ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 2947
Скачиваний: 6
110
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
общая сумма штрафов в этой области, наложенных на фирму «Майкрософт»,
составила около 1 млрд евро. Констатировав недолжное исполнение обяза-
тельств по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, Комиссия
приостановила оказание финансовой помощи Болгарии.
Соответствующие решения и действия Комиссии могут быть обжалованы
в судебном порядке. Такого рода жалобы на решения, вынесенные против «Май-
крософт», уже рассматривались Судом первой инстанции и были остановлены
без последствий.
Можно ожидать, что настойчивое подчеркивание ДР принципа лояльного
сотрудничества и внимание к принудительным санкциям против правонаруши-
телей могут в определенной мере способствовать более строгому соблюдению
права ЕС (обеспечение исполнения судебных решений рассматривается в связи
с изучением судебной системы ЕС и правил и принципов судопроизводства).
Если акт, изданный Советом, Комиссией или ЕЦБ, налагает штрафные санкции
на любое лицо, иное нежели государство, предусматривающие принудительное
взыскание финансовых средств, оно осуществляется на основе правил процес-
суального права той страны, на территории которой это взыскание имеет место.
В компетенцию соответствующих национальных органов, обеспечивающих при-
нудительное взыскание, не входят проверки правильности или законности выне-
сенного постановления. Принудительное взыскание может быть приостановлено
только на основе решения Суда. Контроль за правильностью осуществления
наложенного взыскания входит в компетенцию национальных судебных органов.
* * *
Программа реформ, закрепленная в Лиссабонском договоре, предусматри-
вает существенные радикальные изменения в сфере права. Их главное назначе-
ние — демократизация и повышение эффективности правового механизма ЕС.
Намеченные перемены носят многовекторный характер. Повторим их главные
критерии.
—
Вводится единая правовая система и расширяется применение способов
и методов регулирования, которые были свойственны ранее лишь праву
Сообществ.
—
Европейский Союз в силу принципа правопреемства и наследования обрета-
ет статус юридического лица и полную международную правосубъектность.
—
Уточняются и строго дефинируются основания и сфера ведения ЕС и его
компетенция.
—
Унифицируется и уточняется система источников права ЕС и пересматри-
вается порядок принятия нормативных правовых актов.
—
Закрепляется новый порядок принятия законодательных актов ЕС путем
введения общей и специальной законодательной процедуры.
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
—
Усиливается контроль за соблюдением права ЕС и уточняется механизм
этого контроля.
—
Строго дефинируются цели и принципы деятельности, расширяются над-
лежащие применению принципы представительной и партиципарной
демократии.
—
Предусматривается присоединение ЕС к ЕСПЧ, признание обязательной
юрисдикции ЕСПЧ и обязательной силы Европейской хартии основных
прав и свобод.
112
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Институциональная система Европейского Союза.
Состояние и перспективы
Глава 6
Общие начала и принципы построения
и функционирования институциональной системы
6.1. Основные понятия
Институциональная система — важнейшая составная часть механизма ЕС.
Согласно учредительным договорам Европейский Союз для осуществления
своей миссии должен обладать необходимыми институтами и ресурсами. Ин-
ституциональная система органически вписывается в механизм формирования
и функционирования ЕС.
В основе создания интеграционного объединения лежит приверженность
его участников общим ценностям и идеалам. Они обеспечивают устойчивость
и стабильность интеграционной структуры. Вся жизнедеятельность интеграци-
онного объединения подчинена достижению общих целей и защите совместных
интересов. Решению этих задач отвечает наделение интеграционного образо-
вания определенными полномочиями и компетенцией. Они передаются этому
объединению государствами-членами посредством учредительных договоров
и закрепляются в системе правовых норм, выработанных на их основе. Осу-
ществление общих целей и задач обеспечивается создаваемым для этого орга-
низационным механизмом. Он включает единую систему институтов, органов
и организаций. На них возлагается осуществление переданной компетенции,
защита общих интересов и продвижение общих ценностей.
В результате выстраивается общая схема взаимодействия. Единые цен-
ности — общие цели и задачи — единая институциональная система. Именно
этой внутренней логике подчинена институциональная структура Европейского
Союза.
Под институциональной системой stricto sensu понимается совокупность
руководящих органов ЕС, наделенных особым статусом и правомочиями. Все
основные параметры этой системы описаны и закреплены в учредительных
актах. Одна из важных правовых характеристик института состоит в его
исключительном праве принятия юридически обязательных решений. Ин-
ституциональная система в широком смысле слова включает также и иные
органы. Определенные административные, контрольные, вспомогательные,
консультативные и другие функции осуществляют специально создаваемые для
113
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
этих целей органы и организации. Статус наиболее важных из них закреплен
в учредительных актах.
