ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 862

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 
 

¾

 

Студенты

 

должны

 

быть

 

готовыми

 

к

 

обсуждению

 

Является

 

ли

 

правильным

 

утверждение

что

 

в

 

социологии

 

термин

 

личность

 

используется

 

в

 

отношении

 

тех

кого

 

можно

 

было

 

бы

 

назвать

 

вы

-

дающимся

 

человеком

 (

выдающейся

 

личностью

). 

 

Является

 

ли

 

Маугли

герой

 

литературного

 

произведения

 

Р

Киплинга

личностью

 

Как

 

Вы

 

понимаете

 

выражение

что

 

человек

 

как

 

в

 

зеркало

 

смот

-

рится

 

в

 

другого

 

человека

 

Высказывание

 

американского

 

социолога

 

П

Бергера

который

 

го

-

ворит

что

 

с

 

точки

 

зрения

 

ролевой

 

теории

: «

Неверно

что

 

каждое

 

общество

 

имеет

 

тех

 

людей

которых

 

оно

 

заслуживает

Скорее

 

общество

 

производит

 

таких

 

людей

которые

 

ему

 

нужны

». (

Кравченко

 

А

И

.

 

Социология

Хресто

-

матия

 

для

 

вузов

М

., 

Екатеринбург

, 2002. 

С

. 537).

Ваши

 

комментарии

 

Различаются

 

ли

 

по

 

своему

 

смысловому

 

значению

 

следующие

 

два

 

определения

 

девиантного

 

поведения

Обоснуйте

 

своё

 

мнение

 

под

 

девиантным

 

понимается

 

отклоняющееся

 

от

 

принятой

 

в

 

об

-

ществе

 

системы

 

ценностей

 

и

 

норм

 

поведение

 

индивидов

групп

 

под

 

девиантным

 

понимается

 

отклоняющееся

 

от

 

принятой

 

в

 

об

-

ществе

 

системы

 

ценностей

 

и

 

норм

 

поведение

 

индивидов

групп

которое

 

влечёт

 

за

 

собой

 

принудительное

 

лечение

 

этих

 

людей

 

и

 

членов

 

этих

 

групп

их

 

изоляцию

 

от

 

общества

тюремное

 

заключение

 

или

 

иное

 

наказание

 

Американский

 

социолог

 

Н

Смелзер

 

в

 

своём

 

учебнике

 

по

 

социо

-

логии

 

пишет

 

о

 

происшествии

которое

 

произошло

 5 

ноября

 1986. 

Суть

 

его

 

состояла

 

в

 

том

что

 

двое

 

заключённых

 

совершили

 

дерзкий

 

побег

 

из

 

феде

-

ральной

 

тюрьмы

 

в

 

Плезантоне

 (

штат

 

Калифорния

). 

Речь

 

идёт

 

о

 

влюблён

-

ных

 

друг

 

в

 

друга

 42-

летнем

 

Рональде

 

Макинтоше

осуждённом

 

за

 

мошен

-

ничество

и

 37-

летней

 

Саманте

 

Лопес

виновной

 

в

 

ограблении

 

банка

Вроде

 

бы

 

очевидно

отмечает

 

Н

Смелзер

что

 

этот

 

случай

 

являет

-

ся

 

ярким

 

примером

 

девиации

поскольку

 

двое

 

преступников

которых

 

суд

 

признал

 

виновными

совершили

 

побег

 

из

 

мест

 

заключения

Однако

 

это

 

событие

 

было

 

неоднозначно

 

оценено

 

различными

 

социальными

 

кругами

Так

в

 

частности

репортёры

-

журналисты

 

зафиксировали

что

 

одни

 

счи

-

тали

 

их

 

своего

 

рода

 

народными

 

героями

а

 

другие

 

преступниками

. (

Смел

-

зер

 

Н

Социология

М

. : 

Феникс

, 1994. 

С

. 197). 

Так

 

кто

 

же

 

они

 – 

герои

 

или

 

преступники

Почему

 

людские

 

мнения

 

разошлись

 

по

 

поводу

 

этого

 

побега

 

преступников

 

из

 

тюрьмы

¾

 

Изучить

 

источники

 

по

 

теме

 

из

 

списка

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы

 
 


background image

27 

 

Раздел

 III. 

СПЕЦИАЛЬНАЯ

 

И

 

ПРИКЛАДНАЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Практическое

 

занятие

 

 7 

Вид

:

 

коллоквиум

 (2 

часа

). 

