Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2945

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

90

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Независимо от акта присоединения ДР относит ЕКПЧ, так же как это яв-

ствовало из пункта 3 ст. 6 Договора о Европейском Союзе, к числу источников, 
формулирующих общие принципы права ЕС. Правда, в Договоре о реформе 
формулировка несколько уточнена. Пункт 3 ст. 6 ДЕС в редакции Лиссабонского 

договора устанавливает, что основные права в том виде, как они гарантированы 

ЕКПЧ, «…образуют составную часть права Союза в качестве его общих прин-
ципов». В этой формулировке обращает на себя внимание — и это отличает 
ее от ныне используемой — прямое указание на то, что права и свободы, за-
крепленные в Конвенции, — неотъемлемая составная часть права ЕС. Это еще 
одно подтверждение того, что ЕКПЧ, несмотря на свое международно-правовое 
происхождение и  природу, может рассматриваться напрямую как источник 
права ЕС. Необходимо в этой связи обратить внимание еще на один момент, 
отражающий своеобразие и специфику ДР. Это постановление, предусматри-
вающее, что присоединение ЕС к ЕКПЧ не изменяет компетенцию ЕС в том 
виде, как она закреплена в новых учредительных актах. 

В качестве составной части права ЕС выступают также общие демократиче-

ские права и свободы, свойственные государствам — членам ЕС, а равно Хартия 
основных прав, принятая в Ницце в декабре 2000 года и адаптированная в связи 
с разработкой ДР в 2007 году. Основное изменение, связанное с адаптированием 
Хартии, состоит в подтверждении многократно повторяемого в ДР утверждения 
о том, что придание ей обязательной силы ни в коей мере не означает расшире-

ния компетенции ЕС и приращения новых полномочий.

Европейская хартия основных прав почти полностью воспроизводит в не-

сколько расширенном и дополненном виде постановления ЕКПЧ. Эти дополни-

тельные постановления относятся к правам так называемого нового поколения, 
а равно связаны с введением института гражданства и его закреплением в Хар-
тии. Таким образом, она прокламирует не только права и свободы человека, но 

и политические права, предоставляемые гражданам ЕС. Весьма важное значение 
имеет указание в Хартии на то, что все совпадающие положения Хартии и ЕКПЧ 
будут трактоваться и использоваться в соответствии с практикой Европейского 

суда по правам человека. Это практически придает Конвенции силу обязатель-

ного акта с точки зрения права ЕС.

Несколько иначе трактуется в ДР вопрос о статусе Хартии. Согласно ДЕС 

Хартия основных прав «имеет ту же юридическую силу, что и учредительные 

договоры». Получается довольно своеобразная в юридическом плане ситуация. 

Хартия как бы одновременно признается и актом, равнозначным учредитель-

ным договорам, а следовательно, должна стоять на верхней ступеньке в системе 
источников права ЕС. Вместе с тем, относясь к актам, формулирующим общие 
принципы права, она не имеет прямого действия. Положения Хартии действуют 

только в рамках применения права ЕС. Отказались от признания обязательной 

силы Хартии Великобритания и Польша. Эти две страны полагают, что поло-


background image

91

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

жения Хартии, определяющие основные права, не могут быть использованы 
тяжущимися сторонами в  судах Соединенного Королевства и  Польши  — де-

рогация, с  которой другие страны члены ЕС вынуждены были согласиться. 

Соответствующая оговорка включена в специальный Протокол, приложенный 

к новым учредительным договорам. 

Характеризуя значение постановлений Конвенции и Хартии для развития 

права ЕС, следует еще раз напомнить, что общие принципы являются весьма 

своеобразным регулятором общественных отношений. При подготовке и под-

писании Хартии было разъяснено различие между правами с одной стороны 
и принципами, утверждаемыми этой Хартией, с другой. Права, записанные и за-
крепленные в законе, а тем более в учредительном акте, имеют прямое действие 
и порождают субъективные права. Это определило и их применимость. В от-
личие от субъективных прав, принципы, скорее, выступают в роли декларации 

о намерениях и своего рода программы деятельности. 

Важность общих принципов права, тем не менее, не следует преуменьшать. 

Дело в том, что все нормативно-правовые акты ЕС, равно как и действия  его 
институтов, должны соответствовать принципам ЕС. Их несоблюдение может 
послужить правовой основой для признания неправомерности таких отступаю-
щих от этих принципов актов и акций. Таким образом, с вступлением в силу 
ДР правовая база общих принципов права ЕС, объем и значимость последних, 
несомненно, возрастают. Очевидно, в определенной степени это должно спо-

собствовать демократизации ЕС и повышению уровня законности. Остается 

лишь обеспечить их претворение в  жизнь и  гарантировать их соблюдение. 
Насколько это удастся, должна показать практика. Пока возможная коллизия 
юрисдикций Суда ЕС и ЕСПЧ нивелируется лишь указанием на необходимость 
постоянного диалога между ними. Предпринятые же ЕС меры по расширению 
мониторинга основных прав путем создания специализированного агентства 
ЕС вызвали обеспокоенную реакцию в Совете Европы. 

