Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2480

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

280 

Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования 

10.1. Основные понятия и методологические предпосылки 

Написание сценариев будущего развития относится к наиболее инте­

ресным и в то же время наиболее «неоднозначным» методам прогно­
стики. Сценарный метод — это не жесткий, раз и навсегда установ­

ленный алгоритм действий по созданию прогноза; это большая и 

весьма неоднородная совокупность подходов, техник, способов орга­
низации работы экспертов, накопленная за полвека существования 

сценариотехники. 

Уже на уровне базовых определений понятия «сценарий» можно вы­

делить целый ряд подходов. Первый из них, наиболее распространен­

ный (условно назовем его «процессуальным»), понимает сценарий как 

отображение хода политического

 процесса,

 гипотетическую логически 

связанную последовательность событий. Акцент делается не на статиче­
ских параметрах объекта политического прогнозирования, а на его 
поэтапном, «пошаговом» развитии, осуществляемом через взаимодей­

ствия его элементов. Уже в рамках процессуального подхода сформиро­
валось два основных направления, выделяемых по отношению к 

проблеме определения объекта сценарного анализа и по-разному отве­
чающих на вопрос, что конкретно развивается. Часть исследователей 

считают предметом сценарного прогнозирования развитие

 окружающей 

среды

 изучаемого политического феномена. Так, Э. Квейд в своей клас­

сической работе по системному анализу определяет сценарий как «опи­
сание или предсказание условий, в которых совершается предполагае­
мое развитие данной анализируемой, оцениваемой или проектируемой 

системы. Он состоит из наброска последовательности гипотетических 
событий и, как правило, включает прогноз изменения внешней среды 
на некоторый определенный период времени»

1

. Другой приверженец 

системно-аналитического подхода — С. Браун дает сходное, хотя и бо­

лее широкое определение сценария: «...установление допущений (state­
ment of assumptions) о среде анализируемой системы»

2

Более развернутое определение приводят отечественные исследо­

ватели С.Д. Бешелев и Ф.Г. Гурвич: «Сценарий — логическое и прав­

доподобное описание будущих событий с установлением примерного 

времени их осуществления и связей, в результате которых данные со­

бытия могут произойти. Он составляется с целью уточнения будущих 

условий, при которых будет решаться проблема... При написании 

1

 Quade, Е.

 Analysis for Public Decisions. Elsevier, 1976. P. 188—189. 

2

 Brown, S.

 Scenarios in System Analysis//Quade, E., Boucher, W. Systems Analysis and 

Policy Planning. Elsevier, 1968. P. 300. 

10.1. Основные понятия и методологические предпосылки 

281 

сценария пытаются установить, как, исходя из существующей (или 
какой-либо другой заданной) ситуации, шаг за шагом начнет "развер­
тываться" будущее состояние внешних условий. Особое внимание 
уделяется  " к р и т и ч е с к и м " точкам, после которых события могут раз­
виваться в том или ином направлении... Сценарий — ... показ вариан­
тов возможной обстановки в будущем и попытка установления после­
довательности событий, ведущих к ней»

1

Приверженцы второго направления в рамках процессуального под­

хода рассматривают сценарий как гипотетическое отображение транс­
формации самой изучаемой системы (как правило, политической си­
туации), а не ее внешних условий, окружающей среды. Классическим 
для такого рассмотрения является определение Г. Кана: «Сценарий по­

нимается как гипотетическая последовательность событий, конструи­
руемая в целях фокусирования внимания на причинных процессах и 
решениях. Сценарии отвечают на два типа вопросов: как точно, шаг за 
шагом, могла бы развиваться предполагаемая ситуация? какие альтер­
нативы существуют для каждого действующего лица на каждой стадии 
при их содействии процессу, его предупреждении или предотвраще­
нии?»

2

 Определения понятия «сценарий» в рамках данного направле­

ния весьма схожи между собой; некоторые нюансы подчеркивают от­

дельные аспекты метода.  Н а п р и м е р , авторы «Рабочей  к н и г и по 

прогнозированию» определяют создание сценария как «метод, с помо­
щью которого устанавливается логическая последовательность собы­

тий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, может 

шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследова­
ния»

3

. В качестве конкретного примера использования процессуаль­

ного подхода можно привести известную работу Г. Кана «Об эскала­
ции»

4

; сценарии, изложенные в ней, показывают динамику развития 

глобальной ядерной катастрофы. 

Другой подход (обозначим его как «ситуационный») предполагает 

интерпретацию понятия «сценарий» с акцентом не на динамическое, а 
на статическое состояние исследуемой системы и ее среды в будущем. 

