Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3962

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава пятая. Скандинавское право

381

Конечно, в каждой из земель Скандинавии был установлен свой 

порядок проведения народных собраний. О том, как они действовали 

в Швеции, Снорри Стурлусон рассказывал: «На тинге председатель-

ствует лагман. Его всего больше слушаются бонды, ибо то становится 

законом, что он возвестит на тинге. А когда страну объезжает конунг, 

ярл или епископ и держит тинг с бондами, лагман отвечает им от имени 

бондов и все бонды поддерживают его, так что даже самые могущест-

венные люди вряд ли осмелятся прийти на тинг без согласия бондов 

и лагмана. А в тех случаях, когда местные законы различаются, все 

должны придерживаться упсальских законов, а все лагманы должны 

подчиняться лагману Тиундаланда»

1

.

Роль народных собраний падает с утверждением централизованной 

королевской власти. Первым властителем скандинавских земель стал 

легендарный Ивар Широкие Объятия, подчинивший себе бóльшую 

часть Скандинавии, а также некоторые княжества Англии, Балтии 

и страны саксов. От его рода, согласно преданиям, произошли конунги 

датчан и шведов

2

.

Конунги управляли своей землей, вели войны, вершили суд. Кроме 

того, они поддерживали связь народа с богами. И если с этой функ-

цией они не справлялись, народ приносил их в жертву богам. Так 

случилось со шведским конунгом Олавом Лесорубом. Его народ об-

винил в том, что он пренебрегал жертвоприношениями, что вызвало 

неурожаи и голод в стране. Поэтому его принесли в жертву Одину, 

предав огню в его собственном доме

3

Интересно отметить, что еще в XIII в. народ Швеции сохранял 

за собой право смещать с престола своих королей. Об этом свидетель-

ствует упомянутый выше Вестгеталаг (Закон вестьетов). Свеи, как 

гласил он, «властны взять конунга, а также сместить его».

В длинной веренице скандинавских конунгов датский летопи-

сец Сакс Грамматик особо отмечал легендарного правителя дат-

чан Скиольда, который отменил прежние и ввел в действие «новые 

справедливые и милосердные законы». Он оплачивал из королев-

ской казны долги своих подданных и обеспечивал за свой счет ле-

чение больных и увечных. Скиольд был первым, кто ввел правило, 

1

  Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 216.

2

  См. там же. С. 33.

3

  См. там же. С. 34.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

382

по которому воинская добыча передавалась солдатам, а слава – их 

предводителям

1

.

Столь же яркими были реформы датского конунга Фроде. Он реши-

тельно искоренял преступность и порочные нравы. Добившись этой 

цели, он запретил своим подданным запирать в сундуки ценности, 

обещая выплачивать двойную стоимость похищенного. Вместе с тем 

были введены суровые меры наказания для воров и тех, кто их укры-

вал. Судебные тяжбы в основном разрешались в поединках, так как, 

по мнению Фроде, «сражение с помощью оружия более достойно, чем 

с помощью слов»

2

.

Исландские скальды особенно воспевали норвежского конунга 

Хальвдана. По описанию Снорри Стурлусона, он «был человек ум-

ный, правдивый и справедливый. Он вводил законы, соблюдал их сам 

и заставлял других соблюдать их, так что никто не мог пойти против 

законов»

3

.

Реформы, но уже в других целях, продолжил его сын Харальд Пре-

красноволосый. Он присвоил себе многие вотчины. А чтобы еще боль-

ше увеличить казну, обложил данью всех бондов, как богатых, так 

и бедных. В каждый округ (фюльк) он направлял своих ярлов, которые 

должны были поддерживать закон и порядок и собирать с населения 

подати

4

.

Более справедливым было правление сына Харальда Хакона Доб-

рого. Были отменены многие прежние законы и введены по совету 

мудрейших новые законы для разных частей страны

5

.

