Файл: Dozortsev_Tvorcheskiy_rezultat_-_sistema_pravoobladateley-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 528

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 14 Авторского закона прямо устанавливает, что авторское право на служебное произведение (именно "авторское право" целиком, а не только "право авторства") принадлежит его автору. За работодателем закрепляется только часть авторских прав - право на использование произведения. Эта часть прав может быть только производной.

Есть свидетельствующие о том же некоторые частные формулировки. Так, в п. 3 ст. 15 Авторского закона вскользь упоминается об "уступке" прав, впрочем, содержание этого понятия не раскрывается. Но в принципе "уступка" может означать только "отчуждение", которое порождает у правопреемника производное право.

Однако важнее другое - категория правопреемства установлена в российском праве другим путем. В п. 6 ст. 2 Бернской конвенции прямо говорится, что авторские права может иметь только автор произведения или его правопреемник: "Эта охрана (авторским правом. - В.Д.) осуществляется в пользу АВТОРА и его ПРАВОПРЕЕМНИКОВ" (выделено мной. - В.Д.). Международные договоры, являющиеся составной частью российской правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), прямо предусматривают категории "автора" и его "правопреемников". Значит, принцип, в соответствии с которым право, принадлежащее автору как первоначальное, может принадлежать и правопреемнику, но уже как производное, переходит к нему от автора, существует в российском праве независимо от прямого указания об этом в законе. Иначе говоря, действующее российское право уже устанавливает производный характер прав всех правообладателей, кроме автора. Личный элемент как основание субъективного имущественного авторского права в соответствии с международным правом уже сейчас существует как преобладающее начало.

В патентном (ранее - изобретательском) праве ситуация сложилась более просто, в частности потому, что закон в общей форме и ранее допускал отчуждение прав на изобретения (ограничения касались только одной, правда определяющей, формы охраны - авторского свидетельства). Во всяком случае, действующее законодательство (Патентный закон 1992 г.) употребляет термин "правопреемник".

В патентном праве автор не назван прямо в качестве первоначального правообладателя. Но исходный, первоначальный характер прав автора все же нашел выражение в действующем законодательстве. В Патентном законе говорится прежде всего о праве на изобретение, подтверждаемом патентом (п. 1 ст. 3). Право же на получение патента Закон закрепляет за несколькими лицами (п. 1 ст. 8). Первым в их числе называется автор. Вторым - физическое или юридическое лицо, указанное автором, т.е. лицо, получающее патент в порядке правопреемства от автора. В Законе прямо говорится и о последующих правопреемниках правообладателя. Наконец, Патентный закон особо называет работодателей автора, правда никак прямо не определяя природу их прав, но анализ показывает, что права работодателя тоже являются производными.


Первоначальный характер прав автора на служебное изобретение - это проявление личностного происхождения прав на результаты творческой деятельности, которые есть выражение личности автора. Автору как человеку и гражданину принадлежит не только неимущественное право авторства, которое, в свою очередь, является единственным источником и первоначальной точкой отсчета имущественных прав, имеющих исключительный характер. Роль личностного начала в праве на результаты интеллектуальной деятельности выводит творческие права за рамки классического товарного начала.

Итак, личностный характер первоначальных интеллектуальных творческих прав вытекает из сущности отношений, соответствует доктрине и закреплен действующим законодательством. Производные права основаны на договоре с обладателем личного неимущественного права авторства. Эта система не только правильно выражает объективно существующие реальные отношения, она еще и чрезвычайно удобна для установления баланса прав между претендующими на них лицами.

Теперь о содержании прав правообладателя. Их принято делить на личные неимущественные и имущественные. Автору принадлежат как неимущественное право авторства, так и имущественные права.

В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ отличительными свойствами личных неимущественных прав являются их неотчуждаемость и непередаваемость, они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона <*>. К числу личных неимущественных прав действующее законодательство относит право авторства (право считаться автором результата), а также называет другие личные неимущественные права. Так, ст. 15 Авторского закона прямо включает в их число право на имя, право на обнародование произведения (в прошлом - право на "опубликование") и право на защиту репутации автора (в прошлом - право на "неприкосновенность" произведения) <**>.

