ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 2924
Скачиваний: 6
160
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
ЕС пользуются и осуществляют свои избирательные права при выборах в Ев-
ропарламент не обязательно на территории страны своего национального
гражданства.
Во всех государствах — членах ЕС применяется пропорциональная избира-
тельная система. Однако в том, что касается определения избирательных округов,
установления и использования заградительных оговорок (участие в распреде-
лении мандатов только партий, набравших определенное количество голосов),
условия подсчета результатов отнесены к ведению национальных властей.
На уровне ЕС устанавливается, что сама оградительная оговорка составит
не более 5%. К ведению государств-членов отнесено также использование раз-
личных способов определения результатов голосования (их на практике больше
десятка). На уровне ЕС определяются некоторые условия несовместимости
мандатов. Среди этих последних, пожалуй, наибольшее значение имеет уста-
новление правила о несовместимости национального и европейского депутат-
ского мандата. Официально статус депутата, его права и обязанности, а равно
порядок их осуществления регулируются Внутренним регламентом Парламента
и специальными законодательными актами. Наиболее существенные положения
закрепляются посредством специальной законодательной процедуры. В этом
случае инициатором и разработчиком такого рода актов является сам Евро-
парламент, а принятию соответствующего регламента предшествует получение
консультативных заключений со стороны Совета и Комиссии (ст. 223 ДФЕС).
В текст Лиссабонского договора внесены некоторые положения, относящиеся
непосредственно к структуре и функционированию Парламента. Постановле-
ниями ДФЕС закрепляется и подтверждается порядок работы Европарламента,
проведения очередных ежегодных сессий и созыв внеочередных сессий, возмож-
ность и порядок создания следственных комиссий. Впрочем, характеристики,
относящиеся к структуре Парламента, изложены в ДР несколько хаотично
и не дают достаточно цельного представления о порядке его деятельности.
Значительно более системно они изложены во Внутреннем регламенте Евро-
парламента. В связи с подготовкой Лиссабонского договора вновь оживилась
дискуссия по вопросу о порядке работы и месте пребывания Европарламента.
В настоящее время основная парламентская резиденция находится в Страс-
бурге. Именно здесь проводятся очередные парламентские сессии. Заседавший
долгие годы в помещении Совета Европы Европейский парламент теперь запо-
лучил собственную резиденцию — огромный современный билдинг из стекла
и металла (впрочем, это не помешало уже в 2008 году приступить к ремонту
обвалившегося потолка в зале заседаний. В результате очередную сессию даже
пришлось переносить). Следует, однако, иметь в виду, что очередные сессии
Парламента обычно занимают не более одной недели в месяц. Что же касается
внеочередных заседаний, то они проводятся во вспомогательной резиденции,
которая выстроена в Брюсселе. Здесь же работают, как правило, комитеты
161
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
и комиссии Парламента. Наконец, третья резиденция — Секретариат Парла-
мента — расположена в Люксембурге.
Все это создает, действительно, довольно странную картину, поскольку
каждый раз, когда проводятся сессии или заседают комитеты, Секретариату
приходится переезжать вместе с архивами, различного рода материалами
и документами из одного города в другой (по некоторым подсчетам, только
эти переезды обходятся примерно в 60 млн евро ежегодно). Более настойчиво
выдвигается требование представителями различных кругов о переводе по-
стоянной резиденции непосредственно в Брюссель, где находятся резиденции
Совета и Комиссии. Освобождающееся в этом случае здание предлагают пере-
дать Европейскому университету. Вряд ли, однако, все эти предложения получат
поддержку со стороны Франции. Она всегда настаивала на том, что Европейский
парламент должен находиться в центре Европы, а центром ЕС является прежде
всего Страсбург.
Характеризуя состав Европарламента, важно обратить внимание не только на
закрепленные в ДР характеристики. Не менее, а, пожалуй, более важное значение
имеет политический состав Европарламента. В этой связи обращает на себя
внимание, что Договор о Европейском Союзе в его новой редакции содержит
специальное постановление, относящееся к созданию и роли европейских по-
литических партий. Соответствующее постановление приводится не в разделе,
посвященном институтам ЕС, а в той части ДЕС, где говорится о принципах
демократии. Согласно пункту 4 ст. 10 политические партии на европейском
уровне способствуют формированию европейского политического сознания
и выражению воли граждан Союза.
