ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 2931
Скачиваний: 6
55
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
рамочные постановления, а конкретика, связанная с их реализацией, содержится
преимущественно в постановлениях ДФЕС. Своего рода общим знаменателем
для обоих учредительных актов остаются преамбулы каждого из них, в которых
отдельные целевые установки повторяют друг друга. Конечно, проведенная рабо-
та по систематизации права ЕС позволила в определенной степени упорядочить
постановления, определяющие цели Союза. И все же полностью устранить все
возможные разногласия в трактовке и регулировании механизма достижения
целей авторам текста так и не удалось. Впрочем, это касается преимущественно
вопросов, связанных с реализацией отдельных постановлений.
Устранение разногласий либо достигается путем предоставления высшим
руководящим институтам права пересматривать процедуру вынесения ре-
шений, либо сохраняется в компетенции Суда Европейского Союза. Суд ЕС
по-прежнему дает обязательную для всех государств-членов (как и для любых
других субъектов права ЕС) трактовку и толкование правовых установлений
Европейского Союза. Поскольку оба учредительных акта, лежащих в основе ЕС,
не исключают, а порой даже создают предпосылки для возникновения коллизий,
их разрешение остается в юрисдикции Суда ЕС.
Постановления, определяющие общие цели ЕС, носят характер рамочных
установлений. На их основе формулируются конкретные задачи, порядок
и условия их достижения и разрешения. Соответственно, сама формулировка
целей выстроена таким образом, чтобы строже определять общее направление
деятельности ЕС при опоре на те ценности и принципы, которые в учредитель-
ном акте закреплены.
Уже само по себе то обстоятельство, что ДР выступает как основополагающий
акт, предусматривающий перспективы развития и программу реформ, неизбеж-
но влияет и на содержание формулируемых целей ЕС. В ДР нет постановлений,
которые бы позволяли рассматривать их в качестве критериев систематизации
и выявления целей. Цели как таковые прокламируются самим актом, причем
нередко авторы текста не слишком строго следуют последовательности их
вычленения и сведения в единую систему.
Поэтому, например, при изложении задач внешнеполитического характера
они формулируются не только в преамбулах, но и, соответственно, в разделе V
ДЕС и в части пятой ДФЕС. Нередко в данной сфере цели излагаются непосред-
ственно в постатейном оформлении. В результате внешнеполитические цели
закрепляются в отдельных статьях, применимых к предмету регулирования.
Они могут присутствовать также в разных абзацах отдельных статей и не всегда
органически связаны между собой. При рассмотрении этих целей, очевидно,
будет целесообразным выстраивать их в зависимости от содержательной на-
правленности, определяемой программой деятельности.
Нет достаточной терминологической точности в изложении отдельных це-
левых установок. Так, в Преамбуле ДФЕС говорится о том, что главной целью
56
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
Союза является неуклонное и постоянное улучшение условий жизни и занятости
населения. Однако, хотя подобная цель именуется главной, она занимает лишь
третье место в перечне целевых установок ЕС. Видимо, надо судить о значимости
цели и того, как она сформулирована в Договоре, не по месту ее расположения,
а по той роли, которую она играет, и ее значимости для обеспечения существо-
вания и функционирования ЕС. С учетом сказанного можно дать перечень
общих целей ЕС, сделав, однако, оговорку о том, что место в этом перечне вовсе
не означает, что данная целевая установка является более важной, чем все иные.
Их, скорее, необходимо рассматривать в комплексе и взаимосвязанно.
Общие цели ЕС изложены в ст. 3 ДЕС. Следует, однако, еще раз подчеркнуть,
что отдельные целевые установки могут фигурировать и в других разделах
Договора. Кроме того, нередко цели увязываются с порядком и процедурой
их осуществления. Соответствующие положения особенно часто встречают-
ся в Договоре о функционировании ЕС. Условия и порядок их достижения
и осуществления определены, в частности, в той части постановлений, кото-
рые устанавливают основные категории и виды компетенции ЕС. Порядок их
осуществления в решающей степени связан с условиями осуществления ком-
петенции Союза. Эти последние закреплены в разделе I части первой Договора
о функционировании ЕС и включают ст. 2, 3, 4, 5 и 6 ДФЕС. Целый ряд важных
постановлений, относящихся к целям ЕС, изложен также в разделе II той же
части первой, они посвящены общему порядку осуществления компетенции ЕС.
Практически речь идет, главным образом, об определении конкретных задач
и действий, в которых должны найти свое отражение цели Союза.
