Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4105
Скачиваний: 3
Глава пятая. Скандинавское право
391
«Члены Государственного совета, которые принимают участие
в его заседаниях, безусловно обязаны, неся ответственность за свои
заключения, высказывать и разъяснять свои мнения, которые будут
записаны в протоколах ведения дел, но при этом право принятия ре-
шений во всех случаях принадлежит одному Королю. Если вопреки
ожидаемому, случится так, что решение Короля явно будет противоре-
чить Конституции Королевства или общему законодательству, то долг
членов Государственного совета состоит в том, чтобы они выступили
против этого решения с настоятельными возражениями...» (ст. 8, 9).
«Когда Король захочет объявить войну или заключить мир, он со-
зовет всех членов Государственного совета на чрезвычайное заседание,
изложит им те мотивы и те обстоятельства, которые должны быть
приняты во внимание, и потребует заключений, которые они должны
дать каждый по отдельности...» (ст. 13).
Следующая черта Конституции Швеции – укрепление правового
порядка:
«Королевские и все другие суды будут судить в соответствии с зако-
нами и изданными на основе законов статутами; административные
коллегии Королевства, провинциальные и иные управления, а также
высшие и низшие должностные лица будут вести свои служебные дела
в соответствии с теми инструкциями, распоряжениями и предписа-
ниями, которые уже изданы или могут быть изданы впоследствии;
они будут повиноваться повелениям и приказам Короля и взаимно
помогать друг другу в их исполнении, а также во всем том, что может
потребовать благо государства, оставаясь вместе с тем ответственными
по закону перед Королем за свое бездействие или за свои упущения,
или незаконные действия» (ст. 47).
В вышеприведенных нормах Конституции Швеции отражены осо-
бые черты ее системы «сдержек и противовесов» – ответственность
органов власти за свои действия и вместе с тем их единение во бла-
го Королевства. Это несомненно придало не только устойчивость,
но и действенность механизму власти и в конечном счете – Консти-
туции в целом.
Конституция 1809 г. наряду с другим конституционным актом –
Актом о Риксдаге действовала с изменениями и дополнениями бо-
лее полутора столетий. И только в 1974 г. она утратила силу в связи
с принятием новых конституционных законов – Формы правления
(27 февраля 1974 г.) и Акта о Риксдаге (28 февраля 1974 г.).
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
392
Следующий яркий документ той эпохи – Конституция Норвегии
1814 г. Долгое время Норвегия находилась под владычеством Дании,
что обрекало ее на нищее существование. Бесправие населения, не-
посильное налоговое бремя, вывоз и истощение экономических ре-
сурсов – таковы были те причины, которые вызвали к жизни мощное
национально-освободительное движение.
10 апреля 1814 г. в местечке Эйдсволл было созвано Государствен-
ное собрание, в котором были представлены практически все сословия
страны. Оно тут же приступило к разработке конституции на основе
принципов национальной независимости, народовластия, разделения
властей, свободы печати и религии. Окончательный текст Конституции
был утвержден 17 мая 1814 г.
Конституцией были учреждены три разделенные ветви власти.
Исполнительная вверялась королю, законодательная – Стортингу,
состоявшему из двух палат – Лагтинга и Одельстинга, судебная – Вер-
ховному и нижестоящим судам.
В полном согласии с принципом народовластия наиболее широкие
полномочия были предоставлены Стортингу. Он имел право прини-
мать и отменять законы, устанавливать налоги, таможенные пошлины
и другие повинности, делать займы от имени государства, осуществлять
контроль за внешней политикой, расходованием финансов, ведением
дел в органах исполнительной власти.
Власть короля была ограничена. Все его указы и официальные
письма подлежали контрасигнации соответствующим членом Госу-
дарственного совета (правительства). Без этого они не имели юриди-
ческой силы. Стортинг не только утверждал цивильный лист (бюджет)
королевской семьи, но и расходование денежных средств.
Конституция содержала много других ограничений королевской вла-
сти. Так, ст. 19 Конституции выдвигал следующее требование: «Король
должен следить за тем, чтобы управление государственными имениями
и расходование сборов с таких имений осуществлялись согласно пред-
писаниям Стортинга и с наибольшей пользой для общества».
Конституция Норвегии была одним из самых демократических
документов той эпохи. Это качество она сохраняла в течение многих
десятилетий. Даже в 1857 г. К. Маркс выделял ее как самую демокра-
тическую в современной ему Европе конституцию
1
.
1
Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. Т. 14. С. 169.
Глава пятая. Скандинавское право
393
Многие демократические нормы Конституции Норвегии берут
свое начало в традициях и институтах далекого прошлого. Из прошлых
веков была позаимствована и та форма, в которую облечены консти-
туционные нормы.
Как отмечают многие источники, текст Конституции Норвегии
был переработан «в духе приближения его к стилю старых норвежских
законов»
1
. При этом использовались приемы «народной» поэтической
традиции с ее ясным и четким языком, краткими и вместе с тем со-
звучными строками.
Приведу лишь несколько статей Конституции Норвегии, которые
помогут более полно представить особенности стилистического ее
оформления.
«Статья 1. Норвежское Королевство является свободным, незави-
симым и неделимым Государством. Его форма правления – ограни-
ченная и наследственная монархия…
Статья 3. Исполнительная власть принадлежит Королю.
