Файл: Entin_L_M_Pravo_Evropeyskogo_Soyuza_2009_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 2914

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

30

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

что акты международных организаций, за исключением решений Совета Безопас-

ности ООН, не имеют прямого применения на территории ЕС. Соответственно, 
решения СБ ООН не могут быть оспорены в судах ЕС. Возможность судебного 

обжалования распространяется лишь на акты, обеспечивающие их применение. 
В решении, принятом в 2006 году по делу Комиссия против Ирландии, Суд при-
знал, что обращение государства — члена ЕС к арбитражному разбирательству 

на основе международных конвенций по вопросам, входящим в юрисдикцию 
ЕС, является неправомерным. Соответствующие решения не могут иметь юри-
дической силы на территории Европейского Союза (так называемое дело МОКС).

Существует также целая серия решений Суда по вопросу о статусе догово-

ров, заключаемых ЕС с третьими государствами и международными организа-
циями. Постановления этих договоров являются, безусловно, обязательными 
для государств-членов и  институтов ЕС. Эти последние ведут переговоры 

с третьими государствами и международными организациями независимо от 

того, относятся ли заключаемые договоры только к сфере исключительной или 

совместной (смешанной) компетенции. (Классикой в этом отношении считают 

постановление Суда от 31 марта 1973 года (дело № 22/70), заключение Суда ЕС 
№ 1/94 от 15 ноября 1994 года относительно компетенции Сообществ на заклю-

чение международных соглашений в сфере услуг и защиты интеллектуальной 
собственности и заключение № 2/94 от 28 марта 1996 года по вопросу о при-
соединении Сообществ к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.)

Конечно, было бы неверно оспаривать международно-правовое происхожде-

ние учредительных актов, даже если они весьма специфичны и отличаются от 
иных международных договоров. Главное, однако, состоит в том, что по своим 

основным параметрам право ЕС носит чрезвычайно специфичный и реально 
автономный характер. Различен предмет регулирования. Международное пу-
бличное право регулирует отношения между государствами. Международное 

частное право регулирует гражданско-правовые отношения с иностранным эле-

ментом. В том, что касается права ЕС, оно регулирует отношения, возникающие 
в процессе формирования и функционирования интеграционных объединений. 
Это интеграционное по своей природе право, которое носит преимущественно 
наднациональный характер. Различен круг субъектов: в международном праве 
это прежде всего и почти исключительно суверенные государства и междуна-
родные организации; в рамках права ЕС это государства — члены ЕС, институты 
ЕС, а равно физические и юридические лица, находящиеся под юрисдикцией 
ЕС. Отличен порядок формирования норм права ЕС. Они создаются в основном 
и преимущественно институтами ЕС. Отличается также порядок применения 
и способы защиты правовых норм. В рамках ЕС главным институтом, обеспе-

чивающим юрисдикционную защиту права ЕС, выступают судебные органы ЕС 

и государств — членов ЕС. Контроль за соблюдением права ЕС осуществляется 
Европейской комиссией под надзором судебных органов ЕС.


background image

31

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Договор о реформе, строго и неоднократно настаивающий на том, что ЕС 

обладает только теми полномочиями, которые ему переданы государствами-

членами, в то же время не только не ставит под сомнение отличительные черты 

и особенности права ЕС, но и, напротив, особо подчеркивает их роль и значение. 

Характеризуя порядок присоединения ЕС к международным соглашениям и ор-

ганизациям и, в частности, закрепляя условия присоединения ЕС к Европейской 
конвенции о защите прав человека и основных свобод, ДР указывает, что оно 
ни в коем случае не должно влечь за собой умаление автономии и отказ от учета 

особенностей права ЕС.

Анализируя эволюцию права ЕС, важно обратить внимание еще на одну 

очень важную особенность этой правовой системы. Действующие акты и су-

дебная практика подтверждают различие в  понятиях «правовая система» 
и «правовые достижения ЕС» (acquis). Акты и решения, принятые в сфере aсquis 
communautaire, имеют прямое действие и подлежат прямому применению на 

территории стран ЕС. Они являются обязательными для восприятия всеми 
вновь вступающими в ЕС государствами. Это положение чрезвычайно важно 

при решении вопроса о внешних действиях и связях ЕС. Так, решения и акты, 
принимаемые в рамках продвинутого сотрудничества, составной частью aсquis 

communautaire не становятся. Соответственно, ЕС не обеспечивает в правовом 

плане и не гарантирует восприятие вновь вступающими в состав ЕС государ-

ствами 

всех

 ранее заключенных ЕС договоров и соглашений. 

