ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 2923
Скачиваний: 6
175
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
ГЛАВА 11
Судебная система Европейского Союза
11.1. Роль и место судебных органов
в институциональной системе ЕС
Судебная система ЕС выступает как самостоятельный наднациональный
институт неполитического характера. Это один из важнейших правовых ин-
струментов европейской интеграции. Опыт ЕС подтверждает, что только при
наличии самостоятельной правовой системы, создании судебного механизма,
призванного защищать и обеспечивать применение права ЕС, возможно успеш-
ное и стабильное развитие самих интеграционных образований. Отсутствие
действенного интеграционного права делает невозможным реализацию задач
и целей интеграции. В свою очередь, отсутствие судебной системы, обеспечи-
вающей исполнение предписаний интеграционного права, исключает практи-
чески и само существование независимой судебной власти, а следовательно,
существование правового сообщества. При отсутствии обязательных правовых
предписаний, обеспечивающих жизнедеятельность интеграционного объеди-
нения, отказ или пренебрежение механизмом юрисдикционного обеспечения
исполнения права, позитивное развитие интеграционного процесса практически
невозможно. Самостоятельная автономия, правовая система и независимый
судебный механизм, обеспечивающий соблюдение и реализацию права, — важ-
нейшая гарантия интеграции.
Главное предназначение Суда ЕС — обеспечение единообразного пони-
мания и применения учредительных договоров и правовых актов, изданных
на их основе. Эта формула присутствует практически во всех учредительных
договорах с момента их появления и почти не претерпела изменений за годы
существования Сообществ и Союза. Вместе с тем по мере развития и углубле-
ния интеграционного процесса происходит усовершенствование и усложнение
судебной системы, предпринимаются меры по отлаживанию условий и правил
судопроизводства и повышению его эффективности.
Первый интеграционный судебный орган был образован с созданием Евро-
пейского объединения угля и стали на основе Парижского договора 1951 года.
С учреждением Европейского экономического сообщества и Европейского
сообщества по атомной энергии, образованных на основе Римских договоров
1957 года, создается Суд Европейских сообществ. В результате объединения
институтов формируется единая судебная инстанция, сохранившая наимено-
вание — Суд Европейских сообществ.
Суду ЕС принадлежит исключительно важная роль в формировании и раз-
витии права ЕС, утверждении его роли и значения как ведущего интеграци-
онного фактора. В решениях Суда Европейских сообществ сформулированы
176
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
и расшифрованы содержание и основные квалификационные признаки права
ЕС. Сформулированы концептуальные основы и условия эволюции европей-
ской интеграции. Уточнены порядок деятельности и компетенция институтов
и органов ЕС.
Высокая степень активности и авторитетная судебная практика во многом
способствовали повышению значения и влияния этого наднационального
и деполитизированного института. Обратной стороной медали стал наплыв
судебных исков и все большая сложность оперативного рассмотрения дел,
принятых к производству Судом. Пытаясь преодолеть возникшие трудности
и усовершенствовать судебный процесс, авторы Единого европейского акта
предусмотрели создание вспомогательного судебного органа. В результате
в 1988 году в качестве вспомогательного органа при Суде ЕС был учрежден
и начал функционировать Суд первой инстанции (СПИ). Тем не менее полно-
стью задачу повышения эффективности судопроизводства создание вспомо-
гательной инстанции не решило. Перестройку необходимо было продолжить.
Новая реформа судебной системы ЕС осуществляется на основе Ниццкого
договора 2001 года. СПИ наделяется статусом самостоятельной судебной ин-
станции и приобретает характер суда общей юрисдикции. В его компетенцию
переходит рассмотрение всех судебных дел, за исключением тех, которые на-
прямую подлежат рассмотрению Судом ЕС. Этот последний становится как
бы судом высшей инстанции, рассматривая преимущественно споры между
государствами, государствами и институтами и институтов между собой. На
него возлагаются также функции кассационного и конституционного судеб-
ного органа.
Лиссабонский договор развивает и продолжает линию на углубление судеб-
ной реформы и улучшение порядка судопроизводства. Вводимый в действие
учредительный акт и приложенный к нему протокол, содержащий Статут Суда
ЕС, уточняет и закрепляет новую структуру судебной системы, призванную
содействовать совершенствованию и повышению эффективности судопро-
изводства. Судебной системе посвящены целый ряд общих и специальных
положений. Они содержатся в ст. 251–281 ДФЕС. Их дополняет Протокол,
содержащий Статут Суда ЕС. Этот Протокол был принят в 2001 году в каче-
стве приложения к Ниццкому договору. В новый текст внесены в основном
редакционные изменения и поправки, связанные с изменениями, вносимыми
Договором о реформе в ДЕС и ДФЕС.
