Файл: Shashkova_I_M_Sportivnoe_pravo.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1155

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

-  ежегодное  финансирование  мероприятий  в  области  физической  культуры  и 

спорта,  в  том  числе  мероприятий  по  подготовке  спортсменов  к  Олимпийским  играм,  а 
также  Паралимпийским,  Всемирным  специальным  олимпийским  играм  и  другим 
международным  спортивным  соревнованиям  и  участию  в  них  за  счет  средств 
государственного бюджета; 

создание 

условий 

для 

использования 

физкультурно-спортивными 

организациями и предприятиями спортивной промышленности финансовых, материально-
технических  и  информационных  ресурсов,  а  также  научно-исследовательских  и 
технических разработок и технологий; 

- организацию аттестации кадров; 
-  создание  благоприятных  условий  для  строительства,  реконструкции, 

содержания и использования спортивных сооружений, находящихся в государственной и 
муниципальной собственности; 

-  создание  материально-технической  и  финансовой  базы,  обеспечивающей 

оптимальные  условия  для  постановки  физического  воспитания  и  развития  спорта  в 
образовательных учреждениях; 

-  создание  условий  для  расширения  сети  спортивных  школ,  спортивных  клубов 

всех  видов  и  типов,  детских  и  молодежных  спортивно-оздоровительных  лагерей, 
врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; 

- создание условий для широкого использования средств физической культуры и 

спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка, семьи в целом; 

организацию 

физкультурно-оздоровительных 

и 

спортивно-массовых 

мероприятий для различных категорий и групп населения по их месту жительства; 

организацию  сертификации  спортивных  изделий  в  соответствии  с 

законодательством; 

- поддержку международных связей физкультурно-спортивных организаций. 
Государство  поддерживает  развитие  спорта  в  целях  достижения  высоких 

спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия посредством: 

-  увеличения  количества  спортивных  школ,  училищ  олимпийского  резерва, 

центров  спортивной  подготовки,  центров  олимпийской  подготовки,  осуществляющих 
деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-
технической базы; 

-  инвестирования  в  строительство  новых  и  модернизацию  существующих  баз  и 

центров  подготовки  спортивных  сборных  национальных  команд  по  различным  видам 
спорта,  а  также  учебных  зданий,  спортивных  сооружений  учреждений  среднего 
профессионального,  высшего  профессионального  образования  в  области  физической 
культуры  и  спорта  в  целях  улучшения  условий  профессиональной  подготовки  и 
повышения квалификации работников физической культуры и спорта; 

- выделения финансовых средств на комплексные научные исследования проблем 

развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва; 

-  стимулирования  деятельности  физкультурно-спортивных  организаций  по 

подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях; 

-  поощрения  спонсорства,  меценатства  и  благотворительности  в  области 

физической культуры и спорта; 

- установления для спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов и 

достижений,  специальных  стипендий  и  пенсионного  обеспечения  в  соответствии  с 
законодательством. 

-  Государство  обеспечивает  пропаганду  физической  культуры  и  спорта, 

здорового образа жизни, гуманистических идеалов и ценностей спорта. 

-  Государственная  поддержка  развития  физической  культуры  и  спорта, 

физкультурно-спортивных  организаций,  в  том  числе  предприятий  спортивной 
промышленности,  осуществляется  в  соответствии  с  целевыми  (государственными) 


background image

программами развития физической культуры  и спорта,  утвержденными в  установленном 
порядке. 

Государственная  поддержка  физической  культуры  и  спорта  осуществляется  в 

соответствии  с  государственными  и  местными  программами  развития  физической 
культуры и спорта. Государственные программы развития физической культуры и спорта 
утверждаются  Правительством  Республики  Беларусь,  местные  программы  развития 
физической  культуры  и  спорта  -  местными  исполнительными  и  распорядительными 
органами. Указанные программы принимаются не менее чем на четыре года. 

Финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств 

республиканского  и  местных  бюджетов,  организаций  физической  культуры  и  спорта  и 
иных источников, не запрещенных законодательством. 

