Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психоло­гия), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

28

Если внимательно посмотреть на историю группы людей, то обна­ружится, что их искусство, религия и философия в данное историческое время будут иметь определенное сходство, им будет присущ общий тип мышления, разделяемые взгляды. Эта концепция поддерживает коллек­тивистские взгляды Гегеля, поскольку он полагает, что общее, которое мы находим у разных мыслителей одного и того же времени — не случай­ность. На них, как на отдельных индивидов оказывало влияние нечто большее. Иными словами, разум или дух, движущий исторический про­цесс, — это разум человечества, выражающийся в определенных людях и периодах.

Господствующий на данной ступни истории народ является носите­лем Мирового духа. Он получает единственный раз возможность соста­вить эпоху всемирной истории.

ИДЕАЛИЗМ — одна из тенденций (характерных для философского объясне­ния мира) приписывать идеям большую реальность, чем чувственно воспри­нимаемым вещам, искать прообразы общих свойств вещей и явлений в зна­чениях идей.

МАТЕРИАЛИЗМ — одна из основных тенденций в философии, противопо­ложная идеализму, и заключающаяся в установлении фактическим и логиче­ским путем духовного и психического от материального. Материя и природа является первичной, идеи вторичны.

Имя Гегеля ассоциируется с философским идеализмом, подчерки­вающим значение разума, ментальности, а не материального мира. С его точки зрения, социальный аспект физического и материального ми­ра имеет наибольшее значение, а отнюдь не сами эти миры. По мнению Гегеля, люди с помощью пяти чувств обретают знание об окружающих вещах. Лишь позднее они обрели способность понимать также и самих себя. А это в свою очередь позволило им почувствовать, что они могут стать чем-то еще большим. С точки зрения гегелевской диалектики воз­никает неизбежное противоречие между тем, чем люди были, и тем, кем они хотят стать. Разрешение этого противоречия достигается через раз­витие способности человека обретать свое место в более широком духе общества. Люди начинают понимать, что их полная реализация воз­можна только при развитии и распространении духа общества как цело­го.

Таким образом, выстраивается цепочка:

Понимание вещи понимание себя понимание более широкой структуры.

Гегель, таким образом, предложил общую теорию эволюции мира. Это субъективистская теория, поскольку изменения происходят на

29

уровне сознания, вне контроля индивидов. Иными словами, неизбежная эволюция сознания как бы «тащит» индивидов за собой.

Какова природа и логика исторического процесса? Поскольку разви­тие истории — это развитие мысли, а сутью мышления является логика, то из этого следует, что развитие истории — логический процесс. Для того, чтобы рассматривать историю как рациональный процесс, необхо­димо понять логику ее развития. Отсюда вытекает необходимость диа­лектической логики.


Для Гегеля первостепенное значение имеет развитие философии. Его история — это история цивилизаций, включая войны и внутренние конфликты. В любой момент исторического прогресса разум и дух лю­дей и цивилизаций определяется противоречиями. Конфликт и развитие через конфликт являются интегральной частью социальной жизни.

Например, военные победы Наполеона были частью той же логики, что и философские аргументы Рене Декарта или Джона Локка. История общества, его интеллектуальной культуры, и даже самой философии — все это части одной тенденции. Разумеется, ни Наполеон, ни Декарт не предполагали, что всего лишь играют роль в этой тенденции. Гегель писал о «хитрости разума», показывая, как проявляется логическая тен­денция в истории через людей, не понимающих, какую роль они игра­ют. Только человек, овладевший философией Гегеля в состоянии по­нять эту логику истории.

Обратимся теперь к политической теории Гегеля. Единственный учебник, написанный Гегелем — это «Философия права» (1821 г.). Концепции свободы и государства предопредляют гегелевскую трак­товку политики, этики и истории. Согласно Гегелю воля в своей сущно­сти свободна. В отличие от животных мы имеем цели и сознательно к ним стремимся. Обладать волей — значит стремиться к свободе. Реали­зация свободы не зависит только от личности, она в то же время соци­альна.

Политическое мировоззрение Гегеля близко к древнегреческому. Он сформулировал теорию современного государства, понимая под ним не систему институтов (полиция, армия, образование, юриспруденция и т.д.), которая управляет жизнью любой современной нации, а объектив­ное воплощение этической жизни. Иными словами, Гегель говорит о квазирелигиозном чувстве причастности к сообществу (полису).

В первой части «Философии права» Гегель говорит о законах соб­ственности. Собственность — не есть нечто естественное, — писал Джон Локк, — она основывается на договоре. Частная собственность — это общественное отношение, которое зависит от признания других. Собственность связывает человека с обществом. Можно обладать чем-то, но это не будет собственностью, если факт владения не признан общест­вом.

