ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 1543

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

РАЗДЕЛ II. Риторический канон

Тема: « Меморио. Акцио гипокризис»

 ( 2 часа)

Теоретическая часть:

1. Голос как средство коммуникации.
2. Составные части техники речи и их особенности: звучность, темп 

речи, диапазон и интонационная выразительность, тембр. Развитие диа-
пазона голоса.

3. Паузы (логические, психологические, люфтпаузы) и их значение в 

ораторской речи.

4.Расскажите о способах подготовки и произнесения судебной речи.
5.Расскажите об известных вам мнемотехниках.

Практическая часть: 

1

. Произношение скороговорок укрепляет мышцы органов артику-

ляции и обеспечивает хорошую разборчивость речи даже при быстром 
темпе. Скороговорки произносятся сначала медленно, затем вдвое 
быстрее, потом в четыре раза быстрее. Желательно произносить их на 
одном дыхании. Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчет-
ливо

.

Примеры скороговорок: 

1. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, 

Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 2. Два щенка — щекой к щеке — 
щиплют щетку в уголке. 3. Если щи хороши, другой пищи не ищи. 4. Турка 
курит трубку, курка клюет крупку. 5. Не любила Мила мыло, мама Милу 
мылом мыла. 6. Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка. 7. Тетя 
чуть чего Тютчева читает. 8. Крыса в риге грызла рис. 

Упражнение с «камушками» является одним из самых популярных 

и эффективных для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку 
небольшие предметы (орешки, конфеты, камушки) и пытаться говорить 
так, как будто во рту ничего нет. Сначала речь будет неразборчивой, но 
путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться пре-
одолеть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек 
постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мышцы, и эта 
привычка сохраняется в повседневной жизни.

2

.

 Прочитайте мнемоническое стихотворение. Обратите внимание 

на орфоэпию и дикцию. Запишите на диктофон. Прослушайте и устраните 
выявленные недостатки.

 

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом


background image

32

Низ живота подобрать для опоры дыханья и звука.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье.
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, 
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей;
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком — 
Голос и в тихом звучанье должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, 
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, 

плавность — 

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

3

Прочитайте стихотворение В.Брюсова, добиваясь ясного и выра-

зительного звучания. Обратите внимание на свою дикцию, дыхание, инто-
нацию.

БУРЯ С БЕРЕГА

Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые.
Расплетались и сплетались от зари до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие. 
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие, 
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающие, опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли, 
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете, вы, не медлительностями ли
Ласк, пьянящих, уводящих в неизведанный предел?


background image

33

4.

 

Прочитайте вслух отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Кле-

ветникам России», следите за знаками препинания и интонацией речи.

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?

5

Выучите наизусть и произнесите отрывок из понравившейся вам 

судебной речи (не менее 250 слов).Постарайтесь войти в образ, исполь-
зуйте соответствующую мимику и жестикуляцию, интонационно попытай-
тесь выразить всю гамму чувств судебного оратора.

РАЗДЕЛ III. Риторика и речевое воздействие в юридической 

практике

Тема: «Речевое воздействие» 

(4 часа)

Теоретическая часть:

1.  Какие способы речевого воздействия на личность вам известны?
2.  Коммуникативная позиция. Приемы защиты и усиления коммуни-

кативной позиции.

3. Расскажите о факторах, правилах и приемах речевого воздей-

ствия.

4.  Каковы условия эффективного речевого воздействия?
5.  Назовите и охарактеризуйте основные коммуникативные барьеры.
6. Перечислите и охарактеризуйте правила вербального речевого 

воздействия.

7.  Каково соотношение вербального и невербального речевого воз-

действия? Виды невербальных сигналов.

8.  Расскажите о невербальных средствах усиления коммуникативной 

позиции говорящего.

9. Влияние на формирование положительного или отрицательного 

имиджа адвоката внешности и стиля самопрезентации.

10.  Каковы возможности использования адвокатом нейролингвисти-

ческого программирования (НЛП) как психотехнологии влияния?


background image

34

11.  Технические приемы    нейролингвистического программирова-

ния (НЛП) сознания и поведения слушателей.

Практическая часть:

1.

