Файл: Римское Право (учебник)pdf.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 4027

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

юристов,  сочинения  которых  приводится  этими  авторами).  При  различии  мнений  этих  юристов, 
предписывалось  придерживаться  мнения,  за  которое  высказалось  большинство,  а  при  равенстве 
голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана. 

Из  юристов  эпохи  домината  сколько-нибудь  выдающимся  можно  признать  Гермогениана 

(приблизительно IV в.). 

30.  Юридическая  литература.

  Юридическая  литература  классической  эпохи  была 

чрезвычайно  разнообразна  и  различно  освещала  проблемы  права.  Для  начинающих  назначались 
элементарные  руководства  -  институции  (institutiones  enchiridia),  определения  (definitiones), 
правила  (regulae).  Практическим  целям  служили  сборники  консультаций  и  казусов  -  ответы, 
письма  проблемы  и  диспугации  (responsa,  epistolae,  quaestiones,  disputationes).  Более  обширные 
работы  представляли  комментарии  к  эдикту,  книги  по  цивильному  .  праву  комментарии  к  Кв. 
Муцию и М. Сабину, где излагалась прежняя система ius civile (libri iuris civilis). Настоящие своды 
давали дигесты, в которых рассматривалось одновременно и преторское и цивильное право. Сюда 
же относились комментарии к отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным 
отраслям  права,  специальные  монографии  по  законодательству  -  своду  XII  таблиц, 
императорскому законодательству. 

Наибольшей  популярностью  пользовались  краткие  элементарные  руководства  -  institutiones. 

Обучение  юристов  в  республиканском  Риме  выражалось  в  допущении  молодых  юристов  к 
слушанию даваемых консультации и к обсуждению с ними отдельных казусов (instruere). В конце 
республики  стали  вести  систематическое  чтение  лекций  (instituere).  В  качестве  пособия  к  этим 
занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. В 
конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана. 
Но они не могли затмить старых Институций Гая (II в. н.э.), послуживших в дальнейшем образцом 
институционной  системы.  Их  своеобразную  систему  можно  назвать  доктринальной;  при 
отсутствии  или  лишь  кратком  рассмотрении  исторического  материала  все  сосредоточено  на 
догматическом  изложении  действующего  права.  Институционная  система  излагает  право  и  его 
применение  не  разрозненно  в  случайном  смешении  казуистики,  как  это  делали  упоминавшиеся 
выше  «Вопросы»  и  «Ответы»,  «Правила»  и  «Споры»,  а  стремится  весь  материал  расчленить,  с 
точки зрения общих правовых категорий, какими прежде   всего являются лица, вещи и иски.  

Институции Гая дополняются еще его сочинением «Res quotidianae» («Повседневные дела»). В 

совокупности  они  дают  краткий  обзор  всего  действующего  права,  привлекая  к  изложению  две 
системы  -  цивильного  и  преторского  права,  с      преобладанием  догматического  изложения  над 
историческим.  Институции  Гая  получили  широкое  распространение  у  юристов  и  грамматиков 
последующей  эпохи,  а  в  VI  в.  н.э.  они,  правда,  в  искаженном  и  переработанном  виде,  были 
внесены в кодификацию Юстиниана (см. п. 38). Еще в V в н э они распространялись в Италии в 
списках, в своем подлинном виде. Один из таких списков, с ошибками и искажениями, был найден 
в библиотеке в Вороне ученым Нибуром (1816 г.). Текст институции был стерт и покрыт сверху 
посланиями  Иеронима  (VIII  или  IX  в.).  Восстановленная  рукопись-палимпсест  (т.  е.  пергамент, 
текст которого был ранее соскоблен     и по нем было написано что-нибудь заново) известен под 
названием Веронской. В 1933 г в Александрии были куплены у антиквара пергаментные листы с 
отрывками  Гая,  дополняющие  Веронский  палимпсест.  Они  называются  то  «новыми  отрывками 
Гая»,  то  -  Александрийский,  Египетский  и  Флорентийский  Гай  (по  месту  находки  и  хранения. 
Существуют русские переводы, Институций Гая - Расснера (1888г.), Дыдынского (1890-1892 гг.), 
М. Бобина - III и IV книг (Харьков, 1892 г).  

Из обширной литературы юристов-классиков до нас в полном виде дошло    очень немного и 

часто в искаженном виде. Помимо упомянутых выше Институций Гая следует отметить: 

(1) Так называемые fragmenta Ulpiani. Дошедшая до нас рукопись была написана в Галлии в Х 

в. и найдена в библиотеке Ватикана. В ней содержатся извлечения из сочинения Ульпиана - liber 
singularis regularum. Написано это сочинение по системе Институций Гая. 