Согласно  Постановления  межпарламентской  ассамблеи  государств-участников 

СНГ  от  31.05.2007  г.  №28-8  «О  модельном  законе»,  «О  профессиональном  спорте» 
государство  осуществляет  поддержку  развития  профессионального  спорта  и 
обеспечивает: 

-  соблюдение  прав  и  законных  интересов,  а  также  поддержку  трудовой 

деятельности 

профессиональных 

спортсменов, 

профессиональных 

тренеров, 

профессиональных судей и иных спортивных работников; 

финансовую  поддержку  международных  и  юношеских  спортивных 

соревнований,  а  также  мероприятий  по  подготовке  к  участию  профессиональных 
спортсменов  в  спортивных  соревнованиях  за  сборную  команду  государства  и  по 
непосредственному участию в них; 

-  надлежащее  содержание,  эксплуатацию  и  модернизацию  спортивных 

сооружений, находящихся в собственности государства; 

- строительство, содержание и модернизацию баз и центров подготовки сборных 

команд государства, а также учебных зданий и спортивных сооружений для спортивных 
школ  и  иных  образовательных  учреждений  среднего  профессионального  и  высшего 
профессионального образования; 

-  создание  условий  для  строительства,  содержания  и  эксплуатации  спортивных 

сооружений  по  месту  жительства  граждан  и  оказание  на  основе  таких  сооружений 
физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; 

-  создание  условий  для  увеличения  количества  спортивных  школ  всех  видов  и 

типов  по  месту  жительства  граждан  и  укрепление  материально-технической  базы  этих 
школ; 

-  стимулирование  деятельности  профессиональных  спортивных  клубов  и 

спортивных  школ  по  подготовке  профессиональных  спортсменов  к  выступлениям  за 
сборные команды государства; 

-  защиту  прав  и  интересов  профессиональных  спортсменов,  профессиональных 

тренеров,  профессиональных  судей  и  иных  спортивных  работников  на  международном 
уровне; 

-  организацию  обязательной  сертификации  спортивных  изделий  и  техники  в 

соответствии с национальным законодательством; 

- организацию пропаганды и популяризации спорта среди населения государства 

в соответствии с национальным законодательством; 

-  финансовую  поддержку  комплексных  научных  исследований  по  проблемам 

развития спорта; 

- поддержку международных связей спортивных федераций и профессиональных 

спортивных организаций; 

-  поощрение  спонсорства,  меценатства  и  благотворительности  в  сфере 

профессионального спорта. 

 
2. Органы управления физической культурой и спортом. 


background image

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. 

Согласно Постановления Совет Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 г. 

№963  «Вопросы  Министерства  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь»,  Министерство 
спорта  и  туризма  Республики  Беларусь  является  республиканским  органом 
государственного  управления  и  подчиняется  Совету  Министров  Республики  Беларусь. 
Минспорт проводит государственную политику в области физической культуры, спорта и 
туризма,  координирует  деятельность  в  этих  сферах  других  республиканских  органов 
государственного  управления.  В  своей  деятельности  Минспорт  руководствуется 
законодательством  Республики  Беларусь  и  осуществляет  ее  во  взаимодействии  с 
республиканскими  органами  государственного  управления  и  иными  государственными 
организациями,  подчиненными  Правительству  Республики  Беларусь,  местными 
исполнительными и  распорядительными  органами,  организациями физической  культуры 
и 

спорта, 

организациями, 

осуществляющими 

туристическую 

деятельность, 

общественными организациями. В систему Минспорта входят структурные подразделения 
областных  и  Минского  городского  исполнительных  комитетов,  обеспечивающие 
реализацию государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма, а 
также  государственные  организации,  подчиненные  Минспорту.  В  структуру  Минспорта 
входит  департамент  с  правами  юридического  лица,  управления,  отделы  и  секторы. 
Минспорт  возглавляет  Министр,  назначаемый  на  должность  и  освобождаемый  от 
должности  Президентом  Республики  Беларусь.  Министр  имеет  заместителей, 
назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке. Для 
рассмотрения  наиболее  важных  вопросов  в  Минспорте  образуется  коллегия  в  составе 
Министра  (председатель  коллегии),  его  заместителей  по  должности,  директора 
Департамента,  других  руководящих  работников  Минспорта,  а  также  работников 
государственных  организаций,  подчиненных  Минспорту,  и  иных  общественных 
организаций. Состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь. 

Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями Минспорта и приказами 

Министра. В случае разногласий, возникших между Министром и членами коллегии при 
обсуждении  вопросов  и  принятии  решений,  Министр  проводит  в  жизнь  свое  решение  и 
сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют 
право сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь. 

Основными задачами Минспорта являются: 
- проведение государственной политики в области физической культуры, спорта 

и  туризма,  координация  деятельности  в  этих  сферах  других  республиканских  органов 
государственного управления; 

-  разработка  концепций  развития  физической  культуры,  спорта  и  туризма  в 

республике и методов их реализации; 

- разработка государственных программ развития физической культуры, спорта и 

туризма, межотраслевая координация их выполнения; 

-  создание  научно  обоснованной  системы  физического  воспитания  и 

оздоровления  населения,  развития  детского  и  юношеского  спорта,  спорта  высших 
достижений,  координация  физкультурно-спортивной  работы  среди  инвалидов  и  лиц  с 
ослабленным здоровьем; 

создание  совместно  с  заинтересованными  организациями  научно-

исследовательской  базы  и  совершенствование  системы  научно-  методического 
обеспечения деятельности в области физической культуры, спорта и туризма; 

-  организация  и  проведение  республиканских  и  международных  спортивных  и 

туристических мероприятий на территории Республики Беларусь; 

-  обеспечение  подготовки  национальных  команд  Республики  Беларусь  по  видам 

спорта и участия их в международных спортивных мероприятиях; 

-  пропаганда физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни; 


background image

-  содействие  республиканским  и  иным  общественным  объединениям  по 

физической культуре, спорту и туризму в их деятельности; 

- участие в формировании и реализации государственной политики по созданию 

материальной базы физической культуры, спорта и туризма; 

- развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры, спорта 

и туризма; 

-  осуществление  контроля  за  соблюдением  законодательства  Республики 

Беларусь о физической культуре, спорте и туризме; 

- осуществление в пределах своей компетенции контроля за игорным бизнесом и 

соблюдением законодательства Республики Беларусь при осуществлении деятельности в 
сфере игорного бизнеса. 

Департамент  по  туризму  Министерства  спорта  и  туризма  Республики 

Беларусь 

Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь с 

правами  юридического  лица  является  структурным  подразделением  центрального 
аппарата  Министерства  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь,  наделенным 
государственно-властными полномочиями, и осуществляет функции Минспорта в области 
туризма.  Департамент  в  своей  деятельности  руководствуется  Конституцией  Республики 
Беларусь,  иными  актами  законодательства  Республики  Беларусь,  Положением  о 
Министерстве  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь,  а  также  Положением  о 
Департаменте  по  туризму  Министерства  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь. 
Департамент  имеет  самостоятельный  баланс,  счета  в  банках,  печать  и  бланки  с 
изображением  Государственного  герба  Республики  Беларусь  со  своим  наименованием  и 
наименованием  Минспорта,  а  также  иные  печати  и  штампы.  Департамент  возглавляет 
директор,  назначаемый  на  должность  и  освобождаемый  от  должности  Советом 
Министров  Республики  Беларусь  по  согласованию  с  Президентом Республики  Беларусь. 
Директор Департамента является членом коллегии Минспорта по должности, подчиняется 
Министру  спорта  и  туризма  и  его  заместителю,  курирующему  деятельность 
Департамента.  Директор  Департамента  имеет  заместителей,  назначаемых  на  должность 
Министром  спорта  и  туризма  по  согласованию  с  Советом  Министров  Республики 
Беларусь.  Для  коллективного  обсуждения  наиболее  важных  вопросов  по  решению 
Минспорта в Департаменте создается коллегия в количестве не более 7 человек в составе 
заместителя 

Министра, 

курирующего 

деятельность 

Департамента, 

директора 

Департамента (председатель коллегии), его заместителей и других работников. 