--------------------------------

<*> Эти признаки личных неимущественных прав, вопреки тексту ст. 150 ГК РФ, относятся не только к гражданам, но и к юридическим лицам.

<**> Мне приходилось уже отмечать, что измененная терминология крайне неудачна.


Право на имя включает право на использование произведения под своим или вымышленным именем (псевдонимом) либо без указания имени (анонимно). Поэтому это право может быть отнесено к личным неимущественным только очень условно. Права на опубликование и на неприкосновенность, безусловно, могут переходить к другому лицу, во всяком случае - в определенной части, а потому не подпадают под признаки "личного неимущественного права", установленные ст. 150 ГК РФ. Нельзя считать их (например, право на опубликование) лишенными и имущественного содержания. Авторский закон был принят еще до принятия ГК РФ, поэтому соответствие действующему законодательству квалификации названных прав как неимущественных нуждается в дополнительном анализе. Скорее всего, говоря о неимущественной составной применительно к интеллектуальным правам, не стоит выходить за пределы права авторства.


Самостоятельную и важнейшую группу гражданских прав автора составляют его имущественные права. Они включают использование результата и распоряжение самим правом.

Использование отличается от правомочия пользования по праву собственности, которое представляет собой извлечение полезных свойств вещи как потребительной стоимости. В интеллектуальных правах использование представляет собой придание результату творчества формы, пригодной или удобной для непосредственного потребления и приспособленной к пуску в экономический оборот, т.е. это категория, весьма близкая к традиционному распоряжению, имеющая как бы промежуточный характер. Использование - это превращение результата в такую форму или необходимые к нему приготовления. Так, использованием изобретения является изготовление изделия с применением изобретения, пуск этого изделия в продажу, в аренду и т.п. Чтение литературного произведения не является "использованием" в смысле авторского права, это только потребление, которое надо отличать от использования. Использованием в этом случае может считаться, например, издание рукописи или иное ее размножение.

Распоряжение - это уже оборот самого права: его отчуждение или выдача другим лицам разрешения на использование (предоставление лицензии). Автору принадлежат имущественные права на произведение в полном объеме.

Специфика интеллектуальных прав на нематериальные объекты заключается в том, что формы распоряжения ими более разнообразны, чем правами на материальные объекты. Правообладатель может распорядиться не только переходом принадлежащего ему права, когда его собственные права прекращаются и возникают у другого лица, но и предоставлением права, когда его собственные права сохраняются (хотя и с ограничениями, определяемыми обязательственными отношениями с другой стороной), но его контрагент получает право использования результата интеллектуальной деятельности (выдача лицензии).

Переход или уступка абсолютного (или квазиабсолютного) имущественного права означает полную передачу всех входящих в его состав правомочий (но уже как производных) другому лицу, в том числе как права использования, так и права распоряжения. Поэтому его надо отличать от предоставления права только использования (в этом случае для краткости можно говорить просто о "предоставлении права"), производимого по лицензионному договору и влекущего за собой только обязательственные права лицензиата и соответственно обязательственные ограничения лицензиара. Такое предоставление не влечет за собой правопреемства, лицензиат не становится правообладателем и правопреемником прежнего обладателя права. Поэтому предоставление права надо четко отличать от передачи права, от правопреемства. Здесь будет рассматриваться только эта последняя категория, если специально не оговорено иное.


Так можно охарактеризовать содержание прав автора.

После смерти автора правообладателем становится его наследник. Наследнику принадлежат только имущественные права, право авторства и право на имя к нему не переходят. Имущественные права переходят к наследнику в полном объеме, за исключением тех прав, которым закон придает личный характер (например, право следования). В некоторых случаях закон закрепляет за наследниками право защиты чести, достоинства и репутации покойного автора.

Из числа физических лиц в соответствии с законом обладателем исключительных творческих прав может быть также правопреемник автора по договору. Однако на практике по договорным основаниям права физических лиц, как правило, не возникают. Поэтому вопрос о статусе физического лица как договорного правопреемника автора неактуален и не заслуживает рассмотрения.

На этом вопрос о физических лицах как обладателях интеллектуальных прав на творческий результат может считаться исчерпанным.