Первой из Скандинавских стран христианство приняла Дания – 

примерно в 960 г. В Норвегии первую серьезную попытку введения 

христианства предпринял Олав, сын Трюггви. Он вел решительную 

борьбу против прежних обычаев, уничтожая колдунов и ревнителей 

старой религии. Но в междоусобной войне был убит. Его дело продол-

жил Олав Святой – святитель Норвегии. Примечательно описание его 

деяний в «Круге земном» Снорри Стурлусона:

«Обычно конунг вставал рано утром, одевался и мыл руки, а потом 

шел в церковь к заутрене. Потом он шел решать тяжбы или говорил 

1

  Saxo Grammaticus. The Danish History. Books I–IX // http://omacl.org/DanishHistory.

2

  Ibidem.

3

  Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 41.

4

  См. там же. С. 44.

5

  См. там же. С. 72.


background image

Глава пятая. Скандинавское право

383

людям о том, что считал необходимым. Он собирал вокруг себя и мо-

гущественных и немогущественных, и особенно всех тех, кто были 

самыми мудрыми. Он часто просил говорить ему законы, которые 

установил в Трандхейме Хакон Воспитанник Адальстейна. Сам он 

устанавливал законы, советуясь с самыми разными людьми. Одни за-

коны он упразднял, а другие добавлял, если считал это необходимым. 

Закон о христианстве он установил, посоветовавшись с епископом 

Гримкелем и другими священниками. Он прилагал все силы, чтобы 

искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению, 

противоречили христианской вере. И вышло так, что бонды приняли 

законы, которые установил конунг»

1

Это описание дополняет рассказ о том, как осуществлялось право-

судие: «У Олава конунга было двенадцать мудрейших людей. Они вер-

шили суд вместе с Олавом и решали трудные дела. Это было нелегко, 

так как хотя конунгу не нравилось, когда судили не по справедливости, 

он не терпел, если ему перечили»

2

.

Наступила новая эпоха в развитии скандинавского права, яркими 

памятниками которой стали исландский Закон Серого Гуся 1117 г.

3

датский Сканский закон, принятый в 1202–1216 гг. в земле Скании, 

Закон гутов (Gutalag), вступивший в силу на рубеже XIII и XIV вв. 

на шведском острове Готланд.

Закон гутов в первой же статье закреплял правовой символ веры: 

«Первое в нашем законе то, что мы должны сказать «нет» язычеству 

и сказать «да» христианству, и все верить во Всемогущего Бога, и мо-

лить Его о помощи, чтобы он дал нам урожай и мир, победу и здоровье 

и чтобы мы могли сохранить наше христианство и нашу правильную 

веру, и нашу населенную страну, и чтобы мы каждый день во всех 

наших делах и наших желаниях делали то, что послужит славе Бога 

и наибольшей пользе жизни и душе».

Одной из главных задач Закона было привитие христианских цен-

ностей милосердия. Поэтому ст. 2 требовала вскармливать каждого 

ребенка, который рождался в стране, и запрещала выбрасывать его.

Регулируя отношения общества и церкви, Закон Гутов предпи-

сывал, чтобы каждый отдавал на содержание церкви, к которой он 

1

  Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 196.

2

  Там же. С. 237.

3

  Вероятно, Закон назван так потому, что он был написан гусиным пером.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

384

приписан, десятую часть своих доходов (десятину). Взамен священник 

должен был исполнять в любое время дня и ночи все требуемые от него 

обряды христианства (ст. 3).

Языческие жертвоприношения и обычаи были строго запрещены. 

Никто не мог взывать к рощам или курганам, к языческим богам, свя-

щенным местам и святилищам. Виновные в нарушении этого требования 

подвергались штрафам. Вместе с тем Закон требовал исполнения всех 

христианских обычаев и обрядов. В частности, запрещалось выполнять 

какую-либо работу в воскресенье или в другой святой день (ст. 4). 

