Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2411

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процитированный отрывок показывает, что справедливость, как ее понимает Роулс, содержит в себе не только признание равенства людей, но и необходимости дифференцированного подхода с учетом их нера­венства. Честное равенство возможностей лексически следует за прин­ципом дифференциации. Иными словами, если основные права макси­мизировать до наивысшей точки, совместимой с равным распределени­ем, то может быть введено неравное распределение других благ, если только это обеспечивает наибольший выигрыш для наименее привиле­гированных граждан, иными словами, приемлемо для всех слоев насе­ления.

Но здесь возникает весьма существенный вопрос: почему участники общественного договора, находящиеся под «вуалью неведения», пред­почтут принципы справедливости в их определенном лексическом по­рядке любой версии утилитаризма? Антижертвенное воплощение тео­рии справедливости Роулса именно здесь обретает свою наивысшую значимость. Позаимствованный Роулсом из теории принятия решений в ситуации неопределенности принцип дифференциации находит свое выражение в понятии «максимума к минимуму» (максимин): участники

19WolffR.Op.citP. 104.

146

договора избирают такой способ организации общества, при котором минимальная доля .максимизируется.

Единственной мотивацией индивидов в ситуации общественного выбора становится то, что участники его будут сотрудничать, содейст­вуя реализации договора, содержание которого было совместно опреде­лено и анонимно принято, т.е. договор устанавливает связи участия. Это вводит серьезное ограничение, поскольку соглашение должно быть окончательным, не допускающим каких-либо сомнений, а его предмет — основополагающая структура общества, ни больше, ни меньше. Ес­ли, например, две концепции справедливости приходят в конфликт друг с другом, и одна из них допускает ситуацию, которая оказывается не­приемлемой для кого-то, в то время как другая концепция исключает такую возможность, тогда доминирующей станет последняя.

Интерес Роулса сосредотачивается на доказательстве того, что в утилитаристской схеме человек, занимающий наименее выгодное по­ложение, является жертвой, в то время как в теории справедливости Роулса — он выступает в качестве партнера. Этого достаточно, как счи­тает автор, для доказательства верности его теории.

ПРИНЦИП «МАКСИМИН» — максимум для минимума, то есть максималь­ные преимущества для наименее преуспевающей части общества.

В обществе, провозгласившем принципы Роулса, наименее преуспе­вающие люди будут знать, что их положение обеспечит им максимали-стско-минималистские преимущества, вытекающие из неравенства, ко­торое они осознают. Если же уровень колебаний в неравенстве будет ниже, то вероятность того, что именно они окажутся жертвами такого порядка вещей, будет существенно выше. Более преуспевающие граж­дане, численность которых всегда меньше, воспримут данные аргумен­ты как убедительные, ибо их относительные потери (по сравнению с более выгодным положением в условиях менее справедливого распре­деления) компенсируются сотрудничеством с согражданами, при отсут­ствии которого их относительные привилегии подвергнутся угрозам. В обществе же, которое громогласно провозглашает свой утилитарист­ский характер, наименее преуспевающие могут оказаться в совершенно иной ситуации. От них требуется признать, что величайшее благосос­тояние группы — достаточное основание для того, чтобы узаконить их незавидный жребий. Они вынуждены будут согласиться оказаться в положении «козла отпущения» системы. На практике же ситуация будет еще хуже, ибо утилитаристская система не в состоянии соответствовать правилу публичности. Принцип жертвенности, воплощаемый утилита­ризмом, должен оставаться скрытым, тайным для того, чтобы быть эф-


147

фективным. Именно поэтому утилитаристская концепция отвергается в исходной позиции.

