ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 862
Скачиваний: 1
26
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Является
ли
правильным
утверждение
,
что
в
социологии
термин
личность
используется
в
отношении
тех
,
кого
можно
было
бы
назвать
вы
-
дающимся
человеком
(
выдающейся
личностью
).
−
Является
ли
Маугли
,
герой
литературного
произведения
Р
.
Киплинга
,
личностью
.
−
Как
Вы
понимаете
выражение
,
что
человек
как
в
зеркало
смот
-
рится
в
другого
человека
.
−
Высказывание
американского
социолога
П
.
Бергера
,
который
го
-
ворит
,
что
с
точки
зрения
ролевой
теории
: «
Неверно
,
что
каждое
общество
имеет
тех
людей
,
которых
оно
заслуживает
.
Скорее
общество
производит
таких
людей
,
которые
ему
нужны
». (
Кравченко
А
.
И
.
Социология
.
Хресто
-
матия
для
вузов
.
М
.,
Екатеринбург
, 2002.
С
. 537).
Ваши
комментарии
.
−
Различаются
ли
по
своему
смысловому
значению
следующие
два
определения
девиантного
поведения
.
Обоснуйте
своё
мнение
:
•
под
девиантным
понимается
отклоняющееся
от
принятой
в
об
-
ществе
системы
ценностей
и
норм
поведение
индивидов
,
групп
;
•
под
девиантным
понимается
отклоняющееся
от
принятой
в
об
-
ществе
системы
ценностей
и
норм
поведение
индивидов
,
групп
,
которое
влечёт
за
собой
принудительное
лечение
этих
людей
и
членов
этих
групп
,
их
изоляцию
от
общества
,
тюремное
заключение
или
иное
наказание
.
−
Американский
социолог
Н
.
Смелзер
в
своём
учебнике
по
социо
-
логии
пишет
о
происшествии
,
которое
произошло
5
ноября
1986.
Суть
его
состояла
в
том
,
что
двое
заключённых
совершили
дерзкий
побег
из
феде
-
ральной
тюрьмы
в
Плезантоне
(
штат
Калифорния
).
Речь
идёт
о
влюблён
-
ных
друг
в
друга
42-
летнем
Рональде
Макинтоше
,
осуждённом
за
мошен
-
ничество
,
и
37-
летней
Саманте
Лопес
,
виновной
в
ограблении
банка
.
Вроде
бы
очевидно
,
отмечает
Н
.
Смелзер
,
что
этот
случай
являет
-
ся
ярким
примером
девиации
,
поскольку
двое
преступников
,
которых
суд
признал
виновными
,
совершили
побег
из
мест
заключения
.
Однако
это
событие
было
неоднозначно
оценено
различными
социальными
кругами
.
Так
,
в
частности
,
репортёры
-
журналисты
зафиксировали
,
что
одни
счи
-
тали
их
своего
рода
народными
героями
,
а
другие
преступниками
. (
Смел
-
зер
Н
.
Социология
.
М
. :
Феникс
, 1994.
С
. 197).
Так
кто
же
они
–
герои
или
преступники
?
Почему
людские
мнения
разошлись
по
поводу
этого
побега
преступников
из
тюрьмы
?
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
27
Раздел
III.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
И
ПРИКЛАДНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Практическое
занятие
№
7
Вид
:
коллоквиум
(2
часа
).
Тема
6:
Понятие
и
классификация
отраслевых
и
специальных
социологических
теорий
.
Социологии
права
:
Диалог
юристов
и
социологов
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Отраслевые
и
специальные
социологические
теории
:
понятие
и
основные
виды
.
2.
Предмет
и
метод
социология
права
(
правовой
социологии
,
юри
-
дической
социологии
):
подход
юристов
(
Гревцов
Ю
.
И
.,
Керимов
Д
.
А
.,
Ла
-
паева
В
.
В
.,
Нерсесянц
В
.
С
.
и
др
.)
и
социологов
(
Глазырин
В
.
А
.,
Касьянов
В
.
В
.
Ксенофонтов
В
.
Н
.,
Тадевосян
Э
.
В
.
и
др
.).
Западные
ученые
о
предме
-
те
социологии
права
.
3.
Общество
и
право
.
Социологические
аспекты
права
.
Право
как
социальный
институт
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Кто
автор
теории
среднего
уровня
и
ее
сущност
.
−
Какие
типы
специальных
социологических
теорий
вы
знаете
.
−
В
чем
сущность
понятий
:
эмпирическая
социология
,
прикладная
социология
,
практическая
социология
.