Согласно ст. 7 ДФЕС Союз осуществляет контроль за обеспечением единства
и монолитности различных политик и действий, принимая во внимание всю
совокупность задач и исходя из принципа наделения компетенцией. В ст. 9 того
же раздела говорится о том, что при определении и претворении в жизнь поли-
тик и действий ЕС он должен принять во внимание потребности в повышении
и улучшении уровня занятости, обеспечении адекватных социальных гарантий,
борьбы против социальной изоляции, а равно способствовать повышению
уровня образования, профессиональной подготовки и здравоохранения. В сле-
дующей за этим ст. 10 подчеркивается, что при определении и осуществлении
общих политик и действий Союз направляет свою деятельность таким образом,
чтобы исключить всякую дискриминацию по признакам расы, пола, этнического
происхождения, религиозных убеждений, возраста или иных причин.
Среди общих положений, соблюдение которых необходимо при деятельно-
сти, направленной на достижение целей, фигурирует и ряд других важнейших
условий. В их числе, например, требования о защите окружающей среды и обе-
спечении защиты прав потребителей, которые носят характер горизонтальных
постановлений. Помимо констатирующих положений, соответствующий раздел
содержит также ряд отсылочных норм, указывая зачастую лишь на необходи-
57
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
мость разработки соответствующего законодательства и процедуры его при-
нятия. Таковы ст. 14 относительно естественных монополий и ст. 15 о значении
принципа открытости для обеспечения надлежащего управления, а равно
и последующие статьи ДФЕС. Заслуживает также внимания содержащееся в ДР
указание на то, что порядок осуществления общих целей может отличаться
определенной спецификой в тех случаях, когда речь идет о зоне евро. Это специ-
ально подчеркивается в формулировках отдельных статей и, в частности, той,
которая говорит о необходимости координирования экономических политик
в рамках Союза. Соответствующие меры и прежде всего выработка основных
ориентиров осуществления подобных политик возложена на Совет ЕС. Однако
применительно к зоне евро могут быть приняты в этой области и специальные
постановления, вырабатываемые при участии органов еврозоны.
Главные, наиболее важные и существенные цели ЕС изложены в ст. 3 ДЕС.
Они сформулированы в виде пяти пунктов. В каждом из них раскрываются пред-
назначение Союза, его историческая миссия и роль. Так, в пункте 1 выделяются
три главных направления деятельности ЕС. Это, во-первых, защита интересов
мира, во-вторых, продвижение ценностей ЕС и, в-третьих, поддержание и обе-
спечение благополучия и благосостояния народов ЕС. Впрочем, разработчики
ДР не пошли далее по предложенной в пункте 1 схеме. В последующих пунктах
данной статьи вычленяются главным образом положения, которые, видимо, по
мнению авторов Договора, имеют особую значимость и являются особо акту-
альными для современного состояния европейской интеграции и деятельности
Европейского Союза.
На первое место среди конкретизирующих постановлений ст. 3 ДЕС выно-
сится создание Пространства свободы, безопасности и законности. Подобная
цель предполагает деятельность, сочетающую в себе решение вопросов как
внутренней, так и внешней политики в их тесной взаимосвязи. Общее про-
странство предполагает отсутствие внутренних границ. В его рамках обеспечи-
вается свобода передвижения и экономической деятельности. Оно увязывается
одновременно с мерами по осуществлению контроля на внешних границах,
регулированием права убежища и миграционных процессов. В рамках этого
пространства обеспечивается принятие мер по предупреждению преступности
и борьбе против ее проявлений, сотрудничество в деле гармонизации права.
Характеризуя данное целевое назначение соответствующего постановления
ДЕС, следует обратить внимание на процесс коммунитаризации Шенгенских
договоренностей. Одно из первых принципиальных положений жизнедеятель-
ности ЕС — свобода передвижения лиц и свобода предпринимательской деятель-
ности — дополнены постановлениями, которые получили закрепление и раз-
витие в Шенгенских договоренностях (Шенген-1 и Шенген-2). Эти последние
и были отчасти закреплены в Амстердамском и Ниццском договорах. Отмечая
вычленение в качестве одной из важнейших целей борьбу с преступностью,
58
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
нельзя не обратить внимание на то, что в документах и актах Европейского
Союза последних лет эта цель в значительной мере детализирована, причем
особо важное значение придается борьбе с организованной трансграничной
преступностью и терроризмом.
Восприятие в целях ЕС положений, которые еще недавно рассматривались
как установки, свойственные реализации концепции продвинутого сотрудни-
чества, свидетельствует о новых тенденциях в правоприменительной и право-
охранительной деятельности Европейского Союза. Это тем более важно, что не
всегда и не на всех направлениях достижения ЕС, в частности в сфере право-
вого сотрудничества, особенно заметны и ощутимы. В определенной степени
подобным формулировкам целей ЕС соответствуют и содержащиеся в ДФЕС
новые постановления, детализирующие сотрудничество государств — членов
ЕС в различных областях права и обеспечения правопорядка. В какой-то мере
выдвижение в качестве цели ЕС построения Пространства свободы, демокра-
тии и законности может служить указанием для тех государств — членов ЕС,
которые пока все еще не полностью принимают и поддерживают шенгенские
договоренности. По состоянию на начало 2009 года в общее шенгенское про-
странство входили 28 государств, в том числе 3 государства, не состоящие в ЕС
(Норвегия, Исландия и Швейцария.) Согласованная позиция ЕС по этой про-
блеме была одобрена на сессии Европейского совета в декабре 2008 года. С этой
позиции ЕС будет выступать и на международной арене.
