Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2919

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

185

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

тегия». Показательно, что в первые месяцы развития экономического кризиса 
ЕС удалось удержать, а может быть, даже укрепить в ряде случаев позиции евро 
(не путать с его курсом!). В определенной мере это стимулировало некоторые 

страны поставить вопрос о  своем возможном приходе в  зону евро, а  равно 

подтолкнуло процесс ратификации ДР в странах, где имели место некоторые 

сомнения. Возможно, что расширение зоны евро действительно произойдет, тем 

более что страны ЕС поставили вопрос о возможности некоторого смягчения 
жестких критериев, установленных для членства в Еврогруппе.

12.1.2. Организационные структуры и полномочия

Учредительные акты ЕС предусмотрели довольно сложную структуру руко-

водства и управления финансовой политикой и финансами ЕС. Наряду с ЕЦБ, 
который является формально прежде всего руководящим финансовым органом 
для государств, чьей национальной валютой стало евро, создан и ряд других фор-
мализованных структур. Это прежде всего Европейская система центральных 
банков. Ее образуют: Европейский центральный банк и национальные централь-
ные банки государств — членов ЕС. Главное назначение ЕСЦБ — обеспечить 
координацию деятельности и согласование мер, принимаемых финансовыми 

органами ЕС, исходя из общих целей и задач ЕС. 

Иную по характеру и  параметрам структуру образует Евросистема, объ-

единяющая под руководством ЕЦБ центральные банки государств — членов 
ЕС, денежной единицей которых является евро. Особую формализованную 
структуру образует Еврогруппа. Если Евросистема  — это объединение под 

руководством ЕЦБ национальных банков Евросистемы, то Еврогруппа высту-
пает по отношению к ним своеобразной управленческой структурой. В состав 

Еврогруппы входят министры финансов государств  — членов ЕС, денежной 
единицей которых является евро. В заседаниях Еврогруппы участвуют также 
представители Комиссии и ЕЦБ. 

Цели и  задачи, структура и  порядок деятельности каждой из формализо-

ванных структур определяются протоколами, приложенными к учредительным 
актам. Это прежде всего Протокол об уставе Европейской системы центральных 
банков и Европейского центрального банка, а равно Протокол о Еврогруппе. 

Что касается первого Протокола, он был принят еще в 1992 году одновременно 

с подписанием Договора о Европейском Союзе. Впоследствии в него неодно-

кратно вносились изменения и дополнения. Ныне предлагаемый к утверждению 
Протокол пересмотрен в соответствии с Лиссабонским договором и Протоколом 
№ 1, предусматривающим внесение изменений в иные протоколы, прилагаемые 
к ДР. Эти изменения носят преимущественно редакционный характер, но вместе 

с тем они уточняют или подтверждают решение весьма важных проблем. Соот-

ветственно, вносятся некоторые изменения и в структуру Протокола и отчасти 
в нумерацию статей. 


background image

186

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Протокол о Еврогруппе принят в 2007 году. Это новый правовой акт, который 

напрямую увязан с положениями Лиссабонского договора. Несмотря на то, что 
Протокол о ЕСЦБ и ЕЦБ не претерпел существенных изменений, именно это 
и представляется особенно важным. Дело в том, что в ходе подготовки Меж-
правительственной конференцией текста Лиссабонского договора вносилось 
немало предложений об изменении не только структуры управления финансами, 
но и целей и задач ЕСЦБ и ЕЦБ. В конечном итоге все они были отклонены, 
и формулировка главной цели ЕСЦБ и ЕЦБ была вновь подтверждена в пункте 

1 ст. 127 и пункте 2 ст. 282 ДФЕС, а равно в ст. 2 Протокола об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ. 

Важнейшим организационным принципом построения и  функциониро-

вания ЕСЦБ и ЕЦБ является закрепленный в ст. 130 ДФЕС принцип, согласно 
которому при осуществлении своих полномочий и  выполнении своих задач 
и обязанностей ни ЕЦБ, ни национальные центральные банки, а равно никто 
из членов их руководства не могут запрашивать или принимать инструкции от 
институтов, органов или организаций ЕС, а равно от правительств государств — 

членов ЕС или любого иного учреждения. В свою очередь институты, органы, 

организации ЕС, а равно правительства государств-членов и их представители 
обязуются соблюдать этот принцип и  не вмешиваться, а  равно не оказывать 

давление и влияние на членов руководящих органов ЕЦБ или национальных 
центральных банков.

Высшим руководящим органом ЕСЦБ является Совет управляющих. В его 

состав входят члены правления ЕЦБ и  управляющие национальных цен-

тральных банков. Заседания Совета проводятся не реже 10 раз в год. Решения 

принимаются простым большинством голосов. В случае отсутствия кворума 
Председатель может собрать повторное заседание, которое принимает решение 
без учета кворума. В тех случаях, когда для решения особо важных вопросов 

требуется квалифицированное большинство, используется система взвешенных 

голосов. Число взвешенных голосов каждого из членов Совета управляющих 
устанавливается в соответствии с долями национальных центральных банков 
в подписном капитале ЕЦБ. Решение считается принятым, если число голосов, 
поданных «за», составляет не менее ⅔  подписного капитала ЕЦБ и  не менее 
половины держателей долей. 

Управление ЕСЦБ возложено на Европейский центральный банк. Его ру-

ководящими органами являются Совет управляющих и Правление ЕЦБ. В Со-
вет управляющих входят руководители национальных центральных банков 
всех стран Евросистемы. Постоянно действующим и  оперативным органом 
управления выступает Правление ЕЦБ. Оно состоит из Председателя, Вице-
председателя и четырех членов. В соответствии с Лиссабонским договором все 

они назначаются Европейским советом, принимающим решение квалифициро-

ванным большинством голосов по рекомендации Совета ЕС и после проведения 
консультаций с Европарламентом и Советом управляющих. Основные квали-


background image

187

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

фикационные требования к  кандидатам  — наличие признанного авторитета 

и профессионального опыта в денежной или банковской сферах. Срок полно-
мочий всех членов Правления — восемь лет. По истечении срока полномочий 

они переизбранию не подлежат. Досрочное освобождение членов Правления 
от должности возможно в случае совершения тяжкого проступка по решению 
Суда, выносимого на основе ходатайства Совета управляющих или Правления 
банка. Председатель осуществляет руководство работой Правления и  пред-
седательствует на заседаниях Совета управляющих. Он представляет ЕЦБ при 
осуществлении внешних связей. 

Временными и переходными постановлениями, детализированными в про-

токоле о ЕСЦБ и ЕЦБ, предусмотрено создание третьего руководящего органа 
в системе ЕЦБ. Им выступает Генеральный совет (его иначе именуют Общий 

совет), включающий Председателя и Вице-председателя ЕЦБ, а также руково-

дителей национальных банков всех государств — членов ЕС независимо от их 
вхождения в  Евросистему. Учреждение преимущественно консультативного 

органа — прямое указание на то, что постановления, относящиеся к формиро-

ванию Совета управляющих и Правления ЕЦБ, их задачам и функциям, составу 
и порядку деятельности, затрагивают практически не только государства, вхо-
дящие в Евросистему. Учредительные акты как бы исходят из презумпции, что 

само по себе положение, когда значительная часть государств — членов ЕС не 

входит в состав Евросистемы, является временным и переходным. Текст ДЕС 
и ДФЕС достаточно четких указаний на этот счет не содержит. В косвенном 
виде они приводятся в Протоколе о ЕСЦБ и ЕЦБ, в частности, в тех положе-
ниях, которые относятся к формированию, структуре и задачам Генерального 
(Общего) совета. Хотя этот совет и назван в качестве одного из руководящих 

органов Европейского центрального банка, в  действительности он, судя по 
его компетенции, играет роль консультативного и даже, в некоторых случаях, 

вспомогательного органа.

Таким образом, в идеале ЕСЦБ и ЕЦБ должны представлять финансовые 

системы и  финансовую политику Европейского Союза в  целом. Пока они 

предстают, главным образом, как органы Евросистемы. Трансформация ЕЦБ 
в институт ЕС должна, очевидно, способствовать достижению более высокой 

степени интегрированности валютного союза ЕС. Международный финансовый 

кризис может, конечно, оказать определенное влияние на решение этой задачи. 
Насколько удастся ее решить, может показать лишь практика.

12.1.3. Цели и задачи ЕСЦБ

Европейская система центральных банков призвана не только, а порой не 

столько решать чисто финансовые проблемы, сколько содействовать достиже-

нию общих целей и задач, стоящих перед Экономическим и валютным союзом 


background image

188

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

ЕС. Соответственно, согласно ст. 127 ДФЕС и главе 2 Устава ЕЦБ и ЕСЦБ глав-
ной целью Европейской системы центральных банков является поддержание 

стабильности цен. 

Именно решению этой задачи, осуществление которой способствует обе-

спечению должного уровня жизни и  достойного существования всем лицам, 

находящимся под юрисдикцией ЕС, должна отвечать вся деятельность Евро-
пейского центрального банка. Соответственно, большинство принципиально 
важных в этой области решений, выносимых ЕЦБ, в частности, в связи с реше-
нием вопросов ставки рефинансирования кредитов, мотивировалось прежде 
всего стремлением не допустить роста инфляции и обеспечить стабильность 
цен. Именно достижению этой цели должно быть подчинено также решение 
проблем обеспечения поддержки общей экономической политики Союза. 

