Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2948

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

95

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

из представителей национальных парламентов государств-членов, глав госу-
дарств или правительств стран — членов ЕС, представителей Европарламента 
и Европейской комиссии. Если это оправдано сутью предлагаемых изменений, 
приглашаются также представители Европейского центрального банка.

Созыв Европейского конвента не представляет собой новеллу в практике 

Европейского Союза. Солидный опыт в этом отношении уже накоплен. Так, бла-
годаря созыву Конвента была разработана Хартия основных прав Европейского 

Союза, одобренная и провозглашенная в декабре 2000 года. Конвент был созван 
также и для разработки проекта Конституции для Европы. С этой своей задачей 

Конвент в основном справился и в сравнительно короткие сроки подготовил 
проект Европейской конституции. К сожалению, во многом из-за сложностей, 
вызванных расширением ЕС и  обострением политического соперничества 
в  отдельных странах, Конституционный договор, единогласно подписанный 
всеми руководителями государств-членов, не прошел ратификационный про-
цесс. Это, впрочем, ни в коей мере не создает отрицательный прецедент для 

созыва и работы конвента. Согласно вводимым правилам конвент собирается 

для обсуждения особо важных предложений, предусматривающих радикаль-
ные реформы прежде всего относительно круга ведения и компетенции ЕС. Он 
должен на основе консенсуса одобрить рекомендацию, которая передается на 
рассмотрение межправительственной конференции (МПК).

Своего рода особой разновидностью такой процедуры является ее осу-

ществление без созыва конвента в качестве обязательного элемента процедуры 
пересмотра учредительного акта. В  случае если Европейский совет находит, 

что с  содержательной точки зрения предлагаемые поправки и  изменения не 

носят особо существенный и важный характер, он может передать проект не-
посредственно на рассмотрение МПК, минуя созыв конвента. В работе МПК 
участвуют представители правительств государств-членов. В ее компетенцию 
входит установление необходимости внесения изменений в учредительный акт. 

Поправки, одобренные МПК, вступают в силу после того, как их ратифици-

руют все государства — члены ЕС в соответствии с их национальными консти-

туционными правилами. В случае, если в течение двух лет, начиная с подписания 

проекта о внесения изменений в учредительные акты, он был одобрен лишь 

4⁄5 государств — членов ЕС, а остальные страны встретились с определенными 

трудностями в осуществлении этого процесса, Европейский совет должен вновь 
вернуться к  обсуждению рассматриваемого вопроса. Правовые последствия 
такого рода повторного обсуждения в Европейском совете ДР не уточняет. По-
казательно, что аналогичное постановление содержалось в Конституционном 

договоре. На практике найти новое взаимоприемлемое решение и продолжить 
ратификационный процесс в отношении Конституции для Европы не удалось. 

От Конституционного договора пришлось отказаться. Берлинский саммит, со-
стоявшийся в 2007 году, вернувшись к вопросу о ратификации, принял решение 


background image

96

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

о его приостановке. Несколько иначе был решен Европейским советом вопрос 
о  повторном референдуме в  Ирландии. Одобрив некоторые поправки, Евро-

пейский совет поддержал предложение о повторном проведении референдума 
в этой стране.

Наряду с процедурой, описанной выше, ДР предусматривает также упрощен-

ную процедуру пересмотра. Возможны две ее разновидности. Первая касается 
изменений, вносимых в третью часть ДФЕС или в какое-либо положение этой 

части Договора. Речь идет в данном случае об общих политиках внутреннего 

характера или действиях, осуществляемых на основе постановлений внутрен-
него права ЕС. Круг субъектов права законодательной инициативы остается 
тем же самым — правительства государств-членов, Европарламент и Европей-

ская комиссия. Совет ЕС, который рассматривает внесенные предложения по 
существу, должен вынести решение на основе принципа единогласия. Решения 
Совета касаются либо конкретной области, либо даже какого-то конкретного 
случая. Окончательный вердикт выносит Европейский совет. Он может также 

уполномочить Совет ЕС вынести решение по рассматриваемому вопросу ква-
лифицированным большинством голосов в зависимости от значимости пред-
лагаемых изменений. Такого рода процедура не может, однако, применяться 
по отношению к действиям или актам, принятие которых влечет за собой по-

следствия военного характера или распространяется на сферу обороны. 