Принцип равных возможностей утверждает, что люди, обладаю­щие одинаковым уровнем таланта и способностей, затрачивающие рав­ную энергию и усилия, будут обладать теми же самыми перспективами успеха в данной сфере устремлений. Семейное происхождение, раса, религия, пол, национальность не должны быть препятствиями на пути к успеху. А для того, чтобы это не давало бы и излишних преимуществ, т.е. ради гарантии равенства возможностей, общество вынуждено вво­дить высокие налоги на наследство, обеспечивать широкую систему общественного образования, принимать антидискриминационные зако­ны. При определенном уровне эффективности подобных общественных мер распределение благ и услуг может действительно зависеть от та­ланта, способностей и целеустремленности.

Посмотрим, как работает этот принцип, на конкретном примере, приведенном А.Бухэненом20. Предположим, что некто А и Б стремят­ся занять одно и то же положение в обществе, которое требует опреде­ленной квалификационной подготовки. Предположим, что они пример­но одинаковы в своих способностях и устремлениях, но А происходит из крайне бедной семьи, которая не в состоянии оплатить его учебу, а Б — наоборот, весьма богат и пользуется помощью родителей. Очевидно, что роулсовский принцип равных возможностей предполагает необхо­димость институциональной структуры, способной оплатить обучение А. Тот факт, что он происходит из бедной семьи, не должен лишать его перспектив, достижимых для других с аналогичными способностями и устремлениями, но обладающих большими материальными возможно­стями.

Напомним, что во втором принципе справедливости также присут­ствует правило лексического порядка. Однако в данном случае принцип равных возможностей оказывается лексически приоритетным по отно­шению к принципу дифференциации (хотя формулируются они в об­ратной последовательности). Иными словами, предполагается сначала удовлетворить принцип равных возможностей, а только затем — прин­цип дифференциации.

Определенную роль во втором принципе справедливости Роулса иг­рает «эффективность». Роулс определяет ее следующим образом:

«...Мы можем сказать, что организация прав и обязанностей в основной структуре (общества — А.Т.) является эффективной только в том слу­чае, если невозможно изменить правила и перестроить схему прав и обя-

20 Buchanan A. Critical Introduction to Rawls' Theory of Justice // Jahn Rawls's The­ory of Justice. An Introduction. Ed. By H. Gene Blocker and Elizabeth Smith. Athens: Ohio University Pres,. 1980. P. 12.

148

занностей для того, чтобы поднять уровень ожиданий любого человека (по крайней мере, одного) без того, чтобы одновременно не понизить ожидания некоторых других (по крайней мере, одного) человека»21.

Если после распределения окажется, что некто обладает значительно большим богатством, чем другие, то ситуация не может быть исправле­на с помощью перераспределения — мешает правило эффективности. Более того, распределение богатства в любое данное время всегда нахо­дится под сильным кумулятивным влиянием как природного, так и со­циального распределения в прошлом. Случайность или везение во мно­гом определяют, кто богат, а кто беден в данное время. Поскольку «ву­аль неведения» не дает нам возможности узнать заранее, повезет нам или нет, то, по Роулсу, рациональным становится поиск пути миними­зации наших потерь, и поэтому эффективность в процессе заключения общественного договора роли не играет. Рациональные участники дого­вора, как мы уже показали выше, будут стремиться избежать риска по­падания на «дно общества».


Но тогда возникает вопрос, которому Роулс придает немаловажное значение: на каком основании члены демократического общества могут допустить тенденцию к подверженности основной структуры общества социальным случайностям естественного или исторического происхож­дения? Поскольку мы считаем, что граждане — свободные и равные моральные личности, институциональное выражение чему дает приори­тет первого принципа равной свободы, рассуждает Роулс, то, очевидно, начать следует с предположения, что все остальные социально-приоритетные блага, и в особенности доходы и богатство, должны так­же быть равными — каждому должна достаться доля, равная долям других. Но общество также должно принимать во внимание организа­ционные требования и экономическую эффективность. Поэтому нера­зумно поддерживать распределение поровну.

