Файл: Kashanin_O_probleme_rasporyazhenia_lichnymi_neimuschestvennymi_pravami_avtora-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 606

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<58> Отметим, что Й. Колер иначе формулировал перечень личных неимущественных прав автора, чем это закреплено в ст. 6bis Бернской конвенции и в современных европейских законах об авторском праве (см.: Kohler J. Op. cit. S. 439 ff.).


Как видно из изложенного, Й. Колером предложена модель авторского права, основанная на четком противопоставлении имущественных и личных прав автора <59>, в силу чего она была названа в немецкой литературе дуалистической.

--------------------------------

<59> Вряд ли в то время колеровскую модель можно было сравнивать с англо-американской системой копирайт, где в позитивном праве вовсе отсутствовали указания на личные неимущественные права, а возникновение прав не связывалось с фактом создания произведения.


Следует отметить, что модель Immaterialguterrecht, во-первых, позволяла сориентировать понятие личного права исключительно на охрану личного неимущественного интереса и, соответственно, сконструировать его по охранительной модели, в основе которой лежит механизм запрета поведения определенного рода. Во-вторых, предложенная Колером модель не исключала возможности пересмотра состава личных неимущественных прав по мере вовлечения нематериальных благ в имущественный оборот, а потому оставалась достаточно гибкой. Все это позволяло связать с конструкцией личного неимущественного права принцип неотчуждаемости и непередаваемости.

Интересно, что колеровская модель Immaterialguterrecht и личных прав нашла большее понимание среди представителей немецкой доктрины, занимающихся общими проблемами учения о субъективном гражданском праве, нежели у специалистов по авторскому праву. Необходимость непротиворечивого разграничения личных и имущественных прав сделала необходимым признание в общей теории субъективных прав принципа неотчуждаемости и непередаваемости личных прав. Соответственно, признак оборотоспособности, отчуждаемости был использован в качестве критерия разграничения личных и имущественных прав <60>.

--------------------------------

<60> Sohm R. Der Gegenstand, ein Grundbegriff des burgerlichen Rechts // Drei Beitrage zum burgerlichen Recht. Leipzig, 1905. S. 8, 22, 48, 87; Larenz K. Allgemeiner Teil des Deutschen Burgerlichen Rechts. 7 Aufl. Munchen, 1989. § 13 II 1. S. 214; Forkel H. Gebundene Rechtsubertragungen. Koln; Bonn; Berlin; Munchen, 1977. S. 199. Ссылки приводятся по: Gotting H.-P. Op. cit. S. 8.


Однако модели Immaterialguterrecht не удалось закрепиться в немецком авторском праве. К числу конкретно-исторических причин можно отнести, во-первых, то, что в начале XX в. в германском законодательстве отсутствовал общий институт охраны личных неимущественных благ. В этой связи догматическое обособление имущественных и личных неимущественных прав автора создавало опасения, что неимущественный интерес автора останется без охраны. Во-вторых, симпатии к концепции авторского права как личного права обусловливались общей тенденцией к усилению государственного регулирования экономики, социальной составляющей политики, укреплению концепций социальной ответственности и солидарности. Автор во взаимоотношениях с правоприобретателем стал рассматриваться как слабая сторона и, соответственно, как объект патерналистской <61> заботы со стороны государства. Возможно, именно поэтому концепция Й. Колера оказала гораздо более сильное влияние на иные европейские правопорядки, нежели собственно на германский.


--------------------------------

<61> Под патернализмом в данном случае мы понимаем заботу государства об авторе, оказываемую в том числе помимо и вопреки его воле.


Как представляется, именно неуспешность попыток сориентировать понятие личного права на охрану исключительно личного интереса, в том числе и при закреплении перечня личных неимущественных прав автора в Бернской конвенции и национальных законодательствах, определила невозможность последовательного проведения принципа неотчуждаемости личных прав и широкое признание в континентальных системах возможности личных прав автора быть предметом сделок.


* * *


Следует признать, что Й. Колеру удалось сформулировать достаточно убедительную и непротиворечивую концепцию. Однако главным условием ее эффективности было создание такого механизма личных прав автора, которые были бы сориентированы исключительно на охрану личного неимущественного интереса и не были бы непосредственно связаны с имущественными механизмами. Другими словами, было необходимо обеспечить соответствие между делением авторских прав на личные и имущественные и заслуживающими охраны личными и имущественными интересами.

При этом следует учитывать, что перечень заслуживающих охраны личных интересов является во многом гетерономной категорией, которая зависит от утвердившихся в обороте воззрений на степень вовлеченности нематериального блага в имущественный оборот и, соответственно, на соотношение связанных с ним имущественных интересов с интересами личности, требующими патерналистской заботы со стороны государства. Такое соотношение не может оставаться неподвижным и меняется в зависимости от вида нематериального объекта (например, отличается в отношении традиционных творческих произведений и объектов kleine Munze), от времени (по мере "обособления" нематериального блага от личности и вовлечения его в имущественный оборот), а также от метаюридических факторов, в том числе культуры, экономики (так, для одних культур мотив распределительной социальной справедливости и государственного патернализма более значим, чем для других).