Новый учредительный договор в части, касающейся судо-устройства и су-
допроизводства, предлагает целый ряд лингвистических, терминологических
изменений и уточнений. Необходимость их внесения была мотивирована раз-
работчиками соответствующего текста необходимостью упростить понимание
судебной организации ЕС. Такая необходимость действительно возникла, по-
скольку еще в Ниццком договоре предложенные термины не всегда позволяли
177
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
достаточно точно разобраться в том, о какой именно юрисдикции и каких
именно судебных органах идет речь. Неясность эта была связана с тем, что
практически одинаковыми терминами обозначалась как совокупность судебных
органов, так и высшая судебная инстанция ЕС.
К сожалению, и в новом тексте учредительного акта не всегда обеспечена
достаточная ясность используемой терминологии. Более того, иногда создается
впечатление, что путаница усиливается. Особенно это касается франкоязычной
версии Договора о реформе. Термин «Суд Европейского Союза» используется
и как собирательное понятие, охватывающее всю совокупность судебных орга-
нов ЕС, и для обозначения лишь высшей судебной инстанции. Соответственно,
при дословном переводе текста ст. 10 ДЕС следует, что Суд ЕС состоит из Суда
ЕС, Трибунала и специализированных трибуналов. Конечно, в данном случае
дословный перевод вряд ли удачен. Собирательное понятие, передаваемое
французским термином «cour de justice», очевидно, целесообразно перево-
дить как «судебная система» или «совокупность всех органов правосудия ЕС».
Это мнение высказывает и ряд французских экспертов по праву ЕС. Что же
касается основных составляющих судебной системы, то и другие термины
вызывают некоторое сомнение и требуют уточнения.
В новой редакции взамен термина «Суд первой инстанции» предлагается
термин «Трибунал», а взамен «Специализированные судебные палаты» — тер-
мин «Специализированные трибуналы». Необходимость такой замены наи-
менования СПИ обусловлена прежде всего тем, что судами первой инстанции
в ЕС могут выступать специализированные судебные палаты СПИ и сам Суд
ЕС. Применительно к французским реалиям предлагаемые термины в опреде-
ленной степени оправданны. Дело в том, что во Франции суды общей юрис-
дикции — это Трибунал простого процесса и Трибунал большого процесса, т.е.
они именуются именно трибуналами. Однако в русской юридической лексике
общие суды термином «Трибунал» не принято обозначать. Так именуют лишь
специализированные судебные органы (например военные трибуналы).
Несколько более подходящим выглядит термин, используемый в англоя-
зычном тексте Лиссабонского договора. В нем речь идет о замене термина «Суд
первой инстанции» на термин «Общий суд», или иначе «Суд общей юрисдикции».
Если брать за основу характер и объем юрисдикции данного вида судебных
органов, то речь идет, конечно, о судах общей юрисдикции. Во всяком случае,
из текста Лиссабонского договора и Регламента Суда ЕС следует, что данная
судебная инстанция рассматривает все судебные дела за исключением тех,
которые входят в юрисдикцию Суда ЕС или специализированных судов. Эти
последние рассматривают по первой инстанции определенные категории дел
в узко специализированной сфере или требующие специальных познаний.
Один из первых специализированных судебных органов был создан
в 2004 году в лице Суда по делам гражданской службы. В данном случае
178
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
дословный перевод «Трибунал по делам публичной службы», используемый
некоторыми авторами, тоже не очень удачен. Во-первых, целесообразнее ис-
пользовать термин «суд», а не «трибунал»; во-вторых, в праве ЕС не может
использоваться принятый во Франции термин «публичная служба». Приме-
нительно к ЕС его заменяет термин «гражданская служба», что более точно
и адекватно соответствует реалиям ЕС.
При всей важности терминологических уточнений гораздо более важным
является подтверждение Лиссабонским договором трехзвенной структуры
судебной системы ЕС. Как видно из ст. 10 ДЕС, тремя судебными органами,
образующими в целом судебную систему Европейского Союза, выступают Суд
ЕС, Суд общей юрисдикции и специализированные суды.
Некоторые изменения вносятся ДР в порядок формирования судебных
органов. В целом сохраняются высокие требования, предъявляемые к кан-
дидатам на занятие судейских должностей. По сути, требование высокого
профессионализма кандидата обычно подтверждается либо занятием в про-
шлом высоких судейских должностей в национальных государствах, либо
известностью у юридической общественности своими правовыми знаниями.