30

Во второй части учебника речь идет о соотношении морали прав моральных субъектов с ответственностью за свои поступки. Третья часть посвящена социальной этике, описывает взаимоотношения между семьей, гражданским обществом и государством.

Гражданское общество, по Гегелю, это сферы производства, распре­деления и потребления продуктов, необходимых для удовлетворения определенных потребностей и желаний. Гражданское общество имеет свои собственные институты — общественное управление, организа­цию правосудия, полицию и корпорации. Гегель назвал эти институты гражданского общества «внешним государством», поскольку они явля­ются простыми инструментами для достижения личных целей.


Под гражданским обществом он, по существу, имеет в виду буржу­азное общество:

Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, ко­торый всем определениям идеи предоставляет впервые их право. С точки зрения развития понятия права — это необходимый этап. Право, по Гегелю, употребляется в трех основных значениях:

1. право как свобода (идея права);

2. право как определенная ступень и форма свободы («особое пра­во»);

3. право как закон («позитивное право»).

Гражданское общество раздираемо противоречиями, в нем сталки­ваются различные личные интересы, это почти «война всех против всех», как у Гоббса. Здесь еще не достигнута полная свобода, оно не справляется с проблемами бедности и черни.

Государство — основание гражданского общества. Формирование современного государства связано с утвержденем буржуазного строя.

«То, что есть государство — это шествие Бога в мире, его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».

Гегелевская идея государства — это правовая деятельность, в кото­рой государство, которое также есть конкретное право, предстает как правовое государство. Свобода и означает наличие правового государ­ства.

Называя нелепым демократический принцип — «все должны при­нимать участие в государственных делах», Гегель возвысил государство над индивидом и обществом. Он не понял, что в этом заложена идея будущего подавления личности государством, то есть ликвидации сво­боды и права. Тем не менее, гегелевский этатизм носит правовой харак­тер и, тем самым, прямо противоположен тоталитаризму. Идеальным государством для Гегеля была конституционная монархия. Именно та­кое будущее он видел для Пруссии, которая, как он считал, вполне мо-

31

жет стать «этически целенаправленным государством». Но так и не ста­ла. История распорядилась по-другому.

ПРОИЗВОДСТВО И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: МАРКСИСТСКИЙ ПОДХОД

Роль своего рода «мостика» между Гегелем и Марксом сыграли тру­ды Людвига Фейербаха. Будучи «младогегельянцем», философ крити­ковал Гегеля за увлечение проблемами сознания и духа общества. Фей­ербах как сторонник материалистической философии предположил, что необходимо отойти от субъективного идеализма Гегеля и перенести внимание с идей на материальную реальность и деятельность реальных людей. Особый интерес для Фейербаха представляла религия. Он пола­гал, что Бог — это проекция человеческой сущности. Люди создали Бога и поставили его над собой. Следствием стало то, что они оказались отчужденными от Бога и придали ему множество положительных ха­рактеристик, рассматривая себя как несовершенных, слабых и грешных. Фейербах полагал, что такую религию необходимо преодолеть, и это можно сделать с помощью материалистической философии, благодаря которой люди (а не религия) станут высшим объектом, то есть целями в себе. Предметом интереса материалистической философии являются именно реальные люди, а не абстрактные идеи.


Карл Маркс подверг фундаментальной критике идеи обоих филосо­фов. Он, подобно Фейербаху, выступил с критикой гегелевской идеали­стической философии. В основе этой критики лежала не просто его ма­териалистическая ориентация, но и интерес к практической деятельно­сти. Гегель рассматривал такие социальные факты, как богатство или государство, скорее, как идеи, нежели как реальные, материальные яв­ления. Даже когда он обращался к такому материальному процессу, как труд, Гегель видел в нем лишь абстрактный, ментальный труд. Для Маркса же труд был реальным, так же как реальными были и люди, за­нятые этим трудом.

КАРЛ МАРКС (1818—1883) родился в Трире (Пруссия) 5 мая 1818 года в семье юриста. В его роду были раввины, однако его отец по деловым сооб­ражениям принял христианство (лютеранство). В 1841 г. Карл получил сте­пень доктора философии в Берлинском университете, где сильное влияние имели «младогегельянцы». Позднее он сотрудничал в либерально-радикальной «Новой Рейнской газете», через десять месяцев его назначили главным редактором. Однако вскоре правительство закрыло газету по цен­зурным соображениям. Уже ранние статьи Маркса отражали его мировоззре­ние, которому он остался верен на протяжении всей своей жизни. В то же

32

время они содержали демократические приципы, были насыщены гуманиз­мом и юнышеским идеализмом. Он отвергал абстрактность гегелевской фи­лософии, равно как и наивные мечты социалистов-утопистов.

