Файл: Kashanin_O_probleme_rasporyazhenia_lichnymi_neimuschestvennymi_pravami_avtora-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 604

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<37> Так, на стадии подготовки итоговой редакции прусского Закона об авторском праве 1837 г., разработанного по французскому образцу, из него были изъяты все упоминания о праве собственности автора на произведение (см.: Rigamonti C.P. Op. cit. S. 34).


Таким образом, основная проблема обоснования авторского права как субъективного гражданского права заключалась для пандектистики в том, что данный тезис было необходимо фундировать на основе классических римских конструкций, т.е. редуцировав проблему к римским текстам, при том что в римском праве объектами абсолютных (т.е. вещных) прав могли быть только вещи.

Соответственно, логика развития взглядов на природу и содержание авторского права в германской доктрине XIX в. определялась необходимостью преодоления ригоризма формальной юриспруденции в ограничении круга объектов абсолютных прав вещами и борьбой за включение нематериальных объектов в число объектов гражданских прав.

Поиски путей расширения системы субъективных гражданских прав шли преимущественно в направлении обоснования возможности существования личных неимущественных прав (прав на личность - Personlichkeitsrecht). Та же самая аргументация использовалась для обоснования частноправовой природы механизмов охраны интересов авторов и издателей произведений. Другими словами, в течение нескольких десятилетий усилия наиболее влиятельных германских правоведов были направлены не на поиск доводов в пользу взгляда на произведение как самостоятельный объект абсолютного имущественного права, а на обоснование личной природы авторского права. Учитывая, что теми же авторами развивались концепции, допускавшие существование личных прав как субъективных гражданских прав, это позволяло включать авторское право в сферу частного права. В итоге в германской доктрине прочно утвердился взгляд на личную природу авторского права как единого института.

Следует отметить, что сама идея фундировать авторское право личностно-ориентированными основаниями появилась еще во второй половине XVIII в. и довольно быстро нашла признание в европейских правопорядках, по-видимому, в силу корреляций с получившей признание общекультурной парадигмой авторства: к этому времени в неюридических (искусствоведческих) кругах утверждаются взгляды на произведение искусства как на "оригинальное творение гения", выражающее его уникальную личность, своеобразие, талант, способности <38>.

--------------------------------

<38> См.: Hartmann C.H. Uberlegungen zum Werkbegriff - insbesondere zur Individualitat - an Beispielen zeitgenossischer Musikformen // UFITA. 1993. Bd. 122. S. 57, 62; Knobl H.P. Op. cit. S. 51.


Здесь прежде всего следует указать на теорию И. Канта <39>, который, обосновывая недопустимость перепечатки произведений, исходил из того, что произведение представляет собой обращение автора к публике. При этом неправомерность перепечатки произведений основывалась Кантом на римском институте negotorium gestio. Контрафактор, публикуя чужое произведение, обращается от лица автора к большему кругу читателей, чем предполагал сам автор, а соответственно, действует без поручения последнего.


--------------------------------

<39> Kant I. Von der Unrechtmabigkeit des Buchernachdrucks // Berlinische Monatsschrift. 1785. Bd. 5. S. 403 - 417. Приводится по: Moller U. Die Unubertragbarkeit des Urheberrechts in Deutschland // BWV. 2007. S. 79.


Более существенным оказалось влияние концепции И.Г. Фихте, заложившего основы широко признанного учения об охраноспособной форме и неохраноспособном содержании произведения и, соответственно, традиции определения объекта авторского права посредством критерия наличия оригинальной формы <40>. Именно эта теория позволила обосновать ограничение круга объектов авторского права оригинальными произведениями. Акцент на оригинальности произведения как проявлении неповторимой личности автора и соответствующее ему ограничение круга объектов авторского права создали основу для аргументации тезиса о неразрывности связи произведения с личностью автора.