Для того чтобы разобраться в этом постановлении, оценить его должным
образом, следует, очевидно, обратиться к некоторым постулатам современной
конституционно-правовой теории. В конституционном праве развитых демо-
кратических государств политические партии характеризуются чаще всего как
одни из важнейших инструментов формирования общественного сознания
и выявления политической воли народа. Уже только в этом качестве они могут
выступать как орудие борьбы за обладание властью и ее осуществления. При-
менительно к Европейскому союзу вопрос о европейских партиях увязывается
с формированием европейского политического сознания. Иначе говоря, такого
рода политические партии должны быть инструментом формирования и вы-
явления воли населения применительно к Европейскому Союзу.
Задача довольно непростая. Она предполагает уяснение и выяснение прежде
всего того, что понимать под европейским политическим сознанием. Прямо-
го ответа на этот вопрос учредительные акты, естественно, не дают. Можно
лишь предполагать, что под европейским сознанием подразумевается прежде
всего приверженность идеалам и ценностям, лежащим в основе построения
и функционирования Европейского Союза. Оно предполагает понимание
162
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
и обоснование целей, задач и принципов, на которых основывается ЕС и кото-
рые он преследует в своей практической деятельности. Практика проведения
различного рода социологических опросов, итоги референдумов и выборов,
а равно деятельность различных социологических служб позволяют говорить
о том, что значительная, если не подавляющая, часть населения стран — членов
ЕС пока не отдает приоритет европейским ценностям.
Этому нередко способствуют и правительства самих государств — членов
ЕС. Весьма распространена формула, в силу которой национальные государства
приписывают своим усилиям успехи, достигнутые ЕС, и относят на его счет
неудачи, если таковые имеют место.
Позиции евроскептиков явно оказались преобладающими и при решении
вопроса о конституализации Европейского Союза. Провалы референдумов во
Франции и Нидерландах — это прямое подтверждение того, что европейское
политическое и правовое сознание пока не в силах противостоять националь-
ным или даже националистическим по своей природе взглядам, воззрениям
и действиям. Совершенно очевидно, что политическим партиям есть над чем
задуматься, определяя свои программы деятельности. Им предстоит серьезно
поработать, прежде чем европейское политическое сознание получит действи-
тельно должное признание и распространение.
В правовых документах не столько раскрывается содержательная сторона
европейского политического мышления, сколько устанавливаются те правовые
основы и границы, в рамках которых должна осуществляться деятельность евро-
пейских политических партий. Договор о функционировании ЕС определяет, на
каких условиях и в каком порядке должны регулироваться статус европейских
партий и их деятельность. Согласно ст. 224 ДФЕС статус политических партий
и порядок их функционирования регулируются посредством законодательных
актов, принимаемых на основе общей законодательной процедуры. Это означает,
что такого рода регулирование имеет место на основе согласия между созако-
нодателями, т.е. между Европарламентом и Советом ЕС. Особо оговаривается,
что в тех случаях, когда речь идет о финансировании деятельности политиче-
ских партий, решение должно приниматься Советом на основе единогласия
и подлежит одобрению со стороны государств — членов ЕС. Такая процедура
правового регулирования статуса партий заметно отличается от общего по-
рядка, установленного применительно к выработке и одобрению Внутреннего
регламента Европарламента.
Регламент Парламента в целом должен приниматься на основе специальной
законодательной процедуры. Учредительный акт прямо предусматривает, что
инициатором такого рода акта выступает непосредственно сам Парламент. Им
же выносится окончательное решение. При этом предусматривается, однако,
что принятие такого решения может иметь место только после проведения кон-
сультаций и получения заключения Европейской комиссии, а равно одобрения
163
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
со стороны Совета ЕС. Применение специальной законодательной процедуры
только внешне создает впечатление, что Парламент действует полностью са-
мостоятельно. Это не совсем так. Прежде всего Парламент должен запросить
консультативное заключение Комиссии, которая, конечно, может внести целый
ряд поправок и предложений. Но еще более важно то, что акт, принимаемый
Европарламентом, нуждается в апробации со стороны Совета. Этот последний,
таким образом, обладает правом вето в отношении проекта нормативного акта,
разработанного и предлагаемого Парламентом. Согласие между институтами
почти столь же обязательно, как и при применении общей законодательной
процедуры. Отличие в последнем случае лишь в том, что право законодатель-
ной инициативы принадлежит не Парламенту, а Комиссии. Однако Парламент
вправе потребовать вынесения соответствующего заключения Комиссией, если
последняя эту свою функцию не выполняет.
