Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2910

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

25

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

замена терминов может иметь иногда весьма существенное значение. Например, 
ныне используемое выражение «Совет, действуя в соответствии с процедурой, 
предусмотренной в статье 251» заменяется формулой «Европейский парламент 
и Совет, действуя в соответствии с общей законодательной процедурой». Вместо 
формулы «Совет, собирающийся на уровне глав государств и  правительств» 
применяется «Европейский совет». Термин «общий рынок» повсеместно за-
меняется термином «внутренний рынок». Термин «экю» заменяется на «евро» 
и т.п. В этом же разделе, посвященном горизонтальным постановлениям, даются 
точный перечень и нумерация статей, в которые вносятся терминологические 
изменения. 

Среди постановлений ДФЕС определенной новизной отличаются положения, 

которые касаются статуса органов и порядка функционирования организаци-

онно оформленной группы государств, чьей национальной валютой является 
евро. Одновременно устанавливаются также основания, на которых строятся 

взаимоотношения еврогруппы с  государствами, не входящими в  настоящее 
время в  ее состав (с  вступлением 1  января 2009  года Словакии общее число 
участников еврогруппы достигло 16).

В заключительной седьмой части ДФЕС (общие и заключительные положе-

ния) приводятся постановления протокольного характера. Наиболее важными 
из них являются относящиеся к порядку ратификации и вступления Договора 

о реформе в силу.

Отдельный, весьма важный и не меньший по объему блок документов, обра-

зующих ДР, составляют протоколы, приложения и декларации. Они затрагивают 
примерно тот же круг вопросов, что и сам Договор.

Согласно ДР протоколы (их 37), каждый из которых имеет свое наименование 

и номер, и Приложения I и II к ДФЕС образуют неотъемлемую составную часть 
учредительных актов. Они, как правило, существенно дополняют собственно 
договорные тексты либо вводя более детализированные нормы, регулирующие 

статус отдельных институтов, либо уточняя и разъясняя значимость конкрет-

ных постановлений, содержащихся в договорах. Таковы, например, Протокол 
№ 1 «О роли национальных парламентов в ЕС»; Протокол № 2 «О применении 
принципов субсидиарности и пропорциональности»; Протокол № 3, содержа-
щий Устав судебной системы ЕС; Протокол № 4, содержащий устав ЕСЦБ и ЕЦБ; 
Протокол № 8  «О  присоединении ЕС к  ЕКПЧ» и  др. Некоторые протоколы, 
например № 20  и  21, трактуют более частные вопросы, касающиеся особых 
позиций Великобритании и Ирландии.

Учредительные договоры не детализируют правовой режим протоколов. 

Между тем практика и содержание самих протоколов свидетельствуют, что при-
меняемый правовой режим не всегда единообразен. Так, согласно Протоколу 
№ 3, содержащему Устав судебной системы ЕС, и Приложению к нему, регули-

рующему статус Суда по делам гражданской службы, процедуры пересмотра 


background image

26

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

и внесения изменений далеко не идентичны. Положения, закрепляющие прин-
ципы судоустройства и судопроизводства, могут изменяться только в том же 
порядке, что и  сами учредительные договоры. Положения, детализирующие 
и  уточняющие процедурные и  технические вопросы, изменяются на основе 
решений, выносимых единогласно Советом ЕС при содействии и участии других 
институтов. Они передачи на ратификацию государствам-членам не требуют.

Неоднозначны роль и значение деклараций, входящих в пакет документов, 

включаемых в ДР. В целом их насчитывается 65. Они подразделяются на три 
группы. Первую группу  — группу А  — образуют декларации, относящиеся 
к  постановлениям Договоров. Таковых 43. Они уточняют, главным образом, 
порядок и  условия применения отдельных статей или положений. Таковы, 
например, Декларация № 1 «О Хартии основных прав и свобод ЕС», еще раз 
повторяющая, что сама по себе Хартия не создает новых компетенций и  не 
устанавливает новых задач и  целей. Декларация № 18  еще раз подчеркивает, 

что любая компетенция, не переданная Союзу учредительными договорами, 

остается в ведении государств-членов.

Вторую группу — группу В — образуют декларации и приложения к про-

токолам. Таковых 7. Большинство из них касается Шенгенских достижений. 

Третью группу — группу С — составляют декларации отдельных государств 

или групп государств по поводу понимания и применения отдельных договор-
ных постановлений. Таковых 14.

ГЛАВА 2

Формирование единой правовой системы ЕС

Программа реформ, намеченная новыми учредительными актами, ради-

кально трансформирует правовую составляющую европейской интеграции. 