(2) Sententiarum libri quinque ad filium - называемые sententiae receptae Павла. Принадлежность 

их  Павлу  сомнительна.  Это  руководство  по  гражданскому  и  уголовному  праву  и  процессу 


background image

 

22 

благодаря полноте и относительной краткости было широко распространено и особо отмечено в 
законе  о  цитировании  (см  п  29)  В  послеклассическую  эпоху  было  издано  в  сокращенном  и 
переработанном виде. Извлечения вошли в Вестготский свод законов. 

31. Позднейшее литературные памятники.

 Из более поздних памятников    IV и V вв. эпохи 

домината дошли: 

(1)  Так  называемые  Fragmenta  Vaticana  -  рукопись,  найденная  в  1821  г.  в  Ватиканской 

библиотеке;  она представляет собой сборник ius и  leges и содержит семь глав: о купле-продаже, 
узуфрукте,  приданом,  опеке,  дарении  и  прокураторах.  Ius  представлено  в  извлечениях  из 
сочинений Папиниана, Ульпиана и Павла (Гай не представлен). Leges - почти исключительно кон-
ституции до 318 г., а также три многоречивых закона Константина и один Валентиниана 1 от 372 
г. О происхождении сборника ничего не известно. Труд, по-видимому, составлен до 438 г., так как 
Кодекс Феодосия (см. п. 35) в нем не упоминается. 

(2) Collatio legum Mosaicarum et Romanarum (неизвестного автора) в трех рукописях VIII-XI вв., 

содержит  сопоставление  законов  Моисея  и  римского  права  в  16  главах,  относящихся 
преимущественно к уголовному праву. 

(3)  Consultatio  veteris  cuiusdam  iurisconsulti.  Это  сборник  мнений  юриста  (имя  которого 

неизвестно),  жившего,  по-видимому,  в  Галлии,  в  конце  V  или  начале  VI  в.  Автор  дает  советы 
(главным образом из области договорного права) своим доверителям. 

(4)  Leges saeculares -  сирийско-римский законник, который пользовался большим влиянием на 

Востоке и не был вытеснен законодательством Юстиниана. Книга излагает римское право весьма 
неполно, часто не понимая и искажая смысл путем добавлений, по-видимому, из местного права. 
В  основание  положены  изречения  классических  юристов,  но,  в  результате  усиленной  и  часто 
непонятной  переработки,  они  почти  неузнаваемы.  Работа  была  написана  первоначально  по-
гречески, затем переведена на сирийский язык, и этот перевод подвергся переработке на арабском 
и армянском языках. 

 
 

§ 11. Императорские конституции 

32.  Виды  конституций.

  В  эпоху  принципата  издавались  конституции  в  четырех  основных 

формах:  а) 

эдикты  —

  общие  распоряжения  (по  названию  продолжавшие  практику 

республиканских магистратов, но существенно  отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку 
императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для 
всех должностных лиц и населения); б) 

декреты —

 решения по судебным делам; в) 

рескрипты —

 

ответы  на  поступавшие  к  императорам  вопросы;  г) 

мандаты  —

  инструкции  чиновникам  по 

административным и судебным вопросам. 

Из  этих  четырех  форм  в  период  домината  мандаты  выходят  из  употребления;  декреты  и 

рескрипты  имеют  силу  только  по  конкретным  делам,  в  связи  с  которыми  они  даны,  и,  таким 
образом, основной формой закона является императорский эдикт. 

Многочисленность  и  разбросанность  императорских  конституций  вызвали  потребность  их 

объединения. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче 
такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, 
при  политическом  разделении  государственного  аппарата.  Инициатива  по  кодификации 
конституций,  однако,  не  была  взята  на  себя  правительством.  Кодификация  была  произведена 
частными лицами. 

33. Codex Gregorianus.

 В конце III в.(295 г.) был выпущен Codex Gregorianus, названный так по 

имени  автора,  Грегориана.  Он  собрал  конституции,  начиная  с  Адриана  и  кончая  современными 
ему. В подлинном виде этот кодекс но сохранился, но в значительной части вошел в ряд других 
памятников  (Fragmenta  Vaticana,  Collatio  legum  Mosaicarum  et  Romanarum,  lex  romana 
Visigothorum, lex romana Burgundiorum). 

