Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2950

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

105

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

которыми обладает каждое государство, было зафиксировано непосредственно 
в  самом учредительном акте. В  нем предусмотрено количество взвешенных 
голосов, закрепляемых за каждым государством с учетом расширения ЕС. По-

скольку в настоящее время в состав Европейского Союза входит 27 государств, 
общая сводная таблица взвешенных голосов выглядит следующим образом: 

Великобритания, Германия, Италия и Франция имеют по 29 голосов. За ними 

следуют Испания и Польша — по 27 голосов. Румыния — 14, Нидерланды — 
13, Греция, Бельгия, Венгрия, Чехия и Португалия — по 12, Австрия, Болгария 

и Швеция — по 10, Дания, Ирландия, Латвия, Словакия, Финляндия — по 7, 
Кипр, Литва, Люксембург, Словения и Эстония — по 4, Мальта — 3. Всего — 345. 

Для принятия положительного решения в  том случае, если предложение 

вносит Европейская комиссия, как минимум необходимо, чтобы в его поддержку 
выступило 50% государств — членов ЕС, обладающих не менее чем 255 голосами 
(из 345). В том случае, если предложение внесено кем-либо иным, нежели Евро-
пейская комиссия, для его одобрения необходимы не только 255 взвешенных 
голосов, но и поддержка со стороны ⅔ всех государств — членов ЕС. 

Определяет Ниццкий договор и цифры блокирующего меньшинства. Оно 

имеет место, если против принятия решения квалифицированным большин-

ством выступают государства, обладающие совместно 91 взвешенным голосом. 

Кроме того, была принята поправка, предложенная Германией, предусматри-
вающая возможность проверки того, обладают ли государства, принимающие 

решение, как минимум 62% населения Союза. Соответственно, как подсчитано 

экспертами-математиками, предложенная формула позволяет использовать 
исключительно большое число самых различных комбинаций. 

На практике проблема оказалась не такой сложной, поскольку сколько-

нибудь многочисленных вариаций блокирующего меньшинства за годы, про-
шедшие с  момента вступления в  силу Ниццкого договора, не создавалось. 
Многочисленные варианты, вычисленные математиками, — это, скорее, чисто 
гипотетические вариации на заданную тему. Практика в этом отношении пошла 
по пути упрощения процедуры. В рамках Совета, как правило, использовались 
все средства для поиска компромиссного решения, чтобы не доводить дело до 

обструкции со стороны блокирующего меньшинства. Даже сама угроза его соз-

дания и использования уже оказывала влияние на процедуру принятия решения.

Принципиально новое правило двойного большинства должно вступить 

в силу с ноября 2014 года. Главная новелла состоит в отмене системы взвешенных 
голосов в том виде, как она приведена Ниццким договором. Однако и в этом 

случае предусматривается своего рода временный переходной период в рамках 

всего переходного периода в целом. Согласно Протоколу, приложенному к До-
говорам, в период до 31 марта 2017 года во всех тех случаях, когда предполага-

ется принятие решения квалифицированным большинством голосов, любое из 

государств-членов может потребовать применения голосования в соответствии 


background image

106

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

с правилами системы взвешенных голосов, применимыми до ноября 2014 года. 

Более того, в соответствии с Декларацией № 7, приложенной к Договорам, воз-
можно также изменение показателей блокирующего меньшинства в различные 
периоды реформирования Европейского Союза. Проект соответствующего 

решения, содержащийся в Декларации, вступит в силу одновременно с рати-

фикацией Лиссабонского договора. Подобная оговорка в целом носит явно по-

литически ориентированный характер. Она направлена на то, чтобы заставить 

Совет усиленно заниматься поиском согласованных решений и, по возможности, 
обеспечить их принятие не квалифицированным большинством голосов, а кон-
сенсусом, хотя формально такое требование не выдвигается. 

Наконец, следующий период должен начаться с 1 апреля 2017 года. Суть его 

состоит в  том, что правило двойного большинства включает два слагаемых. 

