Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2917

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

190

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

юридическую природу и распространяются на весьма узкий и специализирован-
ный круг отношений. Это связано со спецификой полномочий самой Счетной 
палаты и  вытекает из ее назначения как высшего контрольно-ревизионного 

органа, оказывающего содействие Парламенту и Совету в принятии и контроле 
за исполнением бюджета ЕС. 

В какой-то мере разногласия по вопросу о специфике Счетной палаты дали 

себя знать при подготовке Конституционного договора и Договора о реформе.

В результате было предложено своего рода компромиссное решение. Счетная 

палата не была включена проектом Конституции в перечень институтов при 

определении институциональной структуры ЕС, однако в разделе, посвященном 

характеристике органов ЕС, Счетная палата обозначена в качестве института 
Европейского Союза. Конституционный договор в силу не вступил. Пришедший 

ему на смену Лиссабонский договор вновь вернул все на круги своя. Счетная 

палата включена в перечень институтов ЕС и является, таким образом, струк-

турным элементом этой системы. 

Статья полностью, а  равно Договор о  функционировании Европейского 

Союза содержат целую группу постановлений, относящихся к характеристике, 
определению целей, структуре и порядку деятельности Счетной палаты. В по-
становлениях ДЕС содержится лишь констатация самого факта существования 
Счетной палаты и отсылка к положениям ДФЕС. К числу последних относятся, 

в частности, ст. 285–287 данного Договора. Детальные постановления, относя-
щееся к внутренней структуре СП и порядку ее функционирования, содержатся, 

однако, не в учредительном акте, а во внутреннем регламенте Палаты. На основе 
Лиссабонского договора во внутренний регламент были внесены изменения, 
связанные с особенностями новых учредительных договоров и реформой права 
Европейского Союза.

12.2.2. Состав и структура Счетной палаты

В Счетной палате представлены все государства — члены ЕС. Соответствен-

но, по состоянию на 2009 год, Счетная палата состоит из 27 аудиторов.

Новый учредительный договор сохраняет в целом архаичную систему фор-

мирования Счетной палаты. Кандидаты в  аудиторы, предлагаемые каждым 
государством-членом, выдвигаются национальными властями данной страны. 
Назначение производится на основе пакетного соглашения с общего согласия 
правительств государств-членов. Вместе с тем ДФЕС подтверждает некоторые 
условия назначения, сложившиеся в практике функционирования механизма ЕС. 

Основное изменение состоит в том, что Совет производит назначения чле-

нов СП после консультации с Европейским парламентом. Подобная формула 
проложила путь к заслушиванию отдельных кандидатов в члены СП органами 
Европарламента. Его заключение может иметь эффект, схожий с результатом 


background image

191

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

отбора кандидатур при формировании Европейской комиссии. Каждый канди-

дат должен отвечать определенным квалификационным требованиям, которые 
предусмотрены непосредственно ДФЕС. Это должен быть высококвалифици-
рованный специалист, имеющий опыт осуществления внешнего аудита, а равно 

обладающий репутацией, подтверждающей его максимальную независимость 

и добропорядочность. 

Срок полномочий члена Счетной палаты — 6 лет. Ограничений для повтор-

ного назначения не установлено. В случае возникновения вакансии назначение 
нового аудитора производится на оставшийся срок полномочий. В  период 
пребывания на посту аудитора член Счетной палаты не может заниматься ни-
какой иной профессиональной деятельностью, будь то на платной основе или 
на общественных началах. Он не может получать указаний или инструкций от 

своего правительства, иных властей или институтов и органов ЕС. Нарушение 

установленных критериев членства и деятельности может влечь за собой прину-
дительную отставку аудитора. Правило о добропорядочности и щепетильности 
распространяется и на аудиторов, вышедших в отставку. Решение о возможном 
досрочном смещении с должности члена Счетной палаты или лишении опреде-
ленных льгот и привилегий экс-аудиторов, включая возможное лишение пенсии, 
выносится Судом ЕС по представлению самой Счетной палаты. В основе такого 
решения лежит либо констатация несоответствия предъявляемым требованиям, 
либо неудовлетворительное исполнение служебных обязанностей. 

Работой Счетной палаты руководит ее Председатель. Он избирается самими 

аудиторами путем тайного голосования. Срок его полномочий — 3 года. Сохра-

няется полностью и право повторного избрания по истечении срока полномочий.

Все аудиторы распределяются по определенным специализированным сек-

циям. Эти внутренние структурные подразделения (в Договоре они именуются 

специализированными палатами) создаются в соответствии с основными об-

ластями и направлениями деятельности ЕС. Образуются специализированные 

секции, контролирующие работу структурных фондов. Имеется специали-

зированная секция, контролирующая расходы, связанные с  осуществлением 
иностранной политики и отношениями с третьими государствами, и другие. 
Именно на эти структурные подразделения возложена вся оперативная работа, 

связанная с выполнением функций Счетной палаты.

12.2.3. Полномочия Счетной палаты

Главная функция Счетной палаты состоит в проверке счетов Европейского 

Союза. Проверяются счета в отношении всей совокупности доходов и расходов 

ЕС. Счетная палата также проверяет счета в  отношении всей совокупности 

доходов и  расходов любого органа или организации, учрежденной Союзом 
и использующей средства, предусмотренные бюджетом ЕС. На основе прово-
димых проверок Счетная палата представляет Европарламенту и  Совету ЕС 


background image

192

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

заверительную декларацию. Этим документом определяется и подтверждается 
(или не подтверждается) надежность счетов, а также законность и правильность 
лежащих в их основе операций. Соответствующие заверительные декларации 
публикуются в Официальном вестнике Европейского Союза. Счетная палата 
проверяет также законность всех расходов с  точки зрения надлежащего фи-
нансового управления. Все выявленные Счетной палатой ошибки отмечаются 
и доводятся до сведения других институтов и иных заинтересованных органов 
и организаций.