На практике процессы, относящиеся к формированию и деятельности по-
литических партий, интегрируются в качестве составной части во Внутренний
регламент Европейского парламента. Последняя редакция этого обширного
документа была осуществлена в 2005 году, т.е. еще до разработки Лиссабон-
ского договора. Однако надо принять во внимание, что постановления Лис-
сабонского договора в этом отношении воспроизводят почти без изменений
постановления Конституционного проекта. Соответственно, и Внутренний
регламент, действующий в настоящее время, в основном учитывает требования
основополагающего акта.
Согласно Внутреннему регламенту, европейские парламентские партии об-
разуются депутатами, придерживающимися общих, или максимально близких,
политических и идейных позиций. Объединяющиеся депутаты должны пред-
ставлять определенное число государств-членов. Устанавливаемая взаимоза-
висимость предусматривает, что чем больше число депутатов принадлежит
к данной партии, тем меньшим является необходимое число государств, ими
представляемых, и, напротив, чем большее число государств представлено дан-
ной партией, тем меньшее количество мандатов требуется для ее регистрации.
По состоянию на начало 2009 года, в составе Европарламента насчитывалось
восемь политических групп. Это, во-первых, наиболее многочисленная и влия-
тельная Европейская народная партия — 277 депутатов. Второй по значению
является группа, объединяющая социалистов. Официально она именуется
«Группа социалистов» в Европейском парламенте. В обиходе ее именуют «Груп-
пой социалистических партий». Общее число ее депутатов — 218. Следом идет
группа «Альянс демократов и либералов за Европу» — 106. Затем группа «Союз
за Европу наций» — 44. Далее «Альянс зеленых — свободных европейцев». Их
42. Потом конфедеративная группа, объединяющая европейских левых. Она из-
вестна иначе как группа «Зеленых Скандинавских стран» — 41 мандат. Далее сле-
дует «Группа независимых и демократов» — 23 мандата. Группа, объединяющая
164
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
«Сторонников подлинной традиционной суверенности» — 20 человек (это
наиболее позднее образование, возникшее в 2007 году). И наконец, в состав
группы независимых, не участвующих ни в одной из названных политических
партий, входит 14 депутатов.
Деятельность всех европейских парламентских партий финансируется за
счет бюджета ЕС. Им должны покрываться, согласно последним решениям,
принятым в связи с Лиссабонским договором, 85% избирательных расходов
каждой партии.
Число депутатов, входящих в ту или иную политическую группу, имеет суще-
ственно важное значение при формировании руководящих и рабочих органов
Европарламента. Работой Парламента руководит Бюро в составе Председателя,
14 Вице-председателей и 6 квестеров. Они избираются сроком на 2,5 года. Огра-
ничений для переизбрания не установлено. Председателем Бюро на январской
сессии 2007 года был избран представитель Европейской народной партии
Ганс-Герд Петтеринг.
Руководители политических групп под председательством главы Парламента
образуют конференцию Председателей. Она ведает вопросами повестки дня
и решает все иные вопросы, связанные с внутренним функционированием
Парламента.
Европейская народная партия, в рамках которой ведущую роль играют
христианские демократы и представители правоцентристских партий, а равно
Европейская социалистическая партия, как правило, занимают доминирующее
положение в Европарламенте и в решающей степени задают тон характеру и на-
правленности его работы.
10.3. Полномочия Европарламента
Согласно пункту 1 ст. 14 ДЕС Европейский парламент совместно с Советом
ЕС осуществляет законодательные и бюджетные функции. Ему принадлежит
также право политического контроля за деятельностью администрации ЕС. Он
дает необходимые заключения в случаях, предусмотренных Учредительными
актами. Отдельно указывается на то, что Парламент избирает Председателя Ев-
ропейской комиссии. Приведенный перечень полномочий в значительной мере
напоминает те традиционные парламентские функции, которые осуществляются
высшим представительным органом в государствах — членах ЕС. Их перечень
указывает на те существенные изменения, которые произошли в статусе Евро-
парламента за годы его существования.
Именовавшийся в рамках ЕОУС Общей (или Генеральной) ассамблеей,
а затем с созданием Сообществ — Парламентом Европейских сообществ, этот
институт, действительно, существенно изменился не только в том, что касается
порядка его формирования, но и по характеру осуществляемых им полно-
мочий. Созданный первоначально в качестве чисто совещательного органа,