Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2418

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вполне естественно, что Роулс оказался между двух огней со сторо­ны двух групп оппонентов. «Справа» звучат обвинения в эгалитаризме (абсолютном приоритете наименее преуспевающих), в то время как «слева» исходят обвинения в узаконивании неравенства. Ответ Роулса первой группе заключается в том, что в ситуации произвольного нера­венства преимущества наиболее преуспевающих будут подвергаться угрозам со стороны бедных. Отвечая на возражения второй группы, он говорит, что более эгалитаристское разрешение будет анонимно отверг­нуто, поскольку в этом случае потерпевшими окажутся все. Принцип дифференциации избирает ситуацию, наиболее близкую к равенству, однако не предполагающую уравнительность.

Преимущества для наименее обеспеченной части общества опреде­ляются Роулсом через индексы социально-приоритетных благ. К этим благам, как мы уже показали, относятся права, свободы, возможности самореализации, доходы, благосостояние, а также социальные основа­ния самоуважения. Предполагается, что индивиды стремятся к этим благам, вне зависимости от других мотиваций или своих конечных це­лей. В самом общем виде, он определяет наименее преуспевающих в обществе людей как частично совпадающую группу обездоленных с точки зрения этих основных благ. Эта группа включает людей, которым меньше повезло, чем другим, в отношении семьи, в которой они роди-

140

лись, и классовой принадлежности, чьи природные данные менее бога­ты, которых удача обходит стороной и, соответственно, кто меньше обеспечен. Однако что здесь важно, так это то, что эти люди остаются в нормальных, обычных рамках (ни индивиды, нуждающиеся в специаль­ном лечении, ни душевнобольные под эту категорию на подпадают).

Одним из наиболее важных среди приоритетных благ является сво­бода. А поскольку никто не знает заранее своего места в обществе, то в интересах каждого будет одобрить первый принцип, который обеспечи­вает для всех равную свободу. Но почему Роулс все-таки говорит не о свободе вообще, а о системе свобод? Дело в том, что различные свобо­ды, по Роулсу, могут проявляться в определенных рамках независимо друг от друга. При этом, максимизация одной из них несовместима с максимизацией других. Разные пропорции каждой из свобод должны быть соединены таким образом, чтобы составить «целостную систему» из максимально возможного числа равно распределенных свобод. Депу­таты конституционных конвентов или члены законодательных собраний должны сбалансировать одни свободы по отношению к другим. Что же именно Роулс включает в список основных свобод?

Во-первых, это политическая свобода, которую он понимает как «принцип равной свободы, применяемый к политическим процедурам, определенным Конституцией», выражающийся в «принципе равного участия». Этот принцип предполагает, что все граждане должны обла­дать равным правом на участие в определении результатов конституци­онного процесса, устанавливающего законы.


Во-вторых, это свобода слова, включая свободу печати.

В-третьих, это свобода совести, т.е. свобода делать то, что является правильным в соответствии с верой человека; но эта свобода является подчиненной по отношению к государственным интересам обществен­ного порядка и безопасности. Но это, у таких теоретиков либерального направления как Брайан Барри, противоречит традиционному постулату либерализма, что

«личная свобода предполагает делать то, что человек хочет»15.

Однако у Роулса, если религия нарушает свободу человека или тре­бует нарушения прав других людей, государственные интересы преоб­ладают.

В-четвертых, правление закона, или правовое государство. Оно включает целый ряд предписаний:

15 Barry В. The Liberal Theory of Justice. Oxford, 1973. P. 36.

141

1) принцип превращения «возможностей в долженствование», то есть законы должны содержать требование единственно возможного по­ведения;

2) сходные случаи должны рассматриваться аналогичным образом;

3) никакая обида не может быть причинена иначе как на законном ос­новании, что предполагает знание законов и их широкое обнародо­вание»;

4) определение естественных прав человека.

Что здесь важно, так это то, что роулсовское положение о «правле­нии закона» никак не ограничивает содержание законов. Для него «пра­во — эти система».

В-пятых, свобода от произвольного ареста и заключения под стражу.

И, наконец, в-шестых, право на частную собственность.

Идея первого принципа, таким образом, заключается в том, что каж­дый человек должен обладать равным правом на максимально широкую совокупную систему названных свобод, но что особенно важно, совмес­тимую с аналогичной системой свобод для других людей, поскольку все обладают равными правами.

