Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2933

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

60

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

деятельность ЕС и как будет перестраиваться механизм ее осуществления.

Общие цели ЕС, сформулированные в учредительных договорах, выполняют 

как бы двоякую функцию: с одной стороны, они отражают и служат претворе-
нию в жизнь ценностей и идеалов европейской интеграции. С другой — каж-
дая из этих целей образует правовую основу выстраивания общих политик 
и  осуществления практической деятельности институтов ЕС, направленной 
на их реализацию. Соответственно, с определенной долей условности можно 
констатировать, что каждой из целей, сформулированных в ДЕС, корреспон-
дируют постановления, относящиеся к регулированию конкретных областей 
и сфер деятельности и осуществлению общих политик ЕС. В основном такие 
корреспондирующие положения системно изложены в Договоре о функциони-
ровании ЕС. Исключение составляет лишь сфера внешней деятельности. Раз-
дельно изложены в ДЕС и ДФЕС постановления, относящиеся к регулированию 

общей иностранной политики и политики безопасности (ДЕС) и регулирующие 

внешние действия ЕС, ранее осуществлявшиеся Сообществом. Конкретные уста-
новления, относящиеся к международному сотрудничеству и таким областям, 
как общая торговая политика или сотрудничество с третьими государствами 
и международными организациями, раскрываются в части пятой ДФЕС. 

Целевым установкам ЕС в области экономического и социального, а равно 

культурного строительства и сотрудничества соответствует целый ряд раскры-
вающих и регулирующих их постановлений, относящихся к единому внутрен-
нему рынку и осуществлению общих политик в области сельского хозяйства, 
транспорта, коммуникаций, регулированию экономической и  финансовой 
политики, а также ряд программных постановлений, связанных с реализацией 

социальной политики ЕС. Все они, включая всю совокупность общих политик, 
сгруппированы в части третьей ДФЕС. В эту же часть ДФЕС включены поста-

новления, относящиеся к Пространству свободы, безопасности и законности 
(раздел V части третьей, ст. 67–89).

Своеобразный заключительный аккорд в правовом регулировании порядка 

достижения целей ЕС образует ст. 352 ДФЕС. Она устанавливает, что если в До-
говоре отсутствует соответствующее полномочие, необходимое для реализации 
поставленной и заявленной в Договоре цели, то решить эту проблему может 

Совет ЕС, действуя по предложению Комиссии и с согласия Европарламента. Он 

может принять необходимые решения и меры, если они напрямую не предусмо-
трены Договором, но необходимы для достижения его целей.

В какой-то мере логичной выглядит систематизация в  рамках ДФЕС по-

становлений, относящихся к правовому, финансовому и институциональному 
обеспечению реализации целей ЕС. Они объединены и  систематизированы 

в  рамках части шестой ДФЕС. Правовой инструментарий реализации этих 
целей и задач ЕС будет более детально рассмотрен в следующей главе. Конечно, 

с точки зрения учебно-методического изучения уяснение корреляции общих 


background image

61

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

целей, изложенных в ДЕС, и порядка их реализации в ДФЕС было бы во многом 

облегчено наличием прямых отсылок в ДЕС. К сожалению, это не сделано.

3.4. Принципы ЕС

Договор о реформе не только подтверждает ценности и устанавливает цели 

ЕС. Он также определяет принципы, лежащие в основе его построения и жиз-
недеятельности. Они не изложены в какой-либо одной отдельной статье, как 
это сделано в отношении ценностей (ст. 2 ДЕС) или целей (ст. 3 ДЕС). Они как 
бы разбросаны по различным частям и разделам. Нередко отдельные из них 
выделены и сформулированы достаточно четко. В других случаях они перемежа-
ются с целями и задачами. Неоднозначны приводимые в ДР принципы по своей 
значимости и сфере применения. С этим связаны трудности их идентификации 
и систематизации. Возможно, разработчики учредительных актов, столкнувшись 

с такими трудностями, умышленно отказались от их систематизированного из-

ложения, увязывая их преимущественно с конкретными сферами деятельности.

Принципы, облаченные в форму постановлений учредительных договоров, 

безусловно, являются составной частью права ЕС. Более того, принципы пред-

ставляют собой наиболее существенные и значимые правовые установления. 
Органическое включение принципов в текст учредительного акта подтверждает 

их преимущественную юридическую силу. В то же время принципы, в отличие 

от обычной юридической нормы, обладают и определенной спецификой. Они 
формулируются в большинстве случаев в виде рамочных норм. Соответствен-

но, их реализация требует создания правового механизма и инструментария 
применения.

В праве ЕС нормы — принципы адресуются институтам, органам и органи-

зациям ЕС, а равно государствам — членам ЕС. Они не порождают напрямую 
права и  обязанности частных лиц. Принципы не могут по общему правилу 

служить основанием для вчинения иска. Однако, поскольку закрепленный 

в юридическом акте принцип предполагает выработку актов применения и опре-
деленные действия, правом ЕС предусмотрена возможность вчинения иска из 
неисполнения обязательств, иска из бездействия или исков об аннулировании, 
в рамках которых в подтверждение заявленных притязаний можно ссылаться на 
нарушение принципов ЕС (о данных исках см. ст. 258, 259, 260, 263 и 264 ДФЕС).

