ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 4075
Скачиваний: 7
волеизъявления о принятии или фактическом вступлении в дела наследства (pro
herede gestio). Срока для принятия наследства цивильное право не устанавливало.
Но кредиторы наследодателя, заинтересованные в скорейшем удовлетворении их
требований, могли посредством interrogatio in iure потребовать от наследника ответа,
an heres sit, т.е. принимает ли он наследство. После этого наследнику по его просьбе
мог быть назначен судом срок для решения вопроса о принятии наследства, spatium
deliberandi, после истечения которого наследник, не давший ответа, считался: до
Юстиниана - отказавшимся, а в праве Юстиниана - принявшим наследство.
Понятно, что правила об автоматическом приобретении наследства некоторыми из
цивильных наследников были неприменимы к bonorum possessio; она должна была
быть испрошена, и притом в установленный срок: нисходящим и восходящим
давался срок в один год со дня открытия наследства, остальным наследникам - в
сто дней. При пропуске этого срока наследником, призванным в момент открытия
наследства, bonorum possessio предоставлялась следующему наследнику в порядке
successio ordinum et graduum.
263. Лежачее наследство (hereditas iacens). Из сказанного ясно, что за исключением
случаев наследования sui heredes и рабов между моментами delatio hereditatis и
acquisitio hereditatis могло пройти некоторое и иногда немалое время.
В этот промежуток времени наследство лежало, hereditas iacet, и считалось по
концепции древнейшего права безхозяйным имуществом, которое любое лицо могло
приобрести, провладев им в течение года. В период империи это приобретение
наследства по давности было упразднено, а расхищение наследства было признано
преступлением.
§ 88. Наследственная трансмиссия
2 6 4 . П о н я т и е т р а н с м и с с и и . В т о ж е в р е м я п о с т е п е н н о с л о ж и л с я и н с т и т у т
наследственной трансмиссии, transmissio delationis, т.е. переход права принять
наследство к наследникам лица, призванного к наследованию, но не успевшего до
своей смерти осуществить aditio hereditatis.
По древнейшему цивильному праву наследственная трансмиссия была невозможна:
если призванный к наследованию наследник по закону не принимал наследства, оно
признавалось бесхозяйным. По преторскому праву bonorum possessio предлагалась
в таком случае дальнейшим наследникам. Если же наследства не принимал до своей
смерти наследник по завещанию, то открывалось наследование но закону. Таким
образом, право принять наследство рассматривалось как личное право наследника,
не переходящее к его наследникам.
Из этого общего положения стали, однако, постепенно допускать исключения.
Претор допустил, что если наследник умер, не успев без своей вины принять
наследство, то по расследовании дела (cognita causa) его наследникам в порядке
restitutio in integrum может быть предоставлено право принять наследство. В праве
Юстиниана это правило обобщено: если смерть наследника последовала в течение
года со дня, когда он узнал об открытии для него наследства, или в течение
испрошенного им spatium deliberandi, то право принять наследство считается
перешедшим к его наследникам, которые и могут осуществить это право в течение
срока, еще остающегося, в силу общих правил, на принятие наследства.
2 6 5 . I u s a c c r e s c e n d i . В т е х с л у ч а я х , к о г д а в с л е д с т в и е с м е р т и д о п р и н я т и я
наследства или вследствие отказа от наследства отпадал один из нескольких
наследников и если притом не было трансмиссии, доля отпавшего наследника
прирастала к долям остальных, распределялась между ними поровну. Так, если из
двух наследников по завещанию один умирал, не приняв наследства и не оставив
сам наследников, то его доля в силу правила nemo pro parte testatus, pro parte
intestatus decedere potest, переходила не к наследникам наследодателя по закону, а
к другому наследнику по завещанию. Точно так же в случае отпадения после
открытия наследства одного из наследников по закону его доля распределялась
между остальными. Это называлось ius accrescendi.