Особые правила упрощенного пересмотра применяются для внесения 

изменений в  саму процедуру одобрения предлагаемой реформы со стороны 

Совета ЕС. Так, в случаях, если учредительный договор предусматривает, что 

законодательный акт в данной сфере принимается на основе специальной за-
конодательной процедуры, Европейский совет может заменить применение 
такой специализированной процедуры законодательной процедурой общего 
характера. О планируемом решении информируются в обязательном порядке 
все национальные парламенты. Эти последние могут в течение шести месяцев 
после получения соответствующей документации выступить против одобрения 
намеченного решения. В этом случае предложение не может быть принято. В том 

случае, если возражение со стороны национальных парламентов отсутствует, 

по истечении шестимесячного срока Европейский совет может вынести окон-

чательное решение. Оно принимается на основе принципа единогласия после 

получения положительного заключения со стороны Европарламента, который 

определяется со своей позицией абсолютным большинством голосов. 

Упрощенная процедура внесения поправок и изменений в учредительные 

акты существенно изменяет действующую в настоящее время процедуру, тре-
бующую во всех случаях ратификации проектов поправок к  учредительным 
актам. Упрощенная процедура действительно способна изъять практически 

из исключительного ведения государств-членов проведение всенародных 
референдумов всякий раз при внесении поправок и  изменений в  действую-


background image

97

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

щие учредительные акты. Такого рода попытка, собственно говоря, и  была 
предпринята в  связи с  подписанием и  вынесением на одобрение Договора 

о реформе 2007 года. Упрощенная процедура позволила довольно быстро со-
брать весьма значительное большинство одобрительных решений со стороны 

национальных парламентов государств — членов ЕС, заменив ими проведение 
референдумов. Только в  одной стране  — Ирландии эта процедура не была 
применена: проект был передан на референдум и не был одобрен. Все это соз-
дало довольно напряженную ситуацию, чреватую срывом ратификационного 
процесса. Европейский совет вернулся к рассмотрению «ирландского казуса» 
в декабре 2008 года. В результате было поддержано предложение о проведении 
повторного голосования. Прецеденты, уже имевшие место в прошлом в Дании 
и в той же Ирландии (отказ от отрицательных итогов референдума), позволяют 

ожидать не менее оптимистического решения вопроса и в связи с судьбой ДР. 
Сегодняшняя практика подтверждает, что упрощенная процедура ратификации 

на парламентской основе применима и уже реализуется. 

5.3. Законодательная процедура

Вопрос о том, какой именно правовой документ можно считать законода-

тельным актом ЕС, в разное время вызывал различное толкование, порождал 

различные гипотезы и споры. Дело в том, что уже в Римском договоре 1957 года 

были названы и отчасти определены главные юридические инструменты, предо-

ставленные в  распоряжение Сообщества. Это были регламенты, директивы 

и решения. По мере развития права ЕС все они были признаны юридическими 

актами, имеющими прямое действие. 

Регламент содержал нормы общего характера. По общему правилу он вступал 

в силу на 20-й день после его опубликования в Официальном вестнике, если 
в самом тексте нормативного акта не устанавливалась иная дата его вступления 
в силу. 

Директива определяла цели и назначение действий, порождаемых этим актом. 

Однако порядок применения и исполнения этого акта определялся на националь-

ном уровне посредством национальных правовых средств. В литературе иногда 
высказывается мнение, что именно тогда директива якобы и вступает в силу. Это 
неверно. По общему правилу директива, как и регламент, вступает в силу на 20-й 
день после опубликования в  Официальном вестнике. При этом следует учесть, 

что директива как таковая может быть адресована конкретному лицу или носить 

общий характер. В Официальном вестнике публикуются директивы общего ха-

рактера, а те, которые предназначаются конкретному частному адресату, вступают 
в силу после их нотификации. Вступление в действие директивы не следует путать 

с принятием акта применения (имплементация). Это очень важно знать, поскольку 
срок исковой давности по искам о законности, направленным на аннулирование 
актов института ЕС, составляет всего два месяца. Если указанный срок будет 


background image

98

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

пропущен в ожидании принятия акта имплементации на национальном уровне, то 
это повлечет за собой невозможность оспаривания законности принятого ЕС акта. 

В том, что касается решений, они оставались актом прямого применения ин-

дивидуального характера.

Одним и тем же термином — регламент, директива, решение — именова-

лись акты различного содержания и  значения, а  равно принимавшиеся на 

основе разных процедур. В связи с этим предлагались различные критерии 

материального и процессуального характера, на основе которых можно было 
вычленить из всей массы правовых актов те, которые можно рассматривать 
как законодательные. 

Попытка навести порядок в арсенале правовых инструментов ЕС была пред-

принята в  рамках Конституционного проекта. Согласно Конституционному 
договору предусматривалось принятие таких правовых актов, как Европейский 
закон и  Европейский рамочный закон. Они подлежали принятию на основе 

особой законодательной процедуры и должны были обладать всеми свойства-

ми, присущими законодательному акту. Конституционный договор в силу не 
вступил. Проект не состоялся. Проблему пришлось решать по-новому при 
подготовке Договора о реформе 2007 года.

