Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2907

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

в 2009 году. Между тем затянувшийся ратификационный процесс наложился 
на новые серьезные потрясения. Осенью 2008  года разразился мировой фи-
нансовый и экономический кризис, который затронул практически все страны 
мира и в том числе государства Европейского Союза. Возникла новая серьезная 
проблема. Вопрос о том, приведут ли кризисные явления к усилению и консо-
лидации интеграционных уз и распаду ЕС, остается открытым.

Объективные данные говорят о том, что среди развитых экономик мира ЕС 

оказался в сравнительно благоприятном положении и сумел, хотя, может быть, 

недостаточно оперативно, сформулировать собственную программу выхода из 
кризиса. И все же центр тяжести сопротивления кризисным явлениям скорее 
пришелся не на ЕС, а на его государства-члены. В большинстве стран вырабо-

таны и приводятся в жизнь национальные программы выхода из кризиса. Это 

не может не повлиять на настроения общественности и хотя бы косвенно на 
решение интеграционных проблем. Вместе с тем обращает на себя внимание 

то, что в  наиболее трудном положении оказались именно страны, наименее 

интегрированные в экономические и валютные структуры ЕС.

Согласно официальным данным, опубликованным Европейской комиссией, 

в 2009 году рецессия будет продолжаться. Самый высокий спад производства 

ожидается в Ирландии. А ведь именно она та единственная страна, которая офи-

циально отвергла на референдуме Лиссабонский договор. Можно ожидать, что 
повторный референдум, который будет проведен в соответствии с решениями 

саммита ЕС, даст положительные результаты. Преодолевать кризис совместно, 
очевидно, можно гораздо более успешно, нежели в одиночку.

Недовольство национальными программами выхода из кризиса в ряде стран 

ЕС привело к довольно острым социальным столкновениям. Однако по обще-
му правилу их участники не ставят под сомнение необходимость сохранения 
и углубления интеграции. Есть все основания полагать, что программа реформ, 
несмотря на все сложности и трудности современного этапа мирового развития, 
будет претворена в жизнь. Лиссабонский договор послужит для этого необхо-

димой правовой основой.


background image

Московский государственный институт

международных отношений (Университет)

МИД России

Европейский учебный институт

при МГИМО (У) МИД России

Программа курса

«

Основы права ЕС. Институты ЕС

»

 

Москва 

2009


background image

Программу курса разработали: 

— д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки, почетный профессор МГИ-

МО (У), почетный работник МИД России Энтин Лев Матвеевич;

— д.ю.н., профессор, директор Европейского учебного института МГИМО (У) 

Энтин Марк Львович;

— директор Института европейского права, зам. директора Европейского учеб-

ного института МГИМО (У), ст. преп. Шашихина Тамара Викторовна. 

© МГИМО (У) МИД России, Европейский учебный институт при МГИМО (У)


background image

198

Раздел 1. Организационно-методический раздел

1.1. Место курса в образовательной программе

Курс предназначен для студентов, имеющих законченное высшее образова-

ние по программе подготовки бакалавров и/или специалистов независимо от 
наличия базового юридического образования.

Высокая профессиональная подготовка юристов и специалистов-европеистов 

требует всестороннего изучения основ европейского права. Это диктуется как 

необходимостью общего расширения кругозора специалистов, так и решени-

ем прикладных задач, связанных с развитием сотрудничества России с Евро-

пейским Союзом, участием России в Совете Европы. 

Знание основ европейского права представляется особенно важным в све-

те происходящей эволюции правовой системы ЕС и предполагаемого вступле-

ния в силу Договора о реформе 2007 года.

Курс дает возможность приобрести комплекс знаний в  области европей-

ского права, позволяющих самостоятельно решать вопросы правового харак-

тера, возникающие как в работе юриста, занятого на государственной службе, 
так и в работе международных и европейских организаций.

После завершения курса студенты будут обладать необходимыми навыка-

ми и умениями для работы в Министерстве иностранных дел России по про-
блемам европейского строительства и в частности ЕС, а также в международ-
ных и европейских организациях.

1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты

 (знания 

и компетенции)

Цели курса

:

 

ознакомление студентов с комплексом знаний по общей теории европейского 

права, его содержанием, процессом формирования и практикой применения;

 

разъяснение структуры и основных слагаемых европейского права;

 

изучение права ЕС как самостоятельной правовой системы, не идентичной ни 
национальному праву государств-членов, ни международному правопорядку;

 

определение механизмов и условий действия норм права Европейских со-
обществ и Европейского Союза;

 

анализ практики Суда ЕС по ключевым вопросам развития европейско-

го права;

 

изучение содержания, а также оценка значения и последствий вступления 
в силу Договора о реформе 2007 года;

 

ознакомление с правовыми основами и практикой функционирования ин-
ститутов, органов и  организаций Европейских сообществ и  Европейско-

го Союза;


background image

199

 

углубленное изучение их институциональной системы, накопленного опы-
та и перспектив ее эволюции.

Задачи курса:

 

дать студентам знания об этапах развития права Европейских сообществ 
и Европейского Союза;

 

сформировать представление о механизмах действия права ЕС;

 

определить сферы компетенций ЕС и его государств-членов;

 

изучить особенности применения норм права ЕС на территории госу-
дарств — членов ЕС;

 

сформировать представление о роли, задачах и функциях институтов и ор-

ганов ЕС; 

 

внедрить навыки юридического прогнозирования с учетом экономической 
и политической ситуации.

Образовательные результаты курса:

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Знание и понимание: 

Право ЕС исследуется как 

самостоятельный правопорядок, 
отличный от международного права 

и права государств — членов ЕС.

Образовательные методики 

(формы проведения занятий):

— лекции,
— семинары.

Форма проверки знаний:

— контрольное тестирование.
— круглые столы,
— ролевые игры.

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции: 

1. Способность к комплексному 

и системному анализу нормативно-
правовых актов и методических 
материалов, формированию 

самостоятельных критических 

заключений и выводов.
2. Навыки управления информацией 
и знаниями в рамках реализации 
проектов в ситуации необходимости 
принятия срочных решений, в том 

числе нестандартных.

Образовательные методики 

(формы проведения занятий):

— лекции и семинары,
— сase-studies,
— деловые игры,
— «мозговой штурм»,
— индивидуальные консультации,
— коллективная работа / работа 

в группах,

— реферат, курсовая работа, круглый 

стол.