Закон гутов устранял многие обычаи древности, а в тех случаях, 

когда он был не в силах это сделать, он пытался ввести их в такие пра-

вовые рамки, которые препятствовали их осуществлению. Так, чтобы 

остановить кровную месть, ст. 13 устанавливала:

«Теперь следующее: если случится злое по наущению врага [дья-

вола], так что человек убьет человека, то с ним должен бежать отец, 

сын и брат. Если их нет, то пусть с ним бегут ближние родственники 

на 40 дней в церковь, которую все люди приняли за священное место, 

это Фардеим и Тингстеди, и Атлингабо. Там они должны иметь мир 

как на дворе священника, так и на церковном дворе. Но когда время 

истечет, тогда пусть скачет он туда, где хочет провести свой «круг мира»

1

и пусть он проведет его вокруг трех усадеб так далеко в лесу от этих 

усадеб, что будет находиться в середине от других усадеб, которые на-

ходятся на другой стороне леса, если он получит разрешение от тех, кто 

владеет этой землей… Его защищает «круг мира», который он начер-

тил… люди это называют «засвидетельствованным кругом мира»…»

2

Закон гутов сохранял роль тингов и многих других учреждений 

прошлого, возлагая на них функции сохранения и поддержания пра-

вопорядка. Так, он предупреждал: «Пусть преступник не полагается 

на мир тинга, если только это не мир всех людей» (ст. 11).

Скандинавское право не только сохраняло институты народного 

правления, но и долгое время существенно ограничивало королевскую 

власть, о чем свидетельствует один из самых ярких памятников скан-

динавского права – шведский Ландслаг (Закон земли) 1347 г. короля 

Магнуса II Эрикссона:

1

  То есть то место, где, согласно обычаю, он мог пользоваться относительной безо-

пасностью.

2

  Закон гутов // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Guta-

lag/frametext.htm.


background image

Глава пятая. Скандинавское право

385

«В королевстве Швеция королевская власть выборная, а не наслед-

ственная; если оно лишится короля, то в этом случае ниже назван-

ные лагманы, каждый в своем судебном округе, должны в согласии 

со всеми жителями их судебного округа выбрать двенадцать разумных 

и сведущих мужей, с которыми они должны явиться в назначенный 

день и в определенное время на тинг на лугу Мора, чтобы избрать 

короля… дабы он управлял страной и государством, охранял закон 

и поддерживал мир… 

В тот же самый день и на том же самом месте король должен дать 

клятву всем жителям королевства в следующем: 

Во-первых, он будет любить Бога и святую церковь и защищать ее 

права и ни в чем не нарушит королевские права, права короны и всего 

шведского народа. 

Во-вторых, он будет защищать, любить и охранять своим королев-

ским правом и властью все справедливое и истинное и подавлять все 

несправедливое, дурное и беззаконное. 

В-третьих, он будет верным всему своему народу; никоим образом 

не будет причинять ущерба ни жизни, ни телу ни бедного, ни богатого, 

если тот не уличен в преступлении по закону и правам королевства; 

не будет он никоим образом, кроме как по закону и законному при-

говору суда, отбирать у кого-либо имущество. 

В-четвертых, он будет управлять своим королевством – Швецией – 

и править вместе со шведами, как это установлено издавна древними 

законами и обычаями королевства, а не с иноземцами, и не должны 

иноземцы быть в его совете и управлять замками или областями, или 

«Упсальским уделом», или коронными имениями, настолько древни-

ми, что никто не помнит и точно не знает, когда они стали собствен-

ностью короны. 

В-пятых, король будет беречь замки и области государства с их 

ежегодными доходами и защищать их границы всеми силами, дабы 

ничто из вышеупомянутого не уменьшилось для того короля, который 

будет править после него... 

В-шестых, король имеет право жить в «Упсальском уделе» и в других 

коронных имениях и ежегодно собирать законные налоги со своих 

земель…

В-седьмых… Все древние законы Швеции, которые были приня-

ты с одобрения и с согласия народа и были утверждены прежними 

королями и их королевской властью, он будет соблюдать, укреплять