Задачами Департамента являются: 
- обеспечение всесторонней государственной поддержки развития туризма; 
- формирование и реализация государственной политики в области туризма; 
- разработка концепций развития туризма в республике и методов их реализации; 
-  организация  работы  по  созданию  благоприятных  условий  и  формированию 

факторов  для  эффективной  деятельности  региональных  органов  управления  сферой 
туризма, государственных  организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, 
находящихся в подчинении Минспорта; 

- осуществление эффективного взаимодействия с общественными организациями 

в сфере туризма; 

- обеспечение развития международного сотрудничества в сфере туризма. 

 
3.  Правовое  регулирование  государственной  регистрации  физкультурно-

спортивных  организаций.  Лицензирование  как  разновидность  государственной 
разрешительной политики в сфере физической культуры и спорта. Государственный 
контроль (надзор) политики в сфере физической культуры и спорта. 

Правовое  регулирование  государственной  регистрации  физкультурно-

спортивных  организаций

Физкультурно-спортивные  организации  могут  быть 


background image

коммерческими и некоммерческими и создаваться в различных организационно-правовых 
формах,  предусмотренных  национальным  законодательством  для  коммерческих  и 
некоммерческих  организаций.  Создание,  деятельность,  реорганизация  и  ликвидация 
коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций осуществляются 
в  соответствии  с  национальным  законодательством,  регулирующим  порядок  создания, 
деятельности,  реорганизации  и  ликвидации  коммерческих  и  некоммерческих 
организаций,  а  также  в  соответствии  с  учредительными  документами  физкультурно-
спортивных организаций. 

Этапами создания физкультурно-спортивных организаций являются: 

 

принятие  учредителями  решения  о  создании  физкультурно-спортивной 

организации; 

 

утверждение  учредителями  учредительных  документов  физкультурно-

спортивной организации; 

 

государственная регистрация физкультурно-спортивной организации. 

Учредителями 

некоммерческой 

организации 

в 

зависимости 

от 

ее 

организационно-правовой  формы  могут  выступать  полностью  дееспособные  граждане  и 
(или) юридические лица. 

Иностранные  граждане  и  лица  без  гражданства,  законно  находящиеся  в 

Республике  Беларусь,  тоже  могут  быть  учредителями  (участниками,  членами) 
некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными 
договорами Республики Беларусь. 

Решение  об  утверждении  учредительных  документов  принимается  на  первом 

общем собрании учредителей (если учредителей более одного) или решением учредителя 
(если учредитель единственный). 

Устав любой некоммерческой  организации должен содержать: 

 

наименование  некоммерческой  организации,  содержащее  указание  на 

характер ее деятельности и организационно-правовую форму; 

 

место нахождения; 

 

порядок  управления  деятельностью  (т.е.  руководящие  и  контролирующие 

органы, их компетентность, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия 
решений); 

 

предмет и цели деятельности; 

 

сведения о филиалах и представительствах; 

 

права и обязанности членов; 

 

условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае если НКО 

имеет членство); 

 

источники формирования имущества; 

 

порядок внесения изменений в учредительные документы; 

 

порядок использования имущества в случае ликвидации. 

Устав спортивной федерации должен дополнительно предусматривать: 

 

виды спорта, развитие которых осуществляется спортивной федерацией; 

 

структуру спортивной федерации; 

 

территорию, в пределах которой спортивная федерация осуществляет свою 

деятельность; 

 

порядок  утверждения  критериев  отбора  спортсменов  для  включения  их  в 

состав спортивной сборной команды, формируемой спортивной федерацией; 

 

порядок  утверждения  периодичности  проведения  спортивной  федерацией 

официальных спортивных мероприятий; 

 

права  спортивной  федерации  и  ее  структурных  подразделений  на 

управление имуществом спортивной федерации; 

 

порядок уплаты вступительных и членских взносов;