По своей значимости и масштабам применимости принципы, закрепляемые 

в учредительных актах, можно подразделить на принципы общего и специаль-
ного характера. Связано это с разнообразием сфер применения и спецификой 

самих принципов. Первые носят, как правило, универсальный характер. Таковы, 

например, принципы, сформулированные в Преамбуле ДЕС, в ст. 5 ДЕС, в Хар-

тии основных прав. Сюда же можно отнести трансцендентные установления, 

сформулированные в  форме постановлений учредительных договоров, и  не-

которые другие.


background image

62

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

К принципам специального характера или назначения принадлежат те из 

них, которые касаются строго определенной сферы или реализация которых 

связана со специфичной процедурой принятия актов и  их применения. Та-

ковы, например, принципы иностранной политики, распространяющиеся на 
все сферы внешних отношений ЕС), квалификационные принципы права ЕС 
и принципы судопроизводства. К числу конкретных принципов, схожих с го-
ризонтальными нормами, можно отнести принцип лояльного сотрудничества, 
принцип открытости, принцип солидарности и др.

Рассмотрим некоторые из названных выше принципов несколько подробнее. 

Начнем с принципов, изложенных в Преамбуле. Отметим только предварительно, 

что в юридической науке довольно давно обсуждается вопрос о правовой природе 

Преамбулы. Можно ли рассматривать ее как составную часть самого акта и имеет 
ли она обязательную юридическую силу, дискутируется до настоящего времени. 

Суд ЕС применительно к учредительным договорам ЕС дал положительный от-

вет на оба поставленных вопроса. Следует, однако, иметь в виду, что если сама 
Преамбула перечисляет некоторые принципы ЕС, то на них распространяется 
и общая характеристика правовых особенностей рамочных установлений.

Преамбула ДР, в какой-то мере воспроизводя пункт 1 ст. 6 Договора о Евро-

пейском Союзе, подтверждает приверженность ЕС принципам свободы, демо-
кратии, соблюдения прав человека и основных свобод, принципам правового 
государства (абзац 3 Преамбулы ДЕС). Тем не менее различие весьма значимое. 

Согласно п. 1 ст. 6 они образовывали основу ЕС. В ДР основополагающими назва-

ны иные принципы. Это наделение полномочиями и принципы субсидиарности 
и пропорциональности. Подход, очевидно, надо было изменить. Но принципами 

свободы и демократии никак нельзя было пренебречь. Особенно учитывая, что 

ЕС постоянно критикуют за «дефицит» демократии. Соответственно, их надо 
было не только декларировать, но и в еще большей степени раскрыть, а равно 

создать правовые гарантии их осуществления.

Две очень важные новеллы ДР призваны были подчеркнуть и подтвердить 

реализацию этих принципов. 

Во-первых, введение в реформированный ДЕС специального раздела II, содер-

жащего положения, относящиеся к демократическим принципам (ст. 9–12), и, 

во-вторых, придание нового статуса Хартии основных прав и свобод

.

В основу функционирования ЕС кладутся принципы представительной 

демократии. Они составляют первое важнейшее направление демократии. Оно 
реализуется, прежде всего, путем участия граждан в избрании Европарламента 
и приобщении граждан к законодательному процессу. ДЕС подчеркивает, что все 
решения будут или должны приниматься максимально приближенно к гражда-
нам и возможно более открыто. В этой связи обращает на себя внимание, что 
даже заседания Совета в тех случаях, когда он собирается в качестве законода-

тельного органа, будут носить публичный и максимально открытый характер. 


background image

63

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Провозглашается, что на основе косвенного представительства будут формиро-
ваться Европейский совет и Совет ЕС. В свою очередь институты ЕС обязаны 
поддерживать постоянный диалог с гражданами ЕС и их организациями.

Новым важным инструментом возможного воздействия граждан на функ-

ционирование ЕС может стать 

институт народной законодательной инициа-

тивы

. Правда, судя по тому, что его условия и результаты еще будут уточняться, 

соответствующие положения ДЕС пока носят скорее декларативный характер.

Еще одно важное слагаемое программы реформирования ЕС — повышение 

роли и значения национальных парламентов. Речь идет, в частности, о расши-
рении их контрольных полномочий в рамках реализации принципов субсиди-

арности и пропорциональности, сотрудничестве в контроле за деятельностью 
Европола и Евроюста. Должны существенно усилиться их информированность 

и соучастие в пересмотре учредительных договоров и принятии решений о при-

еме в ЕС новых членов. Право на информированность и право несогласия с про-
ектами, которые вызывают возражение национальных парламентов, заметно 

повышают их возможность влиять на законодательный процесс, а контрольные 
полномочия расширяют их способность отслеживать ситуацию и эволюцию ЕС 
и соучаствовать в функционировании его механизма.