Оригинальной  системы  составитель  не  выработал  и  из  19  книг,  на  которые  распадается  этот 

кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на 
титулы  с предметными рубриками;  но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах 
титулов  конституции  приведены  в  хронологическом  порядке  с  указанием  адресатов  и  времени 
издания  (inscriptio  и  subscriptio).  В  14-й  и  следующих  книгах  трактовались  уголовное  право  и 


background image

 

23 

процесс.  Принятое  к  практическому  применению  собрание  Грегориана  пользовалось 
официальным  признанием  и  авторитетом  в  последующие  два  века,  пока  его  не  отменил  Кодекс 
Юстиниана. 

34. Codex Hennogenunus.

 Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй codex, 

названный  Hermogenianus  по  имени  составителя  Гермогениана.  Он  трижды  пересматривался 
составителем,  который  подверг  большинство  конституций  тщательной  редакции.  Всего  было 
собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. 
Система и расположение титулов этого кодекса не могут быть восстановлены. 

35.  Codex  Theodosianus.

  Первым  официальным  собранием  конституций  был  Codex 

Theodosianus.  Восточно-римский  император  Феодосии  II  (402-450  гг.)  или,  вернее,  его 
правительство, имел широкие кодификационные планы  — опубликовать сборник императорских 
конституций  со  включением  ius,  т.  е.  произведений  классиков.  Обширность  программы 
затормозила это предприятие, и в конце концов были собраны только императорские конституции. 
Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II, Валентинианом III. Несмотря на 
то,  что  кодекс  был  составлен  на  Востоке,  он  имел  на  Западе,  в  Галлии,  более  продолжительное 
влияние  и  применялся  там  даже  тогда,  когда  был  отменен  на  Востоке  Кодексом  Юстиниана. 
Кодекс  Феодосия  сохранился  в  многочисленных  рукописях  и  переиздавался  как  в  средние  века, 
так и в новое время.  

Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.  
В кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и 

частно-правовой  сфере  рабовладельческого  государства.  Открытый  абсолютизм  монархии 
восточного  типа  был  ярко  отражен  в  общественной  и  служебной  иерархии.  Потрясения, 
вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного 
права, связанных с землевладением, и т. п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, 
начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями. 

 
 
 
 

Глава 2  

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА 

 

§ 12. Задачи и процесс кодификационных работ при Юстиниане 

36.  Задачи  кодификации.

  Устремления  юстиниановского  периода  (первая  половина  VI  в.) 

были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства 
Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства. 

Законодательная  политика  ставила  задачей  из  двух  потоков  памятников  прошлого  — 

императорских  законов  (leges)  и  работ  классических  юристов  (ius)  —  создать  свод  законов, 
пригодных  для  применения  в  новых  политических  и  экономических  условиях.  Для  того  чтобы 
старые  источники  права  превратить  в  живые  источники  нового  права,  нужно  было  создать  из 
хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое. Перед юристами была поставлена еще 
задача  использовать  все,  что  дало  развитие  права  за  три  столетия,  прошедшие  между 
классическим  периодом  и  этой  эпохой,  т.  е.  отразить  изменения,  которые  претерпело  римское 
право  при  пересадке  его  с  Запада  на  Восток,  под  греческими,  восточными  и  христианскими 
влияниями,  а  также  и  тех  изменений,  которые  происходили  на  Востоке  под  влиянием  западной 
послеклассической  литературы.  Таким  образом,  свод  законов  Юстиниана  является  в  основном 
компиляцией  из  существовавших  до  того  источников,  но  многократно  преобразованных, 
переделенных и обобщенных. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций 
несравненно  большим  размахом  и  более  высокой  творческой  силой.  В  ней  обнаруживается  не 
только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более 
тщательная обработка избранных текстов. 

37.  Объем  кодификации.

  Предыдущие  своды  были  сборниками  только  leges;  вопрос  о 

собирании материалов ius,  поставленный при Феодосии  II, не был реализован. Предварительные 
сборники  и  хрестоматии  по  ius  были  плодом  работ  и  знаний  беритской  и  константинопольской 
правовых  школ,  где  еще  в  V  в.  н.э.  укрепилось  изучение  римского  права.  Преподаватели  стре-


background image

 

24 

мились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной 
монархией. Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет 
много  недостатков,  особенно  в  самой  технике  законодательства,  но  имеются  и  положительные 
стороны, в частности, в области некоторых нововведений. 

Характерно  было  стремление  соединить  разнообразные  ветви  римского  права  (например, 

цивильное  и  преторское  право,  цивильное  и  право  народов  Италии  и  провинций)  и  удалить 
отжившие  институты  (mancipatio,  in  iure  cessio,  fiducia) 

(

CM

.

