Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2928

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

50

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

и свободы человека, а равно свобода, демократия, равенство и правовое госу-
дарство. К  результатам исторической эволюции отнесены в  Преамбуле пре-
кращение разделения европейского континента, приверженность построению 

объединенной Европы будущего. Соответственно, государства  — участники 

ДР торжественно подтверждают свою приверженность принципам свободы, 
демократии, уважения прав человека и основных свобод, а равно принципам 
правового государства. 

Некоторые из формулировок, воспринятые в  ДР, вызвали определенную 

дискуссию, а порой и острую полемику в предшествующие годы. Это относится, 
например, к указанию на общее религиозное наследие. Конечно, говорить о нем, 
не уточняя содержания понятия, не вполне корректно. Оно тем более требует 
уточнения, поскольку государства, ныне входящие в состав ЕС, принадлежат 
к так называемому христианскому миру. Соответственно, можно полагать, что 
именно догматы и ценности христианской религии лежат в фундаменте Евро-
пейских сообществ и ЕС. 

Однако оппоненты этой точки зрения, тем более ее закрепления в Договоре, 

обращают внимание на то, что в перспективе в составе ЕС могут оказаться госу-

дарства, доминирующая религия которых не является разновидностью христи-

анства. На протяжении многих лет идут переговоры о вступлении в ЕС Турции. 

Достигнуто соглашение о придании Турции статуса государства, являющегося 
кандидатом на вступление в  ЕС, со всеми вытекающими юридическими по-

следствиями. Правда, все это еще далеко не предопределяет прием Турции в ЕС. 
Тем более что против такого решения выступает ряд влиятельных государств 

в рамках объединенной Европы. Совершенно очевидно, что введение в учре-
дительный договор указания на общность религиозных истоков и  традиций 

еще более осложняет решение вопроса. Тем не менее в Лиссабонском договоре 
соответствующая формулировка, хотя и  в виде указания на религиозное на-
следие, присутствует. Во что это может вылиться, покажет будущее. Сегодня 

лишь логично предположить, что наличие такого положения может создать 
дополнительные трудности при решении вопроса о приеме Турции в состав ЕС. 

Приведенному положению о религиозных традициях можно в какой-то мере 

противопоставить положение Договора, относящееся к  углублению солидар-
ности между народами. Согласно ДР оно предполагает уважение исторических, 
культурных и иных традиций каждого из европейских народов. К этой же группе 

аргументов можно было бы отнести и положение, подтверждающее уважение 

национальной самобытности. К числу аналогичных аргументов можно добавить 
указание на стремление ЕС утвердить собственную европейскую идентичность. 
Как бы то ни было, судя по выступлениям и  заявлениям видных западных 
политических деятелей и  по работам экспертов и  исследователей, проблема 
вхождения в  состав ЕС исламского государства остается весьма деликатной 
и непростой для решения.


background image

51

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Из трудности отыскания компромисса проистекает стремление многих ав-

торов перевести вопрос о возможной конфронтации различных религиозных 
воззрений и верований в иную, в частности правовую, плоскость. На первый 

план выдвигается проблема подтверждения универсальных ценностей в виде 
всеобщих, неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека. Впрочем, и в этом 
контексте ситуация с приемом Турции в состав ЕС остается весьма сложной. 
Именно против турецких властей вынесено большинство наиболее громких 
и известных решений Европейского суда по правам человека, связанных с кон-

статацией неправомерности предпринятых ими действий или даже сложившей-
ся практики систематического нарушения требований ЕКПЧ. 

С правовой точки зрения проблема уважения и соблюдения основных цен-

ностей, лежащих в основе ЕС, неразрывно связана с соблюдением прав человека. 

Согласно ст. 2 ДЕС «Союз основан на таких ценностях, как уважение человече-
ского достоинства, свободы, демократии, равенства и правового государства, 

как равно и  уважение прав человека, включая права лиц, принадлежащих 
к меньшинствам. Эти ценности являются едиными для всех государств-членов, 

общество которых характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпи-

мостью, господством правосудия, солидарностью, а равно равенством между 
женщинами и мужчинами».

Приведенная статья служит своего рода юридическим воплощением тех 

общих положений, который содержатся в Преамбуле ДР. Будучи конкретизиро-

ваными в юридическом плане, эти положения могут послужить основанием для 
правовой защиты и осуществления конкретных действий по контролю за соблю-
дением государствами-членами основных ценностей, лежащих в основе Союза. 

