Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2947

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

110

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

общая сумма штрафов в этой области, наложенных на фирму «Майкрософт», 
составила около 1  млрд евро. Констатировав недолжное исполнение обяза-
тельств по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, Комиссия 

приостановила оказание финансовой помощи Болгарии. 

Соответствующие решения и действия Комиссии могут быть обжалованы 

в судебном порядке. Такого рода жалобы на решения, вынесенные против «Май-
крософт», уже рассматривались Судом первой инстанции и были остановлены 
без последствий.

Можно ожидать, что настойчивое подчеркивание ДР принципа лояльного 

сотрудничества и внимание к принудительным санкциям против правонаруши-

телей могут в определенной мере способствовать более строгому соблюдению 

права ЕС (обеспечение исполнения судебных решений рассматривается в связи 

с  изучением судебной системы ЕС и  правил и  принципов судопроизводства). 

Если акт, изданный Советом, Комиссией или ЕЦБ, налагает штрафные санкции 
на любое лицо, иное нежели государство, предусматривающие принудительное 
взыскание финансовых средств, оно осуществляется на основе правил процес-

суального права той страны, на территории которой это взыскание имеет место. 

В компетенцию соответствующих национальных органов, обеспечивающих при-
нудительное взыскание, не входят проверки правильности или законности выне-

сенного постановления. Принудительное взыскание может быть приостановлено 

только на основе решения Суда. Контроль за правильностью осуществления 

наложенного взыскания входит в компетенцию национальных судебных органов.

* * *

Программа реформ, закрепленная в Лиссабонском договоре, предусматри-

вает существенные радикальные изменения в сфере права. Их главное назначе-
ние — демократизация и повышение эффективности правового механизма ЕС. 
Намеченные перемены носят многовекторный характер. Повторим их главные 
критерии.

 

Вводится единая правовая система и  расширяется применение способов 
и  методов регулирования, которые были свойственны ранее лишь праву 

Сообществ.

 

Европейский Союз в силу принципа правопреемства и наследования обрета-
ет статус юридического лица и полную международную правосубъектность.

 

Уточняются и строго дефинируются основания и сфера ведения ЕС и его 

компетенция.

 

Унифицируется и уточняется система источников права ЕС и пересматри-

вается порядок принятия нормативных правовых актов.

 

Закрепляется новый порядок принятия законодательных актов ЕС путем 
введения общей и специальной законодательной процедуры.


background image

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

 

Усиливается контроль за соблюдением права ЕС и  уточняется механизм 

этого контроля.

 

Строго дефинируются цели и  принципы деятельности, расширяются над-

лежащие применению принципы представительной и  партиципарной 
демократии.

 

Предусматривается присоединение ЕС к  ЕСПЧ, признание обязательной 
юрисдикции ЕСПЧ и  обязательной силы Европейской хартии основных 
прав и свобод.


background image

112

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Институциональная система Европейского Союза.

Состояние и перспективы

Глава 6 

Общие начала и принципы построения 

и функционирования институциональной системы

6.1. Основные понятия

Институциональная система — важнейшая составная часть механизма ЕС. 

Согласно учредительным договорам Европейский Союз для осуществления 
своей миссии должен обладать необходимыми институтами и ресурсами. Ин-
ституциональная система органически вписывается в механизм формирования 

и функционирования ЕС.

В основе создания интеграционного объединения лежит приверженность 

его участников общим ценностям и идеалам. Они обеспечивают устойчивость 

и стабильность интеграционной структуры. Вся жизнедеятельность интеграци-

онного объединения подчинена достижению общих целей и защите совместных 

интересов. Решению этих задач отвечает наделение интеграционного образо-
вания определенными полномочиями и компетенцией. Они передаются этому 

объединению государствами-членами посредством учредительных договоров 

и  закрепляются в  системе правовых норм, выработанных на их основе. Осу-
ществление общих целей и задач обеспечивается создаваемым для этого орга-
низационным механизмом. Он включает единую систему институтов, органов 
и организаций. На них возлагается осуществление переданной компетенции, 
защита общих интересов и продвижение общих ценностей. 

В результате выстраивается общая схема взаимодействия. Единые цен-

ности — общие цели и задачи — единая институциональная система. Именно 
этой внутренней логике подчинена институциональная структура Европейского 

Союза.

Под институциональной системой stricto sensu понимается совокупность 

руководящих органов ЕС, наделенных особым статусом и правомочиями. Все 

основные параметры этой системы описаны и  закреплены в  учредительных 
актах. Одна из важных правовых характеристик института состоит в  его 

исключительном праве принятия юридически обязательных решений. Ин-

ституциональная система в  широком смысле слова включает также и  иные 
органы. Определенные административные, контрольные, вспомогательные, 

консультативные и другие функции осуществляют специально создаваемые для 


background image

113

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

этих целей органы и организации. Статус наиболее важных из них закреплен 
в учредительных актах. 