§ 89. Правовые последствия принятия наследства
Если наследник принимал наследство, он становился преемником наследодателя во
всех правах и обязанностях, кроме строго личных, причем наследственная масса
сливалась с имуществом наследника в одно целое.
266. Beneficium separationis. Это слияние могло быть невыгодно разным лицам. Если
наследник был обременен долгами, то слияние было невыгодно кредиторам
наследодателя, которые должны были при удовлетворении их претензий терпеть
конкуренцию кредиторов наследника. Ввиду этого претор стал предоставлять
кредиторам особую льготу - beneficium separationis, в силу которого наследственная
масса сливалась с имуществом наследника лишь после того, как из нее будут
покрыты претензии кредиторов наследодателя.
Если долгами было обременено наследство, то слияние могло быть невыгодно
кредиторам наследника. Однако им претор не давал beneficium separationis, ибо
должнику вообще не воспрещается делать новые долги и тем ухудшать положение
кредиторов.
267. Beneficium inventarii. Наконец, необходимость отвечать своим имуществом по
долгам наследодателя может быть невыгодна для наследника. Для него, после ряда
предшествующих мероприятий, также была введена Юстинианом льгота - beneficium
i n v e n t a r i i : н а с л е д н и к , н а ч а в ш и й в т е ч е н и е т р и д ц а т и д н е й с о д н я о т к р ы т и я
н а с л е д с т в а в п р и с у т с т в и и н о т а р и у с а и с в и д е т е л е й с о с т а в л е н и е о п и с и
наследственного имущества и окончивший ее составление в следующие шестьдесят
дней, отвечал по долгам наследодателя только в пределах описанного наследства
(intra vires hereditatis).
268. Иски. Для защиты своих прав цивильному наследнику давался особый иск:
petitio hereditatis - иск об истребовании всей наследственной массы целиком, во
многом напоминавший rei vindicatio. Преторскому наследнику давался interdictum
quorum bonorum для ввода во владение входившими в состав наследства вещами, а
позднее hereditatis petitio possessoria, которая распространялась как на вещи, так и
на требование наследодателя, и с переходом к экстраординарному процессу
слилась с petitio hereditatis цивильного наследника, в то время как interdictum
quorum bonorum стал служить средством скорейшего получения временного
владения наследственными вещами.
269. Последствия принятия при множественности наследников. При множественности
наследников они становились собственниками вещей, принадлежавших на праве
собственности наследодателю, каждый в размере своей наследственной доли.
Требования и долги, предмет которых был делим, распадались на соответственные
доли. Требования и долги неделимые создавали солидарные права и солидарную
ответственность наследников.
270. Collatio. Множественность наследников обусловливала в некоторых случаях
также и collatio bonorum, т.е. обязанность присоединить к наследственной массе
некоторые виды имущества самих наследников. Выше уже говорилось о collatio
bonorum emancipati (п. 250). Такая же collatio установлена в отношении dos,
полученной дочерью, которая затем наследовала в имуществе отца вместе с
братьями и сестрами (collatio dotis). В период империи рядом законов была
установлена общая обязанность нисходящих при наследовании после восходящих
в н о с и т ь в с о с т а в н а с л е д с т в е н н о й м а с с ы в с е и м у щ е с т в о , п о л у ч е н н о е о т
наследодателя в виде dos, donatio propter nuptias или для самостоятельного
у с т р о й с т в а , п о л у ч е н и я д о л ж н о с т и и т . п . Э т о б ы л а т а к н а з ы в а е м а я c o l l a t i o
нисходящих.
Глава 23
ЛЕГАТЫ И ФИДЕИКОМИССЫ
§ 90. Понятие и виды легатов
271. Понятие легата. Выше уже было указано, что наряду с назначением наследника
в завещании могли содержаться отказы: распоряжения о выдаче наследником
известных сумм или вещей определенным лицам, о выполнении наследником
о п р е д е л е н н ы х д е й с т в и й в п о л ь з у т р е т ь и х л и ц . Т а к и м о б р а з о м , с о з д а в а л о с ь
сингулярное преемство, т.е. преемство в отдельных правах наследодателя без
возложения на преемника каких бы то ни было обязанностей. Отказ действителен,
только если наследственные долги покрыты.