 

Прочитайте текст. Охарактеризуйте коммуникативные позиции 

директора и инженера. Чья позиция оказывается  сильнее? Чья слабее? 
Подтвердите примерами. Какие приемы воздействия использует дирек-
тор? Приведите примеры. Является ли речевое воздействие директора и 
инженера эффективным? Достигает ли он своих целей? 

Директор

 

завода

 

приглашает

 

в

 

кабинет

 

молодого

 

инженера

Входит

 

инженер

— 

Здравствуйте

Александр

 

Павлович

Вы

 

меня

 

вызывали

— 

А

здравствуйте

Николай

 ... 

Петрович

кажется

— 

Да

Петрович

 ... 

— 

Простите

имя

-

отчество

 

не

 

всегда

 

запоминаю

а

 

вот

 

что

 

Николай

 — 

точно

 

помню

 ... 

Да

я

 

вас

 

просил

 

зайти

У

 

вас

 

найдется

 

минут

 

двадцать

 

вре

-

мени

?

— 

Да

конечно

 ...

— 

Вот

 

и

 

отлично

Анечка

меня

 

ни

 

с

 

кем

 

не

 

соединять

пожалуйста

Николай

вот

 

я

 

хотел

 

тут

 

с

 

вами

 

посоветоваться

Последнее

 

время

 

так

 

что

-

то

 

тяжело

 

работать

 

стало

 

на

 

заводе

То

 

тут

 

срыв

то

 

там

 ... 

Да

 

что

 

говорить

вы

 

сами

 

все

 

лучше

 

меня

 

в

 

своему

 

цеху

 

видите

 ... 

Вы

 

во

 

втором

 

цехе

 

работаете

верно

— 

Да

во

 

втором

 ... 

— 

Тяжелая

 

сейчас

 

ноша

 

руководить

 

заводом

 ... 

— 

Да

 

уж

 

это

 

точно

 ... 

вам

 

не

 

позавидуешь

 ... 

— 

Ну

 

а

 

работать

-

то

 

надо

 ... 

Кемерово

 

второй

 

месяц

 

изоляторы

 

не

 

при

-

сылает

Липецк

 

металл

 

задерживает

 

опять

 ... 

С

 

Арменией

 

теперь

 

связей

 

ника

-

ких

 ... 

Э

да

 

что

 

говорить

 ... 

Сейчас

 

ни

 

от

 

кого

 

нельзя

 

ничего

 

потребовать

 ... 

Снабженцам

 

через

 

такие

 

унижения

 

приходится

 

проходить

 ... 

Да

ладно

чего

 

жаловаться

Это

 

мои

 

проблемы

Это

 

я

 

уж

 

так

 ... 

Всю

 

страну

 

лихорадит

...

— 

Это

 

уж

 

точно

 ... 

— 

Да

 

еще

 

проблема

 — 

оборудование

 

у

 

нас

 

сам

 

знаешь

 

какое

кое

-

что

 

довоенное

 

еще

 ... 

Недавно

 

в

 

каком

-

то

 

цехе

 

был

смотрю

 

на

 

табличку

 

на

 

станке

 — 

тридцать

 

девятый

 

год

 ... 

— 

Да

 

есть

 

еще

 

старее

 

станки

в

 

нашем

 

цехе

 

два

 

станка

 

тридцать

 

шестого

 

года

 ...

— 

Что

 

вы

 

говорите

Я

 

и

 

не

 

знал

 

даже

 ... 

Меня

-

то

 

еще

 

и

 

на

 

свете

 

тогда

 

не

 

было

в

 

тридцать

 

шестом

-

то

 

году

 ... 

В

 

общем

что

-

то

 

надо

 

предпринимать

пока

 

полностью

 

не

 

встали

...

— 

Но

 

мы

 

же

 

запросили

 

две

 

новые

 

поточные

 

линии

 ... 


background image

35

— 

Да

 

н

дают

 

их

 

нам

 

уже

 

второй

 

год

И

 

видно

не

 

дадут

 

в

 

ближайшем

 

будущем

... 

Что

-

то

 

надо

 

сейчас

 

делать

 ... 

Вот

 

я

 

и

 

хочу

 

ваше

 

мнение

 

узнать

Николай

 

Петрович

как

 

сделать

чтобы

 

станки

 

не

 

встали

?  

Вы

 

ведь

 

у

 

нас

 

уже

 

шестой

 

или

 

седьмой

 

год

 

работаете

?