Тема

 6:

 

Понятие

 

и

 

классификация

 

отраслевых

 

и

 

специальных

 

социологических

 

теорий

Социологии

 

права

Диалог

 

юристов

 

и

 

социологов

 

 

Вопросы

 

к

 

практическому

 

занятию

1. 

Отраслевые

 

и

 

специальные

 

социологические

 

теории

понятие

 

и

 

основные

 

виды

2. 

Предмет

 

и

 

метод

 

социология

 

права

  (

правовой

 

социологии

юри

-

дической

 

социологии

): 

подход

 

юристов

  (

Гревцов

 

Ю

.

И

., 

Керимов

 

Д

.

А

., 

Ла

-

паева

 

В

.

В

., 

Нерсесянц

 

В

.

С

и

 

др

.) 

и

 

социологов

 (

Глазырин

 

В

.

А

., 

Касьянов

 

В

.

В

Ксенофонтов

 

В

.

Н

., 

Тадевосян

 

Э

.

В

и

 

др

.). 

Западные

 

ученые

 

о

 

предме

-

те

 

социологии

 

права

.  

3. 

Общество

 

и

 

право

Социологические

 

аспекты

 

права

Право

 

как

 

социальный

 

институт

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

практическому

 

занятию

¾

 

Подготовить

 

ответы

 

на

 

вопросы

 

Кто

 

автор

 

теории

 

среднего

 

уровня

 

и

 

ее

 

сущност

 

Какие

 

типы

 

специальных

 

социологических

 

теорий

 

вы

 

знаете

 

В

 

чем

 

сущность

 

понятий

эмпирическая

 

социология

прикладная

 

социология

практическая

 

социология

 

Что

 

такое

 

социологии

 

права

  (

юридической

 

социологии

), 

её

 

объ

-

ект

 

и

 

предмет

 

Какие

 

особенности

 

социологического

 

подхода

 

в

 

изучении

 

права

 

и

 

правовых

 

отношений

 

Какие

 

функции

 

социологии

 

права

  (

юридической

 

социологии

вы

 

знаете

 

Какие

 

Вы

 

можете

 

назвать

 

учёных

 (

социологов

юристов

), 

внесших

 

наибольший

 

вклад

 

в

 

развитие

 

социологии

 

права

¾

 

Студенты

 

должны

 

быть

 

готовыми

 

к

 

обсуждению

 

Сформулировать

 

своё

 

аргументированное

 

мнение

 

по

 

вопросу

социология

 

права

 

некоторыми

 

учёными

 

рассматривается

 

юридической

 

дисциплиной

а

 

другими

 

социологической

.  

 

Согласились

 

бы

 

Вы

 

с

 

пониманием

 

социологии

 

права

 

как

  «

отра

-

жающем

 

зеркале

», 

показывающим

 

праву

 

его

 «

недостатки

». (

Ж

Карбонье

 – 

крупнейший

 

современный

 

специалист

 

в

 

области

 

социологии

 

права

  (

юри

-

дической

 

социологии

). 

Он

 

раскрывая

 

функции

 

социологии

 

права

в

 

частно

-


background image

28 
 

сти

выделяет

 

критическую

 

функцию

 

социологии

 

права

 

по

 

отношению

 

к

 

догматической

 

юриспруденции

Ознакомьтесь

 

с

 

этой

 

его

 

позицией

 

и

 

аргу

-

ментацией

 

французского

 

юриста

 

и

 

социолога

См

.: 

Карбонье

 

Ж

.

 

Юридиче

-

ская

 

социология

М

. : 

Прогресс

, 1986. 

С

. 299–300). 

 

Дать

 

аналитические

 

комментарии

 

утверждению

 

французского

 

социолога

 

Э

Дюркгейма

. (

Э

Дюркгейм

 

утверждал

что

 

преступность

 – 

это

 

не

 

социальная

 

патология

а

 

социальная

 

норма

См

.: 

Дюркгейм

 

Э

О

 

разделении

 

общественного

 

труда

Метод

 

социологии

М

. : 

Наука

, 1990. 

С

. 462–471).  

¾

 

Объяснить

как

 

вы

 

понимаете

 

следующие

 

высказывания

 

В

Швебеля

  «

Управлять

 

при

 

помощи

 

законов

 

легче

 

всего

 

тогда

когда

 

следствием

 

их

 

несоблюдения

 

являются

 

угрызения

 

совести

». 

 

Д

Галифакса

  «

Если

 

бы

 

законы

 

могли

 

говорить

 

вслух

они

 

бы

 

первым

 

делом

 

пожаловались

 

на

 

законников

». 

