ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 864
Скачиваний: 1
46
5.
ОЦЕНОЧНЫЕ
СРЕДСТВА
ДЛЯ
ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ
,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
ПО
ИТОГАМ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
КОНТРОЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
Для
осуществления
контрольно
-
оценочной
деятельности
реко
-
мендуется
использовать
инструментарий
,
предусматривающий
разно
-
уровневый
характер
обучения
и
применяемый
комплексно
.
В
качестве
одного
из
элементов
,
рекомендуемого
для
выявления
уровня
учебных
достижений
студента
,
используются
критериально
-
ориентированные
тесты
.
Они
представляют
собой
совокупность
тестовых
заданий
закры
-
той
формы
с
одним
или
несколькими
вариантами
правильных
ответов
;
заданий
на
установление
соответствия
между
элементами
двух
мно
-
жеств
с
одним
или
несколькими
соотношениями
и
равным
или
разным
количеством
элементов
во
множествах
;
заданий
открытой
формы
с
формализованным
ответом
;
заданий
на
установление
правильной
по
-
следовательности
.
Во
-
вторых
,
выполнение
по
выбору
студента
,
инди
-
видуально
или
группой
студентов
,
проектных
социологических
заданий
по
актуальным
вопросам
развития
России
и
образовательного
процесса
в
академии
.
В
-
третьих
,
для
измерения
степени
соответствия
учебных
до
-
стижений
студента
требованиям
образовательного
стандарта
также
реко
-
мендуется
использовать
проблемные
,
творческие
задачи
,
предполагающие
эвристическую
деятельность
и
неформализованный
ответ
.
В
-
четвертых
,
традиционные
устные
опросы
,
с
использованием
компьютерных
презента
-
ций
,
с
решением
ситуативных
задач
.
Контрольные
задания
предполагают
проверку
различных
аспектов
знаний
,
глубину
понимания
учебного
материала
студентами
,
их
умение
творчески
применять
полученные
знания
к
анализу
правовой
практики
российского
общества
,
решению
социологических
кроссвордов
.
Они
пред
-
ставлены
тремя
типами
заданий
,
выбор
которых
определяется
как
уров
-
нем
подготовки
студентов
,
так
и
профилем
подготовки
студентов
.
Аналитические
работы
выполняются
на
основе
статей
из
професси
-
ональных
социологических
журналов
,
предлагаемых
преподавателем
и
по
желанию
студента
.
Защита
индивидуальных
программ
социологических
исследований
по
актуальным
социальным
проблемам
регионального
управления
,
со
-
циально
-
экономических
изменений
в
обществе
и
образовательного
про
-
цесса
,
досуга
,
и
других
вопросов
функционирования
Университета
име
-
ни
О
.
Е
.
Кутафина
(
МГЮА
).
47
Итоговый
контроль
по
дисциплине
«
Социология
»:
Экзаменационный
зачет
.
5.1.
Проблемные
,
творческие
задачи
,
предполагающие
эвристическую
деятельность
и
неформализованный
ответ
студентов
Охарактеризуйте
причины
и
предпосылки
возникновения
научной
со
-
циологии
в
начале
XIX
века
.
Составьте
сравнительную
таблицу
развития
позитивистской
социоло
-
гии
в
Западной
Европе
и
России
в
середине
–
конце
XIX
века
.
Сделайте
вы
-
вод
о
сходстве
и
различии
этих
направлений
в
развитии
позитивизма
.
Определите
,
в
чём
заключалась
особенность
развития
социологии
в
СССР
в
XX
в
.,
по
сравнению
со
странами
Западной
Европы
.
Какой
вклад
в
развитие
социологии
внесли
российские
ученые
в
по
-
следние
десятилетия
?
Назовите
крупнейших
российских
социологов
.
Какие
основные
направления
социологии
развивались
в
последние
десятилетия
российскими
учеными
?
Назовите
ведущих
российских
социо
-
логов
.
Проанализируйте
соотношение
понятий
«
ценность
»
и
«
ценностная
ориентация
».
Сделайте
вывод
о
взаимосвязи
феноменов
,
обозначаемых
данными
понятиями
.
Определите
основные
критерии
экономической
,
социальной
и
про
-
фессиональной
стратификации
.
Рассмотрите
формы
проявления
каждого
из
видов
стратификации
,
дайте
примеры
,
опираясь
на
материалы
разви
-
тия
современного
российского
общества
.
Сравните
эффективность
использования
методов
опроса
и
изуче
-
ния
документов
при
проведении
исследований
материала
газет
,
телепе
-
редач
,
мнений
избирателей
в
ходе
проведения
предвыборных
кампаний
.