Второе важное направление демократизации ЕС

 связано с  признанием 

обязательной юридической силы Хартии основных прав ЕС (в литературе ее 
зачастую именуют Европейской хартией). Одновременно принимается решение 
о присоединении ЕС к ЕКПЧ, а следовательно, ipso facto, признании обязательной 

юрисдикции Европейского суда по правам человека. В Хартию в преддверии 
подписания ДР внесены некоторые изменения и дополнения. Она адаптируется 
к новому учредительному акту. Суть дополнений состоит в акцентировании того, 

что признание обязательной юридической силы Хартии не изменяет компетен-

цию ЕС и не влечет за собой приращения его полномочий.

Тем не менее явно положительное по своей направленности решение по-

рождает ряд юридических проблем. В  свое время при разработке Конститу-
ционного проекта было принято решение об инкорпорации Хартии в  текст 

основного закона ЕС. Таким образом, Хартия в соответствии с традицией, от-

носящей закрепление прав и свобод к сфере конституционного регулирования, 
приобретала и  соответствующий конституционно-правовой статус. Договор 

о реформе не включает Хартию в ДЕС или ДФЕС. Ее введение в действие не 
оформляется специальным протоколом. Имеющий отношение к Хартии про-
токол устанавливает лишь дерогацию для Соединенного Королевства и Польши, 
отказавшихся от признания ее обязательной силы. Не включена она и ни в одно 

из двух приложений к ДР. А ведь именно протоколы и приложения образуют 
интегральную составную часть учредительного акта.

Возникает вопрос, каковы же статус, место и роль Хартии. Ответ содержится 

в самом Договоре. Согласно пункту 1 ст. 6 ДЕС «Европейский Союз признает 


background image

64

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

права, свободы и принципы, содержащиеся в Хартии основных прав от 7 декабря 
2000 года в том виде, как она адаптирована 12 декабря 2007 года в Страсбурге, 
в качестве имеющих ту же юридическую силу, что и договоры.

Положения Хартии никоим образом не расширяют компетенцию Союза 

в том виде, как она определена в Договорах». 

Казалось бы, все ясно. Нет, не совсем. Пункт 3  той же статьи заставляет 

задуматься. Он устанавливает, что права и свободы в том виде, как они гаран-
тированы ЕКПЧ, и в том виде, как они следуют из общих конституционных 
традиций государств-членов, представляют собой составную часть права ЕС 
в качестве его общих принципов. Но ведь основная масса статей Хартии почти 
дословно воспроизводит постановления ЕКПЧ. Более того, они трактуются 
и  понимаются, как это установлено ЕСПЧ. Напрашивается вывод, что поло-
жения Хартии, во всяком случае, те, что совпадают с постановлениями ЕКПЧ, 
также можно отнести к общим принципам. Однако комментаторы с этим не 

согласны. Коль скоро речь в Хартии идет о правах, они служат основанием для 

возникновения субъективных прав, а следовательно, имеют прямое действие. 

Суд обязан обеспечить их защиту. В тех случаях, когда речь идет о принципах, 
они не порождают напрямую права и свободы, а требуют принятия актов по их 

реализации. Постановления ЕКПЧ имеют зачастую аналоги в самих учредитель-
ных актах (например, недискриминация, равенство прав мужчины и женщины 
и др.). В этом случае вопрос о юридической природе и прямом действии этих 
постановлений споров не вызывает. Характеризуя статус Хартии основных прав, 
необходимо обратить внимание на то, что ее положения применяются только 
в пределах действия самого права ЕС. Эта оговорка носит самый общий характер 
и признается всеми членами ЕС (за исключением, естественно, Великобритании 
и Польши, отказавшихся от признания обязательной силы Хартии, и дерогация 
которых подтверждена специальным протоколом). 

К числу основополагающих принципов ЕС Договор о  реформе относит 

принцип наделения компетенцией и  принципы субсидиарности и  пропорцио-
нальности

. Их общее определение и предназначение закреплены в ст. 5 ДЕС. 

Механизм осуществления последних детализирован в Протоколе о применении 
принципов субсидиарности и пропорциональности. 

Хотелось бы еще раз повторить, что принцип наделения компетенцией имеет 

особо важное значение. Показательно, что он фиксируется не только в отдельной 
статье ДЕС. Он неоднократно упоминается на всем протяжении ДЕС и ДФЕС, 

где это только уместно и возможно (иногда даже если это не вполне необходимо 
и выглядит как напоминание). Сущность этого принципа, как подчеркивалось 
выше, состоит в  передаче государствами, объединившимися в  Союз, опреде-
ленной и строго фиксированной части своих прав и прерогатив Европейскому 

Союзу. Объем и характер передаваемых полномочий закрепляются в учреди-
тельных актах. Их конкретизации служат постановления, определяющие сферу