ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 864

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 
 

5. 

ОЦЕНОЧНЫЕ

 

СРЕДСТВА

 

ДЛЯ

 

ТЕКУЩЕГО

 

КОНТРОЛЯ

 

УСПЕВАЕМОСТИ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

 

АТТЕСТАЦИИ

 

ПО

 

ИТОГАМ

 

ОСВОЕНИЯ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

И

 

КОНТРОЛЯ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

 

РАБОТЫ

 

СТУДЕНТОВ

 

 

Для

 

осуществления

 

контрольно

-

оценочной

 

деятельности

 

реко

-

мендуется

 

использовать

 

инструментарий

предусматривающий

 

разно

-

уровневый

 

характер

 

обучения

 

и

 

применяемый

 

комплексно

В

 

качестве

 

одного

 

из

 

элементов

рекомендуемого

 

для

 

выявления

 

уровня

 

учебных

 

достижений

 

студента

используются

 

критериально

-

ориентированные

 

тесты

Они

 

представляют

 

собой

 

совокупность

 

тестовых

 

заданий

 

закры

-

той

 

формы

 

с

 

одним

 

или

 

несколькими

 

вариантами

 

правильных

 

ответов

заданий

 

на

 

установление

 

соответствия

 

между

 

элементами

 

двух

 

мно

-

жеств

 

с

 

одним

 

или

 

несколькими

 

соотношениями

 

и

 

равным

 

или

 

разным

 

количеством

 

элементов

 

во

 

множествах

заданий

 

открытой

 

формы

 

с

 

формализованным

 

ответом

заданий

 

на

 

установление

 

правильной

 

по

-

следовательности

Во

-

вторых

выполнение

 

по

 

выбору

 

студента

инди

-

видуально

 

или

 

группой

 

студентов

проектных

 

социологических

 

заданий

 

по

 

актуальным

 

вопросам

 

развития

 

России

 

и

 

образовательного

 

процесса

 

в

 

академии

В

-

третьих

для

 

измерения

 

степени

 

соответствия

 

учебных

 

до

-

стижений

 

студента

 

требованиям

 

образовательного

 

стандарта

 

также

 

реко

-

мендуется

 

использовать

 

проблемные

творческие

 

задачи

предполагающие

 

эвристическую

 

деятельность

 

и

 

неформализованный

 

ответ

В

-

четвертых

традиционные

 

устные

 

опросы

с

 

использованием

 

компьютерных

 

презента

-

ций

с

 

решением

 

ситуативных

 

задач

Контрольные

 

задания

 

предполагают

 

проверку

 

различных

 

аспектов

 

знаний

глубину

 

понимания

 

учебного

 

материала

 

студентами

их

 

умение

 

творчески

 

применять

 

полученные

 

знания

 

к

 

анализу

 

правовой

 

практики

 

российского

 

общества

решению

 

социологических

 

кроссвордов

Они

 

пред

-

ставлены

 

тремя

 

типами

 

заданий

выбор

 

которых

 

определяется

 

как

 

уров

-

нем

 

подготовки

 

студентов

так

 

и

 

профилем

 

подготовки

 

студентов

Аналитические

 

работы

 

выполняются

 

на

 

основе

 

статей

 

из

 

професси

-

ональных

 

социологических

 

журналов

предлагаемых

 

преподавателем

 

и

 

по

 

желанию

 

студента

.  

Защита

 

индивидуальных

 

программ

 

социологических

 

исследований

 

по

 

актуальным

 

социальным

 

проблемам

 

регионального

 

управления

со

-

циально

-

экономических

 

изменений

 

в

 

обществе

 

и

 

образовательного

 

про

-

цесса

досуга

и

 

других

 

вопросов

 

функционирования

 

Университета

 

име

-

ни

 

О

.

Е

Кутафина

 (

МГЮА

). 


background image

47 

 

Итоговый

 

контроль

 

по

 

дисциплине

 «

Социология

»:

 

Экзаменационный

 

зачет

 

5.1. 

Проблемные

творческие

 

задачи

предполагающие

 

эвристическую

 

деятельность

 

и

 

неформализованный

 

ответ

 

студентов

 

 

Охарактеризуйте

 

причины

 

и

 

предпосылки

 

возникновения

 

научной

 

со

-

циологии

 

в

 

начале

 XIX 

века

.  