Сделайте
вывод
о
факторах
,
предопределяющих
выбор
тех
или
иных
ме
-
тодов
.
Определите
,
в
чем
заключаются
особенности
использования
коли
-
чественных
и
качественных
методов
сбора
информации
,
а
также
ее
по
-
следующей
обработки
.
Дайте
примеры
эффективного
применения
этих
методов
.
Охарактеризуйте
основные
направления
эмпирических
исследова
-
ний
в
России
.
Оформите
ответ
в
табличном
виде
.
Дайте
определение
метода
социологического
моделирования
и
назовите
этапы
реализации
этого
метода
.
Рассмотрите
особенности
этого
48
метода
,
обусловленные
спецификой
общественных
явлений
.
Раскройте
преимущества
и
ограничения
метода
социологического
моделирования
.
Попробуйте
построить
структуру
ценностного
механизма
регуляции
поведения
индивида
в
трудовой
сфере
деятельности
,
исходя
из
социаль
-
но
-
нормативных
«
регуляторов
» (
ценностей
и
норм
поведения
в
трудовой
сфере
деятельности
),
диспозиционных
«
регуляторов
» (
ценностных
ориен
-
таций
),
обобщенных
психологических
свойств
личности
.
Постройте
структуру
социального
механизма
регулирования
трудо
-
вого
поведения
индивида
,
исходя
,
с
одной
стороны
,
из
элементов
трудо
-
вой
ситуации
,
воздействующей
на
установки
и
ценностные
ориентации
индивида
,
а
с
другой
стороны
, –
из
его
социально
-
профессиональных
ха
-
рактеристик
,
потребностей
,
интересов
,
мотивов
.
Дайте
определение
метода
социологической
экспертизы
.
Объясни
-
те
,
почему
этот
метод
приобретает
особое
значение
в
условиях
транс
-
формирующегося
общества
.
Дайте
определение
метода
моделирования
.
Каким
образом
приме
-
нение
этого
метода
может
способствовать
разрешению
тех
или
иных
со
-
циальных
проблем
?
5.2.
Варианты
социологических
исследовательских
проектов
и
требования
к
ним
для
текущего
контроля
Варианты
социологических
проектных
заданий
:
−
Написание
мини
-
программы
качественного
исследования
по
вы
-
бранным
темам
.
−
Написание
гидов
-
опросников
по
интересующим
студентов
темам
.
−
Описание
собственного
включенного
наблюдения
.
−
Подготовка
сценария
фокус
-
групп
и
апробация
на
реальной
группе
.
−
Подготовка
эссе
на
выбранную
тему
−
Разработать
для
опроса
по
выбранной
теме
:
анкету
,
бланк
-
интервью
,
вопросник
,
опросный
лист
и
др
.
Требования
к
социологическим
проектным
заданиям
:
−
к
составлению
описания
собственного
включенного
наблюдения
.
Включенное
наблюдение
–
наблюдение
,
при
котором
наблюдатель
находится
в
реальных
деловых
или
неформальных
отношениях
с
людьми
,
за
которыми
он
наблюдает
и
которых
он
оценивает
.
Включенное
наблю
-
дение
является
техникой
полевого
исследования
,
используемой
социоло
-
гами
для
сбора
качественных
данных
и
достижения
более
глубокого
по
-
нимания
мотиваций
и
отношений
людей
.
Наблюдатель
преднамеренно
49
включается
(
внедряется
)
в
изучаемый
объект
,
принимает
участие
в
проис
-
ходящих
в
нем
процессах
.
Находясь
в
поле
,
исследователь
,
занимающий
-
ся
включенным
наблюдением
,
визуально
наблюдает
,
слушает
,
задает
во
-
просы
и
ведет
подробные
полевые
записи
.
Данный
вид
наблюдения
является
особенно
существенным
для
сравнения
действий
информантов
с
сообщаемой
ими
вербальной
инфор
-
мацией
–
ведь
часто
под
воздействием
конкретных
обстоятельств
люди
поступают
не
так
,
как
они
говорят
,
или
как
намеревались
поступить
изна
-
чально
.
Современное
понимание
этнографического
исследования
чаще
всего
описывается
как
«
изучение
поведения
в
естественных
обстоятель
-
ствах
».
Описание
проведенного
включенного
наблюдения
должно
отражать
следующие
аспекты
:
1)
Этнографическое
исследование
предусматривает
длительное
пребывание
исследователя
в
изучаемой
среде
.
Это
реализуется
через
си
-
стему
включенного
наблюдения
(
пребывание
в
доме
респондента
,
месте
совершения
покупок
,
оказания
услуги
и
т
.
д
.).
