Файл: Dozortsev_Tvorcheskiy_rezultat_-_sistema_pravoobladateley-1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 546
Скачиваний: 1
Вопрос о правах на результат творческой деятельности, полученный в порядке выполнения заказа, актуален в первую очередь для изобретений; для произведений он может возникнуть в более узкой сфере, например в связи с программами для ЭВМ.
Очевидно, что во всех случаях заказчик получает производные права и основанием их передачи служит договор. При этом такой договор является одним звеном в цепочке договорных связей.
Если первоначальное право принадлежит автору, то проблемы со всеми остальными правообладателями решаются просто - им принадлежит производное право, основанием возникновения которого может быть только договор с автором (первоначальным правообладателем), все другие основания должны быть прямо названы в законе. Если закон содержит диспозитивную норму, то ее содержание не имеет определяющего значения, в конечном счете взаимоотношения сторон можно урегулировать договором.
Система прав при всех условиях строится по единой схеме - первоначальные права автора и производные права других правообладателей, выступающих в качестве правопреемников на разных звеньях единой цепи. Такая схема соответствует объективной сущности отношений, и только она позволяет сочетать интересы разных субъектов и избежать их конфронтации. Решение этой задачи посильно только единому закону, охватывающему весь комплекс правообладателей в целом. При фрагментарном регулировании неизбежен хаос.
Рассматривая статус юридических лиц как правообладателей, нельзя не остановиться специально на государственных организациях. На них распространяются все положения, относящиеся к юридическим лицам вообще, однако это не исключает их специфических черт.
Закон устанавливает особые основания возникновения исключительных прав на результаты творческой деятельности у государственных организаций. Если традиционным имуществом, первоначальные права на которое принадлежат государству, они наделяются административным актом государства, то правами на результаты творческой деятельности, которые первоначально принадлежат автору, они наделяются по договору с автором или по цепочке договоров, первым звеном которой является автор.
Однако в некоторых случаях государство устанавливает порядок, при котором в соответствии с договором права фактически могут возникнуть только у государства. В порядке исключения для этих случаев в "целях государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности" государство предусматривает передачу прав "либо организации-разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту" (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р). Как правило, это государственная организация. Основанием возникновения ее прав является сочетание договора с административным актом. На акционерные общества, акции которых полностью или частично принадлежат государству, входящие в число частных структур, может быть распространен режим государственных юридических лиц, в частности правила о наделении их правами на изобретения.
Но наиболее важен и интересен вопрос о природе прав организации, в ведение которой передается изобретение.
Государственные организации как юридические лица наделены государственным имуществом, которое закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
"Государственное имущество" представляет собой родовую категорию, включающую две разновидности - имущество, распределенное между государственными организациями, и имущество, находящееся в непосредственном распоряжении государства как такового, "казны". Мне уже приходилось писать о том, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления, как вещные права, вообще неприменимы к интеллектуальным правам, в настоящее время это встречает даже формальные препятствия (см. п. 1 ст. 216 ГК РФ) <*>. В отличие от традиционных имущественных прав права государственных организаций на результаты интеллектуальной деятельности - это права, принадлежащие последним на первичной основе, вполне самостоятельно, вне прав государства. Наиболее очевидным воплощением этого принципа является право на фирменное наименование, которое принадлежит только организации, любые права на него государства как такового не только бессодержательны, но и противоречили бы смыслу института. То же характерно для всех исключительных прав, хотя, может быть, не столь очевидно.
--------------------------------
<*> См.: Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. N 3. С. 62 - 73; N 4. С. 84 - 99.
Исключительные права, принадлежащие государственным организациям, не включаются в состав имущества государства, что получает и нормативное подтверждение. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132, к примеру, устанавливает, что для прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации, устанавливается особое правопреемство (п. 3). Это значит, что такие права не входят в состав имущества государства. Характерно, что термин "государственное изобретение" нигде не получил ни нормативного, ни какого-либо иного, например доктринального, применения.
Исключительные права государственной организации - это вообще не права государства. Они никогда не "просыпаются" как государственные и "проснуться" не могут. Это права государственной организации как таковой. Пунктом 7 ст. 63 ГК РФ установлено, что "оставшееся после удовлетворения кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим ВЕЩНЫЕ ПРАВА на это имущество или ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВА в отношении этого юридического лица..." (выделено мной. - В.Д.). Исключительные права не имеют вещного характера, и государство (учредитель) не имеет обязательственных прав в отношении государственной организации. Исключительные права последней в случае ее ликвидации вообще прекращаются.
Скорее всего, было бы целесообразно установить другое. Некоторые права на творческий результат с ликвидацией юридического лица продолжают действовать, правда, они принадлежат другому субъекту. Речь идет о неимущественном праве авторства, неотчуждаемом и непередаваемом. Логично было бы установить, что имущественные права прирастают к исходному неимущественному праву авторства и восстанавливаются у автора как у первоначального его обладателя. Без реальной заинтересованности правообладателя оно при всех условиях не будет реализовано и погибнет.
Из природы прав государственных юридических лиц следуют вполне четкие практические выводы.
3. Казна как правообладатель. Казенные изобретения
Государству как таковому нередко самому приходится принимать участие в экономическом обороте как субъекту гражданского права. Вместе с тем ГК РФ не относит его к числу юридических лиц, устанавливая для него особый статус, закон именует государство в таком случае казной, хотя и приравнивает к другим видам субъектов гражданского права - физическим и юридическим лицам. Пунктом 1 ст. 124 ГК РФ установлено, что властные структуры - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, а в п. 2 той же статьи они прямо именуются субъектами гражданского права и говорится о применении к ним норм, определяющих участие юридических лиц в этих отношениях, "если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов". К сожалению, этому последнему положению обычно не придается того значения, которого оно заслуживает, хотя государство и властные структуры вообще занимают особое положение и как участники гражданского оборота. Это проявляется и в правах на результаты творческой деятельности. Законодательство устанавливает особенности как в основаниях возникновения прав, так и в их содержании, равно как и в порядке осуществления.