--------------------------------

<40> В основе аргументации Фихте лежит его познавательная методика, согласно которой любой общепризнанный принцип должен считаться истинным, если может быть объяснено и доказано любое его следствие. Таким принципом в теории Фихте был тезис о том, что возникновение собственности (в широком смысле) на объект должно считаться необходимым, если его присвоение любым иным лицом является физически невозможным. С целью обоснования данного тезиса в отношении литературного произведения Фихте предлагает различать так называемый материал, т.е. идейное содержание, и форму выражения данного идейного содержания (конкретные слова, речевые обороты и т.п.). Идейное содержание в отличие от формы его выражения способно к присвоению. В частности, после прочтения книги идеи становятся частью внутреннего мира читателя. Невозможность присвоения формы выражения идейного содержания Фихте обосновывает своеобразием и индивидуальностью мышления каждого человека, которое определяет существование своего рода коммуникативного барьера: чужая идея может стать частью внутреннего мира другого человека только после определенной переработки, т.е. в своеобразной, характерной только для данного реципиента форме. Этим Фихте фундирует непередаваемость формы произведения и, соответственно, ее неспособность к присвоению никем помимо автора. При этом Фихте поясняет, что форма произведения в таком понимании является нематериальной, т.е. представляет собой часть сознания, психического мира автора. Однако она может быть выражена при помощи знаков, которые составляют так называемую материальную форму произведения и, соответственно, представляют произведение вовне. Хотя присвоение данной формы физически возможно, однако является неправомерным, поскольку создает ложное впечатление о принадлежности нематериальной формы произведения не автору, а другому лицу. Такое действие, по сути, представляет собой попытку присвоения объекта, который онтологически не может быть присвоен. Это, однако, создает "нездоровое" (gekrankt) состояние права автора. Учение Фихте приводится по: Stallberg C.G. Op. cit. S. 181 - 188. Развитие данной теории см.: Kohler J. Urheberrecht an Schriftwerken und Verlagsrecht. 1980 (Neudruck der Ausgabe Stuttgart, 1907). S. 128 ff., 143 ff.



Однако указанные теории сами по себе не позволяли обосновать возникновение абсолютного гражданского права на произведение, поскольку это требовало преодоления указанных выше догматических препятствий к включению нематериальных объектов в число объектов гражданского права. Более того, именно в первой половине XIX в. укрепляются позиции формальной юриспруденции, основывающей свои выводы на римских текстах.

В этой связи следует признать мощное влияние на логику дальнейшего развития взглядов на систематику субъективных гражданских прав и, соответственно, на природу авторского права работы Ф.К. фон Савиньи "Система современного римского права" <41>. В савиньинской системе, выводившей ключевые понятия, в том числе и понятие субъективного гражданского права из категории воли, отрицалась возможность господства индивидуальной воли над собственной личностью и, соответственно, возможность существования прав на собственную личность. Так называемое прирожденное право на собственную личность Савиньи именовал Urrecht, которое не является субъективным правом в собственном смысле слова. В отличие от этого допустимыми объектами приобретенных прав, т.е. собственно субъективных гражданских прав, могли быть только вещи как объекты вещного права либо поведение других лиц как объект обязательственных прав <42>.

--------------------------------

<41> Savigny F.C. von. System das heutigen Romischen Rechts. Berlin, 1840 - 1849.

<42> Savigny F.C. von. Op. cit. Bd. I. S. 338. Цит. по: Moller U. Op. cit. S. 139.


Савиньи и его последователями приводились следующие аргументы против существования личных неимущественных прав.

1. Право на собственную личность является противоречивой и логически невозможной конструкцией. Понятие субъективного права основано на четком разграничении субъекта права (носителям воли) и объекта права. Соответственно, объектом господства индивидуальной воли может быть внешний по отношению к личности мир. В случае с личными неимущественными правами субъект и объект права сливаются, что логически невозможно.

2. Многие так называемые права на собственную личность, в отличие от имущественных прав, невозможно нарушить (как, например, "право" на свободное мышление).

3. Против конструкции личных неимущественных прав свидетельствует невозможность их сведения к денежным обязательствам и, соответственно, невозможность исполнения обязательства в натуре <43>.

--------------------------------

<43> См.: Пасек Е.В. Неимущественный интерес в обязательстве // Неимущественный интерес и непреодолимая сила в гражданском праве. М.: Статут, 2003. С. 106; Moller U. Op. cit. S. 32.


4. Имманентная для понятия субъективного гражданского права автономия правообладателя в осуществлении прав в приложении к праву на собственную личность предполагает признание правомерности самоубийства <44>.

--------------------------------

<44> Для религиозного мировоззрения данный аргумент представляется существенным.



При этом Савиньи не отвергал саму возможность охраны интересов авторов и издателей произведений и не полемизировал с принятым в 1837 г. прусским Законом об авторском праве. Однако он не признавал за возможностями авторов и издателей статуса субъективных гражданских прав, полагая, что в основе данного механизма охраны лежит публично-правовой запрет перепечатки произведений. Таким образом, авторское право не могло считаться частноправовым институтом. Впоследствии данные тезисы легли в основание так называемой теории рефлекса (Reflextheorie), исходящей из того, что авторские права есть не что иное, как отражение запретов уголовно-правового характера <45>.

--------------------------------

<45> К числу сторонников данной теории относятся Jolly (Jolly J. Die Lehre vom Nachdruck. Heidelberg, 1852. S. 60), Gerber (Gerber C.F.W. System des deutschen Privatrechts. 1895. S. 438 ff.) (см.: Moller U. Op. cit. S. 150 ff.). Интересно, что впоследствии данная аргументативная стратегия была использована в рамках теории императивов для упразднения понятия субъективного гражданского права в целом (см.: Третьяков С.В. Указ. соч. С. 245).