−
Что
такое
социологии
права
(
юридической
социологии
),
её
объ
-
ект
и
предмет
.
−
Какие
особенности
социологического
подхода
в
изучении
права
и
правовых
отношений
.
−
Какие
функции
социологии
права
(
юридической
социологии
)
вы
знаете
.
−
Какие
Вы
можете
назвать
учёных
(
социологов
,
юристов
),
внесших
наибольший
вклад
в
развитие
социологии
права
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Сформулировать
своё
аргументированное
мнение
по
вопросу
:
социология
права
некоторыми
учёными
рассматривается
юридической
дисциплиной
,
а
другими
социологической
.
−
Согласились
бы
Вы
с
пониманием
социологии
права
как
«
отра
-
жающем
зеркале
»,
показывающим
праву
его
«
недостатки
». (
Ж
.
Карбонье
–
крупнейший
современный
специалист
в
области
социологии
права
(
юри
-
дической
социологии
).
Он
раскрывая
функции
социологии
права
,
в
частно
-
28
сти
,
выделяет
критическую
функцию
социологии
права
по
отношению
к
догматической
юриспруденции
.
Ознакомьтесь
с
этой
его
позицией
и
аргу
-
ментацией
французского
юриста
и
социолога
.
См
.:
Карбонье
Ж
.
Юридиче
-
ская
социология
.
М
. :
Прогресс
, 1986.
С
. 299–300).
−
Дать
аналитические
комментарии
утверждению
французского
социолога
Э
.
Дюркгейма
. (
Э
.
Дюркгейм
утверждал
,
что
преступность
–
это
не
социальная
патология
,
а
социальная
норма
.
См
.:
Дюркгейм
Э
.
О
разделении
общественного
труда
.
Метод
социологии
.
М
. :
Наука
, 1990.
С
. 462–471).
¾
Объяснить
,
как
вы
понимаете
следующие
высказывания
:
−
В
.
Швебеля
«
Управлять
при
помощи
законов
легче
всего
тогда
,
когда
следствием
их
несоблюдения
являются
угрызения
совести
».
−
Д
.
Галифакса
«
Если
бы
законы
могли
говорить
вслух
,
они
бы
первым
делом
пожаловались
на
законников
».
−
Фридриха
Великого
«
Дурные
законы
в
хороших
руках
исполните
-
лей
–
хороши
;
и
самые
лучшие
законы
в
руках
дурных
исполнителей
–
вредны
».
¾
Проанализировать
и
прокомментировать
статью
:
−
Масловская
Е
.
В
.
Эволюция
западных
концепций
социологии
пра
-
ва
и
гражданской
сферы
. //
СоцИс
. 2010.
№
1.
С
. 70–78
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Практические
занятия
№
8, 9, 10
Вид
:
Семинар
-
практикум
(6
часа
).
Тема
7:
Методология
,
методика
и
техника
проведения
социологических
исследований
Занятие
№
8 (2
часа
)
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Программа
социологического
исследования
как
теоретическая
разработка
способов
изучения
и
разрешения
конкретной
проблемы
:
фор
-
мулировка
проблемы
;
определение
цели
и
задач
исследования
;
опреде
-
ление
объекта
и
предмета
исследования
;
выдвижение
гипотез
;
типы
и
ви
-
ды
выборки
.
2.
Методы
сбора
данных
в
социологическом
исследовании
:
опрос
и
его
разновидности
(
гиды
–
опросники
);
наблюдение
и
его
виды
(
включен
-
ное
наблюдение
);
анализ
документов
и
его
виды
(
традиционный
и
форма
-
лизованный
,
контент
-
анализ
);
эксперимент
и
этапы
проведения
.
29
3.
Экспертный
опрос
:
сущность
,
специфика
,
структура
,
функции
и
область
применения
.
4.
Методы
обработки
(
ручная
и
машинная
,
первичная
и
вторичная
)
и
анализа
(
статистическая
группировка
,
ранжирование
,
шкалирование
и
др
.)
данных
социологического
исследования
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Что
понимается
под
социологическим
исследованием
?
Какие
ви
-
ды
социологических
исследований
вам
известны
.
−
Что
понимается
под
программой
социологического
исследова
-
ния
.
Из
каких
разделов
она
состоит
,
и
в
чём
заключаются
её
функции
.
−
Что
такое
репрезентативная
выборка
.
−
Какие
существуют
основные
методы
сбора
информации
в
социо
-
логии
и
назовите
основные
нормативные
требования
к
ним
.
−
Знаете
ли
Вы
основные
критерии
классификации
документов
.