Одновременно с ликвидацией системы трех опор и упразднением Европейского 
сообщества прекращает формально свое существование право Европейских со-
обществ. Учреждается единая правовая система — право Европейского Союза. 
В силу узаконенного в ДР наследования Европейского сообщества Европейским 
Союзом и принципа правопреемства право Союза полностью воспринимает 
арсенал правовых установлений, наработанных Сообществом.

2.1. Понятие права ЕС и его особенности

Существует множество ответов на вопрос о том, что есть право. Обуслов-

лено это полифункциональностью права, спецификой его формирования 
и функционирования. В правоведении особое внимание обращают на то, как 
и каким образом право осуществляет свою функцию регулятора общественных 

отношений. Совершенно очевидно, что в этом случае необходимо принять во 

внимание характер регулируемых отношений, целевые установки, которые 


background image

27

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

определяют направленность воздействия права на общественные отношения. 
К  числу важнейших параметров, определяющих природу права, относят по-

рядок установления и применения правовых норм, круг субъектов правовых 

отношений, источники права, средства его защиты и обеспечения применения. 

Право всегда — это прежде всего система правовых норм. Иначе говоря, это 

систематизированный свод правил, которыми обязаны руководствоваться все 
субъекты права, включая физические и юридические лица, а равно государство 

и его институты. В зависимости от круга регулируемых отношений вычленя-
ют обычно внутреннее национальное право и международное право. С точки 
зрения предмета регулирования формируются отрасли права, осуществляется 

систематизация правовых норм. 

Принципиально новым явлением в  общественно-политической жизни 

и эволюции права стало появление с середины прошлого века новой автоном-
ной и самостоятельной правовой системы, каковой является интеграционное 
право. Именно к этой категории принадлежит право Европейского Союза. Одна 
из главных отличительных особенностей права ЕС состоит в том, что оно не 
идентифицируется ни с  национальным правом государств  — членов ЕС, ни 

с действующим международным публичным правом. 

Право ЕС с точки зрения пространственного применения носит региональ-

ный характер. Его действие распространяется на относительно замкнутую 
группу государств, принадлежащих к одному общему географическому региону. 

Строго ограничена сфера применения интеграционного права. Его предметная 

юрисдикция в основном совпадает с кругом ведения интеграционного объеди-
нения. Это последнее обладает только той компетенцией и  полномочиями, 
которыми ее наделяют государства — участники объединения. Создание такой 
правовой системы — результат целенаправленных усилий, достижения которых 
закреплены в соответствующих актах.

Интеграционное право носит преимущественно наднациональный харак-

тер. Его положения образуют не только автономную и самобытную правовую 

систему, но и обладают приоритетом по отношению к национальному праву.

Формирование и утверждение права ЕС неразрывно связано с созданием 

соответствующих интеграционных объединений.

Официальной датой рождения ЕС принято считать 25 марта 1957 года. В этот 

день в Риме были подписаны два учредительных договора, которые получили 
наименования Договор об учреждении Европейского экономического сообще-

ства и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. 

Конечно, обращаясь к истокам, можно указать и на более ранние даты начала 
интеграционного процесса. Многие авторы считают, что к  их числу следует 
отнести создание Европейского объединения угля и стали, образованного на 
основе Парижского договора 1951 года, или формирование Совета Европы и за-
ключение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 


background image

28

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

подписанной в  Риме 4  ноября 1950  года. Каждая из этих дат действительно 

символична. Они отражают важные ступени становления европейских инте-

грационных объединений. Учитывая, что сама интеграция — это не статика, 

а процесс, можно называть и иные более ранние или поздние даты. Достаточно 
вспомнить, что собственно Европейский Союз был образован в 1992 году на 
основе соответствующего договора, подписанного в Маастрихте.

Изменение условий, объема и  характера целей и  задач интеграции неиз-

бежно порождает необходимость в структурных реформах. Они закрепляются 
в нормах права, нацеленных на повышение эффективности и управляемости 
интеграцией. Глубинная реформа права ЕС, отвечающая этим целям, наме-

чена Договором о  пересмотре учредительных актов Европейских сообществ 

и  Европейского Союза, подписанным в  Лиссабоне в  декабре 2007  года. До-
говор о  реформе предусматривает трансформацию и  дальнейшее развитие 
наднационального интеграционного права. Он закрепляет исчезновение права 

Сообществ как одной из составляющих права ЕС и конституирование права 

Европейского Союза в  качестве единственной и  единой правовой системы 
Европейского Союза. Формально это должно было быть осуществлено с  за-
вершением ратификационного процесса и вступлением в силу Лиссабонского 

договора 1 января 2009 года. Предполагается, что процесс ратификации будет 

завершен в 2009 году. По состоянию на апрель 2009 года основополагающий 

договор ратифицировали 25 из 27 государств-членов. 