 

Фридриха

 

Великого

 «

Дурные

 

законы

 

в

 

хороших

 

руках

 

исполните

-

лей

 – 

хороши

и

 

самые

 

лучшие

 

законы

 

в

 

руках

 

дурных

 

исполнителей

 – 

вредны

». 

¾

 

Проанализировать

 

и

 

прокомментировать

 

статью

 

Масловская

 

Е

.

В

Эволюция

 

западных

 

концепций

 

социологии

 

пра

-

ва

 

и

 

гражданской

 

сферы

. // 

СоцИс

. 2010. 

1. 

С

. 70–78 

¾

 

Изучить

 

источники

 

по

 

теме

 

из

 

списка

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы

.

 

 

Практические

 

занятия

 

 8, 9, 10 

Вид

:

 

Семинар

-

практикум

 (6 

часа

). 

Тема

 7:

 

Методология

методика

 

и

 

техника

 

проведения

 

социологических

 

исследований

 

Занятие

 

 8 (2 

часа

 

Вопросы

 

к

 

практическому

 

занятию

1. 

Программа

 

социологического

 

исследования

 

как

 

теоретическая

 

разработка

 

способов

 

изучения

 

и

 

разрешения

 

конкретной

 

проблемы

фор

-

мулировка

 

проблемы

определение

 

цели

 

и

 

задач

 

исследования

опреде

-

ление

 

объекта

 

и

 

предмета

 

исследования

выдвижение

 

гипотез

типы

 

и

 

ви

-

ды

 

выборки

2. 

Методы

 

сбора

 

данных

 

в

 

социологическом

 

исследовании

опрос

 

и

 

его

 

разновидности

 (

гиды

 – 

опросники

); 

наблюдение

 

и

 

его

 

виды

 (

включен

-

ное

 

наблюдение

); 

анализ

 

документов

 

и

 

его

 

виды

 (

традиционный

 

и

 

форма

-

лизованный

контент

-

анализ

); 

эксперимент

 

и

 

этапы

 

проведения


background image

29 

 

3. 

Экспертный

 

опрос

сущность

специфика

структура

функции

 

и

 

область

 

применения

4. 

Методы

 

обработки

 (

ручная

 

и

 

машинная

первичная

 

и

 

вторичная

и

 

анализа

  (

статистическая

 

группировка

ранжирование

шкалирование

 

и

 

др

.) 

данных

 

социологического

 

исследования

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

практическому

 

занятию

¾

 

Подготовить

 

ответы

 

на

 

вопросы

 

Что

 

понимается

 

под

 

социологическим

 

исследованием

Какие

 

ви

-

ды

 

социологических

 

исследований

 

вам

 

известны

 

Что

 

понимается

 

под

 

программой

 

социологического

 

исследова

-

ния

Из

 

каких

 

разделов

 

она

 

состоит

и

 

в

 

чём

 

заключаются

 

её

 

функции

 

Что

 

такое

 

репрезентативная

 

выборка

 

Какие

 

существуют

 

основные

 

методы

 

сбора

 

информации

 

в

 

социо

-

логии

 

и

 

назовите

 

основные

 

нормативные

 

требования

 

к

 

ним

 

Знаете

 

ли

 

Вы

 

основные

 

критерии

 

классификации

 

документов

 

Какие

 

методы

 

социологической

 

обработки

 

информации

 

Вы

 

знае

-

те

и

 

назовите

 

основные

 

нормативные

 

требования

 

к

 

ним

 

К

 

какому

 

методу

 

сбора

 

информации

 

относится

 

контент

-

анализ

 

и

 

его

 

содержание

¾

 

Студенты

 

должны

 

быть

 

готовыми

 

к

 

обсуждению

 

Выяснить

 

и

 

обосновать

 

свой

 

ответ

 

на

 

вопрос

является

 

ли

 

целью

 

всякого

 

социологического

 

исследования

 

подтверждение

 

сформулирован

-

ных

 

в

 

нём

 

гипотез

 

Математические

 

законы

 

гласят

что

 

случайная

 

выборка

 

с

 

высо

-

кой

 

вероятностью

 

отображают

 

генеральную

 

совокупность

Подумайте

яв

-

ляются

 

ли

 

данные

 

опроса

 

репрезентативными

если

 

осуществлялся

 «

слу

-

чайный

» 

отбор

 

респондентов

 

на

 

каком

-

либо

 

городском

 

перекрёстке

а

 

ре

-

зультаты

 

исследования

 

были

 

представлены

 

в

 

качестве

 

суждений

отра

-

жающих

 

мнения

 

всех

 

жителей

 

этого

 

города

 

Чем

 

объясняются

 

различия

 

в

 

результатах

 

ответов

 

на

 

следую

-

щие

 

вопросы

раскрывающих

 

отношение

 

опрашиваемых

 

на

 

проблему

 

до

-

пустимости

 

абортов

Один

 

вопрос

 

звучал

 

так

: «

Считаете

 

ли

 

Вы

 

лично

что

 

аборт

 – 

это

 

зло

?» 