К интеллектуальным правам нетворческого характера (включая фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения и даже секреты промысла, обозначаемые в быту как "ноу-хау", которые могут иметь автора, но для которых не устанавливается право авторства) применяется та же система оснований возникновения прав, что и для результатов материального производства. Факторы, определяющие специфику творческих интеллектуальных прав, здесь не действуют.


2. Юридическое лицо как правообладатель. Служебные результаты


Права юридических лиц на результаты творческой деятельности, как и все другие производные права этого рода, возникают на договорной основе, для них действуют общие основания.

Особых проблем с правами на уже существующие и охраняемые результаты, иначе говоря, с уже имеющимися правами не возникает, они могут переходить по правопреемству в общем порядке, предусматриваемом гражданским правом. Распоряжение уже существующими правами на всех звеньях цепочки передачи, осуществляемое не только самим автором, но и его правопреемниками, производится на одинаковых основаниях. Некоторая дифференциация может заключаться в выделении случаев, когда права переходят непосредственно от автора, с сохранением за ним имущественных прав, связанных с его личностью.

Содержание прав правообладателей определяется по общим правилам, они включают в себя все имущественные права - и право использования, и право распоряжения. Сюда же входит и право на получение всех выгод от коммерческой эксплуатации изобретения, иначе исключительное право утратило бы смысл.

Единственным основанием возникновения прав у юридических лиц является договор. В свою очередь, договор об отчуждении прав практически используется только в отношениях с юридическими лицами. Поэтому анализ, проводимый применительно к договору об отчуждении прав и основанному на нем правопреемству, непосредственно распространяется на основания возникновения прав юридических лиц, и наоборот. В обоих случаях речь идет об одном и том же.


Действующее авторское и патентное законодательство формулируют свою позицию о договоре как основании возникновения прав не вполне одинаково. Авторский закон не очень четок. Он прямо не упоминает уступку (переуступку) авторских прав, однако не содержит и ее запрета. Фигура умолчания имеет не одинаковое значение в разных условиях. В п. 2 ст. 421 ГК РФ говорится о допустимости заключения договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного законом или иными правовыми актами, важно только, чтобы он не противоречил общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8 ГК РФ). В условиях командно-административной экономики, когда оборотоспособность авторских прав была ограниченна, их отчуждение было неправомерным. Они могли принадлежать только автору и переходить по наследству. Единственной формой распоряжения была выдача лицензии.

Но с последовательным проведением рыночных принципов в авторском праве, начало которому положили Основы гражданского законодательства 1991 г., ограничения оборотоспособности авторских прав, в частности по субъектному признаку, отпали. Теперь договор об отчуждении имущественных авторских прав стал вполне правомерным, соответствующим общим началам и смыслу гражданского законодательства, независимо от его прямого упоминания в законе.

Реально за попытками отстаивать традицию неотчуждаемости авторских прав стоит не догматический подход, а вполне прагматический интерес. Деятельность Российского авторского общества (далее - РАО) основана на лицензионных отношениях, для него важно исключить полноценное рыночное начало, включающее отчуждение прав, к которому эта деятельность не приспособлена. РАО ориентировано на прежнюю систему, которой до сих пор соответствует вся организация его деятельности. Собственный интерес выдается за стремление защитить автора от экономического давления предпринимателя, хотя всем очевидно, что запрет отчуждения, как противоречащий основам экономической системы, попросту нереален, для его обхода найдется много способов. Реальные же пути обеспечения интересов автора в новых условиях могут оказаться несовместимыми с нынешней организацией деятельности РАО. Подлинное значение позиции РАО - в попытке хоть ненадолго сохранить прежние принципы функционирования.

Патентный закон, как уже отмечалось, совершенно четко устанавливает возможность уступки патента - права на изобретение. Более того, Патентный закон говорит о возможности уступки не только патента, т.е. уже существующего права на изобретение, но и права подачи заявки на выдачу патента. Такое право тоже уже существует как субъективное, ибо требования к изобретению закон формулирует как объективные и при наличии установленных законом признаков патентное ведомство обязано зарегистрировать право на изобретение. Право на получение патента имеет гражданско-правовой характер, оно является предметом экономического оборота, хотя существует много оснований его прекращения и оно менее надежно, чем право из уже выданного патента.