ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3745
Скачиваний: 21
В чем же отличие традиционных методов от тех, которые исполь¬зовались в трансперсональной психологии? Психоаналитики в сво¬ей работе исходят из того, что более активным в работе должен быть терапевт, а пациент удовлетворяется в основном пассивной ролью. Определяющее слово в традиционном психоанализе принадлежит аналитику. Больной не может помочь сам себе. Это способен сделать только терапевт. В какой мере надо проникнуть в психику, какова степень воздействия на пациента — все это определяет лечащий врач. Разумеется, больной тоже участвует в терапевтическом про¬цессе, но его роль вспомогательная. Он может оказать сопротивле¬ние терапевту в форме психической защиты.
В трансперсоналыгой психологии пациент оказывается фигурой главной. Он сам проходит процесс переживания своих проблем и освобождения от них. За терапевтом же сохраняется функция кон¬троля, помощь, позволяющая войти в измененные состояния. Ав¬томатическим регулятором "глубины" терапевтического вмешатель¬ства оказываются при этом субъективные ощущения пациента и спонтанные реакции его психики.
Трансперсоналисты не без оснований говорят о возможности выработки нового взгляда на мир. И в самом деле, до возникнове¬ния теории относительности Эйнштейна и квантовой физики мы были убеждены в том, что Вселенная состоит из плотной материи. Мы полагали, что основанием материальной Вселенной служат ато¬мы, и представляли их сплошными и неразрушимыми. Эти атомы существовали в трехмерном пространстве и двигались согласно оп¬ределенным законам. В соответствии с этим Вселенная эволюцио¬нировала в определенном направлении, двигаясь от прошлого че¬рез настоящее к будущему.
Что такое трансперсональный опыт?
"Считалось, — пишет С. Гроф, — что наши границы определя¬ются границами нашей кожи, а сознание является не более чем про¬дуктом мыслящего органа под названием "мозг". Все, что мы дума¬ли, чувствовали и знали, было основано на информации, получае¬мой нами через посредство наших органов чувств". Но разве не до¬казана связь мозга и психических процессов? Ведь если поврежден мозг, скажем, при инсульте, человек утрачивает речь, координацию движений. Если в мозгу образуется опухоль, больной утрачивает ка¬кие-то качества.
Конечно, наши умственные функции связаны с биологически¬ми процессами в мозге. Однако, по словам Грофа, это необязатель¬но должно означать, что сознание рождается именно в мозге. Со¬временные научные исследования показывают, что мир, восприни¬маемый нами посредством органов чувств и нервной системы, при помощи научных приборов или без них, представляет лишь крошеч¬ный фрагмент реальности. Общим результатом этих исследований является следующее положение: сознание и творческий разум не являются лишь производными материи. Они являются важными первичными атрибутами всего бытия.
Гроф рассматривает сознание и психологию человека как выра¬жение и отражение космического разума, который пронизывает всю Вселенную и всю жизнь. "В результате наблюдений за тысячами людей, — пишет он, — переживавших необычные состояния созна¬ния, я пришел к выводу, что наше индивидуальное сознание напря¬мую соединяет нас не только с окружающей средой и с различными периодами нашего прошлого, но и с событиями, находящимися да¬леко за пределами восприятия наших физических чувств, уходящи¬ми в другие исторические эпохи, в природу и в космос".
§ 5. Холотропная терапия
Холотропная терапия — это метод нефармакологической тера¬пии. С помощью специальных приемов человек погружается в не¬кий визионерский опыт. Можно выделить четыре типа видений. Первый тип — это различные картины необыкновенных сооруже¬ний, джунглей, архитектурных и цветовых композиций. По-види¬мому, этот опыт выражает эстетические представления людей. Вто¬рая группа видений связана с событиями индивидуальной жизни человека. Это уровень биографических воспоминаний и индивиду -
468
469
Раздел IV Что такое трансперсональный опыт?
ального бессознательного. Фиксируемые здесь переживания связа¬ны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни пациента от рождения до самого эксперимента. Неразрешенный конфликт, вытесненное или неинтегрированное воспоминание, некий психо¬логический образ — все это может всплыть из бессознательного. Обычно эти воспоминания эмоционально заряжены, и это помога¬ет терапевту выделить значимое и менее значимое.
"Биографический материал, — пишет С. Гроф, — появляющий¬ся в эмпирической работе, в значительной степени соответствует представлениям Фрейда и его последователей. Однако есть несколь¬ко важных различий. В глубокой эмпирической психотерапии био¬графический материал не вспоминается и не реконструируется, а действительно вновь переживается, включая не только эмоции, но и физические, визуальные и прочие ощущения и восприятия. Как правило, это происходит в полной возрастной регрессии к периоду жизни, в которой происходили вспоминаемые события".