Это число государств и численность населения, представляющих эти государ-

ства. Именно они приобретают исключительное и решающее значение. С этого 

момента требование о  возвращении к  системе взвешенных голосов уже не 
может быть принято во внимание. Протокол о  переходных постановлениях 
предусматривает, правда, возможность затормозить использование квалифици-
рованного большинства при обсуждении решений, если против его применения 
выступает не менее семи государств. Тем не менее речь идет не об использо-
вании права вето  — оно практически отсутствует согласно учредительному 
договору, а лишь о возможности оттянуть принятие решения на уровне Совета. 
Впрочем, подобные действия могут иметь только ограниченное значение. Дело 
в том, что постановление ДР, относящееся к общей законодательной процедуре, 
устанавливает требование, согласно которому Совет должен вынести решение 
по обсуждаемому проекту в течение трех месяцев. Очевидно, что такое поста-
новление в свою очередь пресекает попытки создания нового блокирующего 
меньшинства при рассмотрении вопроса в Совете.

Процедура принятия решения квалифицированным большинством опи-

сывается, исходя из положения о том, что предложение о принятии решения 

вносится Европейской комиссией или, в строго определенных случаях, Высо-
ким представителем по ОИПБ, Европейским центральным банком или Судом 
ЕС. Во всех иных случаях, если предложение внесено институтом или лицами, 
наделенными по Договору правом законодательной инициативы, для при-
нятия положительного решения по этому предложению требуется не только 
большинство голосов государств-членов, но и повышенная квота численности 
населения. Она составляет в этом случае не менее 75%. 

Процедура принятия решения квалифицированным большинством голосов, 

описанная применительно к Совету, применяется также и в рамках Европей-
ского совета, если он выносит решение квалифицированным большинством 

голосов. Напомним в этой связи, что Европейский совет наделяется статусом 
института ЕС. Однако он не может быть прямым участником законодательного 


background image

107

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

процесса. Принятие законодательных актов Европейскому совету на данном 
этапе запрещено. 

Намечаемые изменения в процедуре принятия решения квалифицирован-

ным большинством голосов могут оказать существенное воздействие на при-
нятие актов, одобряемых Советом. Вместе с тем, поскольку процедура ревизии 
процедур весьма растянута во времени, можно предположить, что введение 
в действие нового порядка потребует еще многих согласований, усилий и разъ-
яснений. Это тем более очевидно, что многие положения Лиссабонского договора 
не вызывают восторга и единодушного одобрения у представителей населения 
государств — членов ЕС. Ратификационный процесс, как показал опыт Ирлан-
дии, продвигается с немалыми трудностями, а это, очевидно, может сказаться 
и на графике внесения перемен и изменений в практику Европейского Союза. 

Соответственно, и периоды, описанные в ДР, можно рассматривать как условные. 

Их рамки могут пересматриваться в зависимости от хода ратификационного 
процесса и возможной даты вступления ДР в силу.

5.5. Приложение к главе 5

Поскольку изменения процедуры принятия решений квалифицированным 

большинством предполагают переход от системы большинства взвешенных го-
лосов к системе двойного большинства (от количества государств плюс количе-

ство взвешенных голосов к количеству государств плюс численность населения), 

представляется целесообразным включить в учебное пособие таблицу, позво-
ляющую судить о соотношении порядка воздействия того или иного государства 
на процесс принятия решений при использовании квоты взвешенных голосов 
или применении критерия численности населения. Соответственно, напомним 
прежде всего, какова численность населения государств — членов ЕС по состоя-
нию на 2007 год (цифры приводятся в тысячах человек). Германия — 82314,9; 

Франция — 63392,1; Соединенное Королевство — 60823,8; Италия — 59131,3; Ис-

пания — 44474,6; Польша — 38125,5; Румыния — 21565,2; Нидерланды — 16358,0; 
Греция — 11171,7; Португалия — 10599,1; Бельгия — 10584,5; Чехия — 10287,2; 
Венгрия — 10066,1; Швеция — 10113,2; Австрия — 8298,9; Болгария — 7679,3; 
Дания — 5447,1; Словакия — 5393,6; Финляндия — 5276,9; Ирландия — 4319,4; 

Литва — 3384,9; Латвия — 2281,3; Словения — 2010,3; Эстония — 1342,4; Кипр — 
778,7; Люксембург — 476,2; Мальта — 407,8.

Общая численность населения ЕС на 2007 год составляет 495103,9 тысяч че-

ловек. Порог в 65% населения равен 321817,5. Блокирующее меньшинство (35% 
населения) составляет 173286,4 (цифры приведены Советом ЕС в решении от 
20 декабря 2007 года при внесении изменений во внутренний регламент Совета. 

Они подсчитаны на основе статистических данных, сообщенных Евростатом).