В

 

этом

 

случае

 57% 

респондентов

 

сказали

 «

Да

», 

а

 

36% – «

Нет

» (

остальные

 

либо

 

не

 

были

 

уверены

либо

 

не

 

стали

 

отвечать

). 

Другой

 

вопрос

 

был

 

составлен

 

так

: «

Независимо

 

от

 

Вашего

 

личного

 

отно

-

шения

 

к

 

абортам

предпочитаете

 

ли

 

Вы

 

или

 

отвергаете

чтобы

 

женщина

 

в

 

этой

 

стране

 (

США

имела

 

выбор

 

и

 

могла

 

сделать

 

аборт

 

по

 

рекомендации

 

врача

?» 

Теперь

 

за

 

легальные

 

аборты

 

высказалось

 69% 

и

 

только

 24% 

были

 

против

. (

Масионис

 

Дж

Социология

СПб

., 2004. 

С

. 76). 


background image

30 
 

¾

 

Изучить

 

источники

 

по

 

теме

 

из

 

списка

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы

 

Занятия

 

 9, 10 (4 

часа

): 

Обсуждение

 

социологических

 

проектов

 

Варианты

 

тем

 

для

 

исследовательских

 

проектов

 

(

по

 

рекоменда

-

ции

 

преподавателя

 

или

 

по

 

выбору

 

студентов

): 

1. 

Свое

 

и

 

чужое

2. 

Моральные

 

нормы

 

и

 

повседневное

 

поведение

3. 

Культура

 

и

 

тело

4. 

Право

 

и

 

правовое

 

сознание

5. 

Коммунальные

 

и

 

индивидуальные

 

пространства

 

существования

6. 

Этикет

манеры

стиль

 

поведения

7. 

Коррупция

 

и

 

образ

 

жизни

8. 

Одиночество

 

в

 «

толпе

». 

9. 

Образование

новое

 

и

 

старое

10. 

Преподаватель

 

и

 

студент

11. 

Толерантность

12. 

Наркомания

 

и

 

молодежь

 

Изучить

 

рекомендованную

 

учебную

 

литературу

 

 

Основная

 

литература

 

1. 

Социология

 : 

учеб

пособие

 

для

 

бакалавров

 / 

отв

ред

Л

.

А

Де

-

мина

М

. : 

Проспект

, 2013. 

С

.275–302. 

2.

 

Бельский

 

В

.

Ю

., 

Кравченко

 

А

.

И

., 

Курганов

 

С

.

И

Социология

 

для

 

юристов

 : 

учеб

пособие

 

для

 

вузов

. 3-

е

 

изд

., 

перераб

и

 

доп

М

. :

ЮНИТА

-

ДАНА

Закон

 

и

 

право

, 2011. 

С

.356–390. 

3.

 

Горшков

 

М

.

К

Прикладная

 

социология

методология

 

и

 

методы

учебное

 

пособие

 / 

М

.

К

Горшков

Ф

.

Э

Шереги

М

. : 

Альфа

-

М

ИНФРА

-

М

2011. 416 

с

.  

 

Дополнительная

 

литература

 

1. 

Абруков

 

В

.

С

., 

Николаева

 

Я

.

Г

Количественные

 

и

 

качественные

 

методы

соединяем

 

и

 

властвуем

. // 

СоцИс

. 2010. 

. 1. 

2. 

Бутенко

 

И

А

Использование

 

новых

 

технологий

 

при

 

опросах

 // 

СоцИс

. 2010. 

 10. 

3. 

Козлова

Н

.

Н

Методология

 

анализа

 

человеческих

 

документов

 / 

Н

.

Н

Козлова

 // 

СоцИС

. 2004. 

 1. 

С

. 14–26. 

4. 

Олейник

 

А

.

Н

Мнимые

 

и

 

действительные

 

риски

 

социолога

 

при

 

проведении

 

исследования

 // 

Обществ

науки

 

и

 

современность

. 2006. 

 6.