ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 2927
Скачиваний: 6
45
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
Не применяется принцип субсидиарности в сфере исключительной компе-
тенции ЕС. Главным образом и преимущественно этот принцип реализуется
в рамках смешанной компетенции (вряд ли, например, можно представить себе
его использование в сфере общей иностранной политики, политики безопас-
ности или оборонной политики). Еще одна существенная оговорка состоит
в том, что, когда речь идет о государствах-членах, имеются в виду не только
трудности исполнения на уровне самих центральных властей, но равно также
и на региональном или местном уровне. Соответствующий Протокол содержит
довольно детализированные постановления, относящиеся к механизму и про-
цессу реализации принципа субсидиарности.
Протокол предусматривает, в частности, что все проекты законодательных ак-
тов ЕС должны в обязательном порядке направляться не только Европарламенту,
как раньше, но и парламентским учреждениям государств — членов ЕС. Каждый
из национальных парламентов обладает двумя голосами, которые распределяют-
ся между палатами национального парламента в зависимости от конституцион-
ного законодательства страны. В том случае, если 35% предусмотренных голосов
национальных парламентов подаются против проекта в связи с несоответствием
принципу субсидиарности, такой проект подлежит пересмотру.
Несколько иной, более низкий процент отрицательного минимума голосов
предусмотрен при принятии законодательного акта в рамках Пространства сво-
боды, демократии и законности. По получении итогов парламентских процедур
Комиссия или иной субъект права законодательной инициативы, выдвинувший
этот проект, могут либо принять мотивированное заключение о сохранении
проекта на рассмотрении, либо внести необходимые поправки в законопроект,
либо, наконец, снять его с повестки дня. В случае, если Комиссия решает под-
держать проект, вызвавший замечания или несогласие, она обязана передать
свое мотивированное заключение, как равно и заключения национальных
парламентов, на рассмотрение Европарламента. С учетом всех этих документов
проводится обсуждение в рамках общей законодательной процедуры. Закон-
ность соблюдения принципа субсидиарности контролируется Судом ЕС на осно-
вании ст. 263 Договора о функционировании ЕС. Для обсуждения и принятия
мотивированного заключения национальным парламентам отводится восемь
недель. Национальные парламенты при необходимости проводят консультации
с региональными и местными властями.
Во всех тех случаях, когда речь идет о мотивированных заключениях, свя-
занных с принятием законодательного акта, предусматривается установление
соответствия этого акта не только принципу субсидиарности, но в равной сте-
пени и принципу пропорциональности. Согласно этому принципу содержание
и форма любых актов и действий Союза не должны выходить за пределы того,
что необходимо для достижения общих целей, закрепленных в Договоре. Таким
образом, в широком смысле слова принцип пропорциональности находит
46
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
свое выражение в том, что действия или акты, принимаемые ЕС, не выходят
за пределы того, что предусмотрено непосредственно в учредительных актах.
Однако принцип пропорциональности трактуется и в несколько ином
смысле. Он предполагает не только разграничение сферы ведения ЕС между
государствами-членами, но и разграничение компетенций непосредственно
между институтами, органами и организациями ЕС. Констатация нарушения
общего принципа разграничения компетенции влечет за собой в случае вы-
несения судебного решения постановление о ничтожности принятого акта
(злоупотребление властью). Когда соответствующий акт принят или действия
предприняты тем или иным институтом или органом в нарушение его соб-
ственной компетенции, а не компетенции Союза, речь идет преимущественно
о злоупотреблении полномочиями. В случае констатации такого факта Судом
принятый акт считается недействительным.
Одним из важнейших средств осуществления контроля за соблюдением прин-
ципа пропорциональности институтами, органами и организациями ЕС является
предоставленное всем институтам право обращения в Суд ЕС с иском о защите
своих полномочий. Оно возможно всякий раз, когда, по мнению истца, имеет
место нарушение принадлежащей ему компетенции или в целом неправильная
квалификация тех или иных действий и актов соответствующего института ЕС.