ДР не использует термины «европейский закон» и «европейский рамочный 

закон», фигурировавшие в Конституционном проекте. Он возвращается к старой 
номенклатуре актов: регламент, директива и решение. Одновременно он создает 
и вводит особую законодательную процедуру. Регламент, директива или решение, 
принятые на основе законодательной процедуры, обретают статус з

аконодатель-

ного акта Европейского Союза

. Все иные акты, даже если они тоже именуются 

регламентом, директивой или решением, рассматриваются как подзаконные акты, 
или, иначе, как акты применения закона. Их квалифицируют как акты админи-

стративного характера. Таким образом, хотя «европейский закон» и «европейский 

рамочный закон» изъяты из употребления, законодательные акты Европейского 

Союза получают легитимную основу для своего существования и действия. 

Для принятия законодательных актов ЕС Лиссабонским договором устанав-

ливаются две главные процедуры: общая законодательная процедура и специ-
альная законодательная процедура. Рассмотрим каждую из них. 

Общая законодательная процедура по своему характеру и  основным па-

раметрам в целом во многом схожа с уже ранее применявшейся процедурой 

совместного принятия решений. Как и ранее, главное состоит в том, что соот-

ветствующий нормативный правовой акт считается одобренным, если он при-
нят в идентичной редакции Европарламентом и Советом ЕС по предложению 
Европейской комиссии.

В рамках общей законодательной процедуры, как правило, право законода-

тельной инициативы принадлежит почти монопольно Европейской комиссии. 
В  некоторых специальных и  исключительных случаях, особо оговоренных 


background image

99

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

в учредительных договорах, этим правом могут также пользоваться Высокий 
представитель по общей иностранной политике и политике безопасности и Ев-
ропейский центральный банк. 

Проект законодательного акта, разработанный Комиссией, вносится на рас-

смотрение Европарламента и Совета ЕС. Определенный нюанс состоит в том, 
что ранее предложения Комиссии вносились в Совет ЕС и только после его рас-
смотрения передавались в Парламент. Новый порядок как бы уравновешивает 

значение и роль основных законодательных институтов — Парламента и Совета. 
Парламент рассматривает законопроект в  первом чтении и  определяет свою 
позицию. Общая позиция Парламента доводится до сведения Совета. В случае, 
если последний одобряет позицию Парламента, соответствующий законопроект 

считается одобренным в  редакции Европарламента. В  случае, если Совет не 
одобряет общую позицию Парламента или выдвигает свои замечания и возра-

жения по отдельным вопросам, он принимает в первом чтении свою позицию 
и сообщает ее Европарламенту. Позиция Совета должна быть должным образом 
мотивирована. Если законопроект не получил безоговорочного одобрения со-
законодателей уже в первом чтении, Парламент и Совет переходят ко второму 

чтению. Парламент по истечении трех месяцев со дня получения заключения 
Совета должен либо одобрить позицию Совета, сформулированную в первом 
чтении, либо высказать свое несогласие, предложив поправки и замечания.

На прохождение первого чтения отводится срок в три месяца. Если Парла-

мент в рамках этого срока отклоняет позицию Совета, процедура на этом пре-
кращается. Однако подобное решение на практике встречается сравнительно 
редко. Внесение поправок и замечаний со стороны Парламента по поводу по-
зиции Совета проводится в рамках второго чтения законопроекта. 

Большинство членов Парламента могут предложить свои поправки и изме-

нения к позиции Совета. Все они рассматриваются и отбираются Парламентом. 

Одобренные им поправки передаются Совету и Комиссии, которые дают свое 
заключение по этим поправкам. Если в последующие три месяца по получении 
этих поправок Совет, принимая решение квалифицированным большинством 

голосов, одобряет эти поправки, соответствующий законопроект считается 
принятым. 

В случае если поправки не были одобрены, Председатель Совета вместе 

с  Председателем Парламента в  течение шести недель, следующих за послед-

ним решением, созывают согласительный комитет. Согласительный комитет 
включает в  себя представителей Совета ЕС и  Парламента и  формируется на 
паритетных началах. 

Основное назначение этого комитета состоит в том, чтобы преодолеть воз-

никшие разногласия и разработать взаимоприемлемый проект, который затем 
передается на рассмотрение созаконодателей. Для одобрения согласованного 
проекта необходимы его поддержка квалифицированным большинством