Политический контроль за соблюдением основополагающих ценностей пря-

мо предусмотрен учредительными договорами и закреплен и уточнен в ДР (ст. 
7 ДЕС). Он определяет возможности и условия привлечения к ответственности 
государств-членов, коим предъявлено обвинение в нарушении или в посягатель-

стве на основные устои ЕС. Договор описывает соответствующую процедуру 

и предусматривает возможность наложения санкций вплоть до приостановки 
прав членства, но не исключения из состава ЕС. Таковое ДР не предусмотрено. 

Констатация угрозы нарушения основных ценностей относится к  компе-

тенции Совета ЕС. Он рассматривает ситуацию на основе мотивированного 

предложения не менее чем трети государств — членов ЕС, Европарламента или 
Европейской комиссии. Совет принимает решение большинством в 4⁄5 голосов 
всех своих членов при условии предварительной апробации проекта решения 

со стороны Европарламента. Вынесению решения должно предшествовать 

заслушивание представителя привлекаемого к ответственности государства. 

На этой стадии Совет может ограничиться вынесением решения о наличии 

серьезной и реальной угрозы соблюдению основных ценностей, определяемых 

в ст. 2 Договора. В этом случае Совет адресует свои рекомендации привлекаемому 


background image

52

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

к ответственности государству. Совет призван также регулярно осуществлять 
контроль за тем, сохраняются ли условия, причины и мотивы, которые привели 
к принятию решения, содержащего подобную констатацию.

В том случае, если речь идет не просто о  констатации риска нарушения, 

а непосредственно о тяжелом нарушении устоев ЕС, вопрос рассматривается 
Европейским советом. Он принимает решение на основе принципа единогласия 

по предложению не менее трети государств — членов Союза или Европейской 
комиссии после того, как соответствующая апробация имеет место со стороны 
Европарламента. Принятию решения о наличии тяжелой и стабильной угрозы со 

стороны государства-члена ценностям ЕС предшествуют запрос и объяснения 
обвиняемого государства. Европейский совет предлагает государству-члену 

представить по поводу выдвинутых против него обвинений необходимые 

объяснения.

В случае, если на основе проведенного рассмотрения решение, констатирую-

щее серьезную и постоянную угрозу, вынесено, Совет ЕС, принимая решения 
квалифицированным большинством, может приостановить осуществление 

определенных прав государством-нарушителем (в их числе запрет или приоста-

новка участия в голосовании представителей правительства данного государ-

ства — члена ЕС, включая их деятельность в Совете). Вынося подобные реше-

ния, Совет должен, однако, принять во внимание определенные последствия, 

связанные с приостановлением прав членства в отношении прав и обязательств 
физических и юридических лиц, связанных с членством в ЕС наказываемого 

государства. При этом, даже в  случае приостановления определенных прав 
и правомочий, все положения Договора, обязывающие государство — члена 
ЕС, остаются в силе и подлежат исполнению. 

Совет продолжает отслеживать ситуацию, сложившуюся после вынесения 

решения. В случае, если он сочтет, что произошли позитивные перемены, он 
может предложить внести соответствующие изменения в решение, вынесенное 

Советом или Европейским советом. Порядок и условия принятия решения при 

вынесении такого рода постановлений определяются в ст. 354 ДФЕС. Обращает 
на себя внимание, что ДР вводит более жесткие процедуры принятия решений 
в отношении возможной или сложившейся угрозы основным ценностям ЕС, не-
жели предшествующий учредительный акт. Не исключено, что в определенной 

степени это связано с имеющим место расширением состава ЕС. 

3.3. Цели ЕС

Цели, закрепляемые в праве ЕС, образуют одну из его важнейших сущност-

ных характеристик. Сама по себе прокламация целевых установок не есть нечто 
новое в праве. Она нередко присутствует и в национальных правовых системах. 

Суть различий в данном случае не в самом факте целеполагания, а в его месте 

и роли в праве ЕС. 


background image

53

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

В национальной практике цели трактуются преимущественно как своего рода 

декларации о намерениях. В крайнем случае они квалифицируются в качестве 
рамочных норм, оказывающих определенное воздействие на процесс нормот-
ворчества. Иное положение имеет место в Европейском Союзе. 

В праве ЕС формулирование и  закрепление целей Союза имеет особо 

важное и  даже приоритетное значение. Подобное положение вытекает из 

самой сути Союза, который создается государствами-членами во имя дости-

жения общих целей. Соответственно, строгое определение целей — одно из 
важных условий его существования. Закрепляемые в правовых нормах цели 
определяют вектор развития ЕС, его юрисдикцию, структуру, построение 
и функционирование его институциональной системы. Если квалифицировать 
интеграцию как процесс, то цели определяют его направленность, последова-
тельность и поэтапность. 

Все сказанное подтверждает вывод о  том, что нормы  — цели занимают 

особое и  важнейшее место в  праве ЕС. Судебная практика ЕС особенно на-
стойчиво в  рамках преюдициальной процедуры устанавливает и  закрепляет 

приоритетный характер норм — целей в случае правовых коллизий, а равно 
при установлении законности правовых актов ЕС и их толковании. 