Древнейшей формой отказов были так называемые легаты. В старом цивильном
праве легаты были подчинены целому ряду формальностей: они могли быть
установлены только в завещании; исполнение их возлагалось на назначенного в
з а в е щ а н и и н а с л е д н и к а . В о з л о ж и т ь л е г а т ы н а н а с л е д н и к а a d i n t e s t a t o б ы л о
невозможно, ибо завещание было недействительно без heredis institutio.
272. Виды легатов. Легат должен был быть установлен в одной из определенных
четырех форм, каждая из которых создавала и особое правовое положение
легатария:
(1) Legatum per vindicationem, который устанавливался обыкновенно словами "do,
lego", напр.: "Lucio Titio hominem Stichum do, lego". В такой форме устанавливалось в
пользу легатария право собственности на определенную вещь или сервитут,
которые возникали для легатария непосредственно в момент принятия наследства
наследником, так что легатарий мог немедленно предъявить rei vindicatio (при
установлении сервитута - actio confessoria), откуда и название легата.
(2) Legatum per damnationem, который устанавливался словами: "Heres meus Lucio
Titio centum dare damnas esto" и возлагал на наследника обязанность исполнить то,
что было отказано. Легатарий мог осуществить свое право при помощи manus
iniectio, позднее при помощи actio ex testamento.
(3) Legatum sinendi modo, по-видимому, разновидность legatum per damnationem:
наследник обязан был не мешать легатарию взять то, что последнему было отказано.
(4) Legatum per praeceptionem, природа которого не ясна, но который чаще всего
считают разновидностью legatum per vindicationem.
В и м п е р а т о р с к о е в р е м я ф о р м а л и з м у с т а н о в л е н и я л е г а т о в б ы л о с л а б л е н .
Senatusconsultum Neronianum (I в. н.э.) установил, что в случае ошибки в выборе
формы легат будет иметь силу legatum per damnationem. Наконец, после того, как
о т п а л и у с т а н о в л е н н ы е в ы р а ж е н и я д л я i n s t i t u t i o h e r e d i s , б ы л и о т м е н е н ы и
перечисленные выше формы установления легатов.
§ 91. Фидеикомиссы
273. Понятие фидеикомисса. В период империи сложились и другие формы отказов -
fideicommissa. Они развились из ненормальных словесных или письменных просьб, с
которыми наследодатель нередко в самый момент смерти обращался к наследнику,
выполнить что-либо или выдать что-нибудь какому-нибудь лицу. Первоначально
такие просьбы не имели юридической силы, наследодатель обращался только к
fides, т.е. чести наследника, но со времен Августа лицо, которому что-либо было
отказано в форме такого fideicommissum, получало право в экстраординарном
п о р я д к е п р е д ъ я в л я т ь f i d e i c o m m i s s i p e r s e c u t i o , к о т о р а я в д а л ь н е й ш е м , с
установлением экстраординарного процесса, почти слилась с actio testamenti.
274. Легаты и фидеикомиссы. Фидеикомисс имел ряд значительных преимуществ по
сравнению с легатом: он мог быть возложен и на наследника по закону, мог быть
установлен и ранее, и позже завещания, в качестве приложения к нему. Никакой
о б я з а т е л ь н о й ф о р м ы д л я н е г о п е р в о н а ч а л ь н о н е б ы л о . Ч а щ е в с е г о о н
устанавливался при помощи codicillus, письма на имя наследника. Clausula codicillaris
нередко включалась и в завещание на случай его недействительности по причине
формальных погрешностей; наследник по закону призывался рассматривать
завещание, как обращенный к нему кодицилл.
