Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4107
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
396
был образован Нордический совет, в который помимо указанных стран
вошла Исландия. В 1955 г. к нему присоединилась Финляндия. Одной
из основных его целей стало формирование единого рынка труда.
Контуры нового регионального объединения были оформлены
Хельсинкским договором 1962 г. Его целью, как было отмечено в пре-
амбуле Договора, стало содействие в углублении сотрудничества нор-
дических стран в культурной, правовой и социальной жизни, а также
их сближение посредством ряда согласованных мер, в том числе по-
средством единообразных норм законодательства
1
. В Договоре особо
отмечалась необходимость обеспечения равных прав и свобод (ст. 2)
и единообразного регулирования в сферах частного права (ст. 4), уго-
ловных наказаний (ст. 5), в иных областях, которые будут определены
участниками Договора (ст. 6).
Реализация этих целей была возложена на Нордический совет,
в состав которого в настоящее время входят 87 членов, избираемых
национальными парламентами государств – участников Договора.
В работе Совета участвуют также представители автономных образо-
ваний – Гренландии, Фарерских и Аландских островов. В качестве
наблюдателей приглашаются делегации саамов и трех балтийских госу-
дарств – Эстонии, Латвии, Литвы. Совет не наделен правом принятия
обязывающих решений, но, согласно Договору, его рекомендации
должны приниматься парламентами.
В 1971 г. был сформирован еще один постоянно действующий ор-
ган – Нордический совет министров, что существенно расширило
возможности для обеспечения интеграции в таких сферах, как культура
и средства массовой информации; экономика и бизнес; образование
и научные исследования; окружающая среда; законодательство и пра-
восудие; благосостояние; Нордический регион в окружающем мире
2
.
Совет принимает программы сотрудничества, которые конкретизи-
руются в ежегодных планах действий соответствующих министров
государств – участников Договора (в общей сложности в настоящее
время такие планы формируются по 11 направлениям), а также коми-
тетов старших должностных лиц министерств.
1
Traite de cooperation entre le Danemark, la Finland, l’Islande, la Norvege et la Suede.
Helsinlki, 23 mars 1962.
2
Указанные сферы деятельности приведены на официальном сайте Нордического
совета и Нордического совета министров.
Глава пятая. Скандинавское право
397
В ряду программ сотрудничества можно указать Программу обес-
печения гендерного равноправия (2005 г.)
1
, Стратегическую програм-
му Нордического Атлантического сотрудничества на 2005–2010 гг.
2
и т.д.
Многие из них находят воплощение в унифицированных законо-
дательных актах. В настоящее время практически полностью гармо-
низировано законодательство по вопросам заключения и исполне-
ния коммерческих договоров, транспортным перевозкам, авторскому
и патентному праву, брачно-семейным отношениям, оборотным до-
кументам, торговым знакам, торговым реестрам и т.д.
Основная их цель – формирование единого экономического
пространства, повышение конкурентоспособности коммерческих
предприятий и организаций Скандинавских стран. Той же цели
служит и Нордический инвестиционный банк, учрежденный в сере-
дине 1970-х гг. и в настоящее время включающий не только Данию,
Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию, но и прибалтийские
страны – Эстонию, Латвию и Литву (с 2005 г.).
В целом необходимо отметить очень высокий уровень интегра-
ции в сфере права Скандинавских стран. Обращаясь к этой теме,
А.Х. Саидов выделял следующие факторы: «В Скандинавских странах
существовали особенно благоприятные условия для достижения если
не единства, то высокого уровня гармонизации права. Историческое
развитие и языки Скандинавских стран весьма схожи, культурные
связи этих стран очень тесны, между ними не существовало серьезных
политических различий, их население, географическое положение
и экономический уровень развития были приблизительно одинаковы-
ми. Все эти обстоятельства, а также то, что право в этих странах исто-
рически развивалось параллельными путями, значительно облегчили
юридическое сотрудничество. В настоящее время скандинавский опыт
рассматривается как модель для соответствующего сотрудничества
на общеевропейском уровне»
3
.
Со второй половины ХХ в. все более отчетливо проявляется еще
одна характерная черта скандинавского права – четкая социальная
направленность законодательства и правоприменительной практики.
1
См. на сайте: http://www.gender-budgets.org.
2
Nora Action Plan – 2009 // http://www.nora.fo/en/index.php?pid=210.
3
Саидов А.Х. Указ. соч. С. 278.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
398
В результате сложилась особая скандинавская модель социального
государства – государства всеобщего благоденствия, основанного
на началах рыночной экономики, социальном партнерстве, государ-
ственном регулировании различных сторон экономической и социаль-
ной жизни. Его создание, как отмечал Стиг Стремхолм, стало «целью
жизнедеятельности всего общества»
1
.
Такой вывод вполне обоснован, если учесть, что основным содер-
жанием законодательных реформ на протяжении по меньшей мере
полувека (1930–1970) были социальные преобразования, направлен-
ные на существенное облегчение условий труда, поддержку наиболее
обездоленных слоев населения, совершенствование форм социального
обеспечения, укрепление институтов гражданского общества, развитие
научных и образовательных учреждений, оздоровление экономики
и общества в целом.
Долгое время скандинавская модель рассматривалась как альтер-
натива, с одной стороны, социалистическому, с другой стороны, ка-
питалистическому пути развития
2
.