Таким образом, Роулс отчасти выходит за пределы свобод, вклю­ченных им в группу приоритетных благ, дополняя их демократически­ми правами, защищающими другие индивидуальные интересы, а также свободой личности, правом на обладание частной собственностью, а также свободами, диктуемыми правлением закона, например, свободой от произвольного ареста. Их приоритет обеспечивается тем, что, по мнению Роулса, никакой рациональный выборщик не будет рисковать, ставя себя в положение, где его интересы (возможно, интересы мень­шинства?) могут оказаться под угрозой в условиях недемократического режима. Поэтому, называя эти свободы, выборщик думает прежде всего о безопасности. Вместе с тем, Роулс подчеркивает, что фундаменталь­ная свобода может быть принесена в жертву только ради других фунда­ментальных свобод и никогда не может стать предметом торга ради большего экономического процветания. Ибо права человека и его сво­бода — изначальные человеческие ценности, присущие каждому как представителю рода человеческого, ориентир прогрессивного развития общества. Тем не менее, он неоднократно оговаривает, что свободы не могут быть гарантированы в условиях репрессивного, тоталитарного режима, или в случае, если экономическое развитие страны находится на крайне низком уровне. Соответственно, в таких условиях не могут быть реализованы и принципы справедливости.


Если приоритетность будет четко соблюдаться, то даже катастрофи­ческое снижение уровня обеспечения приоритетными благами, доста­точно серьезное, чтобы угрожать развалом общества, по мнению Роул­са, не позволяет оправдать даже минимальное ослабление соблюдения принципа формальной гарантированной Конституцией свободы, даже

142

если будут все основания полагать, что выживание может быть достиг­нуто ценой установления временной тирании. Иными словами, предпо­лагается «улица с односторонним движением», то есть, свобода не мо­жет быть обеспечена до тех пор, пока общество не достигает опреде­ленного уровня демократии и процветания, в то время как, если она уже гарантирована, то никакой упадок не может привести к ее отмене. Об­ратного хода нет.

Все условия исходной позиции, да и сами принципы справедливости, предполагают именно конституционную демократию.

«Так же, как свободный рынок, как считается, основывается на класси­ческой экономической теории, на политических свободах и законной защите, гарантирующих каждому человеку право заключения догово­ров, действий в соответствии с договорами, компенсацию за нарушение контракта и т.д., представление Роулсом его модели, я полагаю, вне вся­кого сомнения постулирует такую же систему политических прав и за­щиты в контексте заключения договора».

Роберт Вольф. Понимая Роулса16.

Если говорить в историческом смысле, то первый принцип содержит в себе сущность системы правового и политического равенства, полу­чившего развитие в XVIIIXIX веках с приходом эпохи промышлен­ного капитализма, в то время как второй принцип определяет стандарты социлаьной справедливости, смягчающие неравенство и другие про­блемы, связанные с его функционированием.

Еще раз подчеркнем, что, в соответствии с лексическим порядком, они выстроены по степени важности. Таким образом, речь идет о при­оритетности (абсолютном приоритете), придаваемом свободе по отно­шению к благосостоянию, и на их обоих, в свою очередь, по отноше­нию к равенству возможностей. В сущности — это кодификация систе­мы ценностей «либерализма благосостояния».

Принцип дифференциации и принцип справедливого равенства воз­можностей содержатся во втором принципе справедливости. Остновим-ся на этом несколько подробнее.

Принцип дифференциации утверждает, что социальное и экономи­ческое неравенство должно регулироваться таким образом, чтобы слу­жить пользе наименее обеспеченной части общества. Для того, чтобы понять, как работает принцип дифференциации, необходимо остановить­ся на двух понятиях — «социальное и экономическое неравенство» и «наименее преуспевающая часть общества».

Прежде всего, следует указать, что первый и второй принципы спра­ведливости распределяют разные группы приоритетных благ. Первый принцип, как мы уже говорили, занимается распределением основных свобод. Принцип дифференциации распределяет иные блага: богатство,


16 Wolff R. Understanding Rawls. Princeton: Princeton university press, 1977. P. 86.

143

доходы, власть, авторитет и также основания для самоуважения. По­этому понятие «социальное и экономическое неравенство» относится к неравенству с точки зрения личных перспектив приобретения таких «приоритетных благ» как благосостояние, власть, авторитет и доходы.

Под «наименее преуспевающей частью общества» Роулс понимает группу людей, имеющих минимальные перспективы обретения все тех же «приоритетных благ»: благосостояния, доходов, власти, авторитета и т.д.

Но каким образом можно повернуть перспективы приобретения со­циальных благ на пользу «наименее преуспевающих»? Предположим, что необходимо крупномасштабное инвестирование капитала в опреде­ленную отрасль промышленности с тем, чтобы повысить уровень заня­тости и произвести новые товары и услуги. Можно предположить так­же, что это в конечном счете пойдет на пользу наименее пресупеваю-щим людям. Тогда, очевидно, для них с ростом занятости увеличатся и перспективы увеличения своих доходов. Однако весьма вероятно, что отдельные люди не пожелают идти на риск крупного инвестирования, если у них не будет уверенности в возможности увеличения собствен­ных прибылей в случае успеха. В этом случае налоговые льготы на ин­вестируемый капитал и снижение налога на прибыль могут создать не­обходимые стимулы для инвесторов. Принцип дифференциации как раз и говорит о необходимости снижения налогов, если это необходимо для максимального расширения перспектив наименее преуспевающей части общества.