Одним из инструментов согласования компетенции или осуществления ком-
петенций отдельными институтами, особенно в тех случаях, когда необходимо
взаимодействие институтов при подготовке или принятии решений, являются
межинституциональные соглашения. Они, как правило, заключаются по про-
цедурным вопросам, но затрагивают весьма существенные и важные аспекты
функционирования ЕС. Таковы, например, межинституциональные соглаше-
ния по бюджетным вопросам. Они позволяют уже на предварительной стадии
снять противоречия, которые возникают при подготовке проекта бюджета ЕС
и внесении его на рассмотрение Европарламента. Учитывая то обстоятельство,
что в подготовке проекта и в принятии бюджета, а равно долгосрочных финан-
совых планов важнейшую роль играют и Совет, и Европарламент, и Комиссия,
наличие таких соглашений позволяет упростить решение одного из сложнейших
вопросов функционирования ЕС.
Это приобретает особенно важное значение на современном этапе, посколь-
ку Договор о реформе вносит весьма существенные коррективы в процедуру
подготовки и принятия бюджета Союза и долгосрочных финансовых программ.
Действующие постановления, предусматривающие совместное участие Совета
и Европарламента в решении вопросов утверждения проекта, отдают преимуще-
ственное право определения расходов Совету. Правда, одновременно предусмо-
трено, что несогласие Парламента с предложениями Совета может повлечь за
собой отказ в его одобрении со стороны наднационального представительного
органа. В этом случае законопроект о бюджете не может вступить в силу.
47
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
Новелла, предлагаемая ДР, предусматривает существенную корректировку
процедуры. Отныне Европарламент получает право утверждать не только фа-
культативные, но и обязательные расходы, что в значительной мере повышает
его роль и значение в решении финансово-бюджетных вопросов ЕС. Совершенно
очевидно, что согласование действий и взаимоприемлемая процедура становятся
в этом случае особенно необходимыми.
Межинституциональные соглашения могут распространяться и на другие
сферы, играть важную роль в уточнении компетенции институтов и их взаи-
модействия при участии в процедуре принятия решения двух или более инсти-
тутов ЕС. В отчете о деятельности ЕС за 2007 год обращается особое внимание,
в частности, на разработку мер по упрощению законодательной процедуры
и ее ускорению при соблюдении принципов открытости, ответственности
и эффективности.
Значительную роль в контроле за соблюдением общих начал разграничения
компетенции, особенно в плане борьбы против злоупотреблений и в интересах
реализации и защиты принципа пропорциональности, играют органы и орга-
низации специализированного контроля. Несколько повысилась роль Омбуд-
смана ЕС, осуществляющего контроль в сфере административной деятельности.
Активизировалась деятельность Агентства по контролю за соблюдением прав
человека, начавшего работать в 2006 году. Таким образом, принцип пропорцио-
нальности выступает как правовая основа определения легитимной компетен-
ции Союза и одновременно разграничения компетенции между институтами,
органами и организациями ЕС.
Принцип наделения полномочиями лежит в основе построения и жизне-
деятельности ЕС, определяет сферу его ведения. Принципы субсидиарности
и пропорциональности определяют порядок его функционирования, структуру
и практическую деятельность институтов, органов и организаций (агентств) ЕС.
Как позитивное начало можно отметить, что ДР более четко, нежели
предыдущие учредительные акты, определяет роль и содержание принципов,
лежащих в основе построения и функционирования ЕС.
ГЛАВА 3
Основные устои, цели, задачи и принципы
Европейского Союза
3.1. Общие положения
Приверженность общим идеалам, устоям и ценностям — одно из важней-
ших условий формирования и стабильности интеграционных объединений.
Применительно к общим идеалам речь идет об объединяющих исторических
ценностях, моральных устоях, получивших свое отражение и закрепление
48
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
в общественном сознании. Право не устанавливает эти ценности и идеалы,
оно лишь фиксирует и подтверждает их существование, на них основывается
и опирается, что обеспечивает его максимально полную реализацию. На базе
общих ценностей формируется институциональная структура, определяются
закрепляемые в праве цели и задачи, которые ставит перед собой интеграци-
онное объединение. Общность устоев придает интеграционным процессам
стабильность и определенную направленность. Основополагающие ценности
в основном остаются неизменными и по общему правилу сохраняются и про-
возглашаются во всех учредительных актах ЕС. Непосредственно в документах
они могут по-разному формулироваться, претерпевать определенные изменения,
но по своей сути остаются, в принципе, неизменными.