Соответственно, с первой половины XX в. в рамках континентальных доктрин авторского права предпринимаются попытки развести личные и имущественные права авторов и сформировать такой перечень личных неимущественных прав, который бы в действительности был направлен на охрану личного неимущественного интереса автора. Достаточно сложно сказать, что больше повлияло на утверждение ставшего сегодня классическим для континентального авторского права перечня личных неимущественных прав.

Его закреплению в национальных законах об авторском праве предшествовали длительные попытки решения отдельных проблем в судебной практике и их эксплицитное обсуждение в доктрине.


Классический для континентального авторского права перечень личных неимущественных прав был в целом сформирован во французской доктрине и судебной практике и уже оттуда вместе с общим обозначением droit moral был реципирован иными континентальными системами авторского права <62>.

--------------------------------

<62> Впервые вопрос о праве на неприкосновенность произведения как личном праве был поставлен во французской судебной практике уже в 1814 г. В качестве важных вех на пути формирования классических взглядов на состав droit moral в литературе отмечается работа Morillot, De la personnalite du droit de copie qui appartient a un auteur vivant (1872), а также решение Кассационного суда от 25 июня 1902 г. "Lecocq/Cinquin", в котором были перечислены личные неимущественные права авторов без указания, однако, на их безусловную неотчуждаемость. Окончательно классический набор личных неимущественных прав автора был закреплен во французском правопорядке только с принятием Закона об авторском праве 1957 г.

Поводом для актуализации вопроса о перечне личных неимущественных прав во Франции стала проблема включения авторских прав в общее имущество супругов. Было необходимо ответить на вопрос, должен ли супруг автора давать согласие на обнародование произведения, а также должно ли учитываться его мнение при решении проблемы неприкосновенности произведения. Это также поставило вопрос о соотношении личных и имущественных прав автора.


Для германской доктрины, развивавшейся в русле монистической модели, выделение отдельных личных прав было не столь актуальным. Работа в этом направлении актуализировалась после появления концепции Immaterialguterrecht Й. Колера и принятия Германского гражданского уложения, в котором отсутствовал общий институт личных неимущественных прав, что лишало судебную практику возможности его применения для целей охраны личного неимущественного интереса автора <63>.

--------------------------------

<63> Данная проблема была впоследствии решена посредством переинтерпретации в судебной практике § 823, 826 и 1004 BGB, в том числе вопреки требованиям § 253 BGB. При этом основные судебные решения были приняты уже после Второй мировой войны.


Начиная с 1908 г. Имперским судом был принят ряд решений, закреплявших неотчуждаемые личные неимущественные права авторов в качестве составляющей авторского права <64>. Параллельно велись работы по изменению законодательства об авторском праве и подготовке проектов нового закона, в которых предусматривались различные конфигурации института личных прав автора. В этой связи особо следует отметить проект, подготовленный Академией немецкого права, в котором была предпринята попытка определить содержание личных неимущественных прав автора через открытое понятие "чести автора" <65>, которое, как представляется, позволило бы институту личных неимущественных прав автора быть в достаточной мере гибким и, соответственно, сохранить возможность безусловного применения принципа неотчуждаемости личных прав.


--------------------------------

<64> Одним из наиболее известных является решение Reichsgericht от 8 июня 1912 г. по делу Felseneiland mit Sirenen, в котором было признано право на неприкосновенность произведения в качестве личного неимущественного права.

<65> См.: Asmus T. Die Harmonisierung des Urheberpersonlichkeitsrecht in Europa. Baden-Baden, 2004. S. 33.


Также существенное влияние на немецкую доктрину и судебную практику оказало закрепление на Римской конференции 1928 г. в Бернской конвенции права авторства и права на неприкосновенность произведения <66>, после которого, собственно, в терминологии высшей судебной инстанции и появился термин "личное неимущественное право автора" (Urheberpersonlichkeitsrecht). Окончательно классический перечень личных неимущественных прав автора был закреплен в немецком правопорядке с принятием Закона об авторском праве 1965 г. <67>.

--------------------------------

<66> В литературе отмечается, что при закреплении указанных личных прав в Бернской конвенции сказалась сила влияния французской доктрины droit moral. При этом интересно, что предложение закрепить право на обнародование не встретило поддержки, поскольку, как отмечалось, обнародование произведения непосредственно связано с его использованием в качестве объекта имущественного оборота (см.: Asmus T. Op. cit. S. 36, 42).

<67> Таким образом необходимо учитывать, что, несмотря на то, что сам термин личных прав автора (Urheberpersonlichkeitsrecht, droit moral) появился еще в XX в., его стали использовать для обозначения привычных для современного авторского права личных прав (права на авторство и имя, право на обнародование, право на неприкосновенность произведения) лишь с середины XX в.


