Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3959

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

396

был образован Нордический совет, в который помимо указанных стран 

вошла Исландия. В 1955 г. к нему присоединилась Финляндия. Одной 

из основных его целей стало формирование единого рынка труда.

Контуры нового регионального объединения были оформлены 

Хельсинкским договором 1962 г. Его целью, как было отмечено в пре-

амбуле Договора, стало содействие в углублении сотрудничества нор-

дических стран в культурной, правовой и социальной жизни, а также 

их сближение посредством ряда согласованных мер, в том числе по-

средством единообразных норм законодательства

1

. В Договоре особо 

отмечалась необходимость обеспечения равных прав и свобод (ст. 2) 

и единообразного регулирования в сферах частного права (ст. 4), уго-

ловных наказаний (ст. 5), в иных областях, которые будут определены 

участниками Договора (ст. 6).

Реализация этих целей была возложена на Нордический совет, 

в состав которого в настоящее время входят 87 членов, избираемых 

национальными парламентами государств – участников Договора. 

В работе Совета участвуют также представители автономных образо-

ваний – Гренландии, Фарерских и Аландских островов. В качестве 

наблюдателей приглашаются делегации саамов и трех балтийских госу-

дарств – Эстонии, Латвии, Литвы. Совет не наделен правом принятия 

обязывающих решений, но, согласно Договору, его рекомендации 

должны приниматься парламентами.

В 1971 г. был сформирован еще один постоянно действующий ор-

ган – Нордический совет министров, что существенно расширило 

возможности для обеспечения интеграции в таких сферах, как культура 

и средства массовой информации; экономика и бизнес; образование 

и научные исследования; окружающая среда; законодательство и пра-

восудие; благосостояние; Нордический регион в окружающем мире

2

Совет принимает программы сотрудничества, которые конкретизи-

руются в ежегодных планах действий соответствующих министров 

государств – участников Договора (в общей сложности в настоящее 

время такие планы формируются по 11 направлениям), а также коми-

тетов старших должностных лиц министерств.

1

  Traite de cooperation entre le Danemark, la Finland, l’Islande, la Norvege et la Suede. 

Helsinlki, 23 mars 1962.

2

  Указанные сферы деятельности приведены на официальном сайте Нордического 

совета и Нордического совета министров.


background image

Глава пятая. Скандинавское право

397

В ряду программ сотрудничества можно указать Программу обес-

печения гендерного равноправия (2005 г.)

1

, Стратегическую програм-

му Нордического Атлантического сотрудничества на 2005–2010 гг.

2

 

и т.д. 

Многие из них находят воплощение в унифицированных законо-

дательных актах. В настоящее время практически полностью гармо-

низировано законодательство по вопросам заключения и исполне-

ния коммерческих договоров, транспортным перевозкам, авторскому 

и патентному праву, брачно-семейным отношениям, оборотным до-

кументам, торговым знакам, торговым реестрам и т.д.

Основная их цель – формирование единого экономического 

пространства, повышение конкурентоспособности коммерческих 

предприятий и организаций Скандинавских стран. Той же цели 

служит и Нордический инвестиционный банк, учрежденный в сере-

дине 1970-х гг. и в настоящее время включающий не только Данию, 

Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию, но и прибалтийские 

страны – Эстонию, Латвию и Литву (с 2005 г.).

В целом необходимо отметить очень высокий уровень интегра-

ции в сфере права Скандинавских стран. Обращаясь к этой теме, 

А.Х. Саидов выделял следующие факторы: «В Скандинавских странах 

существовали особенно благоприятные условия для достижения если 

не единства, то высокого уровня гармонизации права. Историческое 

развитие и языки Скандинавских стран весьма схожи, культурные 

связи этих стран очень тесны, между ними не существовало серьезных 

политических различий, их население, географическое положение 

и экономический уровень развития были приблизительно одинаковы-

ми. Все эти обстоятельства, а также то, что право в этих странах исто-

рически развивалось параллельными путями, значительно облегчили 

юридическое сотрудничество. В настоящее время скандинавский опыт 

рассматривается как модель для соответствующего сотрудничества 

на общеевропейском уровне»

3

.

Со второй половины ХХ в. все более отчетливо проявляется еще 

одна характерная черта скандинавского права – четкая социальная 

направленность законодательства и правоприменительной практики. 

1

  См. на сайте: http://www.gender-budgets.org.

2

  Nora Action Plan – 2009 // http://www.nora.fo/en/index.php?pid=210.

3

  Саидов А.Х. Указ. соч. С. 278.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

398

В результате сложилась особая скандинавская модель социального 

государства – государства всеобщего благоденствия, основанного 

на началах рыночной экономики, социальном партнерстве, государ-

ственном регулировании различных сторон экономической и социаль-

ной жизни. Его создание, как отмечал Стиг Стремхолм, стало «целью 

жизнедеятельности всего общества»

1

.

Такой вывод вполне обоснован, если учесть, что основным содер-

жанием законодательных реформ на протяжении по меньшей мере 

полувека (1930–1970) были социальные преобразования, направлен-

ные на существенное облегчение условий труда, поддержку наиболее 

обездоленных слоев населения, совершенствование форм социального 

обеспечения, укрепление институтов гражданского общества, развитие 

научных и образовательных учреждений, оздоровление экономики 

и общества в целом.

