мир тинга, если только это не мир всех людей» (ст. 11).
Скандинавское право не только сохраняло институты народного
правления, но и долгое время существенно ограничивало королевскую
власть, о чем свидетельствует один из самых ярких памятников скан-
динавского права – шведский Ландслаг (Закон земли) 1347 г. короля
Магнуса II Эрикссона:
1
То есть то место, где, согласно обычаю, он мог пользоваться относительной безо-
пасностью.
2
Закон гутов // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Guta-
lag/frametext.htm.
Глава пятая. Скандинавское право
385
«В королевстве Швеция королевская власть выборная, а не наслед-
ственная; если оно лишится короля, то в этом случае ниже назван-
ные лагманы, каждый в своем судебном округе, должны в согласии
со всеми жителями их судебного округа выбрать двенадцать разумных
и сведущих мужей, с которыми они должны явиться в назначенный
день и в определенное время на тинг на лугу Мора, чтобы избрать
короля… дабы он управлял страной и государством, охранял закон
и поддерживал мир…
В тот же самый день и на том же самом месте король должен дать
клятву всем жителям королевства в следующем:
Во-первых, он будет любить Бога и святую церковь и защищать ее
права и ни в чем не нарушит королевские права, права короны и всего
шведского народа.
Во-вторых, он будет защищать, любить и охранять своим королев-
ским правом и властью все справедливое и истинное и подавлять все
несправедливое, дурное и беззаконное.
В-третьих, он будет верным всему своему народу; никоим образом
не будет причинять ущерба ни жизни, ни телу ни бедного, ни богатого,
если тот не уличен в преступлении по закону и правам королевства;
не будет он никоим образом, кроме как по закону и законному при-
говору суда, отбирать у кого-либо имущество.
В-четвертых, он будет управлять своим королевством – Швецией –
и править вместе со шведами, как это установлено издавна древними
законами и обычаями королевства, а не с иноземцами, и не должны
иноземцы быть в его совете и управлять замками или областями, или
«Упсальским уделом», или коронными имениями, настолько древни-
ми, что никто не помнит и точно не знает, когда они стали собствен-
ностью короны.
В-пятых, король будет беречь замки и области государства с их
ежегодными доходами и защищать их границы всеми силами, дабы
ничто из вышеупомянутого не уменьшилось для того короля, который
будет править после него...
В-шестых, король имеет право жить в «Упсальском уделе» и в других
коронных имениях и ежегодно собирать законные налоги со своих
земель…
В-седьмых… Все древние законы Швеции, которые были приня-
ты с одобрения и с согласия народа и были утверждены прежними
королями и их королевской властью, он будет соблюдать, укреплять