ГЛАВА 5

Нормотворческая деятельность 

и процедура принятия обязательных решений

В рамках настоящей главы будут рассмотрены главным образом те новые 

процедуры, которые предлагаются Договором о реформе. Это порядок пересмо-

тра учредительных актов, введение новой законодательной процедуры, а равно 

программы намеченных в этой области реформ. 

5.1. Формирование нормотворческих процедур

Изначально, с первых шагов создания и функционирования европейских 

интеграционных объединений, проблема принятия обязательных правовых 


background image

92

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

актов вызывала острые споры и разногласия. Она остается в определенной сте-

пени камнем преткновения и по сей день. Достаточно напомнить, что один из 
первых острых политических кризисов, возникших в Сообществе, был связан 

с попыткой перехода от всеобщего применения принципа единогласия к частич-

ному применению квалифицированного большинства при вынесении решений. 
И хотя подобный переход был напрямую предусмотрен учредительным актом, 

Франция в знак протеста отказалась от участия в работе институтов Сообще-
ства. Соответствующий кризис получил наименование «пустое кресло». Только 

после проведения весьма сложных переговоров удалось найти компромиссное 
решение. Люксембургский протокол (почему-то очень часто в  практике ЕС 
возникшие сложности решаются протоколами, подписанными в Люксембурге) 
закрепил компромиссный подход. В тех случаях, когда решение должно при-
ниматься квалифицированным большинством, но одно из государств-членов 
заявит, что это решение имеет жизненно важное значение для национальных 
интересов страны, соответствующие институты должны вернуться к примене-
нию принципа единогласия. 

По мере развития ЕС ситуация, хотя и медленно и с большими трудностя-

ми, начинает меняться. Расширяется круг участников принимаемых решений, 

субъектов права законодательной инициативы. Пересматриваются процедуры 

принятия решений, позволяющие более частое применение принципа квали-

фицированного большинства взамен принципа единогласия.

Одной из главных и особенно заметных тенденций в этой области является 

активизация участия и  расширение полномочий Европейского парламента. 
Первоначально действовала преимущественно чисто ознакомительная про-

цедура, согласно которой институты, принимавшие решения, должны были 
уведомлять Европарламент о соответствующих акциях. Постепенно начинает 
получать распространение консультативная процедура. В ее рамках мотивиро-
ванное заключение Парламента оказывает определенное влияние на вынесение 
решения, но юридически обязательным не является. Некоторое подобие парла-
ментской процедуры внедряется в практику с принятием Единого европейского 

акта 1986 года. Это процедура сотрудничества. С созданием Европейского Союза 
вырабатывается и получает сравнительно широкое распространение процедура 
совместного принятия решений. В ее рамках рассматриваемый проект счита-
ется принятым, если он одобрен в  идентичной редакции Европарламентом 

и Советом ЕС.

Новый шаг вперед делает Договор о реформе. Он вносит существенные из-

менения в порядок пересмотра и внесения поправок и дополнений в учредитель-
ные акты. Постановлениями ДР оформляется новая законодательная процедура 
и  определяются условия ее использования. Вводятся новые разновидности 
применяемых законодательных процедур. Договор предусматривает целую про-
грамму поэтапного внедрения нового порядка вотирования законодательных 


background image

93

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

актов. В рамках конкретно определяемых сроков может по-разному решаться 
вопрос о  квоте голосов, необходимых для получения квалифицированного 
большинства и блокирующего меньшинства. Подобные поэтапные изменения 
увязываются в определенной мере со сменой легислатур. Предполагалось, что 
точкой отсчета станут предстоящие в 2009 году очередные парламентские вы-
боры. С этим была связана и намеченная в ДР дата вступления Договора в силу. 
Поскольку достичь этого не удалось, то это в перспективе приведет к изменению 
временных рамок реформирования и  должно сказаться на порядке работы 

институтов ЕС, использующих принцип квалифицированного большинства. 