Юридически самостоятельными структурами ЕС, создаваемыми для осу-
ществления строго специальных функций, являются организации ЕС (по
терминологии, вводимой ДР. До этого они именовались агентствами). Они об-
разуются на основе специально изданных правовых актов, определяющих их
статус и назначение (например, Агентство по защите основных прав, Европол,
Евроюст, Агентство по вопросам обороны (оно впервые упоминается в ст. 42 и 45
ДЕС), Европейское космическое агентство и др.).
По мере эволюции ЕС и углубления интеграции их число и активность, как
правило, возрастают. Стоит, правда, оговориться, что подобный количественный
рост и активность не всегда проходят безболезненно. Показателен в этом плане
скандал, разразившийся в последние годы в Евростате. Его руководители были
обвинены в тяжких финансовых злоупотреблениях. Встал даже вопрос об их
привлечении к уголовной ответственности. (Отметим в связи с этим попутно,
что собственной уголовной юстицией ЕС не располагает. В соответствующих
случаях дело передается на рассмотрение национальных судебных органов
страны, выходцем из которой является обвиняемое физическое лицо.)
Целый ряд новых организаций создан или создается в рамках построения
Пространства свободы, безопасности и законности. Это Агентство по охра-
не внешних границ, различные организации, связанные с сотрудничеством
правоохранительных и правоприменительных органов, по борьбе с нелегальной
миграцией и др. Однако не всегда стоящие перед ними задачи решаются удо-
влетворительно. Затянулось намеченное создание Европейской прокуратуры.
Не устранены полностью разногласия по вопросу о применении единого евро-
пейского ордера на арест и некоторые другие.
Лиссабонский договор 2007 года предусматривает радикальное реформи-
рование институциональной структуры Европейского Союза. С ликвидацией
системы трех опор окончательно утверждается единая система институтов.
Видоизменяется и сама их структура. В число институтов вводятся Европейский
совет и Европейский центральный банк. Уточняются статус и компетенция
отдельных институтов, правовая основа их функционирования. Модернизи-
руется и расширяется система консультативных и вспомогательных органов,
уточняется статус организаций (прежних агентств). Уделяется больше внимания
взаимодействию институтов, борьбе с возможными сбоями и правонарушения-
ми в административной и особенно финансовой сфере. В учредительные акты
вводятся постановления, призванные обеспечить сотрудничество институтов
посредством межинституционных соглашений.
Постановления, относящиеся к институтам, содержатся в каждом из двух
учредительных договоров, образующих правовую основу ЕС. В ДЕС опреде-
ляется правовой статус институциональной системы в целом и ее отдельных
114
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
компонентов. Им посвящены раздел III, ст. 13–19 ДЕС. В ДФЕС закрепляются
и детализируются компетенция, порядок формирования и функционирования
институтов. Им посвящена часть шестая ДФЕС (в частности раздел I, глава 1,
ст. 223–287 и гл. 2, ст. 288–307).
В ДЕС положения, относящиеся к институтам, следуют за статьями, опреде-
ляющими ценности и цели ЕС. Такое построение ДЕС как бы подтверждает
логическую цепочку и связь: общие ценности — единые цели — единая система
институтов. В ДФЕС дается постатейное описание порядка функционирования
каждого из институтов. Оно сопровождается раскрытием специфики правового
инструментария ЕС и устанавливает взаимосвязь порядка принятия решений
с их содержанием и правомочиями самих институтов.
6.2. Новеллы в институциональной сфере,
вводимые Договором о реформе
Согласно ст. 13 ДЕС «Союз обладает институциональной структурой, при-
званной продвигать его ценности, утверждать его цели, служить интересам
его граждан и государств-членов, а равно обеспечивать целостность, единство,
эффективность и последовательность его политик и действий». Подобная фор-
мулировка задач и целей институтов ЕС не отличается радикальной новизной.
Вместе с тем сама по себе она не просто воспроизводит действующие положения,
но и изменяет их, а следовательно, может рассматриваться в определенной мере
как нововведение. Обусловлены особенности ее содержания некоторыми новы-
ми императивами. Они связаны с расширением системы институтов и уточняют
их роль, устанавливая целевое назначение системы в целом.
Не менее важно содержащееся в пункте 2 этой же статьи указание на соблю-
дение всеми институтами принципа пропорциональности. Каждый институт
осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, которыми он наделен
согласно учредительным договорам. При этом он должен осуществлять свою
компетенцию в рамках и в соответствии с установленными процедурами, усло-
виями и задачами. Подобное указание становится особенно понятным, если
учесть, например, специфику и различие законодательных процедур и правил
судопроизводства.
Наконец, обращает на себя внимание содержащееся в этом же пункте ука-
зание на необходимость для всех институтов следовать принципу лояльного
сотрудничества. Речь практически идет о максимальном взаимодействии ин-
ститутов, особенно когда то или иное решение принимается и осуществляется
на плюралистической основе. Наглядные тому примеры — законодательная
процедура или бюджетный процесс в том виде, как они описаны в учредитель-
ных договорах.
Реализации принципа лояльного сотрудничества должна служить и впервые
закрепляемая в учредительных договорах практика заключения межинсти-