Центральное место в перечне общих целей ЕС занимают положения эконо-
мического и социального характера. ЕС создает внутренний рынок (следует еще
раз напомнить, что термин «общий рынок» из новых учредительных договоров
полностью изымается). Союз добивается устойчивого и сбалансированного
экономического роста и обеспечивает стабильные цены. Его основу, согласно
ДЕС, образует высококонкурентоспособная, социально ориентированная
рыночная экономика, способствующая росту занятости и социальному про-
грессу. К главным целям ЕС отнесено также обеспечение максимально высоко-
го уровня защиты окружающей среды. Включение проблем экологии в число
важнейших целей ЕС должно оказать, очевидно, поощрительное воздействие
на меры, принимаемые в этой области внутри ЕС. Одновременно подобное
указание должно иметь определенные международные последствия, особенно
учитывая предстоящее окончание срока действия Киотского протокола и не-
обходимость выработки на международном уровне принципиально важных
решений в этой области.
В новой редакции ДЕС подтверждается такая цель, как поддержка и про-
движение научного и технологического прогресса. Лапидарность используемой
формулы продиктована тем, что никто не ставит под сомнение важность и зна-
чимость подобной целевой установки, во всяком случае, на уровне государств —
членов. Речь может идти, очевидно, лишь о необходимости конкретизации этой
59
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
цели и привлечении большего внимания государств — членов ЕС к решению
соответствующих проблем.
Среди целей социального порядка в ДЕС особо подчеркивается борьба с со-
циальной отчужденностью и дискриминацией, обеспечение равенства между
женщинами и мужчинами, солидарность между поколениями, защита прав
ребенка. ЕС надлежит обеспечивать правовую и социальную защиту своих
граждан. Решение всех такого рода задач должно опираться на повышение
экономической, социальной и территориальной сплоченности и солидарности
государств — членов ЕС. Одновременно ЕС уважает и поддерживает богатство
и разнообразие культурных и лингвистических особенностей народов ЕС и обе-
спечивает защиту и развитие европейского культурного наследия.
К числу целей ЕС отнесен целый ряд постановлений, регламентирующих
достижение этой цели, сформулированной в ДФЕС, создание и развитие эко-
номического и валютного союза государств, входящих в еврогруппу, и чьей
национальной валютой является евро.
Пункт 5 ст. 3 ДЕС посвящен иностранной политике ЕС и участию и роли
Союза в современных международных отношениях. Интересен сам подход
к формулированию соответствующей цели. Речь идет, в частности, о том,
каким образом ЕС должен выстраивать свои отношения с остальным миром.
Иностранная политика ЕС, как и в прошлом, сохраняет экспансионистский
характер. ЕС ставит своей целью утверждение и продвижение ценностей и ин-
тересов ЕС. Он участвует в защите интересов и прав своих граждан. Исходя
из этих положений, ЕС берет на себя миссию сохранения и сплочения мира,
поддержания безопасности и обеспечения устойчивого развития всей планеты.
Смыслом своих внешних целей ЕС провозглашает упрочение солидарности
и взаимоуважения народов и защиту прав человека. К числу важнейших целей
ЕС отнесены также борьба с бедностью, защита прав человека и особенно прав
ребенка. Осуществляя все эти цели, Союз основывает свою деятельность на под-
держке и развитии международного права и уважении принципов Устава ООН.
Положения пункта 5, посвященные изложению внешнеэкономических целей,
носят, безусловно, самый общий и в определенной степени даже сумбурный
характер. Порой весьма трудно определить, чем вызван тот или иной ценност-
ный ориентир и почему отсутствуют другие целевые установки. В результате
соответствующий пункт ст. 3 ДЕС можно квалифицировать как самую общую
ориентацию внешней деятельности Союза. Гораздо более конкретный характер
носят те постановления, которые касаются иностранной политики и деятель-
ности ЕС в сфере международных отношений. Они изложены в разделе V
ДЕС и детализированы в пятой части ДФЕС, в которой выделены положения,
определяющие основные направления деятельности ЕС на международной арене.
Они в известной мере систематизированы и дают сравнительно полную и более
ясную картину того, как будет выстраиваться иностранная политика и внешняя