ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 866
Скачиваний: 1
36
имеет
тех
людей
,
которых
оно
заслуживает
.
Скорее
общество
производит
таких
людей
,
которые
ему
нужны
». (
Кравченко
А
.
И
.
Социология
.
Хресто
-
матия
для
вузов
.
М
. :
Екатеринбург
, 2002.
С
. 537).
Ваши
комментарии
.
−
Различаются
ли
по
своему
смысловому
значению
следующие
два
определения
девиантного
поведения
.
Обоснуйте
своё
мнение
:
•
под
девиантным
понимается
отклоняющееся
от
принятой
в
об
-
ществе
системы
ценностей
и
норм
поведение
индивидов
,
групп
;
•
под
девиантным
понимается
отклоняющееся
от
принятой
в
об
-
ществе
системы
ценностей
и
норм
поведение
индивидов
,
групп
,
которое
влечёт
за
собой
принудительное
лечение
этих
людей
и
членов
этих
групп
,
их
изоляцию
от
общества
,
тюремное
заключение
или
иное
наказание
.
−
Американский
социолог
Н
.
Смелзер
в
своём
учебнике
по
социо
-
логии
пишет
о
происшествии
,
которое
произошло
5
ноября
1986.
Суть
его
состояла
в
том
,
что
двое
заключённых
совершили
дерзкий
побег
из
феде
-
ральной
тюрьмы
в
Плезантоне
(
штат
Калифорния
).
Речь
идёт
о
влюблён
-
ных
друг
в
друга
42-
летнем
Рональде
Макинтоше
,
осуждённом
за
мошен
-
ничество
,
и
37-
летней
Саманте
Лопес
,
виновной
в
ограблении
банка
.
Вроде
бы
очевидно
,
отмечает
Н
.
Смелзер
,
что
этот
случай
являет
-
ся
ярким
примером
девиации
,
поскольку
двое
преступников
,
которых
суд
признал
виновными
,
совершили
побег
из
мест
заключения
.
Однако
это
событие
было
неоднозначно
оценено
различными
социальными
кру
-
гами
.
Так
,
в
частности
,
репортёры
-
журналисты
зафиксировали
,
что
одни
считали
их
своего
рода
народными
героями
,
а
другие
преступниками
.
(
Смелзер
Н
.
Социология
.
М
. :
Феникс
, 1994.
С
. 197).
Так
кто
же
они
–
герои
или
преступники
?
Почему
людские
мнения
разошлись
по
поводу
этого
побега
преступников
из
тюрьмы
?
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Раздел
III.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
И
ПРИКЛАДНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Практическое
занятие
№
5
Вид
:
творческие
задания
(2
часа
).
Тема
5:
Понятие
и
классификация
отраслевых
и
специальных
социологических
теорий
.
Социологии
права
:
Диалог
юристов
и
социологов
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Отраслевые
и
специальные
социологические
теории
:
понятие
и
основные
вилы
.
37
2.
Предмет
и
метод
социология
права
(
правовой
социологии
,
юри
-
дической
социологии
):
подход
юристов
(
Гревцов
Ю
.
И
.,
Керимов
Д
.
А
.,
Ла
-
паева
В
.
В
.,
Нерсесянц
В
.
С
.
и
др
.)
и
социологов
(
Глазырин
В
.
А
.,
Касьянов
В
.
В
.
Ксенофонтов
В
.
Н
.,
Тадевосян
Э
.
В
.
и
др
.).
Западные
ученые
о
предме
-
те
социологии
права
.
3.
Общество
и
право
.
Социологические
аспекты
права
.
Право
как
социальный
институт
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Кто
автор
теории
среднего
уровня
и
ее
сущност
.
−
Какие
типы
специальных
социологических
теорий
вы
знаете
.
−
В
чем
сущность
понятий
:
эмпирическая
социология
,
прикладная
социология
,
практическая
социология
.
−
Что
такое
социологии
права
(
юридической
социологии
),
её
объ
-
ект
и
предмет
.
−
Какие
особенности
социологического
подхода
в
изучении
права
и
правовых
отношений
.
−
Какие
функции
социологии
права
(
юридической
социологии
)
вы
знаете
.