Составьте

 

сравнительную

 

таблицу

 

развития

 

позитивистской

 

социоло

-

гии

 

в

 

Западной

 

Европе

 

и

 

России

 

в

 

середине

 – 

конце

 XIX 

века

Сделайте

 

вы

-

вод

 

о

 

сходстве

 

и

 

различии

 

этих

 

направлений

 

в

 

развитии

 

позитивизма

Определите

в

 

чём

 

заключалась

 

особенность

 

развития

 

социологии

 

в

 

СССР

 

в

 XX 

в

., 

по

 

сравнению

 

со

 

странами

 

Западной

 

Европы

 

Какой

 

вклад

 

в

 

развитие

 

социологии

 

внесли

 

российские

 

ученые

 

в

 

по

-

следние

 

десятилетия

Назовите

 

крупнейших

 

российских

 

социологов

Какие

 

основные

 

направления

 

социологии

 

развивались

 

в

 

последние

 

десятилетия

 

российскими

 

учеными

Назовите

 

ведущих

 

российских

 

социо

-

логов

Проанализируйте

 

соотношение

 

понятий

  «

ценность

» 

и

  «

ценностная

 

ориентация

». 

Сделайте

 

вывод

 

о

 

взаимосвязи

 

феноменов

обозначаемых

 

данными

 

понятиями

Определите

 

основные

 

критерии

 

экономической

социальной

 

и

 

про

-

фессиональной

 

стратификации

Рассмотрите

 

формы

 

проявления

 

каждого

 

из

 

видов

 

стратификации

дайте

 

примеры

опираясь

 

на

 

материалы

 

разви

-

тия

 

современного

 

российского

 

общества

Сравните

 

эффективность

 

использования

 

методов

 

опроса

 

и

 

изуче

-

ния

 

документов

 

при

 

проведении

 

исследований

 

материала

 

газет

телепе

-

редач

мнений

 

избирателей

 

в

 

ходе

 

проведения

 

предвыборных

 

кампаний

Сделайте

 

вывод

 

о

 

факторах

предопределяющих

 

выбор

 

тех

 

или

 

иных

 

ме

-

тодов

Определите

в

 

чем

 

заключаются

 

особенности

 

использования

 

коли

-

чественных

 

и

 

качественных

 

методов

 

сбора

 

информации

а

 

также

 

ее

 

по

-

следующей

 

обработки

Дайте

 

примеры

 

эффективного

 

применения

 

этих

 

методов

Охарактеризуйте

 

основные

 

направления

 

эмпирических

 

исследова

-

ний

 

в

 

России

Оформите

 

ответ

 

в

 

табличном

 

виде

Дайте

 

определение

 

метода

 

социологического

 

моделирования

 

и

 

назовите

 

этапы

 

реализации

 

этого

 

метода

Рассмотрите

 

особенности

 

этого

 


background image

48 
 

метода

обусловленные

 

спецификой

 

общественных

 

явлений

Раскройте

 

преимущества

 

и

 

ограничения

 

метода

 

социологического

 

моделирования

Попробуйте

 

построить

 

структуру

 

ценностного

 

механизма

 

регуляции

 

поведения

 

индивида

 

в

 

трудовой

 

сфере

 

деятельности

исходя

 

из

 

социаль

-

но

-

нормативных

  «

регуляторов

» (

ценностей

 

и

 

норм

 

поведения

 

в

 

трудовой

 

сфере

 

деятельности

), 

диспозиционных

 «

регуляторов

» (

ценностных

 

ориен

-

таций

), 

обобщенных

 

психологических

 

свойств

 

личности

Постройте

 

структуру

 

социального

 

механизма

 

регулирования

 

трудо

-

вого

 

поведения

 

индивида

исходя

с

 

одной

 

стороны

из

 

элементов

 

трудо

-

вой

 

ситуации

воздействующей

 

на

 

установки

 

и

 

ценностные

 

ориентации

 

индивида

а

 

с

 

другой

 

стороны

, – 

из

 

его

 

социально

-

профессиональных

 

ха

-

рактеристик

потребностей

интересов

мотивов

Дайте

 

определение

 

метода

 

социологической

 

экспертизы

Объясни

-

те

почему

 

этот

 

метод

 

приобретает

 

особое

 

значение

 

в

 

условиях

 

транс

-

формирующегося

 

общества

Дайте

 

определение

 

метода

 

моделирования

Каким

 

образом

 

приме

-

нение

 

этого

 

метода

 

может

 

способствовать

 

разрешению

 

тех

 

или

 

иных

 

со

-

циальных

 

проблем

 

5.2. 

