Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2930

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

150

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

ность Комиссии в этой области заменяет ранее предусмотренное обращение 
ЕК в Совет). По рекомендации ЕК Совет может придать замечания Комиссии 
гласности (пункт 4 ст. 121 ДФЕС). Комиссия может также рекомендовать Совету 
принятие мер помощи и содействия государству-члену, чья экономика оказалась 
в затруднительном положении (ст. 122 ДФЕС).

ЕК отслеживает и контролирует бюджетную и финансовую ситуацию в стра-

нах ЕС, выявляет и корректирует направленность имеющих место тенденций. 
Необходимые меры для этого могут быть приняты Советом по рекомендации 
ЕК (ст. 126 ДФЕС и Декларация № 30). Подобная деятельность ЕК заметно ак-

тивизировалась в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

Нет практически ни одной сферы внутренних политик, в определении це-

лей, направленности и осуществлении которых ЕК не принимала бы участия. 
Комиссия либо инициирует решения и  деятельность, дает консультативное 
заключение или рекомендации, либо представляет свои заключения и доклады. 
По подсчетам экспертов, только в рамках ДФЕС содержится более ста статей, 
предусматривающих внесение предложений или дачу рекомендаций и заклю-

чений Комиссией. Единственной областью, в рамках которой участие ЕК носит 

более чем скромный характер, остается ОИПБ. 

Четвертый блок

 образуют полномочия ЕК в бюджетной, налоговой и фи-

нансовой сферах. 

ДР не вносит существенных изменений в налоговую политику ЕС. Он лишь 

подтверждает необходимость продолжения усилий по сближению налогового 
законодательства. Несколько более значительны изменения в  финансовой 
и бюджетной областях. При этом всякий раз обращается внимание на участие 
в этих начинаниях Европейской комиссии. 

В рамках валютного союза, объединяющего государства, национальной ва-

лютой которых служит евро, изменения наиболее заметны. Учредительные акты 
подтверждают существование еврогруппы. Это неформальное образование объе-
диняет министров финансов всех стран зоны евро и представителя ЕК. Посколь-
ку еврогруппа — неформальное образование, ни учредительные договоры, ни 
приложенный к ним Протокол о еврогруппе порядок его работы и компетенцию 
не определяют. Министры и представитель ЕК собираются на свои заседания по 
мере необходимости. Члены группы избирают из своей среды сроком на 2,5 года 

с правом переизбрания Постоянного председателя. Он выполняет не только чи-
сто протокольные функции. Он представляет еврогруппу в отношениях с ЕЦБ 

и другими институтами, а равно вовне, например в отношениях с МВФ (предсе-
дательствует в еврогруппе в настоящее время министр финансов Люксембурга).

Предполагалось, что структурирование и усиление самостоятельности ев-

рогруппы приведет к признанию за ней и права принятия обязательных реше-
ний. Прошло, однако, несколько иное компромиссное предложение. В рамках 

еврогруппы могут обсуждаться с участием или даже по инициативе ЕК те или 


background image

151

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

иные предложения. Однако формально обязательные решения на этом уровне 
не принимаются. Они передаются на утверждение в Совет ЕС. В рамках Эко-

фин в обсуждении проектов могут принимать участие все его члены, в том чис-

ле и не входящие в зону евро. Однако в голосовании по проектам, касающим-

ся еврозоны, могут принимать участие только ее члены. 

Весьма заметные изменения закрепляет ДР в  бюджетной сфере. Они 

предусмотрены главным образом в  постановлениях раздела II части шестой 
ДФЕС (ст. 310–325), включающего также положения о борьбе с финансовыми 
злоупотреблениями.

Еще раз подтверждается система долгосрочного финансового планирова-

ния, перестройки системы собственных средств и планирования бюджетных 
расходов. Согласно ст. 311 ДФЕС «Союз наделяется средствами, необходи-
мыми для достижения его целей и успешного осуществления своих политик». 
Вплоть до 21  апреля 1970  года Европейские сообщества финансировались 
за счет взносов государств-членов. Начиная с  этой даты, вводится система 

«собственных средств». Первоначально это были некоторые таможенные 

сборы и  отчисления от НДС. В  настоящее время это преимущественно от-
числения в  определенной пропорции (но не свыше 1,24%) от ВВП каждого 

из государств-членов. Соответствующие конкретные цифры определяются 
в этих пределах ежегодно при подготовке проекта годового бюджета. Общая 

среднегодовая сумма бюджетных расходов ЕС составляет около 120 млрд евро. 

Ныне действующий долгосрочный финансовый план принят 17 мая 2006 года 
и рассчитан на период с 2007 по 2013 год. Общая сумма расходов на этот пе-

риод определена в 864 316 млн евро. Серьезные изменения в устанавливаемые 
планы расходов предусмотрены ЕС в связи с мировым финансовым кризисом. 

Согласно решению Евросовета выделено 200 млрд евро (примерно 1,5% ВВП) 

на поддержку экономики стран ЕС.