Долгое время скандинавская модель рассматривалась как альтер-

натива, с одной стороны, социалистическому, с другой стороны, ка-

питалистическому пути развития

2

Начиная с 1980-х гг. скандинавская модель государства всеобщего 

благоденствия подвергается существенным изменениям с целью при-

способления экономики к решению новых задач. Основным стержнем 

новой политики стали меры по развитию образования и науки, созда-

нию новых рабочих мест, совершенствованию пенсионного обеспече-

ния, финансовому оздоровлению. Скандинавские страны вновь берут 

на себя роль своеобразной лаборатории, в которой кристаллизуется 

новая модель социального государства. 

Уже сейчас достаточно четко определяются ее основные черты. 

Прежде всего это ориентация на полное раскрытие потенциала нации. 

Этой цели служит все законодательство в целом. Особое значение 

в ее реализации отводится усилению роли институтов гражданского 

общества

3

, укреплению форм государственно-частного партнерства, 

1

  Стремхолм С. Введение // Введение в шведское право. С. 30.

2

  Эта идея обосновывалась во многих работах. В частности, см.: Howe F. Denmark: 

A Cooperative Commonwealth. 1921; Child M. Sweden: The Middle Way. 1936; Galenson W

Labor in Norway. 1949; Strode H. Sweden: Model for a World. 1949; Einhorn E.S., Longue J

Modern Welfare States: Politics and Policies in Social Democratic Scandinavia. 1989.

3

  В этом отношении наиболее показательны данные о развитии профсоюзного дви-

жения. В профсоюзы в Финляндии входит 78%, в Швеции – 86%, в Дании – 90% ра-

ботающих лиц. По этому показателю Скандинавские страны примерно в два раза опе-

режают другие европейские государства. Еще один показатель. В среднем каждый дат-


background image

Глава пятая. Скандинавское право

399

преодолению разрыва между самыми бедными и богатыми

1

, внедре-

нию научных основ организации экономической, социальной и по-

литической жизни

2

Результатом такой политики стало стремительное экономическое 

развитие региона. 

Скандинавские страны начинают опережать другие страны по мно-

гим показателям. Красноречиво в этом отношении исследование Ин-

ститута Всемирного банка, в котором по индексу экономики знаний 

в 2008 г. из первых пяти мест четыре принадлежат Скандинавским 

странам: Дании (1), Швеции (2), Финляндии (3) и Норвегии (5). Они 

заметно опережают такие страны, как США, Германия и Россия (со-

ответственно 8, 9 и 53-е места в мире)

3

Приведем еще один показатель: по индексу конкурентоспособно-

сти, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим фо-

румом, пять скандинавских стран входят в первую двадцатку стран: Да-

ния (3), Швеция (4), Финляндия (6), Норвегия (15), Исландия (20)

4

.

Скандинавская модель социального государства обусловливает 

позитивные сдвиги не только в экономической и социальной жизни. 

Она предопределяет устойчивость политических и правовых систем 

региона.

Это подтверждают многие индикаторы. Так, согласно данным «Ев-

робарометра» (социологических исследований, проводимых под эгидой 

Комиссии Европейского Союза) в 2009 г. своим национальным прави-

тельствам доверяли 68% респондентов в Финляндии, 60% – в Дании, 

56% – в Швеции. В среднем по 27 странам Европейского Союза этот 

чанин является членом 3,1, а каждый швед – членом 3,2 общественных объединений 

(подробнее см.: Einhorn E., Logue J. Economic and Social Security in Scandinavia: A Model 

for the Baltic Area? // http://www.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf).

1

  Эта задача решается посредством повышения минимальных заработков, пенсий, 

иных социальных пособий, увеличения налогового бремени на крупный капитал.

2

  Как правило, все проекты законодательных актов и политических документов, 

экономических, социальных и политических решений разрабатываются после тщатель-

ной научной проработки и экспертизы. О научных основах экономической политики 

см., в частности: Лафитский В.И., Нарышкин С.Е. Зарубежный опыт стимулирования 

инвестиционной деятельности в промышленности // Журнал зарубежного законода-

тельства и сравнительного правоведения. 2006. Вып. 3.

3

  World Bank Institute. Measuring Knowledge in the World’s Economies // http://sitere-

sources. worldbank.org/INTUNIKAM/Resources/KAM_v4.pdf.

4

  World Economic Forum. The Global Competiveness Report. 2008–2009. http://www.

weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

показатель составил только 34%. Еще более выразительны данные 

об уровне доверия к региональным и местным властям. Первые три 

строки занимают скандинавские государства, входящие в состав Ев-

росоюза: Финляндия (72%), Дания (70%), Швеция (68%). В среднем 

по Союзу уровень доверия к региональным и местным властям со-

ставляет 50%

1

.

В Скандинавии существенно более высоким остается уровень до-

верия и к другим государственным и общественным институтам: по-

лиции, политическим партиям, профсоюзам и т.д.

2

В заключение отметим, что устойчивость институтов власти, до-

верие к ним со стороны населения объясняются не только взвешен-

ным политическим курсом, преемственностью в его осуществлении, 

но и такими чертами скандинавского права, как стабильность правово-

го регулирования, доступность актов для восприятия населения и, что 

самое главное, его нацеленность на решение социальных проблем.

1

  Special Eurobarometer. 307. The Role and Impact of Local and Regional Authorities 

within the European Union // http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_307_

en.pdf.

2

  Подробнее о данных «Евробарометра» на 2005 г. см.: Einhorn E., Logue J. Economic 

and Social Security in Scandinavia: A Model for the Baltic Area?