5.2. Порядок пересмотра и изменения учредительных актов

Под учредительными актами принято понимать основополагающие базо-

вые договоры, заключаемые государствами — участниками интеграционного 

объединения и определяющие основные устои, цели, задачи и порядок функ-

ционирования интеграционного объединения. Такого рода акты занимают 
высшую ступеньку в иерархии источников права ЕС. По своей содержательной 
природе, порядку принятия и правовому статусу они вполне сравнимы с основ-
ными законами, принимаемыми и  действующими в  государствах  — членах 
ЕС. По мнению Суда ЕС, все эти акты образуют своего рода Конституционную 
хартию Европейского Союза. Однако попытка заменить такие учредительные 

акты Конституцией ЕС успеха не имела. Как и в прошлом, правовую основу ЕС 
образуют учредительные договоры. Это Договор об учреждении Европейского 
сообщества, подписанный в Риме 25 марта 1957 года, и Договор об образова-

нии Европейского Союза, подписанный в Маастрихте (Нидерланды) в 2002-м 
и вступивший в силу в 2003 году. В широком смысле слова к учредительным 

относят также и все договоры, принятые в рамках ЕС и вносящие изменения 

и дополнения в основополагающие учредительные акты. К их числу относятся 
Единый европейский акт 1986 года, Амстердамский договор 1997 года и Ницц-
кий договор 2001 года. Попытка заменить все эти акты единой Конституцией 
для Европы оказалась неудачной. Конституционный договор не был надле-
жащим образом ратифицирован всеми государствами — членами ЕС и в силу 
не вступил. От процесса конституционализации ЕС пришлось отказаться. 
Результатом стало возвращение к системе действующих двух учредительных 

актов. Лиссабонский договор о реформе 2007 года подтверждает и закрепляет 
эту систему. Одновременно он намечает целую программу перестройки ЕС, 

излагаемую в  пересмотренных учредительных актах, образующих правовую 

основу ЕС. В  соответствии с  ДР их образуют Договор о  Европейском Союзе 

и  изменяемый Договор о  Сообществе, получивший наименование Договор 

о функционировании Европейского Союза.

В период подготовки ДР был внесен целый ряд предложений по вопросу о по-

рядке введения в действие учредительных актов. Одним из самых радикальных 


background image

94

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

было предложение вообще отказаться от принципа единогласия и заменить его 
на принцип квалифицированного большинства. В этом случае договор вступает 
в силу, даже если он не был одобрен всеми государствами — членами ЕС. Это 
предложение не прошло. Сохранена формула, согласно которой учредительный 
акт или акт, вносящий изменения и дополнения в учредительный акт, подле-
жит ратификации на основе принципа единогласия. Вместе с  тем участники 
межправительственной конференции, рассматривавшей проект ДР, приняли 
в известной мере компромиссное предложение. Оно предусматривает возмож-
ность применения различных по своим параметрам процедур, которые могут 
использоваться для внесения изменений и пересмотра учредительных актов. 

Согласно ст. 48 ДЕС в  редакции ДР учредительные договоры могут быть 

пересмотрены и изменены посредством применения трех возможных процедур. 
ДР отказывается от ранее существовавшего единообразного порядка, согласно 
которому во всех случаях пересмотра подлежала применению только одна общая 
процедура подготовки и внесения изменений в учредительные акты. Принятая 
новелла, по мнению ряда исследователей, составляет одно из важнейших из-
менений, вносимых ДР в право ЕС. Новые процедуры включают в себя общую, 
или обычную, ординарную процедуру (если строго следовать терминологии 
ДР) и две разновидности упрощенной процедуры. Рассмотрим каждую из них. 

Основной критерий применения той или иной разновидности пересмотра — 

значимость вносимых изменений. Общая процедура применяется в тех случаях, 
когда вносимые изменения существенным образом расширяют или, напротив, 

сужают компетенцию ЕС. В этой связи следует еще раз обратить внимание на 

настойчивость, с которой в ДР подчеркивается, что данный Договор не вносит 

существенных изменений в действующие учредительные акты и ни в коей мере 

не предусматривает расширение компетенции и приращение полномочий ЕС 
и  его институтами. Утверждение весьма спорное, но зато легитимирующее 
применение более упрощенной процедуры одобрения реформ.

Общая законодательная процедура, предусмотренная ДР, заметно расширяет 

круг ее участников. Предложения о пересмотре действующего учредительного 

акта могут вносить правительства каждого из государств — членов ЕС, а равно 
Европарламент и  Европейская комиссия. Включение Европарламента в  круг 
субъектов, наделяемых правом предложения пересмотра учредительного акта, 
в  целом вписывается в  общую концепцию расширения его законодательных 

полномочий.

Инициативные проекты поступают в  Совет ЕС. Этот последний своим 

решением направляет их на рассмотрение Европейского совета и  сообщает 

о них в соответствии с правилами субсидиарности национальным парламен-
там государств — членов ЕС. В случае положительного решения Председатель 
Европейского совета (напомним, что с  вступлением ДР в  силу учреждается 

пост постоянного главы Европейского совета) собирает конвент. Он состоит