Бюджетные расходы при всех возможных изменениях должны соответ-

ствовать контрольным цифрам, предусмотренным долгосрочными финан-
совыми планами. Проекты ежегодных бюджетов и  долгосрочных планов 

разрабатываются, подготавливаются и вносятся Комиссией на утверждение 

Совета и  Парламента ЕС. Ею же были подготовлены предложения к  де-

кабрьскому саммиту ЕС 2008 года и внеочередному саммиту, состоявшемуся 
в феврале 2009 года.

Переговоры по финансовым вопросам всегда носят весьма трудный характер, 

учитывая различия позиций и интересов государств-доноров и бенефициариев 
(их соотношение 10:17). Договор о  реформе сохраняет принцип одобрения 
в Совете на основе единогласия, что отнюдь не облегчает принятие бюджета. 
Не способствует этому и отказ от разделения всех расходов на обязательные 
и факультативные. Единственное «послабление» можно усмотреть в праве Евро-

совета, действующего на основе единогласия, поддержать применение в Совете 


background image

152

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

ЕС квалифицированного большинства при определении потолка собственных 

ресурсов Союза. Но даже в этом случае достижение искомого решения оказыва-

ется весьма непростым, поскольку требует одобрения решения государствами — 

членами ЕС в соответствии с национальными конституционными процедурами. 

В целях повышения эффективности и ускорения принятия решения Парламент, 

Совет и Комиссия могут использовать механизм межинституциональных со-

глашений (пункт 5 ст. 312 ДФЕС). 

В связи с мировым финансовым и экономическим кризисом, разразившимся 

в 2008 году, Экофин, проходивший в октябре того же года, рекомендовал осла-
бить жесткие финансовые требования в том, что касается уровня инфляции, 
бюджетного дефицита, публичного долга. Применительно к зоне евро это стало 
необходимостью уже в связи с тем, что пороговые цифры инфляции в 3%, до-
пускаемые членством в  еврогруппе, достигли почти 6%. Впрочем, в  дальней-
шем этот показатель заметно снизился. Действующие условия членства в зоне 

евро предусматривали в  случае нарушений Пакта стабильности наложение 

штрафных санкций. В изменившихся условиях сохранение прежних пороговых 
значений становится зачастую невозможным, их необходимо пересматривать. 
Юридические основания для такого рода решений существуют. Показательны 
и другие явления. Несмотря на все финансовые трудности, Евросовет одобрил 
вступление с 1 января 2009 года в зону евро Словакии. Общее число членов 

еврогруппы достигало 16. Все активнее обсуждается вопрос о введении евро 

и в ряде других государств.

Европейская комиссия остается исполнителем бюджета и распорядителем 

кредитов и  несет ответственность за надлежащее финансовое управление. 

Она обязана следовать тем принципам, которые закреплены применительно 

к данной области в ДФЕС. Это, однако, не исключает необходимой гибкости 
при возникновении кризисных ситуаций.

Отчет об исполнении бюджета ЕК представляет ежегодно Совету ЕС и Ев-

ропейскому парламенту. Решение об исполнении принимает Парламент в со-

ответствии с процедурами, закрепленными в ДФЕС. ЕК может инициировать 

переговоры для достижения согласия и выработки общих позиций Парламента, 

Совета и Комиссии. В этих целях проводятся регулярные встречи между Пред-
седателями Парламента, Совета и Комиссии.

В развитие постановлений относительно Европейского бюро по борьбе 

с  финансовыми злоупотреблениями (OLAF), образованного после событий 
1999 года, ДР предусматривает создание в перспективе Европейской прокурату-

ры по борьбе с правонарушениями, наносящими ущерб финансовым интересам 

ЕС (только в 2006 году Европейское бюро OLAF вернуло в бюджет ЕС 450 млн 
евро). Комиссия ежегодно направляет соответствующие отчеты о состоянии 

дел Европарламенту и  Совету и  вносит конкретные предложения по борьбе 

с правонарушениями (ст. 325 ДФЕС).


background image

153

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Пятый блок

 полномочий ЕК связан с осуществлением внешних связей ЕС.

Сложившийся исторически водораздел полномочий и компетенции между 

первой и третьей опорами ЕС, несмотря на радикальные изменения структу-
ры ЕС, в  определенной степени продолжается. Он лишь в  какой-то степени 
нивелируется благодаря новациям, которые вносятся в статус Высокого пред-

ставителя по ОИПБ. В дореформенный период Высокий представитель являлся 

преимущественно органом Совета и Евросовета. Именно их директивы, реше-
ния и указания он проводит в жизнь, внося одновременно существенный вклад 
в выработку и принятие решений по ОВПБ (ее заменяет ОИПБ).