Законодательство о казенных изобретениях обращено не только в будущее, но и в прошлое, к изобретениям, уже созданным ранее. При этом военные изобретения, законодательство о которых начало развиваться лишь в последние годы, когда поступления в бюджет стали привлекать внимание, послужили лишь поводом для установления некоторых общих положений. Постановление Правительства от 29 сентября 1998 г. N 1132 вообще адресовано изобретениям военного, специального и двойного назначения. Но оно говорит о правах казны на научно-технические результаты (т.е. в том числе и на изобретения), полученные "за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета".
Это условие вопреки распространенным представлениям относится не только к военным изобретениям, а ко всем изобретениям, созданным в период существования СССР, т.е. до 1992 г., когда действовала система авторского свидетельства, по которой исключительное право на изобретение принадлежало государству. Постановление лишь подтверждает сохранение права государства на такие изобретения, поскольку ходатайство о прекращении действия авторского свидетельства с одновременной выдачей патента (см. п. 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3518-1 "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации") не заявлялось. Основанием прав государства здесь служит выдача авторского свидетельства. Попутное упоминание новых изобретений, созданных за счет "средств федерального бюджета", не имело практического значения, об этом свидетельствует неоднократное повторение указанной нормы в последующих актах Правительства. В те же годы активизировались мероприятия по получению в бюджет доходов от использования старых кинофильмов, составляющих золотой фонд советской кинематографии. Но распространять внедоговорные основания, действовавшие при другой системе охраны, на новые изобретения было бы ошибкой.
После введения в действие Патентного закона 1992 г. ситуация изменилась коренным образом. На казну стали распространяться общие принципы, действующие для исключительных прав в отношении всех правообладателей. Первоначальным правообладателем она по-прежнему никогда не выступает, в качестве правопреемника она может иметь только производные права. Основанием правопреемства казны служит, как правило, договор, который должен быть заключен с предшествующим правообладателем и содержать прямое указание об уступке прав казне и об условиях такой уступки.
Основания возникновения прав казны раскрываются главным образом при рассмотрении понятия "казенное изобретение" - изобретение, принадлежащее казне. Казенное изобретение следует отличать от рассмотренного выше понятия изобретения, принадлежащего государственной организации. Казенное изобретение - это изобретение, принадлежащее непосредственно государству как таковому и не переданное никакой государственной организации, которой оно принадлежало бы. Права казны на изобретения возникают по общим основаниям, тем же, что и у остальных правообладателей. Эти права могут иметь только производный характер, поэтому основанием их возникновения является договор с правообладателем, не обязательно первоначальным, - это может быть и правообладатель промежуточного звена, имеющий производные права. Важно только, чтобы он был надлежащим, т.е. чтобы его права в конечном счете основывались на правах автора. Но при всем этом содержание такого договора, как правило, специфично и специально урегулировано законом. Такой договор связывается с так называемыми государственным заказом и государственным контрактом.
"Государственный заказ" - достаточно специальное понятие. Он представляет собой поручение, выдаваемое уполномоченным органом государственной власти от имени государства, хозяйственной организации на выполнение определенной хозяйственной операции, оплачиваемой за счет средств государственного бюджета или иных централизованных государственных средств (внебюджетных фондов). В государственном заказе государство выступает непосредственно как таковое, и закон именует его казной. Государственный заказ может выдаваться не только непосредственному исполнителю, но и промежуточному звену, на которое в этом случае ложится организационная работа по его выполнению. С ним и заключается государственный контракт, представляющий собой форму гражданско-правового договора, впрочем включающего и некоторые публичные элементы. Как правило, условие о переходе прав на изобретение включается в государственный контракт.
Сейчас договорное начало как основание возникновения прав казны начинает последовательно проводиться в нормативных актах, хотя рецидивы формулировок, дающих повод для внедоговорной конструкции, еще встречаются. Но все же можно с уверенностью утверждать, что при отсутствии условий договора о переходе прав казна не имеет права на изобретение, даже если на его создание затрачены казенные средства и оно создано при выполнении госзаказа. Сам по себе факт использования казенных средств для создания изобретения не является основанием возникновения прав казны. Но у государства как стороны договора, затратившей средства на создание изобретения, есть основания для того, чтобы выдвигать условия, в соответствии с которыми ему как таковому в лице уполномоченных им органов принадлежало бы право определять порядок использования таких изобретений и получать доходы от их эксплуатации.
При свободе договора у казны как государственного заказчика есть достаточно эффективное экономическое средство воздействия на контрагента, побуждающее последнего заключить договор об уступке прав на возможные будущие изобретения, притом на условиях, определяемых ею, - она может отказаться от заключения государственного контракта и выделения средств, заключить контракт с другим лицом и тем самым отдать ему средства, предназначенные для выполнения госзаказа. Более того, государство может издать нормативный акт, устанавливающий для государственного органа, уполномоченного заключать от имени государства государственный контракт, необходимые обязательные условия заключения такого контракта, в частности передачу казне прав на возможные будущие изобретения. Разумеется, из этого правила возможны исключения, но условия, при которых они допускаются, должны быть тоже установлены законом. Например, закон может предусматривать, что всякие исключения из общего правила допускаются только по решению Правительства Российской Федерации. Закон должен содержать предписания госзаказчику относительно содержания заключаемого им договора, иное может быть установлено только с разрешения Правительства.