Третий тип видений, по Грофу, называется перинатальными ви¬дениями. Это составное греко-латинское слово, в котором пристав¬ка natalis означает "вокруг" или "поблизости", а корень peri указы¬вает на отношение к рождению. Это слово употреблялось в медици¬не, под ним подразумевали процессы, которые связаны с родами. Медики говорят, к примеру, о перинатальной инфекции или пери¬натальном повреждении мозга. Но Гроф придал этому слову несколь¬ко иной смысл. Это понятие обозначает психические переживания.
Вообще говоря, человек не может вспомнить того, что происхо¬дило с ним в утробе матери. Мозг еще не развит. Тем не менее паци¬енты нередко демонстрируют эти переживания. Это означает, что существующие теории нуждаются в пересмотре.
Гроф показывает, что многие формы психопатологии имеют глу¬бокие корни в феноменах этого уровня. Эмпирическое пережива¬ние смерти и возрождения оказывает сильное терапевтическое воз¬действие на различные эмоциональные и психосоматические сим¬птомы, связанные с травматическими последствиями рождения для ребенка, так и для матери.
Каждый из нас уже имеет опыт умирания. Ведь рождение челове ка — это переход совсем в иной способ бытия. Поэтому приход в этот мир символически воспринимается как смерть. Переживания смер¬ти и возрождения, которые отражают перинатальный уровень бес¬сознательного, богаты и сложны. Рождаются всевозможные ассоциа-
ции с мифологическими, архетипными сюжетами. Так возникает из¬бирательный доступ к сферам коллективного бессознательного.
Многие состояния, которые переживает человек на протяжении своей жизни, например, насилие и жестокость, угрозы, разлука, боль, удушье, тесно соотнесены с перинатальным опытом. Пребы¬вание плода в чреве матери рождает океанические переживания, которым присуще отсутствие границ. Оно связано с отождествле¬нием с различными формами жизни (водорослями, медузами, ры¬бами, дельфинами, китами). Картины природы, которые символи¬зируют безопасность и изобилие, также являются спутниками бла¬женного внутриутробного состояния.
Приведу пример из книги Грофа, который демонстрирует этот уровень бессознательного: "Мне захотелось свернуться калачиком. Я начал как бы уменьшаться в размерах. Я плавал в сияющей жид¬кости, окруженный сверкающей прозрачной вуалью. Нетрудно было узнать в этом состоянии глубокую регрессию, возвращение к состо¬янию плода в утробе. Тонкое, но глубокое чувство блаженства и бес¬конечный мир — мир, превосходящий всякое понимание, — пере¬полняли мое существо. Странным и парадоксальным казалось то, что я становился все меньше и меньше, уменьшаясь до полного ис¬чезновения, и вместе с тем как будто не имел границ и достигал бес¬конечности.
Моя фантазия игриво предложила мне идею, что я — грациоз¬ная медуза, лениво плавающая в океане, мягко колышущаяся в по¬токах воды. Отождествление, первоначально неуверенное, как во сне, постепенно становилось все более и более реальным. Появились примитивные, весьма убедительные филогенетические ощущения; я пережил множество странных процессов, не имеющих ничего об¬щего с обычными человеческими ощущениями. Это постепенно ста¬ло переходить в отождествление с разного рода рыбами и водорос¬лями, столь же подлинное и поразительное по богатству биологи¬ческих деталей.
Но одновременно со всем этим постоянно присутствовало ощуще¬ние, что я плод, плавающий в утробе и связанный с материнским орга¬низмом через пуповину и плаценту. Я ощущал сложный и богатый обмен, происходивший между нами, частично биохимический и фи¬зиологический, частично эмоциональный и даже телепатический".
Четвертый тип видений Гроф называет трансперсональными. Мы привыкли думать о сознании как о чем-то созданном внутри
470
471
Раздел IV Что такое трансперсональный опыт?
человеческого мозга и содержащемся в черепной коробке. Мы по¬лагаем, что сознание существует как результат индивидуальной жизни человека. Но трансперсоналисты толкуют сознание как не¬что существующее вне нас и независимо от нас. Трансперсональ¬ное сознание не имеет границ. Оно, скорее всего, бесконечно и вы¬ходит за пределы времени и пространства.
В трансперсональных переживаниях человек обнаруживает, что граница между ним и Вселенной не является строго фиксирован¬ной и абсолютной. Человек может отождествляться со своими ро¬дителями, детьми, родственниками, друзьями, знакомыми, учите¬лями. Возможно также отождествление с известными политиками, учеными, пророками, религиозными деятелями.
В опыте холотропного дыхания человек вдруг ощущает себя еги¬петским каменотесом, средневековым рыцарем, участником Крес¬тового похода, жертвой концентрационного лагеря. "Эти пережи¬вания, — пишет Гроф, — могут достигать необыкновенной глубины, интенсивности и объема. Можно пережить страдания всех тех сол¬дат, которые полегли на полях сражений с начала истории челове¬чества; огонь в груди революционеров всех времен, стремящихся свергнуть тиранию; любовь, нежность и самоотверженность всех матерей мира, заботящихся о своих детях".