Обязательны высокие моральные качества и признанная репутация незави-
симого судейства. В этой связи можно только напомнить, что в соответствии
с концепцией, полностью доминирующей в демократических странах, неза-
висимый суд, будучи одной из составных частей власти, ее особой ветвью,
призван прежде всего обеспечивать защиту прав и свобод человека перед
лицом этой власти. Суд не может или, точнее, не должен быть частью кара-
тельного механизма государства. Отсюда и особые критерии подбора судей
как условие независимости судей.
Названные критерии должны соблюдаться и при отборе кандидатов в Суд
ЕС, и при выдвижении кандидатов в Суд общей юрисдикции, как равно и при
назначении судей специализированных судов.
Те же требования предъявляются и к генеральным адвокатам. Последние, об-
разуя особую категорию членов Суда, призваны давать объективное и беспри-
страстное заключение по иску, рассматриваемому в Суде ЕС. Будучи членами су-
дейского корпуса, генеральные адвокаты, однако, не принимают участие в выне-
сении судебных решений. Заключение генерального адвоката не имеет обязатель-
ной силы и не обязывает суд. Хотя следует отметить, что на практике в большин-
стве случаев Суд следует рекомендациям, высказанным генеральным адвокатом.
До введения в действие Лиссабонского договора в Суде ЕС насчитывалось
8 адвокатов. По настойчивому предложению Польши их число было увеличе-
но до 11. Предусмотрено, что 6 мест будет замещаться кандидатами, предлага-
емыми Великобританией, Германией, Францией, Италией, Испанией и Поль-
шей. Остальные места будут замещаться в порядке ротации. Генеральные ад-
вокаты назначаются сроком на 6 лет.
179
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
По Ниццкому договору устанавливалось, что Суд ЕС будет состоять из
27 членов, Суд первой инстанции — включать не менее чем по одному судье
от каждого государства-члена. Назначение производилось с общего согласия
правительств государств — членов ЕС. В Лиссабонском договоре формули-
ровки несколько изменены. Авторы нового Договора предпочли передать ре-
шение о количественном составе Суда самим судьям. Оно определяется в Ре-
гламенте Суда ЕС, подготовленном и предлагаемом Судом и утверждаемом
Советом ЕС. Соответственно, в обновленном Регламенте записано, что Суд
общей юрисдикции будет состоять из 27 судей, т.е. по одному судье от каж-
дого государства — члена ЕС. Что касается количества членов специализи-
рованных судов, вопрос решается каждый раз отдельно при принятии реше-
ния об образовании этого суда. В Суде по делам гражданской службы их на-
считывается семь.
Претерпел изменение и порядок выдвижения кандидатов. Согласно новым
постановлениям вопрос об отборе кандидатов передается в ведение вновь соз-
даваемого специального органа в лице Комитета экспертов (своего рода сове-
та мудрецов). Он должен отбирать лучших среди предложенных государства-
ми кандидатов и высказывать свои рекомендации. В состав Комитета экспер-
тов входят видные юристы, преимущественно бывшие члены Суда ЕС.
Процедура отбора кандидатов в судьи или генеральные адвокаты была
уже апробирована при формировании Суда по делам гражданской службы.
Это первый специализированный судебный орган, созданный на основе
решения Совета, принятого в 2004 году, и приступивший к практической
работе с 2006 года. Санкционируемая ДР процедура будет применяться при
формировании не только специализированных судов, но и Суда ЕС и Суда
общей юрисдикции. В принципе, количественный состав судей и генеральных
адвокатов определяется самим Договором о функционировании ЕС. Состав
специализированного Суда — актом о его учреждении.
Новый учредительный акт в основном сохраняет без изменений крите-
рии назначения и требования, предъявляемые к членам судебных органов ЕС.
Сохраняется без изменений срок полномочий судей и генеральных адвока-
тов — 6 лет. Обновление должно происходить наполовину каждые 3 года. Су-
дьи из своего состава избирают председателя Суда. Срок занятия этой долж-
ности — 3 года. Выбывающий председатель может быть переизбран вновь. До-
срочное смещение судьи или генерального адвоката может быть осуществле-
но только в случае совершения тяжкого проступка, в том числе разглашения
тайны совещательной комнаты. В практике Суда таких случаев пока не было.
Соблюдать требования добропорядочности и щепетильности, как и иные,
установленные Статутом, судьи обязаны даже после выхода в отставку. Их
нарушение может повлечь за собой лишение льгот и привилегий, которыми
пользуется отставной судья.