Основополагающие ценности, заложенные в фундамент интеграционного
образования, предопределяют характер и способы достижения тех целей, ко-
торые оно (это интеграционное объединение) перед собой ставит. Практически
такого рода цели и задачи формулируются и реализуются в рамках стратегии
развития, которая также может претерпевать определенные изменения на тех
или иных этапах эволюции интеграционного процесса в зависимости от вну-
тренней и внешней конъюнктуры. Цели и вытекающие из них задачи получают
закрепление в нормативных правовых актах. Это прежде всего учредительные
договоры, а также акты, принятые в их развитие. Они непосредственно отража-
ют специфику встающих пред ЕС проблем, а равно определяют средства, условия
и пути достижения поставленных целей. Соответственно, в учредительных
договорах может определяться общая цель, например достижение экономиче-
ского и социального прогресса. В актах, принимаемых во исполнение договора,
определяются структуры, на которые возлагается решение вытекающих из этой
цели задач, материальные средства, необходимые для их достижения, условия
и сроки их реализации.
О том, как эволюционировала постановка задач, связанных с решением про-
блем стабильного экономического подъема и развития с момента создания Ев-
ропейских сообществ и по настоящее время, можно проследить на конкретных
примерах. Одной из главных задач, которая была выдвинута с образованием
Европейского экономического сообщества (ЕЭС), стало формирование обще-
го рынка. По мере эволюции Сообществ, продвижения по пути, намеченному
в первоначальном учредительном акте, в решение поставленной задачи вносятся
существенные коррективы. Единый европейский акт 1976 года формулирует
в качестве новой задачи переход к построению единого внутреннего рынка.
Показательно, что в этом Акте дается одновременно и весьма четкое, что не
очень часто встречается в рамочных актах, определение того, что понимается
под единым внутренним рынком. Вплоть до последнего времени решалась как
бы параллельная и взаимосвязанная двуединая задача — завершение форми-
рования общего рынка и построение единого внутреннего рынка. ДР уже не
49
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
содержит постановлений, относящихся к общему рынку. Они отсутствуют
в тексте Договора. Речь идет о дальнейшем развитии и углублении единого
внутреннего рынка. Цель остается неизменной, задачи меняются.
Всю свою практическую деятельность, описываемую при формулировании
целей и задач, ЕС должен осуществлять на базе не только общих начал, но
и принципов, которые лежат в основе построения и функционирования инте-
грационных объединений.
Такого рода принципы, лежащие в основе построения самого интеграцион-
ного образования, а равно определяющие порядок и условия его деятельности,
находят непосредственное отражение и закрепление в учредительных актах.
Показательна в этом отношении ст. 6 Маастрихтского договора о Европейском
Союзе, которая определяет принципы построения и деятельности ЕС. Они
остаются неизменными вплоть до введения в действие Лиссабонского договора.
Он уточняет и предлагает определенные коррективы, связанные с общей про-
граммой сформулированных в нем реформ.
Как правило, в учредительных актах не даются формулировки, раскрываю-
щие содержание основных понятий и проводящие различия между устоями,
ценностями, целями, задачами и принципами. Нередко в рамках одной и той
же статьи или блока статей учредительного акта определение конкретных цен-
ностей, целей, задач и принципов дается вперемежку, что порой затрудняет их
понимание и восприятие. В учебной литературе это приводит к тому, что иногда
смешивается понимание принципов, лежащих в основе построения интеграци-
онного объединения, и принципов, которые определяют порядок деятельности
институтов ЕС в конкретных областях. Конечно, речь идет в действительности
о неоднозначных категориях, иначе неизбежно смешение понятий.
3.2. Основные ценности и устои ЕС
В Лиссабонском договоре, как равно и в предшествующих учредительных актах,
указание на ценности, лежащие в основе создания, построения и функциониро-
вания ЕС, излагаются в Преамбуле. При формулировании этих ценностей, лежа-
щих в основе ЕС, авторы договора о реформе в значительной мере использовали
предшествующие документы, в том числе проект Конституционного договора.
Одновременно они несколько уточнили ранее встречавшиеся формулировки.
Применительно к основным устоям речь идет о таких нетленных и незыбле-
мых ценностях, как историческое наследие народов Европы. Оно включает в себя,
согласно абзацу 2 Преамбулы ДР, культурное, религиозное и гуманитарное на-
следие европейского континента. Формулировка более чем широкая, особенно
если принять во внимание, что историческое наследие континента чрезвычайно
разнообразно и многопланово. Учитывая это, авторы Договора уточняют, что
историческое развитие приводит к формированию общих или универсальных
ценностей. Таковыми выступают неотъемлемые и неотчуждаемые права