Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3963

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

386

и защищать так, чтобы ничто незаконное не вошло в истинный закон, 

особенно чтобы никакие иноземные законы не были введены в закон 

и право страны и чтобы никакие законы не принимались без согласия 

народа…

Да приумножится мир и да исчезнет вражда благодаря тому, что 

есть король»

1

Параграф второй. Особенности развития скандинавского права от эпохи 

Кальмарской унии до ХХ в

.

Скандинавское право сохраняло свою уникальность в течение мно-

гих столетий. Она стала еще более заметной с момента объединения 

скандинавских земель под верховной властью датских королей. Про-

ект объединения Дании, Швеции и Норвегии был осуществлен дат-

ской принцессой Маргарет I. Сперва (1380 г.) в династическом союзе 

объединились Дания и Норвегия. Позже (1389 г.) в его состав вошла 

Швеция. Итоги объединения трех скандинавских стран, а также их 

заморских владений – Исландии, Гренландии, Фарерских островов, 

значительной части Финляндии – были оформлены Кальмарской уни-

ей, заключенной в 1397 г. с целью создания «вечного мира и союза»

2

.

По условиям Унии все три государства сохранили право на са-

моуправление. Остались в силе действовавшие на их территориях 

законы и обычаи. Объединение скандинавских государств позволило 

им успешно противостоять натиску Ганзейского союза и немецких 

княжеств. 

Но основы союза были непрочны. И в 1523 г. он распался. Из его 

состава вышла Швеция, недовольная засилием датской знати. Скан-

динавский мир надолго раскололся на две части. Норвегия осталась 

в орбите влияния Дании (с 1536 г. – как одна из ее провинций)

3

, ус-

тупив ей юрисдикцию над принадлежавшими ей землями Ислан-

дии, Гренландии и Фарерских островов. Швеция сохранила контроль 

над большей частью Финляндии.

Как отмечено выше, Кальмарская уния не препятствовала самобыт-

ному развитию права Скандинавских стран. Более того, его уникаль-

ность усилилась в ходе начавшейся в середине 1520-х гг. Реформации. 

1

  Ландслаг короля Магнуса Эрикссона // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/

Skandinav/Sweden/Landslag_Magnusson/ frametext.htm.

2

  История Норвегии. М., 1980. С. 187.

3

  Уния Дании и Норвегии существовала до 1814 г.


background image

Глава пятая. Скандинавское право

387

Протестантство возрождало многие начала самоуправления через цер-

ковные приходы, прививавшие христианские ценности справедливо-

сти, милосердия и труда. 

Швеция и Дания расторгли узы с католической церковью в 1530-х гг. 

В Дании по Ордонансу 1537 г. была сформирована самостоятельная 

Датская народная церковь. Она имела достаточно стройную структуру. 

Во главе церкви стоял король. Ступень ниже занимали епископы, ко-

торые избирались духовенством городов и утверждались в должности 

королем. Духовенство городов в свою очередь избиралось мэрами 

и городскими советами; сельские священники избирались непороч-

ными и «достойными» людьми. К 1560 г. были приняты основные 

законодательные акты, регулировавшие порядок проведения служб, 

проповедей, ритуалов, определявшие правовой статус священнослужи-

телей. В Швеции новое церковное законодательство было кодифици-

ровано в 1571 г.

1

 Эти меры не только подчинили церковь государству, 

но и отвели ей особую роль.

О том, какой она была, можно судить по описанию известного ис-

торика Э. Аннерса: «Принятие лютеранского вероучения и устройства 

церкви имело большое значение для развития правопорядка Северных 

стран. Духовенство получило еще большее значение в государственной 

жизни, причем до конца XVIII в. оно играло очень консервативную, 

если не сказать ортодоксальную, роль в политике. Особенно сильно 

влияние духовенства было в области семейного и уголовного права. 