Ввиду того что легаты и фидеикомиссы постепенно сближались как в форме, так и в
материальных условиях действительности, Юстиниан объединил их указом 529 г.,
установив, что всякий легат, как и всякий фидеикомисс, создает для лица, в пользу
которого он установлен, обязательственное требование к наследнику, обеспеченное
законной ипотекой на наследственное имущество. Если была отказана определенная
принадлежавшая наследодателю вещь, она могла быть виндицирована легатарием
или фидеикомиссаром. Другой указ Юстиниана 531 г. окончательно подтвердил
слияние легатов и фидеикомиссов. В то же время, ввиду того что кодицилл стал
часто заменять завещание, Юстиниан подчинил его некоторым требованиям формы:
он должен был совершаться в присутствии пяти свидетелей.
275. Универсальный фидеикомисс. В форме фидеикомисса было возможно отказать и
все наследство. Такой fideicommissum hereditatis (универсальный фидеикомисс)
заключался в том, что на фидуциария возлагалась обязанность передать другому
лицу, фидеикомиссарию, все наследство, и если первоначально ответственным
перед кредиторами наследодателя оставался фидуциарий, то постепенно и это
изменилось: после restututio hereditatis, т.е. заявления фидуциария о том, что он
передает наследство фидеикомиссарию, фидуциарий сохранял только звание
н а с л е д н и к а , а в с е п р а в а и о б я з а н н о с т и н а с л е д о д а т е л я п е р е х о д и л и н а
фидеикомиссария. Ему и против него предоставлялись соответствующие иски в
качестве actiones in factum. Для того же, чтобы фидуциарий отказом от наследства
не парализовал и прав фидеикомиссария, на фидеикомисс, с одной стороны, была
распространена quarta Falcidia (п. 278), а с другой стороны, фидуциарий мог быть
extra ordinem принужден к принятию наследства, причем он терял право на quarta
Falcidia.
§ 92. Ограничения свободы назначения легатов и фидеикомиссов
276. Основание ограничений. Понятно, что если полная свобода завещания
нарушает интересы наследников по закону, вследствие чего и возник институт
н е о б х о д и м о г о н а с л е д о в а н и я , т о п о л н а я с в о б о д а о т к а з а н а р у ш а е т и н т е р е с ы
наследника по завещанию, ибо весь актив наследственной массы может быть
распределен между легатариями. Очевидно, что в таких случаях наследник не
заинтересован в принятии наследства и с отказом его от наследства теряет силу и
все завещание в целом, в частности отказы. Для того чтобы обеспечить силу
завещаний, свобода отказов была ограничена.
277. Первоначальные ограничения. Первый направленный на это ограничение закон
lex Furia testamentaria (неизвестного года издания, но, вероятно, относящийся к
периоду республики) запретил принимать отказы более 1000 ассов. Получавший
более обязан был вернуть сумму в четыре раза большую. Очевидно, что этот закон
н е д о с т и г а л ц е л и : м о ж н о б ы л о и с ч е р п а т ь н а с л е д с т в о и о т к а з а м и с у м м , н е
достигавших 1000 ассов. По той же причине был неудовлетворителен второй закон
l e x V o c o n i a 1 6 9 г . д о н . э . , п о к о т о р о м у л е г а т а р и й н е м о г п о л у ч и т ь б о л ь ш е
наследника.
278. Фальцидиева четверть. Наконец, lex Falcidia 40 г. до н.э. установила, что
наследнику, назначенному в завещании, во всяком случае должна была быть
оставлена без обременения ее легатами 1/4 наследства, так называемая quarta
Falcidia.
Раздел VII
ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ДОГОВОРАХ
Глава 24
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО ВИДЫ
§ 93. Понятие обязательства
279. Определение Институций Юстиниана. В Институциях Юстиниана обязательство
определяется следующим образом:
Obligatio est iuris vinculum, quo necessitate adstringimur alicuius solvendae rei
secundum nostrae civitatis iura (I. 3. 13. pr.).