Процессы оформления перечня личных неимущественных прав автора необходимо учитывать при реконструкции аргументации в дискуссии о распоряжаемости личных неимущественных прав и об их соотношении с имущественными правами автора. До конца первой четверти XX в. речь шла о достаточно неопределенном круге личных неимущественных прав автора, так что утверждать точно об их содержании было нельзя. Это позволяло опираться на абстрактные принципы, заимствованные из общего учения о субъективном гражданском праве, обосновывать принципиальную возможность разграничения личных прав, которые, как предполагалось, должны были быть направлены исключительно на охрану личного неимущественного интереса, и имущественных прав и, соответственно, отстаивать принцип неотчуждаемости личных прав. Многие из предлагаемых концепций были во многом связаны с возможностью формулировать предложения de lege ferenda.

Впоследствии дискуссия разворачивалась уже в более узких рамках, когда перечень и содержание личных неимущественных прав в той либо иной мере уже получили международное признание.

К этому моменту все больше становилось понятным, что в континентальных правопорядках, и особенно в Германии, где ценность государственного патернализма и, соответственно, необходимость охраны личных неимущественных интересов автора находили широкое признание, добиться четкого соответствия между личным и имущественным характером интересов и предоставляемых автору прав не удается <68>. Признание необходимости охраны личного интереса, понятого достаточно широко (по крайней мере по сравнению с англо-американским правопорядком), не позволяло в полной мере вовлечь объекты авторского права в имущественный оборот, четко развести личные и имущественные интересы и, соответственно, реализовать на практике дуалистическую модель Immaterialguterrecht Й. Колера. Более того, стало понятным, что закрепленные в Бернской конвенции и национальных законодательствах формулировки, определяющие содержание личных прав, оставляют правоприменителю достаточно узкие возможности в интерпретации содержания личных прав и, соответственно, в его расширении либо сужении исходя из степени вовлеченности объекта авторского права в имущественный оборот.


--------------------------------

<68> В англосаксонской правовой системе охране личного интереса традиционно уделяется меньшее внимание, что облегчает вовлечение нематериальных благ в оборот и, соответственно, разграничение личных и имущественных прав.


Это обстоятельство стало серьезным аргументом в пользу вывода о неразрывности личной и имущественной составляющих авторского права и актуализировало дискуссии о монистической и дуалистической моделях авторского права и возможностях отчуждения личных неимущественных прав.

Именно аргумент о невозможности обеспечить соответствие между интересами и правами сыграл решающую роль в немецкой дискуссии о монизме и дуализме авторского права, закончившейся закреплением в Законе 1965 г. монистической модели.

Монистическую концепцию авторского права обычно связывают с именем известного немецкого правоведа середины XX в. О. Ульмера (E. Ulmer). Однако справедливости ради надо отметить, что основные черты монистической модели авторского права были ранее описаны в работе Ф. Дана (F. Dahn) <69>, взгляды которого, однако, не нашли поддержки в доктрине, а также Ф. Аллфельда (P. Allfeld) <70>.

--------------------------------

<69> Dahn F. Zur neusten Deutschen Gesetzgebung uber Urheberrecht // Zeitschrift fur Gesetzgebung und Rechtspflege in Preuben mit besonderer Rucksicht auf die Deutsche Gesetzgebung, 1871. Bd. V. S. 1 ff.

<70> Allfeld P. Kommentar zu dem Gesetz vom 19. Juni 1901 betreffend das Urheberrecht an Werken der Literatur und der Tonkunst und das Verlagsrecht sowie zu den internationalen Vertragen zum Schutze des Urheberrechts. Munchen, 1902.


Помимо уже известных ранее ссылок на систему вовлеченных интересов, в том числе на наличие тесной взаимосвязи произведения с личностью автора и, соответственно, с его личными неимущественными интересами, О. Ульмер отмечает, что в авторском праве оказалось невозможным четко развести средства охраны личных и имущественных интересов. Четкого соответствия между личными и имущественными интересами, с одной стороны, и личными и имущественными правами - с другой, добиться не удалось. Осуществление имущественных прав на произведение непосредственно связано с рядом личных неимущественных интересов автора, и наоборот, осуществление личных неимущественных прав имеет явные имущественные последствия (например, право авторства как способ первоначальной привязки имущественных прав, право на неприкосновенность произведения ограничивают возможности его переработки). В этой связи отсутствуют основания для четкой дифференциации личных и имущественных правомочий автора. По мнению Ульмера, в действительности следует вести речь о едином авторском праве, которое состоит из ряда личных и имущественных правомочий <71>.

--------------------------------

<71> См.: Ulmer E. Op. cit. S. 111 - 118.

Следует отметить, что в адрес монистической концепции в литературе был высказан ряд критических аргументов. Прежде всего отмечалось, что аргументация монизма в авторском праве имплицирует смешение вопросов о систематике субъективных прав и о расположении законодательного материала. Включение в Закон о авторском праве норм, предоставляющих авторам средства охраны их личного неимущественного интереса, само по себе не является достаточным аргументом для их отнесения к авторскому праву. Отмечается, что в основе аргументации монистической теории лежит не более чем эстетическая потребность в обозначении посредством единого термина совокупности субъективных прав, предоставляемых законом.