−
Какие
Вы
можете
назвать
учёных
(
социологов
,
юристов
),
внесших
наибольший
вклад
в
развитие
социологии
права
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Сформулировать
своё
аргументированное
мнение
по
вопросу
:
социология
права
некоторыми
учёными
рассматривается
юридической
дисциплиной
,
а
другими
социологической
.
−
Согласились
бы
Вы
с
пониманием
социологии
права
как
«
отра
-
жающем
зеркале
»,
показывающим
праву
его
«
недостатки
». (
Ж
.
Карбонье
–
крупнейший
современный
специалист
в
области
социологии
права
(
юри
-
дической
социологии
).
Он
раскрывая
функции
социологии
права
,
в
частно
-
сти
,
выделяет
критическую
функцию
социологии
права
по
отношению
к
догматической
юриспруденции
.
Ознакомьтесь
с
этой
его
позицией
и
аргу
-
ментацией
французского
юриста
и
социолога
.
См
.:
Карбонье
Ж
.
Юридиче
-
ская
социология
.
М
. :
Прогресс
, 1986.
С
.299–300).
−
Дать
аналитические
комментарии
утверждению
французского
социолога
Э
.
Дюркгейма
. (
Э
.
Дюркгейм
утверждал
,
что
преступность
–
это
не
социальная
патология
,
а
социальная
норма
.
См
.:
Дюркгейм
Э
.
О
разделении
общественного
труда
.
Метод
социологии
М
. :
Наука
, 1990.
С
. 462–471).
¾
Объяснить
,
как
вы
понимаете
следующие
высказывания
:
38
−
В
.
Швебеля
«
Управлять
при
помощи
законов
легче
всего
тогда
,
когда
следствием
их
несоблюдения
являются
угрызения
совести
».
−
Д
.
Галифакса
«
Если
бы
законы
могли
говорить
вслух
,
они
бы
первым
делом
пожаловались
на
законников
».
−
Фридриха
Великого
«
Дурные
законы
в
хороших
руках
исполните
-
лей
–
хороши
;
и
самые
лучшие
законы
в
руках
дурных
исполнителей
–
вредны
».
¾
Проанализировать
и
прокомментировать
статью
:
−
Масловская
Е
.
В
.
Эволюция
западных
концепций
социологии
пра
-
ва
и
гражданской
сферы
//
СоцИс
. 2010.
№
11.
С
. 70–78.
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Практическое
занятие
№
6
Вид
:
Семинар
-
практикум
(2
часа
).
Тема
6:
Методология
,
методика
и
техника
проведения
социологических
исследований
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Программа
социологического
исследования
как
теоретическая
разработка
способов
изучения
и
разрешения
конкретной
проблемы
:
фор
-
мулировка
проблемы
;
определение
цели
и
задач
исследования
;
опреде
-
ление
объекта
и
предмета
исследования
;
выдвижение
гипотез
;
типы
и
ви
-
ды
выборки
.
2.
Методы
сбора
данных
в
социологическом
исследовании
:
опрос
и
его
разновидности
(
гиды
–
опросники
);
наблюдение
и
его
виды
(
включен
-
ное
наблюдение
);
анализ
документов
и
его
виды
(
традиционный
и
форма
-
лизованный
,
контент
-
анализ
);
эксперимент
и
этапы
проведения
.
3.
Методы
обработки
(
ручная
и
машинная
,
первичная
и
вторичная
)
и
анализа
(
статистическая
группировка
,
ранжирование
,
шкалирование
и
др
.)
данных
социологического
исследования
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Что
понимается
под
социологическим
исследованием
?
Какие
ви
-
ды
социологических
исследований
вам
известны
.
−
Что
понимается
под
программой
социологического
исследова
-
ния
.
Из
каких
разделов
она
состоит
,
и
в
чём
заключаются
её
функции
.
−
Какие
существуют
основные
методы
сбора
информации
в
социо
-
логии
и
назовите
основные
нормативные
требования
к
ним
.
39
−
Какие
методы
социологической
обработки
информации
Вы
знае
-
те
,
и
назовите
основные
нормативные
требования
к
ним
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Выяснить
и
обосновать
свой
ответ
на
вопрос
:
является
ли
целью
всякого
социологического
исследования
подтверждение
сформулирован
-
ных
в
нём
гипотез
.