С осуществлением реформы Высокий представитель, назначаемый Евросове-

том, остается представителем Совета и одновременно становится ex-offi

  cio Вице-

председателем ЕК. Соответственно, его назначение на должность производится 

с согласия Председателя ЕК. Высокий представитель перенимает полномочия 

комиссара ЕК по внешним связям. Учитывая новый статус Высокого предста-
вителя по ОИПБ, можно констатировать определенное, хотя и ограниченное, 
расширение компетенции ЕК в сфере внешних связей. 

Полномочия ЕК в области внешних связей в том виде, как они определены 

ДР, отличаются большой спецификой. Обусловлено это тем, что, несмотря на 
декларируемую ликвидацию трех опор и упразднение Сообщества, регулиро-
вание сферы внешней политики не унифицировано.

Это отражается даже в  структуре обоих учредительных актов. В  ДЕС со-

средоточены положения, включаемые в сферу общей иностранной политики 

и политики безопасности. Сюда же вынесено, учитывая характер ДЕС, опреде-
ление общих принципов внешней деятельности ЕС (раздел V ДЕС). Все полно-
мочия, относимые до введения в действие ДР к сфере ведения Сообществ, со-

средоточены в ДФЕС (часть пятая Договора). Все это предопределяет и объемы 

полномочий, и компетенцию ЕК. Она остается минимальной в сфере общей 
иностранной политики и политики безопасности и намного более значимой 
в той области, которой ведало Сообщество. 

Европейская комиссия очень широко задействована в решении вопросов 

внешних связей, которые определены в ДФЕС. Это, в частности, такие области, 
как общая торговая политика, отношения с третьими государствами и междуна-
родными организациями, оказание гуманитарной помощи и некоторые другие. 
Конкретные формы участия ЕК и  Высокого представителя в  осуществлении 
этой компетенции уточняются и детализируются постатейно применительно 
к каждому полномочию в отдельности. Постановления наиболее общего харак-
тера содержатся в разделе V части пятой ДФЕС.

Согласно ст. 218 ДФЕС именно ЕК инициирует проведение переговоров и за-

ключение международных договоров с третьими государствами и международ-
ными организациями. Она предлагает и осуществляет также и иные меры и ак-
ции внешнего характера. Среди них — оказание гуманитарной помощи, сотруд-


background image

154

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

ничество во имя развития, установление в случае необходимости ограничитель-
ных мер. Комиссия совместно с Высоким представителем вносит конкретные 
предложения по поводу применения принципа солидарности.

Предложение о начале переговоров и проект инструкции по их проведению 

вносятся ЕК в Совет ЕС. Этот последний, принимая предложение, выдает Ко-
миссии мандат на проведение переговоров и назначает главу делегации ЕК при 
проведении переговоров. ЕК консультируется по вопросам переговоров со спе-
циально назначенным (если таковой создается) комитетом, включающим пред-

ставителей от государств — членов ЕС. Помощь ЕК может оказывать также Ко-

митет по вопросам политики и безопасности. Совет на основе рекомендаций 
переговорщиков принимает решение о  заключении договора. Утверждению 
этого решения в зависимости от характера договора предшествует либо апро-
бация Парламента, либо получение с его стороны консультативного заключе-
ния. Решение Совета в зависимости от характера договора принимается либо на 

основе единогласия, либо квалифицированным большинством голосов. Дого-

воры по общему правилу, кроме относящихся только к сфере исключительной 
компетенции ЕС, вступают в силу после их одобрения государствами-членами. 
Это же правило действует в отношении смешанных договоров. «Договоры, за-
ключаемые Союзом, — гласит пункт 2 ст. 217 ДФЕС, — обязывают институты 

Союза и государства-члены». 

Европейская комиссия — один из главных участников международных свя-

зей ЕС. Она может представлять ЕС в международных организациях и участво-
вать на постоянной основе в работе международных органов. Ее представитель 
входит, например, в состав Органа по разрешению споров ВТО. Наряду с Пред-

седателем Евросовета, Председатель ЕК и Высокий представитель включаются 

в состав делегаций высокого уровня при проведении важных международных 
встреч. По вопросам внешних действий и соответствия заключаемого договора 
положениям учредительных актов ЕК может запрашивать заключение Суда ЕС.

Высокий представитель по ОИПБ, правда, преимущественно в роли пред-

ставителя Совета ЕС, участвует в разработке и осуществлении решений по во-

просам ОИПБ, принимаемых Евросоветом и Советом ЕС. В ведение Высокого 
представителя согласно ст. 221 ДФЕС переходят постоянные представительства 
ЕС в третьих государствах и при международных организациях. На них рас-
пространяется статус дипломатических представительств.

Договор о реформе, предусматривая изменение структуры ЕС и, как след-

ствие, структуры Европейской комиссии в целом, расширяет, хотя и в ограни-
ченных пределах, ее полномочия в сфере внешних связей. 

Европейская комиссия, несмотря на развитие партиципарной демократии, 

предусмотренное ДР, остается главным мотором европейской интеграции, и от 

ее активности и успешности в осуществлении переданной ей компетенции за-

висит во многом успех интеграционного процесса в целом.