Варианты

 

социологических

 

исследовательских

 

проектов

 

и

 

требования

 

к

 

ним

 

для

 

текущего

 

контроля

 

 

Варианты

 

социологических

 

проектных

 

заданий

 

Написание

 

мини

-

программы

 

качественного

 

исследования

 

по

 

вы

-

бранным

 

темам

 

Написание

 

гидов

-

опросников

 

по

 

интересующим

 

студентов

 

темам

 

Описание

 

собственного

 

включенного

 

наблюдения

 

Подготовка

 

сценария

 

фокус

-

групп

 

и

 

апробация

 

на

 

реальной

 

группе

 

Подготовка

 

эссе

 

на

 

выбранную

 

тему

  

 

Разработать

 

для

 

опроса

 

по

 

выбранной

 

теме

анкету

бланк

-

интервью

вопросник

опросный

 

лист

 

и

 

др

 

Требования

 

к

 

социологическим

 

проектным

 

заданиям

 

к

 

составлению

 

описания

 

собственного

 

включенного

 

наблюдения

Включенное

 

наблюдение

 – 

наблюдение

при

 

котором

 

наблюдатель

 

находится

 

в

 

реальных

 

деловых

 

или

 

неформальных

 

отношениях

 

с

 

людьми

за

 

которыми

 

он

 

наблюдает

 

и

 

которых

 

он

 

оценивает

Включенное

 

наблю

-

дение

 

является

 

техникой

 

полевого

 

исследования

используемой

 

социоло

-

гами

 

для

 

сбора

 

качественных

 

данных

 

и

 

достижения

 

более

 

глубокого

 

по

-

нимания

 

мотиваций

 

и

 

отношений

 

людей

Наблюдатель

 

преднамеренно

 


background image

49 

 

включается

 (

внедряется

в

 

изучаемый

 

объект

принимает

 

участие

 

в

 

проис

-

ходящих

 

в

 

нем

 

процессах

Находясь

 

в

 

поле

исследователь

занимающий

-

ся

 

включенным

 

наблюдением

визуально

 

наблюдает

слушает

задает

 

во

-

просы

 

и

 

ведет

 

подробные

 

полевые

 

записи

Данный

 

вид

 

наблюдения

 

является

 

особенно

 

существенным

 

для

 

сравнения

 

действий

 

информантов

 

с

 

сообщаемой

 

ими

 

вербальной

 

инфор

-

мацией

 – 

ведь

 

часто

 

под

 

воздействием

 

конкретных

 

обстоятельств

 

люди

 

поступают

 

не

 

так

как

 

они

 

говорят

или

 

как

 

намеревались

 

поступить

 

изна

-

чально

Современное

 

понимание

 

этнографического

 

исследования

 

чаще

 

всего

 

описывается

 

как

  «

изучение

 

поведения

 

в

 

естественных

 

обстоятель

-

ствах

». 

Описание

 

проведенного

 

включенного

 

наблюдения

 

должно

 

отражать

 

следующие

 

аспекты

1) 

Этнографическое

 

исследование

 

предусматривает

 

длительное

 

пребывание

 

исследователя

 

в

 

изучаемой

 

среде

Это

 

реализуется

 

через

 

си

-

стему

 

включенного

 

наблюдения

  (

пребывание

 

в

 

доме

 

респондента

месте

 

совершения

 

покупок

оказания

 

услуги

 

и

 

т

.

д

.). 

Этнографический

 

визит

 

под

-

разумевает

 

спонтанные

 

наблюдения

 

исследователя

 

за

 

изучаемым

 

про

-

цессом

без

 

использования

 

предварительного

 

сценария

2) 

В

 

ходе

 

исследования

 

происходит

 

обязательная

 

фиксация

 

всего

 

происходящего

 

в

 

процессе

 

этнографического

 

наблюдения

 

на

 

визуальные

 

носители

 (

фотографирование

видеозапись

). 

3) 

Использование

 

включенного

 

наблюдения

предусматривающего

 

возможности

 

общения

 

исследователя

 

и

 

респондента

а

 

также

 

дополни

-

тельное

 

интервьюирование

 

респондентов

Данная

 

практика

позаимство

-

ванная

 

из

 

классической

 

этнографической

 

методологии

имеет

 

своей

 

це

-

лью

 

прояснение

 

смысла

 

обыденных

 

действий

 

и

 

декодирование

 

процесса

 

жизнедеятельности

4) 

Выполнение

 

респондентом

 

специальных

 

заданий

направленных

 

на

 

раскрытие

 

его

 

потребительского

 

стиля

образа

 

жизни

 

и

 

прояснение

 

мо

-

тиваций

 

совершения

 

тех

 

или

 

иных

 

действий

В

 

современных

 

этнографиче

-

ских

 

исследованиях

 

в

 

качестве

 

специальных

 

заданий

 

чаще

 

всего

 

высту

-

пают

 

фотографирование

 

респондентом

 

интересующих

 

его

 

объектов

ве

-

дение

 

дневников

составление

 

коллекций

 

каких

-

либо

 

предметов

Подоб

-

ные

 

исследовательские

 

методы

 

имеют

 

двоякую

 

функцию

обогащают

 

по

-

лученный

 

материал

 

и

 

демонстрируют

 

степень

 

рефлексии

 

респондентов

 

относительно

 

изучаемых

 

товаров

При

 

разработке

 

программы

 

исследования

 

всегда

 

учитываются

 

тре

-

бования

 

метода

основанные

 

на

 

концепции

 «

объясняющей

 

теории

». 