Влияние савиньинской концепции на логику развития конструкции личного неимущественного права, получившей впоследствии признание в немецкой доктрине, выразилась даже не в том, что ее ригоризм в непризнании прав на нематериальные объекты резко контрастировал с потребностями оборота, а потому стимулировал активную полемику и попытки расширения системы за счет обоснования возможности существования личных неимущественных прав. Более значимым оказался угол зрения на проблему, в пределах которого вплоть до Й. Колера велась полемика об авторском праве и личных неимущественных правах. Речь идет о заложенной Ф.К. фон Савиньи традиции отождествления прав на нематериальные объекты с личным правом (правом на личность) и, соответственно, определения личного неимущественного права через признак объекта (личности). Таким образом, до появления теории Immaterialguterrecht Й. Колера попытки расширения савиньинской системы субъективных гражданских прав и, соответственно, признания авторского права как частного права предпринимались в направлении обоснования гражданско-правового характера понятых таких образом личных прав. Вопрос об отделении результатов интеллектуальной деятельности от личности их создателя и, соответственно, их самостоятельности как объектов имущественных прав до последнего десятилетия XIX в. всерьез не рассматривался.

Поскольку "борьба" за личные права имела в качестве своей цели включение широкого круга нематериальных благ в систему объектов гражданских прав, понятие личных прав использовалось в качестве "остаточной" категории, вбиравшей в себя права на любые нематериальные объекты. В результате в германской доктрине утвердилось максимально широкое понимание личных неимущественных прав. В качестве критерия отграничения их от имущественных прав использовался признак объекта, т.е. направленность личных прав на личность (личную сферу) правообладателя, понимаемую весьма вольным образом, так что все нематериальные блага рассматривались в качестве составляющих личной сферы их создателя (обладателя) <46>. Забегая вперед, отметим, что именно широкое понимание личного неимущественного права не позволило связать его лишь с целью охраны личных неимущественных благ и построить по модели Abwehrrechte, что, в свою очередь, обусловило невозможность безусловного проведения принципа неотчуждаемости личных неимущественных прав.


--------------------------------

<46> Отметим, что такой взгляд на проблему был также обусловлен классификацией субъективных прав по признаку объекта права, производной от савиньинского определения субъективного гражданского права как господства индивидуальной воли. Объектом вещных прав считался материальный мир ("природа"), господство над другими лицами могло существовать только в форме обязательственных прав. В рамках этой классификации права на нематериальные объекты могли быть связаны только с правом на собственную личность (см.: Savigny F.C. von. Op. cit. Bd. I. S. 338; цит. по: Moller U. Op. cit. S. 1145 - 146).


Приступая к анализу высказанных в немецкой юриспруденции взглядов, оппонирующих ригоризму системы Ф.К. фон Савиньи, отметим, что, по-видимому, характер предлагаемой конструкции личного права как "остаточной" категории достаточно четко осознавался авторами, что проявилось в том, что ни в одном из развиваемых учений тезис о неотчуждаемости личного права не был сформулирован в безусловной форме, полностью исключавшей совершение сделок с объектами личных прав.

Имевшая место в немецкой юриспруденции XIX в. дискуссия о гражданско-правовом характере личных прав и возможности квалификации авторского права как разновидности личного права, участниками которой были Г.Ф. Пухта, И. Блунчли (J. Bluntschli), Г. Нойнер (G. Neuner), Ф. Дан (F. Dahn), К. Гарайс (K. Gareis), О. Гирке, во многом связана с решением специфических для пандектистики проблем согласования признанных догматических категорий, как унаследованных от римского права, так и сформулированных позднее. Кроме того, ряд использованных аргументов с точки зрения современных стандартов юридической аргументации нельзя считать убедительным в силу их излишней метафоричности. Соответственно, далеко не все детали данной дискуссии актуальны сегодня с точки зрения решения проблемы отчуждаемости личных неимущественных благ. В этой связи подчеркнем лишь те ее аспекты, которые повлияли на понятие личного неимущественного права, на выводы о природе авторского права, а также о неотчуждаемости указанных прав.

Анализ аргументативных стратегий, использованных указанными авторами для преодоления ригоризма савиньинской классификации объектов гражданских прав и включения в нее прав на личность, свидетельствует о том, что они в той либо иной мере основаны на идее о существовании базового естественного права на собственную личность, что в приложении к системе частного права означало право каждого субъекта быть признаваемым в качестве субъекта гражданских прав. Логически принудительный тезис Савиньи о невозможности существования личных неимущественных прав в силу отсутствия у них объекта преодолевался посредством доказывания некоего более общего права, так называемого материнского права, либо предправа (Urrecht) <47>, из которого выводилась возможность существования отдельных прав на составляющие личной сферы. Другими словами, речь шла об обосновании взгляда на правоспособность как на право особого рода (право на личность в широком смысле), что позволяло фундировать отдельные личные права на проявления личности.