Роулс противопоставляет первый принцип, в котором речь идет о равном распределении, первой части второго принципа, допускающего неравенство до тех пор, пока наименее обеспеченная часть населения не станет столь благополучной, насколько это вообще возможно в имею­щихся условиях. Он считает, что первый принцип является эгалитари­стским, поскольку он отрицает возможность узаконивания ограничения свободы одного человека на том основании, что это увеличивает чью-то свободу и, тем самым, возрастает общая сумма свободы. Основная структура общества допускает неравенство, поскольку это улучшает положение каждого, включая и наиболее обездоленных, причем таким образом, чтобы это неравенство сочеталось с равной свободой и чест-

21 Rawls J. Op. cit. P. 70.

149

ным равенством возможностей. А коль скоро рассуждения начались с равной доли, то те, кто получает наименьшую выгоду, должны, если можно так выразиться, обладать правом вето; и тем самым, приходят к принципу дифференциации.

Сформулировав два принципа справедливости, Роулс кратко остано­вился на том, как должна быть организована основная структура обще­ства для того, чтобы им соответствовать. Роулс концентрирует свое внимание на институциональном устройстве, которое, по его мнению, может соответствовать принципу дифференциации. Для этого, как он считает, необходимо создать четыре правительственных органа:

1. Орган контроля за накоплением ресурсов.

2. Орган стабилизации.

3. Трансфертный орган.

4. Орган распределения.

Иными словами, в случае гарантированного равенства возможностей и максимально широких основных свобод, принцип дифференциации может быть реализован при наличии институционального устройства, выполняющего свои функции с помощью вышеназванных органов:

1. Существует частная собственность на капитал и природные ре­сурсы. Свободная рыночная система поддерживается органом контроля за накоплением ресурсов.

2. Функцией органа стабилизации будет «попытка обеспечить ра­зумно полную занятость».


3. Трансфертный орган призван гарантировать социальный мини­мум (т.е. минимальный доход для каждого) либо с помощью вы­плат в связи с созданием и развитием семей и специальных пла­тежей в случае болезни или безработицы, или более систематиче­ски, например, с помощью градаций дополнительных выплат (т.е. негативного подоходного налога).

4. Орган распределения должен защищать максимально возможную справедливость при распределении благодаря средствам налого­обложения, обязательно принимая во внимание право собствен­ности. При этом необходимо учитывать два аспекта: во-первых, должны быть введены налоги на наследство и дарение, равно как и определенные ограничения на право наследования; во-вторых, должен быть установлен порядок налогообложения для того, чтобы реализовать на практике требования справедливости.

Обращает на себя внимание тот факт, что в модели справедливого общественного устройства (за исключением пункта 2, где речь идет о «разумно полной занятости»), реализация принципа справедливости предполагается Роулсом практически только с помощью распредели­тельных методов, т.е. через перераспределение доходов и богатства наиболее обеспеченной части общества в пользу беднейшей, главным

150

образом, средствами налогообложения. Иными словами, перспективы «репрезентативной наименее преуспевающей части общества» в обре­тении богатства, власти, авторитета и т.д. могут быть расширены с по­мощью различных доплат к заработной плате, получаемой в условиях свободного рынка. Грубо говоря, свободный рынок решает одну часть задачи, налогообложение и перераспределение доходов — другую. Та­ким образом, Роулс считает возможным применение его принципов справедливости в обществе без отказа от конкурентного рынка и част­ной собственности на средства производства. Это и есть теория «соци­ального рыночного хозяйства», столь популярная сегодня в США.

Вопросы для самопроверки Ф

1. Что такое «вуаль неведения»?

2. «Исходная позиция»?

3. «Принцип дифференциации»?

4. Опишите модель общественного договора, которую использует Роулс.

5. Что такое «лексический порядок»?

6. Почему теория Роулса считается деонтологически либеральной?

7. Что такое «социальное рыночное хозяйство»?