Слово "холотропный" буквально означает "стремящийся к цело¬стности" (от греч. "holos" — целое и "trepein" — движущийся в опре¬деленном направлении, направляющийся). Чему учат трансперсо¬налисты? Обыденный человек современной культуры живет и дей¬ствует на уровне ниже своих потенциальных возможностей. Это про¬исходит потому, что он отождествляет себя лишь с одним из аспек¬тов своего существа, с физическим телом и эго.
Холотропная терапия признает целительные возможности нео¬бычных состояний сознания. При этом возможны мощные пережи¬вания, которые вообще не имеют никакого специфического содер¬жания. При этом пациенты избавляются от эмоциональных и пси¬хосоматических симптомов, испытывают преображение личности.
§ 6. Человек — машина?
Этот молодой мужчина пришел ко мне по рекомендации моей студентки. Она заранее уведомила меня о том, что Роман находит¬ся в тяжелом состоянии. Он, вообще говоря, стал сильно пить. При-
шлось оставить работу. Перспективы жизни грустные. Роман ока¬зался приятным собеседником, интеллигентным, начитанным, тон¬ким. Он сразу сообщил мне, что имеет нетрадиционную сексуаль¬ную ориентацию. Я спросил его, были ли у него половые контакты с представителями противоположного пола. Он сказал, что очень рано осознал свою сексуальную ориентацию. Долгое время — почти двадцать лет — жил с мужчиной. И только один раз имел половой контакт с девушкой. Правда, она была похожа на мальчика-подро¬стка.
Когда я спросил его, не собирается ли он корректировать свою сексуальную ориентацию, Роман ответил резкой репликой. Смысл ее состоял в том, что, мол, лечите от пьянства, а святое не трогайте. Это представление о психике является весьма расхожим. Многие пациенты, воспитанные в конкретной культуре, склонны рассмат¬ривать свою психику по принципу машины. Они убеждены в том, что некоторые детали машины (психики) могут прийти в негодность. Тогда нужно их заменить, подправить. Но сам принцип машины трогать не следует.
Но действительно ли наша психика имеет строго автономные, разрозненные сферы? Вот участок алкоголизма, а вот — сексуаль¬ных вожделений. Между тем нельзя помочь пациенту, не затраги¬вая глубинных пластов личности. Это серьезная проблема, которая связана с характером общения, с экзистенциальным, человеческим смыслом терапии.
Ортодоксальная психиатрия рассматривает пациента как носи¬теля патологии. Она даже не пытается понять мир другого челове¬ка, войти в строй его внутренних переживаний. Нередко психиатр, обнаружив те или иные симптомы, сразу выписывает медикамен¬ты. Вместе с тем в современной психологии сложился экзистенци¬альный подход к пациенту, одним из ярких представителей которо¬го можно назвать шотландского психиатра Рональда Лэинга (1927— 1994). Этот врач пришел к убеждению, что психозы вообще не мо¬гут быть поняты с точки зрения анормальных биологических про¬цессов в организме человека.
Как же подойти к проблеме? Психотические отклонения — след¬ствие порушенных форм общения. Когда структуры человеческой коммуникации оказываются подорванными, рождаются аномалии. Следовательно, психозы отражают проблемы важных взаимоотно¬шений индивида с другими людьми, с семьей, с малыми группами и
472
473
Раздел IV Что такое трансперсональный опыт?
обществом в целом. Когда психиатр употребляет специальную тер¬минологию, он как раз и расщепляет индивида. Вместо того чтобы рассматривать человека как целостность, терапевт условно раска¬лывает его на разум и тело, психическое и соматическое, психоло¬гическое и физическое, личность и организм.
С этой трудностью, по мнению Р. Лэинга, сталкивается не толь¬ко классическая фрейдистская метапсихология, но равным образом любая теория, которая начинает с человека или с части человека, абстрагированных от его связи с другими в его мире. Почему нельзя начинать с человека, когда все вокруг только и говорит об интропо-логическом мышлении? Потому что каждый человек не существует изолированно, как некая особость. В любом из нас есть "другой", потому что личность отражает богатство социальных связей.
"Лишь экзистенциалистское мышление, — пишет Р. Лэинг, — попыталось сочетать изначальное переживание человеком самого себя в связи с другими в его мире с помощью термина, адекватно отражающего эту цельность. Таким образом, экзистенциально конк¬ретное видится как экзистенция человека, его бытие-в-мире. Если не начать с понятия человека в его связи с другими людьми, с нача¬ла "в" мире, и если не осознать, что человек не существует без "свое¬го" мира и его мир не может существовать без него, мы обречены начать наше исследование шизоидных и шизофренических случа¬ев с вербального и концептуального раскола, соответствующего рас¬колу цельности шизоидного бытия-в-мире".