По общему правилу международные договоры, заключаемые совместно ЕС 

и государствами-членами с третьими государствами и международными орга-
низациями (так называемые смешанные соглашения), не имеют автоматического 
прямого действия в  ЕС. В  данном случае возможность прямого применения 

обеспечивается за счет специальных оговорок или судейских процедур, что 

позволяет отыскивать в рамках смешанных соглашений постановления, кото-
рым должно быть придано прямое действие, как это вытекает, в частности, из 
заключения Суда ЕС по делу Симутенкова. 

Сказанное об особенностях права ЕС следует дополнить указанием на то, что 

с вступлением в силу ДР будет использоваться и применяться только единое 

право ЕС. Право Сообществ в этом случае будет представлять собой истори-

ческий анахронизм и фиксировать практически лишь достижения пройденных 

этапов развития. Акты, лежащие в основе права Сообществ, в силу принципа 
наследования и правопреемства обретают статус источников права Союза.

Суммируя все вышесказанное об особенностях и оценке природы права ЕС, 

можно дать его сжатое и краткое определение.

Право Европейского Союза представляет собой относительно самостоятель-

ную, автономную и специфичную правовую систему, которая носит преимуще-
ственно наднациональный характер и призвана регулировать общественные 
отношения, возникающие и связанные с процессом создания и функционирования 


background image

32

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

европейских интеграционных объединений. Право Европейского Союза обя-

зательно для всех субъектов права ЕС, коими являются государства-члены, 
институты, органы и организации ЕС, а также все физические и юридические 
лица, находящиеся под его юрисдикцией.

Роль права ЕС как наднациональной по преимуществу правовой систе-

мы находит свое отражение в  принципах, лежащих в  основе формирования 
и применения права ЕС. К их числу относят верховенство права ЕС, прямое 
действие права ЕС, интегрированность норм права ЕС в национальное право 
государств-членов, а равно юрисдикционную защищенность права ЕС. Пере-

численные принципы прямо или имплицитно подтверждаются ДР. Он уточняет 

условия и  порядок их применения. Договор о  реформе особо подчеркивает 
и подтверждает верховенство права ЕС (Декларация № 17), а также уточняет 
порядок прямого действия норм права ЕС. Договор закрепляет роль Суда как 
важнейшего института, обеспечивающего единообразное понимание и  при-
менение права ЕС, его единство и целостность. По-новому решает ДР вопрос 
юрисдикционной защиты прав граждан ЕС и  расширяет арсенал и  способы 
их защиты. Об этом свидетельствуют, в  частности, создание и  активизация 
деятельности Агентства по мониторингу соблюдения основных прав и свобод, 
намеченное присоединение к  ЕКПЧ, признание обязательной юрисдикции 
ЕСПЧ, придание обязательной силы Хартии основных прав ЕС. 

2.2. Ликвидация системы трех опор 
и создание единого правопорядка ЕС

Формирование и  утверждение единой правовой системы ЕС неразрывно 

связано со структурными изменениями. Напомним еще раз их основные вехи.

Европейский Союз был образован в 1992 году. Его учреждение было оформ-

лено подписанием Договора, который по месту его заключения получил наи-
менование Маастрихтский договор. Новый учредительный акт не подменял 

собой Договор, учреждающий Европейское сообщество (напомним, что именно 

по Договору 1992  года прежнее наименование Европейское экономическое 

сообщество было заменено новым  — Европейское сообщество). Согласно 

Маастрихтскому договору Союз «учреждается на базе Европейских сообществ, 
дополненных сферами политики и  формами сотрудничества в  соответствии 

с настоящим Договором» (ст. 1). 

Согласно Амстердамскому договору 1997  года к  таким новым формам 

политики и  сотрудничества были отнесены, во-первых, общая внешняя по-
литика и политика безопасности, во-вторых, сотрудничество полиции и судов 
в уголовно-правовой сфере. Такая структура ЕС, несмотря на всю ее нелогич-
ность (с одной стороны, структурированные Сообщества, а с другой — формы 

сотрудничества), не была изменена ни Амстердамским, ни Ниццким договорами. 

В литературе она получила наименование системы трех опор ЕС (по утверж-


background image

33

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

дениям евроскептиков, «хромая опора»). Каждая из трех опор отличалась не 

только своей предметной и целевой направленностью, но и правовым режимом. 

Существенные изменения в  структуре и  правопорядке ЕС предусмотре-

ны Лиссабонским договором. Он не ликвидирует и  не заменяет собой ныне 
действующие учредительные акты. Формально он лишь предусматривает их 
изменение. Однако эти изменения столь значительны, что впору говорить 

о радикальных переменах в органической структуре ЕС. Европейское сообще-
ство прекращает свое существование. Сам термин «Сообщество» изымается 

из употребления. Интеграционным объединением, единственным в  своем 
роде, становится Европейский Союз. Согласно новой редакции ст. 2 ДЕС в том 
виде, как она сформулирована в  ДР: «Союз основан на настоящем Договоре 
и Договоре о функционировании ЕС (именуемых далее Договоры). Оба Дого-
вора имеют одинаковую юридическую силу. Союз заменяет собой и наследует 
Европейскому сообществу». 