— 

Вообще

-

то

 

пятый

 ...

— 

Разве

А

 

мне

 

казалось

что

 

уже

 

давно

 

вы

 

у

 

нас

 ... 

Но

 

вы

я

 

знаю

хорошо

 

освоились

вошли

 

в

 

курс

 

дела

 ... 

Очень

 

хорошо

 

вообще

 

о

 

вас

 

отзы

-

ваются

 ... 

И

 

с

 

работягами

 

язык

 

нашли

и

 

с

 

ИТР

 ... 

И

 

взгляд

 

у

 

вас

 

еще

 

свежий

поэтому

 

и

 

советуюсь

 

с

 

вами

Видимо

надеяться

 

на

 

централизованное

 

попол

-

нение

 

станочного

 

парка

 

не

 

приходится

выкручиваться

 

надо

 

самим

— 

Да

судя

 

по

 

всему

да

На

 

других

 

заводах

 

тоже

 

ведь

 

так

— 

Да

уж

 

это

 

точно

 ... 

А

 

как

 

вы

 

думаете

может

нам

 

приспособить

 

один

 

из

 

наших

 

цехов

чтобы

 

он

 

выпускал

 

детали

запчасти

 

к

 

нашему

 

же

 

собствен

-

ному

 

оборудованию

Мы

 

ведь

 

даже

 

для

 

новых

 

станков

 

вряд

 

ли

 

получим

 

сей

-

час

 

запчасти

— 

Правильно

конечно

Ведь

 

у

 

нас

 

кое

-

что

 

делается

 

в

 

шестом

 

цехе

по

-

моему

— 

Да

я

 

просил

 

попробовать

Кое

-

что

 

удается

но

 

вообще

-

то

 

вы

 

знаете

 

этот

 

цех

Слабенький

 

цех

.

— 

Да

это

 

уж

 

точно

— 

Вы

 

вообще

 

там

 

часто

 

бываете

— 

Да

 

приходится

они

 

нам

 

ведь

 

инструменты

 

точат

 ... 

Приходится

 

все

 

время

 

ходить

 

просить

 — 

сделайте

ну

 

поскорее

работа

 

стоит

 ... 

— 

Да

 ... 

Нет

ну

 

вообще

-

то

 

там

 

есть

 

неплохие

 

ребята

 — 

Тихонов

Бавы

-

кин

 

Алексей

 ... 

— 

Да

эти

 

ребята

 — 

высший

 

класс

асы

 ... 

А

 

Володька

 

там

 

еще

 

недавно

 

молоденький

 

появился

 — 

тоже

 

молодец

старается

 ... 

— 

А

 

какой

 

это

 

Володька

Рыженький

 

такой

— 

Нет

он

 

не

 

рыженький

 

вроде

 ... 

Невысокий

 

такой

весь

 

аккуратнень

-

кий

 ...

— 

Не

 

знаю

 

еще

 

его

 ... 

Ну

 

хорошо

если

 

хороший

 

работник

буду

 

знать

 

теперь

 ... 

— 

Так

 

вот

не

 

сделать

 

ли

 

нам

 

в

 

этом

 

цехе

 

участок

 

запчастей

Пусть

 

завод

 

обеспечивают

 ... 

И

 

заявки

 

им

 

подавать

 

предварительные

 

на

 

изготовле

-

ние

по

 

цехам

 

же

 

знают

что

 

нужно

 

в

 

первую

 

очередь

 

или

 

что

 

может

 

понадо

-

биться

 ... 

— 

Верно

можно

я

 

думаю

Нужно

 

только

чтобы

 

кто

-

то

 

этим

 

специ

-

ально

 

занимался

 

и

 

больше

 

ничем

Именно

 

специальный

 

участок

 

нужно

 

выделить

чтобы

 

люди

 

были

 

закреплены

И

 

задание

 

у

 

них

 

будет

 

только

 

по

 

запчастям

тогда

 

и

 

ответственность

 

будет

и

 

работу

 

спросить

 

можно

.

— 

А

 

вот

 

это

 

правильно

Участок

 

такой

 

нужно

 

обязательно

 

структурно

 

выделить

это

 

вы

 

правильно

 

предлагаете

Конечно

сначала

 

будет

 

немало

 

трудностей

неразберихи

 — 

дело

-

то

 

новое

 ...