(Обязательство - это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-
либо исполнить в согласии с правом нашего государства.)
В этом определении бросается в глаза обилие синонимов, имеющих целью выразить
скованность, связанность, даже сжатие (adstringere). Мало того, слову "исполнить"
соответствует в подлиннике "solvere" - развязать.
Это обстоятельство, в связи со ссылкой данного определения на nostrae civitatis
iura, дает возможность сделать вывод, что сохранившееся в Институциях Юстиниана
определение является отголоском старого национально-римского цивильного права.
И если на ранних стадиях римского права, по законам XII таблиц, кредитор
связывал неоплатного должника реальной веревкой или путами определенного веса
(vincit aut nervis aut compedibus XV pondo), то по закону Петелия 326 г. до н.э.
заточение должника в кандалы было отменено. Реальные оковы подверглись
эволюции и в классическом Риме превратились в правовые узы - iuris vinculum.
Утонченный ум юриста-классика найдет другие, менее архаические и более
соответствующие интересам богачей способы обеспечить интересы кредитора.
280. Определение Павла. Если приведенное определение Институций Юстиниана
в о с к р е ш а е т с т а р и н н о е п о н я т и е о б я з а т е л ь с т в а н а р а н н и х с т а д и я х
рабовладельческого общества, то ближе придвигает нас к сути дела определение
Павла:
Obligationum substantia non in eo consistit, ut aliquod corpus nostrum aut servitutem
nostram faciat, sed ut alium nobis obstringat ad dandum aliquid vel faciendum vel
praestandum (D. 44. 7. 3).
(Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет
нашим или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами,
дабы он дал что-нибудь, или сделал, или предоставил.)
В этом определении проводится размежевание права на вещь и права требовать
действия.
281. Иск на вещь и личный иск. Это традиционное различие права на вещь и
прежде всего права собственности, с одной стороны, и права требования, с другой
стороны, стало твердым приобретением права. С теми же примерами, но в другом
плане, в плане исковой защиты, это разграничение проводится еще раньше Павла
Гаем:
In rem actio est cum aut corporalem rem intendimus nostram esse??? ius aliquod nobis
competere, veluti... (4. 3).
(Иск на вещь имеет место тогда, когда мы предъявляем исковое требование о том,
что телесная вещь наша или что какое-нибудь право принадлежит нам (например,
сервитуты).)
2 8 2 . С о д е р ж а н и е о б я з а т е л ь с т в а . В т о р а я о с о б е н н о с т ь в ы ш е ц и т и р о в а н н о г о
определения, которое Павел дает обязательству, заключается в том, что у Павла
раскрывается понятие содержания обязательства. Оно состоит в том, что обязанное
лицо должно dare, facere, praestare: дать, сделать, предоставить. Впрочем,
значение слова praestare является спорным; некоторые переводят: praestare - нести
ответственность (praes stare). Позднейшее право шло в направлении поисков
единого термина, покрывающего классическое триединое dare, facere, praestare.
Институции Юстиниана в отрывке, приведенном выше (I. 3. 13. pr.), пользуются
выражением solvere - развязать, платить, выполнить.
Ч т о п о н я т и е с о д е р ж а н и я о б я з а т е л ь с т в а к а к d a r e , f a c e r e , p r a e s t a r e б ы л о
распространенным и ходовым в римском праве, об этом свидетельствует Гай:
In personam actio est... quotiens cum intendimus dare, facere, praestare oportere (4.2).
(Личный иск имеет место тогда, когда мы предъявляем исковое требование о том,
что другой должен дать, сделать, предоставить.)
Р е з ю м и р у я с к а з а н н о е в ы ш е , м ы и м е е м о с н о в а н и е у т в е р ж д а т ь , ч т о п р а в о