Постоянным и сильным средством его влияния была Библия, чей 

авторитет оставался непоколебимым до середины XVIII в., несмотря 

на влияние идей Просвещения. К тому же духовенство пользовалось 

самостоятельным влиянием в качестве толкователей и проповедников 

Евангелия, вдобавок оно было орудием влияния государственной вла-

сти, независимо от того, кто стоял у ее руля: абсолютный монарх или 

облеченные властью сословия эпохи свободы. Духовенство помимо 

своей политической пропагандистской задачи, проявлявшейся, как 

правило, в благоговейном усердии при исполнении своих проповед-

нических обязанностей, должно было также заботиться о мораль-

ном воспитании населения. В основном такое воспитание проходило 

в рамках церкви, причем население здесь же знакомилось и с законо-

1

  Skip Knox E.L., Dr. Europe in the Age of the Reformation // http://www.boisestate.edu/

courses/reformation/baltic.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

388

дательством своей страны. Важнейшие законы и указы должны были 

зачитываться в церкви на паперти, либо же сообщения вывешивались 

на специальных досках. Поскольку любой совершеннолетний, про-

шедший конфирмацию, должен был посещать воскресную службу 

под страхом наказания, то государственная власть была застрахована 

от того, что ее запрещения не станут известными подданным и не от-

ложатся в их памяти. Такое положение дел было общим для Европы, 

но только в протестантских странах оно приобрело особый характер 

благодаря тому значению, которое ему придавали государственная 

власть и Евангелие»

1

.

Следующий этап в развитии скандинавского права наступил с ут-

верждением абсолютизма. В Дании король Фредерик III (1648–1670) 

распустил общенациональный сословный парламент, а также мест-

ные органы самоуправления, сохранявшиеся в течение многих веков. 

Новая форма правления была закреплена Королевским законом (Lex 

Regia

) 1665 г.

2

 Во многом сходные реформы были проведены в 1680 г. 

в Швеции. Вершиной и вместе с тем концом шведского абсолютизма 

стало правление Карла XII.

С укреплением абсолютизма была осуществлена также полная ре-

визия законов. В Дании ее итогом стало издание единого Свода зако-

нов (Danske lov) 1683 г. В 1687 г. отдельный Свод законов был введен 

в действие в Норвегии. Вскоре их примеру последовала и Швеция, 

утвердившая в 1734 г. новый Свод законов, который действовал и на 

территории Финляндии. Основной их целью было укрепление коро-

левской власти. Вместе с тем они сохраняли в силе многие исконные 

законы и обычаи. Уникальной была техника систематизации зако-

нодательства. Законы и обычаи группировались по книгам, которым 

предписывалась роль своеобразных строительных балок, скреплявших 

правовое здание в целом

3

. К достоинствам указанных сводов следует 

отнести также форму их изложения. Законодательные нормы были сфор-

мулированы простым языком, доступным для восприятия большинства 

населения. Это объясняет устойчивость созданного ими правопорядка. 

1

  Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 269.

2

  В настоящее время несколько норм этого акта сохраняют свою силу, в частности 

нормы ст. 21 и 25, касающиеся обязанностей принцев и принцесс королевского дома.

3

  См.: Введение в шведское право. М., 1986. С. 36. 

В датском Своде главы обозначались как капители (capitel – верхние части опоры). См.: 

http://www.retsinformation.dk/Forms/ R0710.aspx?id=59516.


background image

Глава пятая. Скандинавское право

389

В Дании и Швеции, несмотря на реформы последних трех столетий, 

указанные своды сохраняют юридическую силу.

В Скандинавии до начала XIX в. влияние иноземного права в целом 

было мало заметно. Ни в одной из северных стран не было рецепции 

римского права. Правовые модели Франции, Германии, других госу-

дарств Европы заимствовались в достаточно узком сегменте, прежде 

всего в вопросах организации верховной власти, земельных отношений 

и некоторых других. Не случайно именно в Скандинавии были соз-

даны первые кафедры национального права (в Университете Упсалы 

в 1620 г.)

1

.