Счетная палата контролирует доходы Союза, проверяет счета и фактическое 

поступление средств в Казначейство. Контроль расходов производится, исходя 
из существующих обязательств и осуществленных ЕС платежей.

Специальные постановления касаются порядка организации ревизионных, 

контрольных и проверочных действий со стороны Счетной палаты. Соответ-

ственно, в ст. 287 ДФЕС предусматривается проведение контроля как на основе 

документов, так и при необходимости по месту расположения других институтов 

ЕС или любого органа или организации, управляющих доходами или расходами 
от имени Европейского Союза. Такого рода действия, проводимые на терри-
тории государств-членов, могут иметь место в отношении любых физических 
или юридических лиц, в пользу которых перечисляются средства из бюджета 
ЕС. В этом случае контрольные операции, проводимые Счетной палатой, согла-

суются и проводятся совместно или на основе сотрудничества с соответствую-

щими национальными контрольными и финансовыми органами. В этих целях 
могут заключаться специальные соглашения, определяющие условия и порядок 

такого взаимодействия. Учреждения, органы, организации, а  также частные 
лица, подпадающие под проверку Счетной палаты, обязаны предоставлять ей 
все необходимые истребуемые документы. Доступ к  закрытым документам, 
в частности Европейского инвестиционного банка, осуществляется на основе 

специального соглашения между Счетной палатой, Банком и Комиссией. 

Главным документом, в  котором находит отражение вся деятельность 

Счетной палаты, является ее ежегодный доклад, подводящий итоги каждого 
финансового года. Этот важнейший документ направляется всем институтам ЕС, 

которые должны высказать, если у них имеются, соответствующие замечания, 
пожелания и, в случае если в их адрес сделаны определенные замечания, дать 
необходимые пояснения. Итоговый доклад Счетной палаты вместе с докумен-
тами, представленными институтами, публикуется в Официальном вестнике 
ЕС. Счетная палата утверждает как свой ежегодный доклад, так и различные 

специальные доклады, относящиеся к  конкретным областям деятельности, 
а  равно принимает заключения как по своей инициативе, так и  по просьбе 

заинтересованных институтов и  ведомств. Такого рода решения Счетной па-
латы принимаются большинством голосов всех членов, входящих в ее состав. 
По общему правилу именно на основе документов, представленных Счетной 


background image

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

палатой, Европарламент и  Совет осуществляют контроль за исполнением 
бюджета. Подтверждение должного исполнения бюджета за определенный 
год производится Парламентом и Комиссией только на основе предложений 
и рекомендаций Счетной палаты. 

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что Счетная палата — это 

максимально деполитизированный орган Европейского Союза. Это надна-
циональный институт специализированного характера, который осуществляет 

функции контроля за исполнением бюджета и ревизию счетов в соответствии 
с программами и планами финансового развития ЕС. Он не дает каких-либо 

иных рекомендаций, нежели те, которые непосредственно связаны с его полно-
мочиями и сферой деятельности. 


background image

194

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление программы модернизации и трансформации Европейского 

Союза оказалось делом гораздо более трудным и сложным, нежели предпола-

гали его инициаторы. Конституционный проект, разработанный Европейским 
конвентом, стал апогеем нормотворческих усилий сторонников углубления 

европейской интеграции. С точки зрения права это действительно был своего 

рода прорыв в углублении интеграционного процесса. Однако реализовать за-
думанное не удалось. Правы оказались евроскептики, которые всегда указывали 
на то, что недостаточно подготовленное расширение ЕС породит серьезные 

трудности и  даже кризисные явления в  развитии европейской интеграции. 
Провал конституционного референдума заставил искать новые пути решения 

проблемы. Результатом стала подготовка нового основополагающего акта.

В новом Договоре были широко использованы правовые наработки пред-

шествующего периода. По подсчетам экспертов, новый основополагающий 

акт почти на 80% (или даже больше) воспринял положения, содержавшиеся 
в Конституционном проекте. Однако правовая форма и политическая интер-

претация намеченных реформ претерпели серьезные изменения. Европейский 

Союз наделяется только теми полномочиями, которые согласились ему пере-

дать объединенные в ЕС государства-члены. В подтверждение этого принципа 

авторы нового учредительного акта записали и максимально акцентировали 
указание на то, что осуществляемые реформы не влекут за собой расширение 

или приращение компетенции интеграционного объединения.

Новая программа реформ формально возвращается к уже испытанной схеме 

внесения изменений в  действующие учредительные акты. Правовую основу 
Европейского Союза отныне должны составить пересмотренный Договор 

о  Европейском Союзе и  Договор о  функционировании Европейского Союза, 
заменивший Договор об учреждении Европейского сообщества. Однако, если 

внешне новая процедура пересмотра воспроизводит уже ранее использованную, 
правовые изменения, предлагаемые новой реформой, более чем существенны 
и значительны.

Проведенный в учебном пособии сравнительный анализ позволяет увидеть, 

что с точки зрения права перемены в ряде случаев носят действительно прин-

ципиальный характер. Новая формула внесения изменений призвана была об-
легчить возможность и успешность ратификационного процесса. Однако даже 
это не позволило максимально быстро преодолеть трудности и сопротивление 
новым реформам в отдельных странах Союза. Намеченная в основополагающем 

акте дата вступления ДР в силу — с 1 января 2009 года — была отменена. Всту-

пление ДР в силу отложено.

Европейский совет, состоявшийся в декабре 2008 года, выразил уверенность, 

что Лиссабонский договор будет окончательно одобрен всеми участниками