В научной и  публицистической литературе можно встретить весьма раз-

нообразные подходы и  оценки того, что представляет собой право ЕС. По 
мнению многих конституционалистов, в частности тех, кто занимается инсти-

туциональной структурой ЕС, эта правовая система воспроизводит основные 

постулаты конституционного права государств Европы. С этим связаны различ-
ные гипотезы и концепции формирования и становления Европейского Союза 
в качестве федерации или новой сверхдержавы, претендующей на особое место 
в современном миропорядке. Весьма распространен и иной взгляд, пожалуй, до-
минирующий в российской юридической науке, согласно которому право ЕС — 
это лишь региональная или субрегиональная разновидность международного 
права. Иначе говоря, можно предположить, что эта правовая система ничем 

особенным, по сравнению с общим международным правом, не отличается. 

Конечно, каждый исследователь того или иного общественного явления 

может претендовать на собственную точку зрения и собственную трактовку 
того или иного исследуемого объекта. В результате умозрительных заключений 
возможна и допустима такая точка зрения, которая относит право ЕС к регио-
нальным разновидностям международного права или даже, в экстремальном 
выражении, ведет к отрицанию того, что право ЕС реально существует. 

Важно, однако, учесть, что все подобные оценки и точки зрения полностью 

противоречат официальной позиции самого Европейского Союза. Соответ-


background image

29

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

ственно, отказ от признания самобытного и автономного характера права ЕС 

в качестве самостоятельной правовой системы неизбежно влечет за собой не-
гативные последствия для государств или иных субъектов права, противящихся 
признанию особой природы права ЕС. 

Согласно учредительным актам ЕС единственным институтом, призванным 

обеспечить легитимное толкование и единообразное применение права ЕС, яв-

ляется Суд ЕС. Начиная с известного постановления по делу Коста, вынесенного 

15 июля 1964 года, Суд ЕС во всех случаях, когда он затрагивал этот вопрос, всегда 

и  неизменно подчеркивал, что право ЕС является самобытной, автономной 
и самостоятельной правовой системой, не идентичной ни национальному праву 
государств-членов, ни международному праву. С  такой трактовкой обязаны 

считаться не только все субъекты права ЕС, включая национальные государства, 

входящие в состав ЕС, и его институты, но также физические и юридические 
лица, находящиеся под его юрисдикцией. С этой официальной позицией ЕС не 
могут не считаться также третьи государства и международные организации, 
поддерживающие отношения с ЕС. 

Отказ от признания самобытности и самостоятельности права ЕС, безуслов-

но, осложняет развитие договорных отношений соответствующих третьих 
государств с Европейским Союзом. Более того, в тех случаях, когда физические 
и  юридические лица, подпадающие под юрисдикцию ЕС, отказываются под-

чиняться предписаниям права ЕС, они тем самым ставят себя в  положение 

правонарушителя, влекущее за собой ответственность. Российские авторы, 

отвергающие право ЕС или признающие его лишь разновидностью междуна-

родного права, никак не могут рассматриваться как правонарушители. Они 
вполне могут занимать такую позицию, если находят достаточно аргументов 
и доводов для ее обоснования. Однако при этом никак нельзя упускать из виду, 

что подобная позиция, если ее занимают официальные лица или инстанции, 

может нанести прямой ущерб Российскому государству. 

В порядке подтверждения оценки природы права ЕС приведем выдержку из 

решения Суда ЕС по делу «Фламино Коста против ЭНЕЛ» от 15 июля 1964 года 

(дело № 6/64): «В  отличие от обычных международных договоров Договор 
ЕЭС создал свою собственную самостоятельную правовую систему, которая 

со вступлением Договора ЕЭС в силу стала составной частью правовых систем 

государств-членов и положения которой обязаны применять их суды» (Суд Ев-
ропейских сообществ. Избранные решения. — М.: Норма, 2001). Весьма показа-

тельна и интересна отсылка к этому решению Суда, содержащаяся в документах 
Договора о реформе (Декларация № 17 относительно верховенства права ЕС). 

Существенное значение для трактовки права ЕС и оценки его соотношения 

с международным правом имеют новейшие постановления Суда ЕС, относящиеся 

к вопросам прямого действия норм международного права на территории ЕС 
и вопросам ответственности. Суды ЕС в решениях 2004–2008 годов подтвердили,