Начиная с 1980-х гг. скандинавская модель государства всеобщего
благоденствия подвергается существенным изменениям с целью при-
способления экономики к решению новых задач. Основным стержнем
новой политики стали меры по развитию образования и науки, созда-
нию новых рабочих мест, совершенствованию пенсионного обеспече-
ния, финансовому оздоровлению. Скандинавские страны вновь берут
на себя роль своеобразной лаборатории, в которой кристаллизуется
новая модель социального государства.
Уже сейчас достаточно четко определяются ее основные черты.
Прежде всего это ориентация на полное раскрытие потенциала нации.
Этой цели служит все законодательство в целом. Особое значение
в ее реализации отводится усилению роли институтов гражданского
общества
3
, укреплению форм государственно-частного партнерства,
1
Стремхолм С. Введение // Введение в шведское право. С. 30.
2
Эта идея обосновывалась во многих работах. В частности, см.: Howe F. Denmark:
A Cooperative Commonwealth. 1921; Child M. Sweden: The Middle Way. 1936; Galenson W.
Labor in Norway. 1949; Strode H. Sweden: Model for a World. 1949; Einhorn E.S., Longue J.
Modern Welfare States: Politics and Policies in Social Democratic Scandinavia. 1989.
3
В этом отношении наиболее показательны данные о развитии профсоюзного дви-
жения. В профсоюзы в Финляндии входит 78%, в Швеции – 86%, в Дании – 90% ра-
ботающих лиц. По этому показателю Скандинавские страны примерно в два раза опе-
режают другие европейские государства. Еще один показатель. В среднем каждый дат-
Глава пятая. Скандинавское право
399
преодолению разрыва между самыми бедными и богатыми
1
, внедре-
нию научных основ организации экономической, социальной и по-
литической жизни
2
.
Результатом такой политики стало стремительное экономическое
развитие региона.
Скандинавские страны начинают опережать другие страны по мно-
гим показателям. Красноречиво в этом отношении исследование Ин-
ститута Всемирного банка, в котором по индексу экономики знаний
в 2008 г. из первых пяти мест четыре принадлежат Скандинавским
странам: Дании (1), Швеции (2), Финляндии (3) и Норвегии (5). Они
заметно опережают такие страны, как США, Германия и Россия (со-
ответственно 8, 9 и 53-е места в мире)
3
.
Приведем еще один показатель: по индексу конкурентоспособно-
сти, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим фо-
румом, пять скандинавских стран входят в первую двадцатку стран: Да-
ния (3), Швеция (4), Финляндия (6), Норвегия (15), Исландия (20)
4
.
Скандинавская модель социального государства обусловливает
позитивные сдвиги не только в экономической и социальной жизни.
Она предопределяет устойчивость политических и правовых систем
региона.
Это подтверждают многие индикаторы. Так, согласно данным «Ев-
робарометра» (социологических исследований, проводимых под эгидой
Комиссии Европейского Союза) в 2009 г. своим национальным прави-
тельствам доверяли 68% респондентов в Финляндии, 60% – в Дании,
56% – в Швеции. В среднем по 27 странам Европейского Союза этот
чанин является членом 3,1, а каждый швед – членом 3,2 общественных объединений
(подробнее см.: Einhorn E., Logue J. Economic and Social Security in Scandinavia: A Model
for the Baltic Area? // http://www.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf).
1
Эта задача решается посредством повышения минимальных заработков, пенсий,
иных социальных пособий, увеличения налогового бремени на крупный капитал.
2
Как правило, все проекты законодательных актов и политических документов,
экономических, социальных и политических решений разрабатываются после тщатель-
ной научной проработки и экспертизы. О научных основах экономической политики
см., в частности: Лафитский В.И., Нарышкин С.Е. Зарубежный опыт стимулирования
инвестиционной деятельности в промышленности // Журнал зарубежного законода-
тельства и сравнительного правоведения. 2006. Вып. 3.
3
World Bank Institute. Measuring Knowledge in the World’s Economies // http://sitere-
sources. worldbank.org/INTUNIKAM/Resources/KAM_v4.pdf.
4
World Economic Forum. The Global Competiveness Report. 2008–2009. http://www.
weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
показатель составил только 34%. Еще более выразительны данные
об уровне доверия к региональным и местным властям. Первые три
строки занимают скандинавские государства, входящие в состав Ев-
росоюза: Финляндия (72%), Дания (70%), Швеция (68%). В среднем
по Союзу уровень доверия к региональным и местным властям со-
ставляет 50%
1
.
В Скандинавии существенно более высоким остается уровень до-
верия и к другим государственным и общественным институтам: по-
лиции, политическим партиям, профсоюзам и т.д.
2
В заключение отметим, что устойчивость институтов власти, до-
верие к ним со стороны населения объясняются не только взвешен-
ным политическим курсом, преемственностью в его осуществлении,
но и такими чертами скандинавского права, как стабильность правово-
го регулирования, доступность актов для восприятия населения и, что
самое главное, его нацеленность на решение социальных проблем.
1
Special Eurobarometer. 307. The Role and Impact of Local and Regional Authorities
within the European Union // http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_307_
en.pdf.
2
Подробнее о данных «Евробарометра» на 2005 г. см.: Einhorn E., Logue J. Economic
and Social Security in Scandinavia: A Model for the Baltic Area?