−
Математические
законы
гласят
,
что
случайная
выборка
с
высо
-
кой
вероятностью
отображают
генеральную
совокупность
.
Подумайте
,
яв
-
ляются
ли
данные
опроса
репрезентативными
,
если
осуществлялся
«
слу
-
чайный
»
отбор
респондентов
на
каком
-
либо
городском
перекрёстке
,
а
ре
-
зультаты
исследования
были
представлены
в
качестве
суждений
,
отра
-
жающих
мнения
всех
жителей
этого
города
.
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
3.4.3.
Практические
занятия
для
заочной
формы
обучения
Практическое
занятие
№
1
Вид
:
Диспут
(2
часа
).
Тема
:
Социология
в
современном
мире
:
предмет
,
история
и
основные
парадигмы
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Предмет
,
структура
и
функции
социологии
.
2.
История
социологии
и
современные
социологические
парадигмы
.
3.
Особенности
и
основные
направления
отечественной
социологии
.
4.
Методология
,
методика
и
техника
проведения
социологических
исследований
.
Изучить
рекомендованную
учебную
литературу
Основная
литература
1.
Социология
:
учеб
.
пособие
для
бакалавров
/
отв
.
ред
.
Л
.
А
.
Де
-
мина
.
М
. :
Проспект
, 2013.
С
.7–86 ; 275–302.
2.
Горшков
М
.
К
.
Прикладная
социология
:
методология
и
методы
:
учеб
.
пособие
/
М
.
К
.
Горшков
,
Ф
.
Э
.
Шереги
.
М
. :
Альфа
-
М
:
ИНФРА
-
М
, 2011.
416
с
.
40
Дополнительная
литература
1.
Абруков
В
.
С
.,
Николаева
Я
.
Г
.
Количественные
и
качественные
методы
:
соединяем
и
властвуем
//
СоцИс
. 2010.
№
1.
2.
Воронцов
А
.
В
.,
Громов
И
.
А
.
История
социологии
: XIX –
начало
XX
вв
:
учеб
.
пособие
.
В
2
ч
.
М
., 2005.
3.
Доган
М
.
Социология
среди
социальных
наук
.//
СоцИс
. 2010.
№
10.
4.
Левада
Ю
.
А
.
Что
может
и
чего
не
может
социология
. //
Социоло
-
гический
журнал
. 2010.
№
1.
5.
Осипов
Г
.
В
.
Российская
социология
в
XXI
веке
//
СоцИс
. 2004.
№
3.
6.
Романовский
Н
.
В
.
О
понятийном
аппарате
социологии
//
СоцИс
.
2011.
№
2.
7.
Тихонов
А
.
В
.
Отечественная
социология
:
проблемы
выхода
из
состояния
преднауки
и
поиска
новых
стратегий
.//
Вестник
Института
со
-
циологии
. 2010.
№
1.
8.
Тощенко
Ж
.
Т
.
Эволюция
теоретической
социологии
в
России
(1950-2000-
е
годы
) //
СоцИс
. 2010.
№
7.
9.
Ядов
В
.
А
.
Стратегия
социологического
исследования
:
Описание
,
объяснение
,
понимание
социальной
реальности
:
учеб
.
пособие
для
вузов
.
М
. :
Омега
-
Л
, 2011.
Раздел
II.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
И
ЛИЧНОСТИ
Практическое
занятие
№
2
Вид
:
Коллоквиум
(2
часа
)
Тема
:
Общество
и
личность
в
зеркале
социологии
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Понятие
общества
.
Особенности
системного
подхода
в
изучении
общества
.
2.
Россия
в
XXI
веке
:
национальные
особенности
и
проблемы
раз
-
вития
.
Социальный
механизм
трансформации
российского
общества
.
3.
Понятие
личности
в
социологии
:
сущность
,
структура
,
типы
и
ос
-
новные
социологические
концепции
личности
.
4.
Социализации
личности
и
девиация
в
современном
российском
обществе
.
Проблема
коррупции
и
правовые
меры
по
её
преодолению
.