Этнографический
визит
под
-
разумевает
спонтанные
наблюдения
исследователя
за
изучаемым
про
-
цессом
,
без
использования
предварительного
сценария
.
2)
В
ходе
исследования
происходит
обязательная
фиксация
всего
происходящего
в
процессе
этнографического
наблюдения
на
визуальные
носители
(
фотографирование
,
видеозапись
).
3)
Использование
включенного
наблюдения
,
предусматривающего
возможности
общения
исследователя
и
респондента
,
а
также
дополни
-
тельное
интервьюирование
респондентов
.
Данная
практика
,
позаимство
-
ванная
из
классической
этнографической
методологии
,
имеет
своей
це
-
лью
прояснение
смысла
обыденных
действий
и
декодирование
процесса
жизнедеятельности
.
4)
Выполнение
респондентом
специальных
заданий
,
направленных
на
раскрытие
его
потребительского
стиля
,
образа
жизни
и
прояснение
мо
-
тиваций
совершения
тех
или
иных
действий
.
В
современных
этнографиче
-
ских
исследованиях
в
качестве
специальных
заданий
чаще
всего
высту
-
пают
фотографирование
респондентом
интересующих
его
объектов
,
ве
-
дение
дневников
,
составление
коллекций
каких
-
либо
предметов
.
Подоб
-
ные
исследовательские
методы
имеют
двоякую
функцию
:
обогащают
по
-
лученный
материал
и
демонстрируют
степень
рефлексии
респондентов
относительно
изучаемых
товаров
.
При
разработке
программы
исследования
всегда
учитываются
тре
-
бования
метода
,
основанные
на
концепции
«
объясняющей
теории
».
К
та
-
ким
требованиям
относятся
:
реконструкция
жизненного
мира
объекта
наблюдения
через
фактуальный
анализ
;
отсутствие
оценочных
суждений
50
исследователя
;
полный
отказ
маркетинговых
вопросов
при
общении
с
объектом
исследования
.
−
к
составлению
гидов
-
опросников
Вопросник
должен
состоять
из
8–12
вопросов
,
предполагающих
са
-
мостоятельный
и
полный
ответ
респондента
.
Ответ
должен
раскрывать
сущность
поставленного
вопроса
.
Вопросник
должен
отвечать
следующим
требованиям
:
−
Соотнесенность
с
темой
.
−
Доступность
.
−
Нейтральность
.
−
Приемлемость
,
деликатность
.
−
Должен
отвечать
требованиям
формальной
логики
.
−
Быть
оптимальным
по
размеру
.
−
Содержать
необходимые
пояснения
.
Используемые
при
составлении
вопросника
вопросы
могут
быть
различными
по
своей
структуре
(
закрытые
,
полузакрытые
и
открытые
во
-
просы
).
По
построению
вопросника
вопросы
могут
строиться
«
воронкой
»,
то
есть
постепенно
переходить
от
простых
к
сложным
.
В
этом
случае
че
-
ловек
постепенно
включается
в
тему
. «
Перевернутой
воронкой
»
называ
-
ется
построение
вопросника
по
принципу
«
обобщения
» –
от
конкретных
–
к
общим
.
−
к
подготовке
сценария
проведения
фокус
-
групп
Фокус
-
группа
–
групповая
беседа
,
проходящая
в
форме
дискуссии
и
направленная
на
получение
от
ее
участников
«
субъективной
информа
-
ции
»
по
восприятию
ими
различных
объектов
:
конкретных
товаров
и
услуг
,
мотивации
их
покупок
,
политических
и
экономических
событий
в
стране
,
имиджа
торговой
марки
и
политического
лидера
,
сообщений
средств
мас
-
совой
информации
,
рекламы
и
т
.
д
.
При
подготовке
и
проведении
фокус
-
группы
ключевым
моментом
яв
-
ляется
«
фокус
»
,
то
есть
концентрация
внимания
опрашиваемых
и
усилий
модератора
на
определенной
теме
,
актуальном
опыте
респондентов
,
с
целью
получения
от
них
глубинной
информации
на
заданные
темы
.
Оптимальное
количество
участников
этой
группы
составляет
8–10
человек
,
но
в
любом
случае
их
не
должно
быть
меньше
6
и
больше
12
че
-
ловек
.
Иначе
получить
достоверную
информацию
будет
невозможно
–
в
первом
случае
из
-
за
недостатка
участников
,
во
втором
из
-
за
того
,
что
не
все
участники
успеют
высказаться
в
ходе
проведения
фокус
-
группы
.
Сценарий
должен
состоять
из
трех
частей
:
1)
Вступления
модератора
,
где
объясняются
общие
правила
рабо
-
ты
на
фокус
-
группе
и
объясняются
цели
исследования
.