Статья 4. Король должен всегда исповедовать Евангелическо-лю-
теранскую религию, поддерживать ее и покровительствовать ей.
Статья 5. Личность Короля священна; он не может подвергать-
ся осуждению или обвинению. Ответственность возлагается на его
Совет...
Статья 17. Король может принимать и отменять указы по вопросам
торговли, налогов, промышленности и полиции; но они не должны
противоречить ни Конституции, ни законам, принятым Стортингом.
Они остаются временно в силе до ближайшей сессии Стортинга...
Статья 49. Народ осуществляет законодательную власть через по-
средство Стортинга, состоящего из двух отделений – Лагтинга и Одель-
стинга…
Статья 85. Тот, кто исполняет приказ, нарушающий свободу и безо-
пасность Стортинга, признается виновным в государственной из-
мене…
Статья 96. Никто не может быть осужден иначе как по закону или
наказан иначе как по суду. При допросе пытки никогда не должны
применяться...
Статья 99. Никто не может быть заключен в тюрьму иначе, чем
в случаях, установленных законом, и в предписанном законом порядке.
1
История Норвегии. С. 258.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
394
За необоснованный арест или незаконное задержание виновное лицо
несет ответственность перед пострадавшим»
1
.
Конституция Норвегии сочетала в себе достоинства демократиче-
ского документа и своеобразного литературного произведения, что
несомненно способствовало становлению и укреплению основ кон-
ституционного строя.
Со временем в ее текст было внесено большое число изменений
и дополнений. Менялись содержание, приемы оформления консти-
туционных норм. Но неизменным оставалось одно – общий отпе-
чаток прежней поэтической традиции, напоминающий о том, что
Конституция Норвегии остается второй по времени принятия после
американской действующей конституцией мира.
Конституция Норвегии послужила образцом и для Конституции
Дании, принятой в 1849 г. на волне нового революционного движе-
ния, охватившего страны Западной Европы. Абсолютистская форма
правления была преобразована в конституционную монархию, в ко-
торой власть короля была ограничена выборным парламентом. Была
сформирована независимая судебная власть и подтверждены многие
свободы, в том числе свободы слова, прессы, вероисповедания и объ-
единений.
С середины XIX в. усиливается влияние германского права, что
объяснялось рядом причин, прежде всего расширением экономиче-
ских связей Скандинавских стран с Германией, а также близостью
их языков, что обусловливало общность не только терминологии,
но и образов права.
Но преувеличивать это влияние не стоит. Во многом оно было по-
верхностным и не затрагивало основ скандинавского права. Даже такой
величественный памятник права, как Гражданское уложение Германии
1900 г., не был воспринят ни в одной из трех скандинавских стран. Шве-
ция, Норвегия и Дания ограничились только частичной кодификацией
частного права, используя в основном собственные правовые модели.
В дальнейшем, после обретения независимости, по тому же пути пошли
такие скандинавские страны, как Финляндия и Исландия.
Была сохранена также стилистика оформления правовых норм – ла-
коничная и вместе с тем ясная. Правовые нормы в основном не требо-
1
Constitution for Kongeriget Norge. Historisk Institut, UiB, 1996; Конституции буржуаз-
ных стран. Т. 2. С. 566–583; Конституции государств Европы. Т. 2. С. 658–672.
Глава пятая. Скандинавское право
395
вали комментариев и могли применяться населением непосредственно,
без помощи профессиональных юристов, в отличие от той же Герма-
нии, где юристам была отведена кастовая роль служителей права.
Влияние других правовых систем проявлялось в основном в вос-
приятии, в отдельных случаях – в заимствовании, правовых моделей
других скандинавских государств. Прежде всего это касалось Норвегии
и Швеции, связанных узами личной унии с 1814 по 1905 г.
Параграф третий. Развитие скандинавского права на новом этапе
региональной интеграции
К концу XIX в. семья скандинавского права практически оформи-
лась. Ее отличительными чертами стали отказ от кодификации как
инструмента систематизации законодательства; ясный, «народный»
стиль оформления правовых норм; взаимовлияние родственных пра-
вовых систем.
Последний фактор приобретает все большее значение по мере уси-
ления интеграции Скандинавских стран. В 1870 г. была созвана первая
конференция по нордическому праву, которая впоследствии созыва-
лась каждые три года. Ее основной целью стало объединение усилий
скандинавских юристов по сближению правовых систем региона.
В 1880 г. Швеция, Дания и Норвегия принимают первый единооб-
разный правовой акт – Закон об оборотных документах, призванный
облегчить формирование общескандинавского рынка.
С той же целью в 1875 г. Швеция, Дания и Норвегия создали Скан-
динавский валютный союз, который действовал до 1924 г. и впослед-
ствии послужил моделью для создания общеевропейского валютного
союза.
В 1919 г. указанные страны образовали Союз Нордических стран,
к которому в 1922 г. присоединилась Исландия, а в 1924 г. – Фин-
ляндия. В 1945 г. социал-демократические партии и профсоюзные
движения Скандинавских стран создали Объединенный комитет Нор-
дического социал-демократического рабочего движения, который
выдвинул программу углубления интеграционных процессов в регионе.
С этой целью была выработана программа согласования действий
правительств в различных сферах политической, социально-эконо-
мической и правовой жизни.
Новый этап в интеграции Скандинавских стран наступил в 1952 г.,
когда по инициативе министров юстиции Дании, Норвегии и Швеции