Представляет также интерес установление процентной доли населения 

каждого государства в общей численности населения ЕС. Этот процент должен 


background image

108

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

быть учтен при определении необходимого в процентах порога для принятия 

решений квалифицированным большинством голосов как в условиях нормальной 

процедуры, так и в условиях особой или специальной процедуры, предусмотренной 

в  зависимости от того, кто является инициатором вносимого предложения 
о принятии решения. В данной схеме указывается процентная доля населения 

данного государства в общей численности населения ЕС.

Государство

Численность 

населения

% доля населения данного 

государства в общей сумме 

населения ЕС

Германия 82314,9

16,62

Франция 63392,1

12,80

Великобритания

60823,8

12,29

Италия 59131,3

11,94

Испания 44474,6

8,98

Польша 38125,5

7,70

Румыния 21565,2

4,36

Нидерланды 16358,0

3,30

Греция 11171,7

2,26

Португалия 10599,1

2,14

Бельгия 10584,5

2,14

Чехия 10287,2

2,08

Венгрия 10066,1

2,03

Швеция 10113,2

1,84

Австрия 8298,9

1,68

Болгария 7679,3

1,55

Дания 5447,1

1,10

Словакия 5393,6

1,09

Финляндия 5276,9

1,07

Ирландия 4319,4

0,87

Литва 3384,9

0,68

Латвия 2281,3

0,46

Словения 2010,3

0,41

Эстония 1342,4

0,27

Люксембург 476,2

0,10

Мальта 407,8

0,08

Большинство 65


background image

109

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

5.6. Исполнение решений

Составную часть процедуры принятия решений образует механизм их ис-

полнения. В  рамках ЕС он носит, безусловно, специфический характер. Это 
находит свое выражение в том, что ЕС, осуществляя координацию и поддержку 
правоохранительных органов, своим собственным аппаратом принуждения не 
располагает. У него отсутствуют собственные полицейские силы. До недавнего 
времени институты ЕС (кроме Суда) правом проведения следственных действий 
и наложения принудительных санкций не располагали.

Положение несколько изменилось в последние годы. Расширены полномочия 

Европейской комиссии в области борьбы с недобросовестной конкуренцией. Не-
обходимость пресечения финансовых злоупотреблений потребовала выработки 
механизма самостоятельных или совместных с компетентными национальными 
органами следственных действий. Уточнен порядок наложения санкций. Усо-
вершенствован механизм исполнения решений и  контроля за применением 
принудительных санкций.

Принцип лояльного сотрудничества обязывает государства  — члены ЕС 

строго и неукоснительно способствовать исполнению решений, принимаемых 

институтами ЕС. Хотя и с оговорками, этот принцип распространяется в опреде-
ленной мере и на сферу зарубежной деятельности, и даже ОИПБ. Таковы, на-
пример, постановления о солидарности (ст. 222 ДФЕС), о взаимной обороне (ст. 
42 ДФЕС) и др. Следует, однако, иметь в виду, что соблюдение соответствующих 
предписаний в сфере ОИПБ или зарубежной деятельности, входившей ранее 
во вторую опору ЕС, созданием особого механизма принуждения не обеспе-

чивается. Только с определенной долей условности можно, очевидно, говорить 

о механизме политического контроля (он описан в ст. 7 ДЕС).

Значительно более радикально решает вопрос исполнения ДР, когда речь 

идет о  принятии обязательных решений, предполагающих возможность на-
ложения штрафных санкций. Согласно ст. 291 ДФЕС все государства-члены 

обязаны принять все необходимые принудительные меры, допускаемые вну-
тренним национальным правом, для претворения в жизнь юридических актов 
ЕС, имеющих принудительный характер.

В особых случаях, связанных с обеспечением единообразия принудительных 

мер, их осуществление может быть возложено на Комиссию, а если речь идет 

о сфере международной деятельности — на Совет ЕС (ст. 24 и 26 ДЕС). Осущест-

влению принудительных мер Комиссией должно предшествовать установление 

общих правил и принципов контроля государств-членов за соответствующей 

деятельностью Комиссии. Они устанавливаются регламентом, принимаемым 
на основе общей законодательной процедуры.

Практика подтверждает, что такого рода действия принудительного харак-

тера принимаются Комиссией довольно активно. Особенно весомые решения 

приняты Комиссией в  целях борьбы с  недобросовестной конкуренцией. Так,