Маркс женился в 1843 году на Женни фон Вестфален и вскоре после это­го вынужден был покинуть в Германию и переехать в Париж, где обстановка была более либеральной.

В Париже он не только знакомится с французским социализмом и анг­лийской политической экономией, но и приобретает друга на всю жизнь — Фридриха Энгельса. Энгельс — сын текстильного фабриканта, давно уже ув­лекался социалистическими идеями. В 1844 году состоялся знаменитый раз­говор Маркса и Энгельса в одном из парижских кафе, положивший начало их сотрудничеству и дружбе. В следующем году Энгельс опубликовал свою знаменитую работу «Положение рабочего класса в Англии», а также в соав­торстве с Марксом такие работы, как «Святое семейство» и «Немецкая идео­логия». Перу самого Маркса в этот период принадлежат «Философские ру­кописи 1844 года».

Хотя у Маркса и Энгельса были общие теоретические ориентации, меж­ду ними было также немало различий. Маркс обнаруживал склонность к тео­рии, был хорошим семьянином и во многом — типичным интеллектуалом. Энгельс был, скорее, практическим мыслителем, удачливым бизнесменом, не верившим в институт семьи. Несмотря на различия, Маркс и Энгельс создали союз, они вместе писали статьи и книги, вместе работали в радикальных ор­ганизациях. И Энгельс даже поддерживал Маркса материально с тем, чтобы дать ему время для интеллектуальной и политической работы.


По просьбе Прусского правительства, французские власти выслали се­мью Марксов из Парижа. Они вынуждены были переехать в Брюссель. Ради­кализм Маркса продолжал усиливаться и он начал принимать все более ак­тивное участие в международном революционном движении. Он вступил в Коммунистическую Лигу и по просьбе товарищей вместе с Энгельсом напи­сал знаменитый «Манифест Коммунистической партии». Именно в этом до­кументе был сформулирован лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяй­тесь!»

В 1849 году Маркс переехал в Лондон. Разочарованный провалом евро­пейской революции 1848 года, он отошел от политической деятельности и полностью посвятил себя науке. Именно в этот период он начал работу над своим фундаментальным анализом капиталистической системы. Результатом стали три тома «Капитала», которые начали публиковаться в 1867 году. В 1864 году Маркс вновь вернулся в политику — начал работать в «Интерна­ционале». Его слава как теоретика и политка быстро росла. Тем не менее, Маркса настигло несколько тяжелых ударов судьбы: в 1876 году Интернационал был распущен, в 1881 году умерла его супруга, через год — дочь.

14 марта 1883 года Маркс скончался.

По мнению Маркса, гегелевский идеализм приводит к весьма кон­сервативной политической ориентации. Как было показано выше, по

33

Гегелю, процесс эволюции поисходит вне контроля со стороны людей и отнюдь не под влиянием их деятельности. Иными словами, нет никакой необходимости в революционных изменениях, если в любом случае люди просто плывут по течению в направлении расширяющегося миро­вого сознания. Любая проблема, по Гегелю, лежит в сознании.

Позиция Маркса принципиально отлична от гегелевской. По его мнению, проблемы современной жизни всегда имеют реальные, мате­риальные источники (например, структура капитализма). И разрешение этих проблем возможно только через изменение этих структур с помо­щью коллективных действий большого числа людей. Если Гегель «по­ставил мир с ног на голову» (то есть сделал акцент на сознании, а не на материальном мире), то Маркс выстроил свою диалектику на матери­альной основе.

Маркс поддержал фейербаховскую критику Гегеля по целому ряду позиций (в частности, материализм и отрицание абстрактной стороны в гегелевской теории). Однако в целом теория Фейербаха также не удов­летворила его. Прежде всего, Фейербах, главным образом, интерсовался миром религии, в то время как Маркс полагал, что анализу должен быть подвергнут весь социальный мир, в том числе и экономика. Хотя Маркс и принял материализм Фейербаха, он отверг его односторонность и от­сутствие диалектики в его трудах. Фейербах, по его мнению, не понял самого важного в учении Гегеля — диалектики, а также отношений ме­жду людьми и материальным миром. Наконец, по Марксу, Фейербах, как и большинство философов до него, не понял значения практики — практической деятельности, в особенности, революционной деятельно­сти. Философы только объясняли мир, дело в том, чтобы изменить его.