К

 

та

-

ким

 

требованиям

 

относятся

реконструкция

 

жизненного

 

мира

 

объекта

 

наблюдения

 

через

 

фактуальный

 

анализ

отсутствие

 

оценочных

 

суждений

 


background image

50 
 

исследователя

полный

 

отказ

 

маркетинговых

 

вопросов

 

при

 

общении

 

с

 

объектом

 

исследования

 

к

 

составлению

 

гидов

-

опросников

 

Вопросник

 

должен

 

состоять

 

из

 8–12 

вопросов

предполагающих

 

са

-

мостоятельный

 

и

 

полный

 

ответ

 

респондента

Ответ

 

должен

 

раскрывать

 

сущность

 

поставленного

 

вопроса

Вопросник

 

должен

 

отвечать

 

следующим

 

требованиям

 

Соотнесенность

 

с

 

темой

 

Доступность

 

Нейтральность

 

Приемлемость

деликатность

 

Должен

 

отвечать

 

требованиям

 

формальной

 

логики

 

Быть

 

оптимальным

 

по

 

размеру

 

Содержать

 

необходимые

 

пояснения

Используемые

 

при

 

составлении

 

вопросника

 

вопросы

 

могут

 

быть

 

различными

 

по

 

своей

 

структуре

 (

закрытые

полузакрытые

 

и

 

открытые

 

во

-

просы

). 

По

 

построению

 

вопросника

 

вопросы

 

могут

 

строиться

  «

воронкой

», 

то

 

есть

 

постепенно

 

переходить

 

от

 

простых

 

к

 

сложным

В

 

этом

 

случае

 

че

-

ловек

 

постепенно

 

включается

 

в

 

тему

. «

Перевернутой

 

воронкой

» 

называ

-

ется

 

построение

 

вопросника

 

по

 

принципу

 «

обобщения

» – 

от

 

конкретных

 – 

к

 

общим

 

к

 

подготовке

 

сценария

 

проведения

 

фокус

-

групп

 

Фокус

-

группа

 – 

групповая

 

беседа

проходящая

 

в

 

форме

 

дискуссии

 

и

 

направленная

 

на

 

получение

 

от

 

ее

 

участников

  «

субъективной

 

информа

-

ции

» 

по

 

восприятию

 

ими

 

различных

 

объектов

конкретных

 

товаров

 

и

 

услуг

мотивации

 

их

 

покупок

политических

 

и

 

экономических

 

событий

 

в

 

стране

имиджа

 

торговой

 

марки

 

и

 

политического

 

лидера

сообщений

 

средств

 

мас

-

совой

 

информации

рекламы

 

и

 

т

.

д

.  

При

 

подготовке

 

и

 

проведении

 

фокус

-

группы

 

ключевым

 

моментом

 

яв

-

ляется

 

«

фокус

»

то

 

есть

 

концентрация

 

внимания

 

опрашиваемых

 

и

 

усилий

 

модератора

 

на

 

определенной

 

теме

актуальном

 

опыте

 

респондентов

с

 

целью

 

получения

 

от

 

них

 

глубинной

 

информации

 

на

 

заданные

 

темы

Оптимальное

 

количество

 

участников

 

этой

 

группы

 

составляет

 8–10 

человек

но

 

в

 

любом

 

случае

 

их

 

не

 

должно

 

быть

 

меньше

 6 

и

 

больше

 12 

че

-

ловек

Иначе

 

получить

 

достоверную

 

информацию

 

будет

 

невозможно

 – 

в

 

первом

 

случае

 

из

-

за

 

недостатка

 

участников

во

 

втором

 

из

-

за

 

того

что

 

не

 

все

 

участники

 

успеют

 

высказаться

 

в

 

ходе

 

проведения

 

фокус

-

группы

Сценарий

 

должен

 

состоять

 

из

 

трех

 

частей

1) 

Вступления

 

модератора

где

 

объясняются

 

общие

 

правила

 

рабо

-

ты

 

на

 

фокус

-

группе

 

и

 

объясняются

 

цели

 

исследования