 

nn.  196,

  197, 

407  и  др.).

  В  иных 

случаях  ясно  видны  попытки  придать  новое  содержание  перешедшим  от  прошлого  правовым 
понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность (например, litterarum obligatio in 
ius  vocatio,  litis  contestatio) 

(см.  nn.  53,  74.  449).

  Новый  законодательный  труд  стремился  быть 

продолжением  развития  классического  права  и  устранить  недостатки  его,  выступавшие  до  того 
времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым 
правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для 
восприятия его в дальнейшем новыми народами. 

38

.

 Ход кодификации.

 Руководство кодификационными работами было возложено на magister 

officiorum и quaestor sacri palatii Трибониана. Юстиниан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из 
десяти  членов,  с  участием  Трибониана  и  константинопольского  преподавателя  права  Теофила; 
этой  комиссии  было  поручено  составить  в  первую  очередь  свод  конституций.  Три  прежних 
собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конституций было опубликовано 
как Codex lustinianus и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями. 

Пока  шли  работы  по  кодификации  конституций,  целый  ряд  спорных  вопросов,  разделявших 

старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных (до 50) 
императорских  конституций  (quinquaginta  decisiones).  Было  еще  издано  свыше  200  законов  для 
преобразования  старого  права,  причем  некоторые  институты  были  совсем  устранены,  другие 
реформированы. 

Кодификация  юридической  литературы  была  возложена  15  декабря  530  г.  на  комиссию  из 

семнадцати  членов  под  председательством  Трибониана  с  участием  Теофила  и  беритского 
профессора  Дорофея.  Закон  о  цитировании  не  связывал  комиссии,  и  она  могла  привлекать  всех 
iuris  auctores.  Компиляторы  должны  были  из  громадной  массы  правовой  литературы  выбирать 
самое  необходимое  (непрактичное  исключать  или  переделать,  не  допускать  повторений  и 
противоречий)  и  обработать  для  свода  законов.  Сокращения,  добавления  и  изменения  старых 
текстов  были  прямо  предписаны,  с  предоставлением  компиляторам  свободы  действий  в  этом 
отношении. Этим правом весьма часто пользовались, и множество текстов было «улучшено», как 
хвастливо уверяет император. Изменения, или, как их называли, «улучшения», касались не только 
отдельных  технических  выражений,  относящихся  к  устаревшим  правоотношениям  и 
заменявшихся терминами действующего права (вместо mancipatio ставилась traditio, вместо fiducia 
—  pignus  и  т.  д.),  но  и  целые  фразы  и  части  фраз  вычеркивались,  другие  переделывались  и 
вводились  новые.  Многие  из  этих  изменений  открыты  и  стали  известны  под  названием 
interpolationes  с  XVI  в.  Работа  по  обнаружению  интерполяций  ведется  и  до  настоящего  времени. 
От  интерполяций  следует  отличать  глоссы,  т.  е.  объяснения  непонятных    слов  и  терминов 
переписчиками  и  читателями,  попадавшие  в  самые  тексты    в  рукописях    и  до  компиляторов. 
Собраны  были  сочинения  39  юристов,  неполный  список        которых  приложен  к  старейшей 
рукописи (Index Florentmus). План производства выборки из сочинений юристов был установлен 
наперед.  Материал  разделен    на  50  книг,  которые,  кроме  30-32  книг,  распадаются  на  титулы. 
Книга  1  служила  введением,  книги  2-46  следуют  системе  преторского  эдикта  со  значительными 
изменениями и дополнениями, книги 47 и 48 отведены  уголовному  праву и процессу, книга 49 - 
обжалованию,  финансам  и  военному    праву,  последняя,  50  книга  -  муниципальному  праву  и 
особым дополнениям.  

 Для  ускорения  работы  комиссии  она  разделилась  на  три  подкомиссии,  собиравшие:  первая  - 

произведения  по  цивильному  праву  (так  называемая  Сабиновская  масса  сочинений),  вторая  -  по 
преторскому  праву  (так  называемая  бальная  масса),  третья  -  произведения  Папиниана  (так 
называемая  Папиниановская  масса)  и  кое-где  сюда  присоединилась  группа  приложении  (так 
называемый  Appendix).  Выборки,  произведенные  в  секциях,  сводились  воедино  на  общих 
собраниях  комиссии  и  размещались  в  книгах  под  соответствующими  титулами.    Все  собрание 
получило  наименование  Digesta,  завещанное    классической  литературой  (т.е.  собрание 


background image

 

25 

юридических материалов). 