Во многих сферах законодательства Скандинавские страны опе-

режали другие европейские государства. Так, в Швеции был принят 

первый в Европе Закон о свободе печати 1766 г. В Дании после прихода 

к власти реформаторов (1784 г.) был проведен ряд глубоких реформ 

по освобождению крепостных крестьян, свободе торговли, всеоб-

щему образованию. В преддверии великих европейских революций 

Скандинавские страны своим опытом доказывали жизнеспособность 

либеральных идей. А через три десятилетия многие из них нашли во-

площение в первых конституциях Северных стран – Форме правления 

Швеции 1809 г. и Конституции Норвегии 1814 г.

Конституция (Форма правления) Швеции 1809 г. была принята 

в условиях внутренних потрясений, вызванных поражением в русско-

шведской войне и глубоким экономическим кризисом. Это был дар 

Карла XIII, последнего короля угасающей великой династии, – дар, 

который должен был сохранить Швецию как независимое государство, 

вернуть ей утраченные силы, восстановить в ней согласие и порядок.

Чтобы осуществить эти цели, Конституция 1809 г. соединила в од-

ном механизме обновленной власти древние и новые учреждения, 

которые должны были поддерживать и контролировать друг друга. 

Так, власть короля ограничивал Риксдаг, сословно-представитель-

ный орган, состоявший из четырех палат (курий), которые представ-

ляли дворянство, духовенство, городское население и крестьян. Для 

принятия текущих законов требовалось согласие трех курий, а консти-

туционных законов – всех четырех. Тем самым не только сдерживались 

законодательные инициативы Короля, но и были закреплены гарантии 

прав и законных интересов отдельных сословий. 

1

  См.: Введение в шведское право. С. 37.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

390

Особо ограничивались финансовые полномочия королевской вла-

сти. Риксдаг самостоятельно устанавливал налоги, утверждал государ-

ственный бюджет. Депутаты Риксдага контролировали деятельность 

Банка Швеции, заключение займов и выплату государственного долга, 

расходование бюджетных средств. 

Власть короля была ограничена и в сфере государственного управ-

ления. Любые его решения могли быть приняты только в Государст-

венном совете. Он не мог уволить либо перевести на другие должно-

сти чиновников, если они не были под следствием или судом либо 

не подали прошения об отставке (ст. 36). Конституцией 1809 г. была 

предусмотрена судебная ответственность чиновников за ведение дел 

(ст. 47) и введен парламентский контроль за сферой государственного 

управления. 

В целом Конституция Швеции исходила из общей предпосылки 

не только ограничения, но и ответственности королевской власти. 

При этом многие ее нормы воспроизводили положения Закона земли 

1347 г. короля Магнуса II Эрикссона либо были созвучны им:

«Король должен поддерживать и поощрять справедливость и прав-

ду, воспрещать и пресекать несправедливость и неправду, не наносить 

и не позволять наносить ущерб ни одному лицу, его чести, свободе, 

правам и интересам, если только его не обвинят и не осудят в порядке, 

предусмотренном законом; не лишать и не допускать лишения дви-

жимого и недвижимого имущества без следствия и суда и вне форм, 

предписанных законами и статутами Швеции; не нарушать и не по-

зволять нарушать неприкосновенность жилища; не высылать кого бы 

то ни было из одного места в другое; не принуждать и не разрешать 

принуждать в вопросах веры, но покровительствовать каждому в сво-

бодном исповедании религии, если он не нарушил общественного 

спокойствия и не оскорбил общественной нравственности. Король 

должен следить за тем, чтобы суд над каждым осуществлялся только 

по закону и только тем судьей, под юрисдикцией которого находится 

его дело».

В этих строчках ст. 16 Конституции отчетливо прослеживается 

стремление обеспечить ответственность короля не только перед об-

ществом в целом, но и перед каждым подданным.

Другая особенность конституционной регламентации – закреп-

ление механизмов согласования решений. В подтверждение приведу 

несколько норм: