Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2921

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

180

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Договор о реформе сравнительно четко определяет трехзвенную структуру 

и юрисдикцию суда. На всю судебную систему в целом распространяется дей-

ствие Статута Суда, утверждаемого в форме протокола, приложенного к учре-

дительному акту. Действующий Статут был принят в  качестве приложения 
к Ниццкому договору. В него внесены лишь незначительные изменения, свя-

занные с разработкой и принятием Лиссабонского договора. Общее направле-
ние этих изменений определяется Протоколом о  внесении изменений, кото-

рый приложен к ДР. 

Помимо общего Статута, каждая судебная инстанция принимает свой про-

цессуальный регламент, утверждаемый Советом по представлению Суда ЕС. 
Юрисдикция специализированных судебных органов определяется в решении 

Совета о его образовании. Первым такого рода решением было постановление 
Совета, принятое в  2004  году, об образовании Суда по делам гражданской 
службы. В  решении определены состав, структура, порядок формирования 

и юрисдикция этого судебного органа. Договором о реформе прямо предусмо-

трено формирование специализированного Суда по вопросам интеллектуальной 

собственности. Можно ожидать, что такого рода специализированный суд будет 
образован после вступления в силу Лиссабонского договора. 

Некоторые поправки вносит Договор о  реформе в  регулирование вопро-

сов юрисдикции Суда ЕС. Наиболее существенное изменение касается рас-

пространения юрисдикции Суда на Пространство свободы, безопасности 
и законности. Само по себе формирование и юридическое оформление этого 
пространства — одна из новелл Лиссабонского договора. Вместе с тем учреди-

тельный акт предусматривает и некоторое ограничение юрисдикции Суда ЕС 
в этой сфере. Она, в частности, не распространяется на полицейские операции 
и иные оперативные действия, связанные с обеспечением безопасности. 

ДР подтверждает уже сложившееся в судебной практике правило, согласно 

которому коллизии, возникающие между государствами по любым вопросам ис-
ключительной или смешанной компетенции ЕС, подлежат рассмотрению только 

Судом ЕС (детально этот вопрос проанализирован и обоснован в Постановлении 
Суда ЕС и в Заключении Генерального адвоката по делу «Европейская комиссия 

против Ирландии», так называемому делу МОКС, вынесенному в 2006 году).

Обращает на себя внимание некоторое расхождение между практикой Суда 

ЕС и постановлениями Лиссабонского договора в части, относящейся к при-

данию обязательной силы Хартии основных прав. Формально участники Лис-

сабонского договора признают обязательную силу Хартии основных прав. Ис-

ключение составляют лишь Польша и Великобритания, особые позиции которых 

оговорены непосредственно в документах, приложенных к ДР. Однако никакой 
специальной процедуры, связанной с  рассмотрением жалоб, приносимых на 

нарушение основных прав, учредительный акт, как, впрочем, и регламент Суда, 
не предусматривает. В результате складывается несколько странная ситуация. 


background image

181

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

При рассмотрении в  Суде ЕС конкретных дел, принятых к  производству, за-
интересованные стороны могут обращать внимание на несоответствие актов 
или действий той или иной стороны общим принципам права ЕС. Такая аргу-
ментация вполне может быть использована и в судебных прениях. Это можно 
довольно отчетливо проследить на материалах рассмотрения кассационной 
жалобы по делу Кади (речь в  нем идет о  возможности прямого применения 
в ЕС постановления, вынесенного на основе решения Совета Безопасности по 
мерам пресечения террористической деятельности). В рамках этого дела одна 
из сторон неоднократно ссылалась на то, что применение мер по наложению 
ареста на имущество истца, подозреваемого в  причастности к  финансирова-
нию террористической деятельности, на практике нарушает основные права 
и свободы, закрепленные, в частности, в Хартии ЕС. Представители Комиссии 
в ходе судебных прений всякий раз отвергали такого рода отсылки, утверждая, 

что рассмотрение вопросов прав и свобод, в частности, применительно к этому 

делу, не входит в компетенцию Суда. Суд ЕС, однако, с аргументацией Комиссии 
не во всем согласился. 

