ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2020
Просмотров: 2907
Скачиваний: 6
Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы
в 2009 году. Между тем затянувшийся ратификационный процесс наложился
на новые серьезные потрясения. Осенью 2008 года разразился мировой фи-
нансовый и экономический кризис, который затронул практически все страны
мира и в том числе государства Европейского Союза. Возникла новая серьезная
проблема. Вопрос о том, приведут ли кризисные явления к усилению и консо-
лидации интеграционных уз и распаду ЕС, остается открытым.
Объективные данные говорят о том, что среди развитых экономик мира ЕС
оказался в сравнительно благоприятном положении и сумел, хотя, может быть,
недостаточно оперативно, сформулировать собственную программу выхода из
кризиса. И все же центр тяжести сопротивления кризисным явлениям скорее
пришелся не на ЕС, а на его государства-члены. В большинстве стран вырабо-
таны и приводятся в жизнь национальные программы выхода из кризиса. Это
не может не повлиять на настроения общественности и хотя бы косвенно на
решение интеграционных проблем. Вместе с тем обращает на себя внимание
то, что в наиболее трудном положении оказались именно страны, наименее
интегрированные в экономические и валютные структуры ЕС.
Согласно официальным данным, опубликованным Европейской комиссией,
в 2009 году рецессия будет продолжаться. Самый высокий спад производства
ожидается в Ирландии. А ведь именно она та единственная страна, которая офи-
циально отвергла на референдуме Лиссабонский договор. Можно ожидать, что
повторный референдум, который будет проведен в соответствии с решениями
саммита ЕС, даст положительные результаты. Преодолевать кризис совместно,
очевидно, можно гораздо более успешно, нежели в одиночку.
Недовольство национальными программами выхода из кризиса в ряде стран
ЕС привело к довольно острым социальным столкновениям. Однако по обще-
му правилу их участники не ставят под сомнение необходимость сохранения
и углубления интеграции. Есть все основания полагать, что программа реформ,
несмотря на все сложности и трудности современного этапа мирового развития,
будет претворена в жизнь. Лиссабонский договор послужит для этого необхо-
димой правовой основой.
Московский государственный институт
международных отношений (Университет)
МИД России
Европейский учебный институт
при МГИМО (У) МИД России
Программа курса
«
Основы права ЕС. Институты ЕС
»
Москва
2009
Программу курса разработали:
— д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки, почетный профессор МГИ-
МО (У), почетный работник МИД России Энтин Лев Матвеевич;
— д.ю.н., профессор, директор Европейского учебного института МГИМО (У)
Энтин Марк Львович;
— директор Института европейского права, зам. директора Европейского учеб-
ного института МГИМО (У), ст. преп. Шашихина Тамара Викторовна.
© МГИМО (У) МИД России, Европейский учебный институт при МГИМО (У)
198
Раздел 1. Организационно-методический раздел
1.1. Место курса в образовательной программе
Курс предназначен для студентов, имеющих законченное высшее образова-
ние по программе подготовки бакалавров и/или специалистов независимо от
наличия базового юридического образования.
Высокая профессиональная подготовка юристов и специалистов-европеистов
требует всестороннего изучения основ европейского права. Это диктуется как
необходимостью общего расширения кругозора специалистов, так и решени-
ем прикладных задач, связанных с развитием сотрудничества России с Евро-
пейским Союзом, участием России в Совете Европы.
Знание основ европейского права представляется особенно важным в све-
те происходящей эволюции правовой системы ЕС и предполагаемого вступле-
ния в силу Договора о реформе 2007 года.
Курс дает возможность приобрести комплекс знаний в области европей-
ского права, позволяющих самостоятельно решать вопросы правового харак-
тера, возникающие как в работе юриста, занятого на государственной службе,
так и в работе международных и европейских организаций.
После завершения курса студенты будут обладать необходимыми навыка-
ми и умениями для работы в Министерстве иностранных дел России по про-
блемам европейского строительства и в частности ЕС, а также в международ-
ных и европейских организациях.
1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты
(знания
и компетенции)
Цели курса
:
—
ознакомление студентов с комплексом знаний по общей теории европейского
права, его содержанием, процессом формирования и практикой применения;
—
разъяснение структуры и основных слагаемых европейского права;
—
изучение права ЕС как самостоятельной правовой системы, не идентичной ни
национальному праву государств-членов, ни международному правопорядку;
—
определение механизмов и условий действия норм права Европейских со-
обществ и Европейского Союза;
—
анализ практики Суда ЕС по ключевым вопросам развития европейско-
го права;
—
изучение содержания, а также оценка значения и последствий вступления
в силу Договора о реформе 2007 года;
—
ознакомление с правовыми основами и практикой функционирования ин-
ститутов, органов и организаций Европейских сообществ и Европейско-
го Союза;
199
—
углубленное изучение их институциональной системы, накопленного опы-
та и перспектив ее эволюции.
Задачи курса:
—
дать студентам знания об этапах развития права Европейских сообществ
и Европейского Союза;
—
сформировать представление о механизмах действия права ЕС;
—
определить сферы компетенций ЕС и его государств-членов;
—
изучить особенности применения норм права ЕС на территории госу-
дарств — членов ЕС;
—
сформировать представление о роли, задачах и функциях институтов и ор-
ганов ЕС;
—
внедрить навыки юридического прогнозирования с учетом экономической
и политической ситуации.
Образовательные результаты курса:
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
Знание и понимание:
Право ЕС исследуется как
самостоятельный правопорядок,
отличный от международного права
и права государств — членов ЕС.
Образовательные методики
(формы проведения занятий):
— лекции,
— семинары.
Форма проверки знаний:
— контрольное тестирование.
— круглые столы,
— ролевые игры.
КОМПЕТЕНЦИИ
Аналитические компетенции:
1. Способность к комплексному
и системному анализу нормативно-
правовых актов и методических
материалов, формированию
самостоятельных критических
заключений и выводов.
2. Навыки управления информацией
и знаниями в рамках реализации
проектов в ситуации необходимости
принятия срочных решений, в том
числе нестандартных.
Образовательные методики
(формы проведения занятий):
— лекции и семинары,
— сase-studies,
— деловые игры,
— «мозговой штурм»,
— индивидуальные консультации,
— коллективная работа / работа
в группах,
— реферат, курсовая работа, круглый
стол.