Юридически самостоятельными структурами ЕС, создаваемыми для осу-

ществления строго специальных функций, являются организации ЕС (по 

терминологии, вводимой ДР. До этого они именовались агентствами). Они об-

разуются на основе специально изданных правовых актов, определяющих их 

статус и назначение (например, Агентство по защите основных прав, Европол, 

Евроюст, Агентство по вопросам обороны (оно впервые упоминается в ст. 42 и 45 
ДЕС), Европейское космическое агентство и др.). 

По мере эволюции ЕС и углубления интеграции их число и активность, как 

правило, возрастают. Стоит, правда, оговориться, что подобный количественный 
рост и активность не всегда проходят безболезненно. Показателен в этом плане 

скандал, разразившийся в последние годы в Евростате. Его руководители были 
обвинены в тяжких финансовых злоупотреблениях. Встал даже вопрос об их 

привлечении к уголовной ответственности. (Отметим в связи с этим попутно, 

что собственной уголовной юстицией ЕС не располагает. В соответствующих 
случаях дело передается на рассмотрение национальных судебных органов 
страны, выходцем из которой является обвиняемое физическое лицо.) 

Целый ряд новых организаций создан или создается в рамках построения 

Пространства свободы, безопасности и  законности. Это Агентство по охра-
не внешних границ, различные организации, связанные с  сотрудничеством 
правоохранительных и правоприменительных органов, по борьбе с нелегальной 
миграцией и др. Однако не всегда стоящие перед ними задачи решаются удо-
влетворительно. Затянулось намеченное создание Европейской прокуратуры. 
Не устранены полностью разногласия по вопросу о применении единого евро-
пейского ордера на арест и некоторые другие.

Лиссабонский договор 2007  года предусматривает радикальное реформи-

рование институциональной структуры Европейского Союза. С ликвидацией 

системы трех опор окончательно утверждается единая система институтов. 

Видоизменяется и сама их структура. В число институтов вводятся Европейский 

совет и  Европейский центральный банк. Уточняются статус и  компетенция 
отдельных институтов, правовая основа их функционирования. Модернизи-

руется и  расширяется система консультативных и  вспомогательных органов, 
уточняется статус организаций (прежних агентств). Уделяется больше внимания 
взаимодействию институтов, борьбе с возможными сбоями и правонарушения-
ми в административной и особенно финансовой сфере. В учредительные акты 
вводятся постановления, призванные обеспечить сотрудничество институтов 
посредством межинституционных соглашений.

Постановления, относящиеся к институтам, содержатся в каждом из двух 

учредительных договоров, образующих правовую основу ЕС. В  ДЕС опреде-
ляется правовой статус институциональной системы в целом и ее отдельных 


background image

114

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

компонентов. Им посвящены раздел III, ст. 13–19 ДЕС. В ДФЕС закрепляются 
и детализируются компетенция, порядок формирования и функционирования 
институтов. Им посвящена часть шестая ДФЕС (в частности раздел I, глава 1, 

ст. 223–287 и гл. 2, ст. 288–307). 

В ДЕС положения, относящиеся к институтам, следуют за статьями, опреде-

ляющими ценности и  цели ЕС. Такое построение ДЕС как бы подтверждает 
логическую цепочку и связь: общие ценности — единые цели — единая система 
институтов. В ДФЕС дается постатейное описание порядка функционирования 
каждого из институтов. Оно сопровождается раскрытием специфики правового 
инструментария ЕС и устанавливает взаимосвязь порядка принятия решений 

с их содержанием и правомочиями самих институтов. 

6.2. Новеллы в институциональной сфере,

вводимые Договором о реформе

Согласно ст. 13 ДЕС «Союз обладает институциональной структурой, при-

званной продвигать его ценности, утверждать его цели, служить интересам 
его граждан и государств-членов, а равно обеспечивать целостность, единство, 
эффективность и последовательность его политик и действий». Подобная фор-
мулировка задач и целей институтов ЕС не отличается радикальной новизной. 
Вместе с тем сама по себе она не просто воспроизводит действующие положения, 
но и изменяет их, а следовательно, может рассматриваться в определенной мере 
как нововведение. Обусловлены особенности ее содержания некоторыми новы-
ми императивами. Они связаны с расширением системы институтов и уточняют 
их роль, устанавливая целевое назначение системы в целом. 

Не менее важно содержащееся в пункте 2 этой же статьи указание на соблю-

дение всеми институтами принципа пропорциональности. Каждый институт 

осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, которыми он наделен 
согласно учредительным договорам. При этом он должен осуществлять свою 

компетенцию в рамках и в соответствии с установленными процедурами, усло-
виями и  задачами. Подобное указание становится особенно понятным, если 
учесть, например, специфику и различие законодательных процедур и правил 

судопроизводства.

Наконец, обращает на себя внимание содержащееся в этом же пункте ука-

зание на необходимость для всех институтов следовать принципу лояльного 

сотрудничества. Речь практически идет о максимальном взаимодействии ин-
ститутов, особенно когда то или иное решение принимается и осуществляется 

на плюралистической основе. Наглядные тому примеры  — законодательная 
процедура или бюджетный процесс в том виде, как они описаны в учредитель-
ных договорах. 

Реализации принципа лояльного сотрудничества должна служить и впервые 

закрепляемая в  учредительных договорах практика заключения межинсти-