Судебная практика последних лет (2006–2008  годов) подтверждает еще 

некоторые положения, имеющие важное значение для решения проблемы 

соотношения права ЕС и  международного права. Обязательства, принятые 

государствами — членами ЕС по договорам с третьими странами и противо-
речащие праву ЕС, не имеют юридической силы на территории ЕС. Ответ-

ственность за нарушение договора, заключаемого с третьими государствами 

и  международными организациями, стороной в  которых выступает ЕС, 

автоматически предполагает ответственность ЕС за любые нарушения этого 

договора, независимо от того, кем именно — государством-членом или институ-

том — они допущены. Ответственность за нарушение наступает независимо от 
того, решаются ли в данном договоре вопросы исключительной или смешанной 
компетенции. Лиссабонский договор в целом подтверждает эти выводы Суда. 
Вместе с тем согласно общим началам, заложенным в учредительном акте, ни 
один из договоров, заключаемых ЕС с  третьими государствами и  междуна-

родными организациями, не может или не должен влечь за собой приращения 
компетенции Европейского Союза. Такого рода положение, закрепленное в ДР, 
напрямую увязывается с  приданием Европейскому Союзу международной 
правосубъектности и ликвидацией системы трех опор, взамен которой создается, 
во всяком случае, номинально, единое правовое пространство. 

В целом ДР подтверждает уже сложившуюся практику осуществления юрис-

дикции Суда, обеспечивающего единообразное толкование и применение права 

ЕС. Судебные органы ЕС сохранят всю ранее сложившуюся юрисдикцию Суда 
ЕС. Суд ЕС и Суд общей юрисдикции наделяются правом вынесения решений 
по делам прямой и косвенной юрисдикции. В целом сохраняется разделение 
юрисдикции между Судом ЕС и Судом общей юрисдикции. Практически под-


background image

182

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

тверждается за Судом ЕС статус Верховного суда. Сохраняет он также юрис-

дикцию Кассационного суда по отношению к Суду общей юрисдикции, причем 
это правило распространяется также и  на решения, принятые Судом общей 
юрисдикции в преюдициальном порядке. 

Существенная оговорка, которая в данном случае делается, касается возмож-

ности использования упрощенной и ускоренной процедуры рассмотрения дел. 
Детальная их регламентация осуществляется Статутом Суда ЕС и регламентами 

судебных инстанций. Следует обратить внимание также на то обстоятельство, 
что Cтатут Суда ЕС оформлен в качестве Протокола, прилагаемого к учредитель-

ным актам. В этом своем качестве он имеет ту же юридическую силу, что и сами 
учредительные акты. Вместе с тем он содержит весьма существенную оговорку. 
За исключением постановлений, содержащих изложение общих принципов 
построения и деятельности судебной системы ЕС, все другие постановления 

Статута могут пересматриваться на основе общей законодательной процедуры.

Суд ЕС остается одним из главных гарантов незыблемости правовой системы 

ЕС и обязательности для всех субъектов права ЕС ее предписаний. Неисполне-
ние и ненадлежащее или несвоевременное исполнение решений Суда, имеющих 
обязательную силу, влечет за собой наложение определенных санкций. Их объем 
и характер определяются самим Судом. При применении кассационного обжа-
лования окончательное решение выносит кассационная инстанция.

ГЛАВА 12

Европейский центральный банк и Счетная палата

Европейский центральный банк и Счетная палата образуют два родственных, 

хотя и  весьма различных по статусу и  назначению института Европейского 

Союза. Рассмотрим, что нового вносит в их статус Договор о реформе.

12.1. Европейский центральный банк

12.1.1. Общие положения

Европейский центральный банк  — один из самых молодых институтов 

Европейского Союза. Его образование связано с выдвижением и реализацией 
программы создания Экономического и валютного союза (ЭВС) ЕС. Впервые 
она сформулирована в  Едином европейском акте, а  затем существенно пере-

смотрена и дополнена при подписании Маастрихтского договора. 

Первоначально в рамках ЕС был учрежден Европейский валютный институт. 

Его главное назначение состояло в том, чтобы способствовать осуществлению 
программы углубления европейской интеграции, особенно в финансовой сфере, 
и подготовить создание ЕЦБ. 


background image

183

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

С подписанием Маастрихтского договора и  образованием Европейского 

Союза начинается осуществление третьего этапа построения ЭВС и формиру-
ется Европейский центральный банк, ставший правопреемником по отношению 

к  Европейскому валютному институту. Договорные положения были допол-
нены и  детализированы в  результате выработки и  подписания Протоколов, 

содержащих Устав Европейского центрального банка и Европейской системы 

центральных банков. С некоторыми изменениями и поправками эти Протоколы 
действуют и по настоящее время. 

Оба Протокола были приложены к  проекту Конституционного догово-

ра. В  ходе подготовки Лиссабонского договора эти два Протокола  — о  ЕЦБ 
и ЕСЦБ — были модернизированы с учетом изменений, вносимых Договором 

о реформе в структуру и порядок деятельности институтов ЕС.

Одно из главных изменений, касающихся статуса ЕЦБ, предусмотренное Лис-

сабонским договором, состоит в придании ЕЦБ статуса института Европейского 
Союза. Изменение статуса ЕЦБ продиктовано целым рядом обстоятельств. Евро-

пейский центральный банк призван был стать главным управляющим органом 

создаваемой евросистемы. Эту сравнительно сложную задачу по формированию 

пространства, объединяющего государства, национальной валютой которых 

становится евро, удалось решить в сравнительно короткие сроки. 