−
Какие
методы
социологической
обработки
информации
Вы
знае
-
те
,
и
назовите
основные
нормативные
требования
к
ним
.
−
К
какому
методу
сбора
информации
относится
контент
-
анализ
и
его
содержание
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Выяснить
и
обосновать
свой
ответ
на
вопрос
:
является
ли
целью
всякого
социологического
исследования
подтверждение
сформулирован
-
ных
в
нём
гипотез
.
−
Математические
законы
гласят
,
что
случайная
выборка
с
высо
-
кой
вероятностью
отображают
генеральную
совокупность
.
Подумайте
,
яв
-
ляются
ли
данные
опроса
репрезентативными
,
если
осуществлялся
«
слу
-
чайный
»
отбор
респондентов
на
каком
-
либо
городском
перекрёстке
,
а
ре
-
зультаты
исследования
были
представлены
в
качестве
суждений
,
отра
-
жающих
мнения
всех
жителей
этого
города
.
−
Чем
объясняются
различия
в
результатах
ответов
на
следую
-
щие
вопросы
,
раскрывающих
отношение
опрашиваемых
на
проблему
до
-
пустимости
абортов
.
Один
вопрос
звучал
так
: «
Считаете
ли
Вы
лично
,
что
аборт
–
это
зло
?»
В
этом
случае
57%
респондентов
сказали
«
Да
»,
а
36% – «
Нет
» (
остальные
либо
не
были
уверены
,
либо
не
стали
отвечать
).
Другой
вопрос
был
составлен
так
: «
Независимо
от
Вашего
личного
отно
-
шения
к
абортам
,
предпочитаете
ли
Вы
или
отвергаете
,
чтобы
женщина
в
этой
стране
(
США
)
имела
выбор
и
могла
сделать
аборт
по
рекомендации
врача
?»
Теперь
за
легальные
аборты
высказалось
69%
и
только
24%
были
против
. (
Масионис
Дж
.
Социология
.
СПб
., 2004.
С
. 76).
30
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Занятия
№
9, 10 (4
часа
):
Обсуждение
социологических
проектов
.
Варианты
тем
для
исследовательских
проектов
(
по
рекоменда
-
ции
преподавателя
или
по
выбору
студентов
):
1.
Свое
и
чужое
.
2.
Моральные
нормы
и
повседневное
поведение
.
3.
Культура
и
тело
.
4.
Право
и
правовое
сознание
.
5.
Коммунальные
и
индивидуальные
пространства
существования
.
6.
Этикет
,
манеры
,
стиль
поведения
.
7.
Коррупция
и
образ
жизни
.
8.
Одиночество
в
«
толпе
».
9.
Образование
:
новое
и
старое
.
10.
Преподаватель
и
студент
.
11.
Толерантность
.
12.
Наркомания
и
молодежь
.
Изучить
рекомендованную
учебную
литературу
Основная
литература
1.
Социология
:
учеб
.
пособие
для
бакалавров
/
отв
.
ред
.
Л
.
А
.
Де
-
мина
.
М
. :
Проспект
, 2013.
С
.275–302.
2.
Бельский
В
.
Ю
.,
Кравченко
А
.
И
.,
Курганов
С
.
И
.
Социология
для
юристов
:
учеб
.
пособие
для
вузов
. 3-
е
изд
.,
перераб
.
и
доп
.
М
. :
ЮНИТА
-
ДАНА
,
Закон
и
право
, 2011.
С
.356–390.
3.
Горшков
М
.
К
.
Прикладная
социология
:
методология
и
методы
:
учебное
пособие
/
М
.
К
.
Горшков
,
Ф
.
Э
.
Шереги
.
М
. :
Альфа
-
М
:
ИНФРА
-
М
,
2011. 416
с
.
Дополнительная
литература
1.
Абруков
В
.
С
.,
Николаева
Я
.
Г
.
Количественные
и
качественные
методы
:
соединяем
и
властвуем
. //
СоцИс
. 2010.
№
. 1.
2.
Бутенко
И
.
А
.
Использование
новых
технологий
при
опросах
//
СоцИс
. 2010.
№
10.
3.
Козлова
,
Н
.
Н
.
Методология
анализа
человеческих
документов
/
Н
.
Н
.
Козлова
//
СоцИС
. 2004.
№
1.
С
. 14–26.
4.
Олейник
А
.
Н
.
Мнимые
и
действительные
риски
социолога
при
проведении
исследования
//
Обществ
.
науки
и
современность
. 2006.
№
6.