Закрепляемые в нормах права ЕС цели служат основой для контроля над 

законностью и функционирования всего механизма интеграции. В свою очередь 
целевые установки ЕС претерпевают определенную эволюцию по мере развития 
интеграционного процесса. Эти изменения неразрывно связаны с конкретными 
историческими условиями становления и эволюции интеграционных объеди-
нений и решением ставящихся перед ними задач. 

Положения, относящиеся к  определению целей ЕС, содержатся во всех 

учредительных договорах. Ввиду исторических особенностей и  условий ста-
новления и эволюции европейского права каждый из договоров, образующих 
правовую основу ЕС, дает сравнительно конкретную трактовку общих целей 
первоначально Сообщества, а затем Сообщества и Союза. Договор об учреж-
дении Европейского экономического сообщества, подписанный в  1957  году, 
вполне естественно делает акцент на вычленение целей и задач экономического 
и  социального развития с  особым упором на экономических проблемах. По-

следующие акты (Единый европейский акт 1986 года, Маастрихтский договор 
1992 года, Амстердамский договор 1997 года, Ниццкий договор 2001 года) вносят 

значительные изменения и дополнения в перечень и содержание целей, стоящих 
пред Сообществом. Связано это прежде всего с расширением круга ведения 
Европейского сообщества и изменениями в механизме их достижения. В До-
говорах о Сообществах нередко не только формулируются краткосрочные цели 
и задачи, но и устанавливаются перспективы развития. Это весьма отчетливо 
можно проследить на примере реализации таких целей, как построение общего 

рынка и постепенное создание единого внутреннего рынка. 


background image

54

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

В рамках всех редакций Договоров о Сообществе определяются также, как 

правило, основные этапы достижения поставленных целей. Один из наглядных 

тому примеров — программа построения Экономического и валютного союза. 
Впервые она была зафиксирована в Едином европейском акте. Основные этапы 

построения ЭВС закреплены в Маастрихтском договоре.

C подписанием ДЕС в  новый учредительный акт вносятся развернутые 

постановления, относящиеся к целям Союза. Они по общему правилу носят 
рамочный характер. Это, скорее, цели, выражающие ценностные ориентиры, 
нежели цели, определяющие практику функционирования институтов и реали-
зацию общих политик. Отличия, присутствующие в Договоре о Сообществе и в 
ДЭС, в отношении целей в значительной мере отражают направленность вновь 
принимаемых учредительных актов. Договор о Европейском Союзе, в отличие 

от предшествующих актов, уделяет значительно большее внимание проблемам 

внешней политики и безопасности, сотрудничеству в области внутренних дел, 
решению задач, связанных с гарантиями прав и свобод человека. Соответствен-
но, при определении целей ЕС говорится о  внешнеполитической направлен-
ности его деятельности, организации и активизации борьбы с преступностью 
и сотрудничестве государств-членов в этой сфере. Рост угрозы безопасности 

странам  — членам ЕС и  сама конкретика исторических событий выдвигают 

в качестве одного из важных направлений деятельности задачи борьбы с тер-
роризмом, ограждения законных прав и интересов населения и прежде всего 
граждан ЕС (институт гражданства ЕС появился с подписанием Маастрихтского 
договора и детализируется в ДР). 

Нередко определение целей в каждом из учредительных договоров начинает 

накладываться друг на друга, появляются определенные повторы, хотя и сохра-
няются нюансы в конкретных формулировках. Подобная ситуация, конечно, не 

способствовала пониманию и единой трактовке целей и задач, стоящих перед 
Сообществами и Союзом. Поэтому при подготовке Конституционного догово-

ра была одновременно проведена работа по унификации целей. Это было тем 

более необходимо, что сами Сообщества как структурный элемент переставали 

существовать. Ту же тенденцию выработки и закрепления в общих формулах 

целей Союза сохраняет и Лиссабонский договор 2007 года. 

Поскольку правовую основу ЕС образуют, согласно ДР, два учредительных 

акта — Договор о ЕС и Договор о функционировании ЕС, необходимо было 

провести определенную унификацию и  сосредоточить в  рамках одного из 
договоров постановления, относящиеся к определению целей. Так как общие 
ценности и  принципы построения и  функционирования ЕС закреплялись 
преимущественно в Договоре о Европейском Союзе, вполне естественно, что 
именно в этом акте были определены и общие цели ЕС в их новой редакции. 

Своеобразное «распределение обязанностей» между двумя учредительными 

актами приводит к тому, что в ДЕС даются установочные цели и соответствующие