К числу основных задач ЕСЦБ (имея в виду, что задачи ЕСЦБ и ЕЦБ практи-

чески идентичны) пункт 2 ст. 127 ДФЕС относит достижение целей, связанных 
с  реализацией политики валютной интеграции. Они включают: определение 

и  осуществление деятельности по реализации денежной политики Союза, 
проведение валютных операций, хранение официальных валютных резервов 
государств-членов и управление ими, содействие нормальному функциониро-
ванию платежных систем стран ЕС. ЕСЦБ осуществляет также консультативные 

функции, дает заключения и рекомендации по вопросам, относящимся к его 

ведению и рассматриваемым иными институтами или органами ЕС. ЕСЦБ осу-
ществляет поддержку и содействие другим компетентным органам, в частности, 
в области надлежащего надзора за кредитными организациями и стабильностью 

финансовой системы. ЕЦБ полномочен в рамках Союза санкционировать эмис-
сию банковских билетов и иных денежных знаков. При выполнении своих задач 
ЕСЦБ наделяется правом издания нормативных правовых актов, предусмотрен-

ных Уставом ЕСЦБ и ЕЦБ. С учетом изменений и поправок, которые вносит 

Лиссабонский договор, это должны быть либо регламенты, либо решения. ЕЦБ 

и ЕСЦБ дают также заключения и рекомендации по вопросам, которые отнесены 
Договорами и Протоколом о ЕЦБ и ЕСЦБ к их ведению. Особую категорию актов 
ЕЦБ составляют издаваемые им служебные ориентиры, которые практически 
имеют значение директив, направляемых национальным центральным банком. 

Очевидно, классификацию директив они должны получить в соответствии с ДР.

Характеризуя полномочия ЕЦБ, следует также обратить особое внимание на 

пункт 3 ст. 132 ДФЕС. Он предусматривает, что в пределах и согласно условиям, 
которые устанавливает Совет, и в соответствии с процедурой, предусмотренной 
в этом же учредительном акте, Европейский центральный банк обладает полно-
мочиями по наложению штрафов и определению неустойки на предприятия, не 

соблюдающие правовые предписания ЕЦБ. 

Ряд особых положений относится исключительно к  функционированию 

Евросистемы. В частности, ст. 136 ДФЕС предусматривает возможность при-


background image

189

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

нятия Советом мер на основе общей и специальной законодательной процедуры, 
которые должны быть направлены на усиление координации и надзора за со-
блюдением бюджетной дисциплины, разработку соответствующих ориентиров 
экономической политики и  обеспечение надзора за соблюдением этих ори-

ентиров. Это могут быть специальные ориентиры, а практически директивы, 

применимые только к странам, входящим в Евросистему. 

Особая процедура принятия актов, распространяющихся исключительно на 

страны, чьей денежной единицей является евро, предусмотрена Протоколом 
о  Еврогруппе. Эта группа, состоящая из министров финансов государств  — 
членов Евросистемы, обладает правом проведения самостоятельных заседаний 

под руководством избранного ими Председателя. На этих заседаниях могут рас-

сматриваться и одобряться проекты решений, принимаемых в отношении стран 

Еврогруппы. Однако, поскольку сама Еврогруппа не институциализирована, 
предусмотрена особая процедура одобрения намечаемых решений. В этом слу-

чае проект, подготовленный и обсужденный в рамках Еврогруппы, передается 

затем на рассмотрение Совета, заседающего в составе министров экономики 
и финансов. Именно в рамках этого Совета выносится окончательное решение 
и принимаются соответствующие нормативные правовые акты. Специфика со-

стоит в данном случае в том, что принимают такого рода решения не все члены 
Совета, а только те, которые состоят в Еврогруппе.

Разразившийся мировой финансовый кризис потребовал изменения подхода 

ЕЦБ к некоторым принципиально важным для функционирования валютной 

системы ЕС принципам. Прежде всего это касается возможного смягчения 

требований к  членам Евросистемы, затрагивающих такие вопросы, как раз-
меры бюджетного дефицита или процент инфляции. Тем не менее основные 

положения Договора о реформе, касающиеся ЕСЦБ и ЕЦБ, изменений не пре-

терпевают. Полностью сохраняет ЕЦБ статус независимого органа, полномочия, 

права и обязанности самостоятельного юридического лица. 

12.2. Счетная палата

12.2.1. Общие положения

Счетная палата наделена статусом института в  1992  году с  подписанием 

Маастрихтского договора о  Европейском Союзе. Решение вызвало довольно 
острую полемику в научных и экспертных кругах. Дело заключается в том, что 

Счетная палата не отвечает всем квалификационным характеристикам, прису-

щим институтам Сообщества и Союза. К числу таковых всегда относили осо-
бую природу принимаемых правовых актов, создающих обязательства как для 
юридических, так и для частных лиц, являющихся субъектами права ЕС. Счетная 
палата непосредственно нормативных правовых актов общего характера не 
принимает. Решения и заключения Счетной палаты имеют весьма своеобразную