Очевидно, что успешный капиталист-инвестор увеличит свою долю «приоритетных благ» — богатства и власти по сравнению с другими членами данного общества. Однако это неравенство узаконивается в соответствии с принципом дифференциации, поскольку предельно рас­ширяет также и перспективы наименее преуспевающих граждан. Если какой-то другой институт в состоянии сделать для них нечто большее, то он может считаться более справедливым.

Еще один пример такого рода неравенства — это особые полномо­чия президента США, гарантированные Конституцией. В соответствии с принципом дифференциации, эти особые полномочия могут считаться узаконенными только в том случае, если они используются на пользу наименее преуспевающих граждан США.

Как же работает принцип дифференциации? Сначала мы выбираем человека определенного общественного положения, например, неква­лифицированного рабочего, а затем выделяем наименее преуспеваю­щую группу среди всех неквалифицированных рабочих, после этого определяем средний уровень их доходов. В этом случае перспективы репрезентативной части определяются как «средние по данному клас­су». Другое определение, которое дает Роулс, характеризует группу

144

наименее преуспевающих людей, имеющую менее половины средних доходов. В этом случае перспективы «репрезентативной наименее пре­успевающей части общества» соответствуют средним перспективам по данному классу.


Это несколько запутанное объяснение принципа дифференциации — весьма существенный недостаток теории справедливости Роулса, что становится особенно заметным при рассмотрении проблемы процедур­ной справедливости. Роулс различает несколько вариантов процедурной справедливости, но особенно важным он считает то, что она утилизиру­ет институциональное устройство, а также соответствующие концеп­ции, в том числе и концепцию «репрезентативной наименее преуспе­вающей части общества», что позволяет применить принципы справед­ливости без концентрации внимания на конкретных людях. Роулс пи­шет, что в этом случае:

«нет необходимости, реализуя требования справедливости, обращать внимание на бесконечное разнообразие обстоятельств и меняющееся положение определенных лиц. Тем самым, при определении принципов можно избежать колоссальных трудностей, неизбежных в случае, если бы такие детали были необходимы»17.

В целом его второй принцип справедливости предполагает, что оп­ределенное неравенство может быть сочтено более предпочтительным по сравнению с эгалитаристским распределением.

«Второй принцип справедливости применяется при первом приближе­нии к распределению доходов и благосостояния и к созданию организа­ций, использующих различия во власти и собственности (отсюда проис­текает собственно и само название принципа дифференциации). ...В то время как распределение благосостояния и доходов не должно быть рав­ным, оно должно быть направлено к выгоде всех, и в то же самое время власть и командные институты должны быть открыты для всех. Второй принцип реализуется благодаря открытости позиций, и затем как субъект этих ограничений организует социальное и экономическое не­равенство таким образом, чтобы все от этого выгадали»18.

В то же время он считает, что распределение таланта, способностей и энергетического потенциала личности столь же произвольно с мо­ральной точки зрения, как и пол, семейное благосостояние, националь­ность или классовая принадлежность, получаемая ребенком при рожде­нии. Распределение является честным и беспристрастным, только если

17WolffR.Op.citP. 87. 18 Ibid. P. 61.

145

все, чем владеют люди, рассматривается как коллективное социальное благо. Распределение благ и услуг — это совместные усилия со стороны всех. С учетом совместных усилий, единственно честным принципом является такой, который признает неравенство только в том случае, ес­ли оно идет на пользу наименее обеспеченным.

«Представляется одним из установленных положений в нашем анализе, что никто не может обладать большим правом на природное достояние, чем кто-то другой, у кого иные стартовые условия. Утверждение, что человек заслуживает особых данных, позволяющих ему предпринять усилия для развития своих способностей, в равной степени проблема­тично, поскольку его характер в значительной степени зависит от удач­ливости его семьи и имеющихся социальных условий, нам чести не сде­лает. Как представляется, в этих случаях положение о вознаграждении по заслугам неприменимо. Таким образом, более преуспевающие пред­ставители рода человеческого не могут сказать, что они заслуживают своего успеха и поэтому имеют право на такой тип сотрудничества, в котором они смогут воспользоваться своими преимуществами, но без внесения своего вклада в благосостояние других. У них нет оснований для такого утверждения. С точки зрения здравого смысла, тем самым, принцип дифференциации представляется приемлемым как для более преуспевающих, так и для менее преуспевающих индивидов»19.