Уже в 1999 году евро вводится в обращение при безналичных расчетах, а спу-

стя непродолжительное время становится основной и единственной валютой 
стран  — участников Еврозоны. С  начала ее образования их было 11  (в  этот 

период в состав ЕС входило всего 15 государств). Условия и требования, предъ-

являемые при вхождении в  Еврозону, были и  остаются довольно жесткими 
и касаются установления таких параметров, как максимальный дефицит бюд-
жета, максимально допустимая инфляция (всего 3% в год), обеспечение полной 
независимости национального центрального банка, строгое и неукоснительное 

следование положениям Пакта стабильности, который вбирает в себя все основ-

ные положения и требования, связанные с участием в Еврозоне. 

Последующее формальное расширение группы государств, чьей националь-

ной валютой является евро, пошло сравнительно медленно. Вхождение в состав 
ЕС новых 12 государств не сопровождалось их автоматическим включением 
в зону евро. В основу ее формирования была положена концепция или даже, 

скорее, идеология продвинутого сотрудничества. Между тем, учредительные 
акты ЕС специально оговаривали, что следование предписаниям, установленным 

в рамках продвинутого сотрудничества, не является обязательным условием 
вхождения в ЕС. Это было вполне понятное и разумное решение. В ином случае 
практически всем вновь вступавшим в 2000-е годы государствам следовало бы 

отказать в приеме, исходя из критериев финансовой интеграции. 

За годы, прошедшие после приема в состав ЕС 12 новых членов, имевших 

место в 2005 и 2007 годах, только четыре государства вошли в состав Еврогруппы. 


background image

184

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Это Словакия, Словения, Мальта и Кипр. В результате создания зоны евро и ее 
расширения сложилась ситуация, при которой управление финансовой поли-
тикой, определение ее целей и задач, а также оперативное управление денежной 
политикой оказались сосредоточены в руках ЕЦБ. В результате Европейский 
центральный банк из чисто финансовой структуры превращается одновремен-
но в  управленческую структуру, играющую очень важную роль в  выработке 
и осуществлении финансовой политики ЕС в целом. 

Не менее важную роль в трансформации статуса ЕЦБ сыграло и то обстоя-

тельство, что Европейский центральный банк является органом, обладающим 

статусом юридического лица. Он вправе издавать обязательные решения и при-

нимать нормативные правовые акты в пределах круга его ведения. Таким об-
разом, с точки зрения и материальной, и структурно-правовой ЕЦБ приобрел 
качества и свойства, необходимые для института ЕС. Специфика его статуса 
заключается в том, что он является специализированным органом ЕС. В силу 

своей природы ЕЦБ не должен политизировать свою деятельность. Он призван 
оставаться чисто финансовым органом, обеспечивающим реализацию задач 

и целей, которые поставил перед собой Европейский Союз, учреждая ЭВС. 

Практика деятельности нового института подтвердила, что ЕЦБ сыграл 

и продолжает играть весьма важную роль в укреплении финансовой системы 
ЕС и регулировании его валютной и монетарной политики. В определенной сте-
пени отражением этого стало неуклонное повышение курса евро по отношению 
к другим мировым валютам. Такое положение сохраняется даже несмотря на 

сложности в финансовой и банковской сферах, нарастающие с осени 2008 года. 

Мировой финансовый кризис больно ударил практически по всем странам 

мира, в том числе и по государствам — членам ЕС. Сравнительно высокая сте-
пень финансовой и  отчасти экономической интегрированности ЕС помогли 
Европейскому Союзу в определенной степени успешно противостоять кризис-
ным явлениям. Программа по оздоровлению экономики ЕС, представленная 
Европейским Союзом в  канун встречи руководителей 20  наиболее развитых 
и успешно развивающихся государств мира, предусматривает выделение зна-

чительных средств на их преодоление. В  этих  целях  предполагается  израс-

ходовать  дополнительно 200 млрд евро, главным образом, за счет увеличения 
примерно на 1% в год суммы ВВП, вносимой государствами — членами ЕС. 

Дополнительные средства должны быть использованы не только на под-

держание чисто финансовых институтов. В программе «Двадцати инициатив», 
представленной Еврокомиссией, особый акцент делается на защиту социальных 

требований и сохранение и дальнейшее продвижение ЕС по пути социальных 
завоеваний. В  этой связи повышенное внимание уделяется обеспечению со-
лидарности и  совместных действий государств  — членов ЕС, в  частности, 
в  рамках осуществления многолетней программы экономического развития 
и повышения конкурентоспособности ЕС, известной как «Лиссабонская стра-