Приведенное постановление Договора о реформе позволяет выделить сразу 

несколько чрезвычайно важных аспектов реформ, осуществляемых в  право-
вом устройстве ЕС. Во-первых, Договор изымает из официальных текстов 

само употребление термина «Европейское сообщество», но он не упраздняет 

Договор о Сообществе, а трансформирует этот учредительный акт. Договор об 
учреждении Европейского сообщества будет отныне именоваться Договором 

о функционировании Европейского Союза. В документах ДР дано скрупулезное 

перечисление всех статей действующих актов, согласно которым сами термины 

«Сообщество» или «Договор о Сообществе» заменяются новым текстом. 

Во-вторых, два учредительных акта, которые сохраняют свое действие с из-

менениями и поправками, будут составлять в целом единую правовую основу 

европейского интеграционного объединения. Таковыми будут Договор о Евро-

пейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза. 

В-третьих, Договор о  реформе подтверждает, что два основополагающих 

учредительных договора, образующих правовую основу ЕС, имеют одинаковую 
юридическую силу. Это очень важно иметь в виду, в частности, при разрешении 
коллизионных споров, а равно в целях обеспечения единообразного толкования 
и применения Договоров, осуществляемых и обеспечиваемых Судом ЕС. 

И наконец, в-четвертых, в  приведенном постановлении подчеркивается, 

что Союз замещает собой и  наследует Европейское сообщество на основе 

принципов правопреемственности. Это постановление исключительно важно 
для правильного понимания и применения как самих Договоров и актов вто-
ричного права, так и подзаконных и иных актов, изданных на их основе. Иначе 
говоря, это постановление полностью легитимирует не только положения самих 
учредительных договоров в их трансформированном виде, но и, что не менее 
важно, все акты вторичного права, принятые на их основе или принятые ранее 
и не отмененные и им не противоречащие.


background image

34

Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы

Анализ предусмотренных ДР изменений подтверждает, что формально от-

ныне основной и практически единственной универсальной интеграционной 

структурой будет выступать только Европейский Союз. Наряду с ЕС продолжает 
существовать Европейское сообщество по атомной энергии. Но оно носит чисто 
секторальный специализированный характер и по объему полномочий и сфере 

применения конкурентом ЕС не является. Только ЕС выступает как интеграци-

онное образование, которому государства-учредители передают принадлежащие 

им определенные права и полномочия «во имя достижения своих общих целей». 

Совершенно очевидно, что созданию единой интеграционной структуры со-

ответствует или должно соответствовать формирование единого правопорядка 
ЕС. Это находит свое подтверждение в введении единого права Европейского 
Союза, в исчезновении столь часто использовавшегося в прошлом разделения 

применяемого права на право Сообществ и право Союза. Отныне в рамках ЕС 
подлежит применению единая правовая система — право Европейского Союза. 

Однако не все так гладко и просто, как это выглядит на бумаге. Конечно, 

в  юридическом плане переход к  единому интеграционному объединению, 
модернизация правовой системы и  становление единого права ЕС представ-
ляют собой тесно связанные явления и определенный шаг вперед в процессе 
интеграции. Тем не менее нельзя упускать из виду, что за внешним единством 

Союза сохраняются значительные различия в порядке осуществления полно-

мочий ЕС в зависимости от сферы их применения. Не вполне однородны при-
меняемые процедуры принятия решений и порядок их исполнения. Достаточно 
в качестве примера указать на то, что законодательные акты Союза не подлежат 
применению в сфере общей иностранной политики и политики безопасности, 
а равно общей политики безопасности и обороны. На них не распространяется 

обязательная юрисдикция Суда ЕС. 

В зависимости от сферы ведения может применяться также различный 

правовой инструментарий, посредством которого осуществляется та или иная 
компетенция ЕС. Соответственно, констатируя введение единого правопорядка 
ЕС, можно говорить пока лишь о некоторых общих принципах и совпадающем 

осуществлении по определенным параметрам компетенций Союза, не упуская, 
однако, из виду различий, существующих в  отдельных областях ведения ЕС. 
В какой-то мере с этим связано наличие не только Договора об образовании ЕС, 

устанавливающего общие начала, принципы, цели и  порядок их достижения, 
но равно Договора о функционировании ЕС, который конкретизирует условия 
принятия решений и, соответственно, достижения целей, а равно дефинирует 
тот правовой инструментарий, который в каждом конкретном случае подлежит 
применению. Свое конкретное проявление это находит не только в вычленении 
разных сфер ведения, но и в наличии разных категорий компетенций ЕС. Деталь-
ный характер сути и порядка определения сфер ведения и осуществления компе-
тенции находят свое воплощение в формировании и развитии системы права ЕС.