8. Роулс поначалу рассматривал свою теорию как универсальную, но позд­нее пришел к выводу, что ее можно применить только в обществе «американского типа». Как Вы думаете, почему?

Дополнительная литература

1. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1996.

2. Алексеева Т.А Справедливость. Морально-политическая философия Джо­на Роулза. М.: Наука, 1992.

3. Алексеева Т.А. Джон Роулз и его теория справедливости // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 26—37.

4. Алексеева Т.А. Либерализм как политическая идеология // Политея. 1999. № 3.


151

Лекция 8

АЛЬТЕРНАТИВЫ ДЕОНТОЛО-

ГИЧЕСКОМУЛИБЕРАЛИЗМУ:

ЛИБЕРТАРИЗМ

И КОММУНИТАРИЗМ

Теория справедливости Джона Роулса дала импульс к началу возро­ждения политической теории США в англоязычных странах. Она по­служила мощным возбудителем, катализатором теоретических споров и дискуссий, затронувших как проблемы метода, так и весьма широкий пласт социально-политической проблематики. По мнению одних участ­ников дискуссии, эта книга пробудила англо-американскую политиче­скую философию и теорию от «многолетней дремы, навеянной удушли­вым утилитаризмом». Других привлек возврат Роулса к «классическо­му», сущностному теоретизированию по контрасту с длительным гос­подством позитивистских воззрений. Как писал, например, американ­ский философ Маршалл Коэн, Роулс

«восстанавливает английскую традицию Юма и Адама Смита, Бентама и Джона Стюарта Милля, настаивавших на связи своих политических рас­суждений с фундаментальными исследованиями моральной психологии и политической экономии»1.

Третьи увидели в теории справедливости возможность обновления либерализма, остро нуждавшегося в свежих идеях после событий 60-х годов — студенческих волнений, массового антивоенного движения, популярности «левых идей» и т.д. Таким образом, работа Роулса затро­нула нервный узел политико-теоретических проблем в США. Вопрос о соотношении равенства и свободы, поднятый в книге, — извечная тема дискуссий в американской общественной мысли. Противоречие между ними нашло отражение уже в первом параграфе Декларации независи-

1 Cohen M. The Social Contract Explained and Defended // NU Times Book Review. 1972. №16. July. P.I.

152

мости. С одной стороны, все люди «созданы равными», с другой, — они наделены «неотчуждаемыми правами» на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Эта проблема «красной нитью» проходит через все великие противостояния в истории США — Джефферсон против Гамильтона, «Север» против «Юга», «великое общество» против «нового федера­лизма». Этот спор продолжили на уровне политической теории Джон Роулс и Роберт Нозик — его коллега по Гарвардскому университету. Их дискуссия вышла далеко за пределы университетских стен, втянув в свою орбиту широкий круг политиков, публицистов, общественности, в сущности, отражая процесс весьма драматической смены парадигм — от либерализма к неолиберализму (неоконсерватизму), в случае Нозика — в форме либертаризма.

В 80-е годы могло показаться, что полемика велась с явным переве­сом в пользу неоконсерваторов с их специфически интерпретированной свободой в ущерб либеральной трактовке справедливости. Могло даже показаться, что теория И.Кристола, Г.Шельски, Г.-К.Кальтенбруннера, Р.Нозика, Ф. фон Хайека и других теоретиков неоконсерватизма окон­чательно оттеснили теорию Роулса на второй план. Однако идейную дискуссию неправильно рассматривать как некий однолинейный про­цесс с периодически меняющимися лидерами гонки. И хотя, безуслов­но, неоконсерватизм усилил на какое-то время свои позиции в западном обществе, писал А.Ю.Мельвиль, можно было говорить о появлении широкого либерального и консервативного консенсуса относительно ряда основополагающих принципов и устоев «американского образа жизни». Иным словами, американские неоконсерваторы разделяют фундаментальные либеральные ценности, расходясь с либералами, главным образом, по вопросу о средствах их достижения2.