16  декабря  533  г.  законченная  работа  была  опубликована  как  Digesta  или  Pandectae  lustiniani. 

Применение  старых  источников  было  воспрещено,  и  во  избежание  контроверз  были  запрещены 
также всякие комментарии. Допускал   только дословные переводы, краткие указатели содержания 
отдельных  мест  (индексы),  выдержки  и  параллельные  сопоставления  соответствующих  текстов

 

(паратитлы).  В  сомнительных  случаях  надлежало  обращаться  за  ранениями  к  императору. 
Цитируются  места  из  Дигест  буквой  D  и  цифровыми  указаниями  книги,  титула  и  отрывка, 
например: D. 45. 1. 122.

2. 

Во  время  работ  комиссии  компиляторов  Дигест  на  Трибониана,  Теофила  и  Дорофея  было 

возложено поручение составить институции для замены устаревших Институций Гая. Результат их 
работы был опубликован на латинском языке 21 ноября 533 г. Издание этого руководства-закона 
преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку законов 
(tota  legitima  scientia).  По  институциям  должны  были  изучать  право  начинающие  студенты 
тогдашних университетов, которым было дано название 

Институции  Юстиниана,  по  существу,  составлены  по  старым  институциям  Прототипом  были 

почти целиком использованные Институции Гая, а сам автор живший в конце II в., называется в 
VI в. «нашим Гаем». В конце институций прибавлен титул, относящийся к iudicia publica. Однако 
институции  были  подновлены  и  содержали  ссылки  на  современные  законы.  Таким  образом 
система  этих  институций  распадалась  на  введение,  часть  первую  -  «лица»,    вторую  -  «вещи»,  и 
последнюю - права на вещи, наследственное и обязательственное право. Третья книга посвящена 
искам, система которых захватывала   и   четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги 
посвящен публичному праву. 

По стилю изложения первой части институций (I и II книги) усматривают авторство профессора 

беритской школы Дорофея, а второй (111 и IV книги ) - Теофила обоих участников редакционной 
комиссии  Юстиниана.    Перу      Теофила  принадлежит  еще  краткое  изложение  институций, 
называемое  по  -  гречески  парафразой.  Способ  цитирования  -  буква  I  (институции),  цифры 
обозначают книгу и титул и дальнейшие подразделения I.2.20. (principium –начало ). 

В  целях  включения  вновь  изданных  во  время  кодификационных  работ  конституций  и 

согласования  leges  с  собранным  в  Дигестах  ius  приступлено  было  к  новой  редакции  Кодекса 
Юстиниана. Опять была образована комиссия из пяти членов под председательством Трибониана. 
Новое произведение было опубликовано 16 ноября 534 г. под именем Codex repetitae praelectionis - 
второй исправленной редакции, отменившей старый кодекс. До нашего времени дошла только эта 
редакция,  состоявшая  из  12  книг,  распадающихся  на  титулы.  В  пределах  титула  конституции 
расположены  в  хронологическом  порядке.  Попадаются  также  конституции  поздневизантииского 
происхождения,  на греческом     языке. Конституции, включенные в кодекс, хотя изменены менее, 
чем сочинения юристов в Дигестах, но все же заключают много интерполяций. Для цитирования 
употребляется  буква  С  (Codex),  с  соответствующими  цифровыми  указателями  книги,  титула  и 
номера конституции- С. 8. 44. 21.1. Кодекс вступил в силу 29 декабря 534 г. 

Конституции, изданные после второй редакции кодекса, составили фактически четвертую часть 

собрания  -  Novellae  (leges)  -  Новеллы,  хотя  официально  они  не  были  объединены.  Это  -  
конституции Юстиниана, изданные между 535-565 гг и образовавшие обширное дополнение. Они 
относятся  большей  частью  к  государственному  управлению  и  церковному  строю,  но  некоторые 
содержат  и  гражданско-правовые  определения  из  области  семейного  и  наследственного  права. 
Они свидетельствуют о проникновении начал провинциального (восточного) права в римское. Из 
168  новелл  современного  изданий    большинство  издано  на  греческом  языке.  Собирались  и 
издавались   они в разном объеме, при преемниках Юстиниана. 

Все  издание,  несмотря  на  разновременное  происхождение  отдельных  частей  рассматривалось 

как  единое  законодательное  произведение.  Это  чрезвычайно  важно  для  правильного  толкования 
права этой эпохи. Для научного толкования текстов (особенно в Дигестах) применяется «двойное 
толкование»  Текст  юриста  принимается  сначала  как  часть  единой  кодификации.  Но  для