Ситуационный подход понимает под сценарием не саму причинно-

следственную событийную последовательность, а картину будущей 

1

 Бешелев, С. Д., Гурвич, Ф.Г.

  Э к с п е р т н ы е  о ц е н к и . С. 109. 

2

 Kahn, H., Wiener, A.

  T h e Year 2000: A Framework for Speculation on the Next Thirty 

Three Years. N.Y., 1967. P. 6. 

3

 Рабочая книга по  п р о г н о з и р о в а н и ю /  П о д ред. И.В. Бестужева-Лады. М., 1982. 

С. 182. 

4

 Kahn, Н.

 On Escalation. N.Y., 1965. В отечественной литературе о «лестнице эска­

лации» Кана см.:

 Трофиненко, Г. А.

 Стратегия глобальной войны. М, 1968. 


background image

282 

Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования 

гипотетической ситуации, которая возникнет вследствие реализации 

такой событийной цепочки. «В прогнозировании термином "сцена­
р и й " , — пишет Дж. Мартино, — обозначают словесную картину како­
го-то момента будущего... Это изображение внутренне согласованной 
ситуации, представляющей, в свою очередь, правдоподобный резуль­

тат последовательности событий»

1

. Аналогичным образом характери­

зуют сценарий В.В. Косолапов и В.А. Лисичкин: «Сценарий общест­
венного прогноза можно определить как серию гипотетических 

ситуаций развития современных тенденций и их вероятных оценок»

2

Конкретными примерами данного подхода может служить работа 

С.Е. Кургиняна «Седьмой сценарий» (1992), а также «спектр сценари­
ев для Российской Федерации» в книге «Куда идет Россия?..» (1994). 
Приведем (в сокращенном виде) некоторые сценарии развития рос­

сийского федерализма, как они виделись исследователям в 1994 г.: 

1.

 Борьба РФ за «советское наследство».

 Восстановление управленчес­

кой вертикали, ремилитаризация, попытки военного контроля над основ­
ной частью СССР, перманентные конфликты; силовые акции против ре­

гионов РФ. Значительная часть масс, особенно живущих вне своих 

этнорегионов,  В П К и вооруженные силы — база сценария; имперский 
шовинизм — его поверхностное выражение. Возможен краткосрочно в 

острой форме, без создания даже квазистабильности, но затем резко акту­
ализирует иные сценарии. Выражается в военных операциях вне РФ, под­

держке (де-факто оккупации) территорий типа Приднестровья, Абхазии. 

2. Мир регионов и Центр — посредник.

 РФ ассоциируется с Москвой и 

выступает в  ф у н к ц и и посредника между регионами РФ, членами СНГ, ос­

тальным миром как суверенным де-факто (возможно, с собственными 
территориями). Формальное единство территории РФ сохраняется при 
постепенной суверенизации периферийных регионов (возможно, по мо­

дели Чечни). Регионы, независимо от деклараций, имеют приоритет на 
своей территории в большинстве сфер. Функции Центра — валютно-фи-
нансовые, судебно-посреднические, формально-правовые, военно-«ми-
ротворческие» и т.д. 

3.

 Минимальная Россия.

 Сохранение РФ как государства на небольшой 

части прежней территории при полной самостоятельности остальной. 
(Сугубо предварительно — эта территория замкнута линиями «западная 

граница РФ — Воронеж — Вятка — Норильск — Северный Ледовитый 

Мартино, Дж.

 Технологическое прогнозирование. М, 1977. С. 279—280. 

i97g2

 ^салопов, В. В., Лисичкин, В.А.

 Критика буржуазных концепций будущего. М., 

10.1. Основные понятия и методологические предпосылки 

283 

океан», включая несколько стратегически неотъемлемых анклавов. Впро­
чем, и в таких границах государство достаточно велико, чтобы быть обес­

печенным ресурсами и потенциалом внутренних различий и напряже­
ний.) Контуры «новой РФ» определяются дислокацией стратегических 
сил, ресурсно-промышленной базой, «распадом» ряда регионов и/или из­

менением их границ, конфликтами... Возникает почти моноэтничное го­
сударство, однако с очень значительными внутренними культурными 
(субэтническими) различиями, гигантской ролью столицы, что создает 

внутреннее напряжение и даже здесь провоцирует сепаратизм окраин. 

Ситуационный подход в сценариотехнике подчеркивает одну важную 

специфическую черту методологии сценарного прогнозирования как 
принципа построения и анализа не только временных событийных це­

пей, иллюстрирующих развитие объекта прогнозирования, но и «гори­
зонтальных», статических срезов политического процесса — политичес­
ких ситуаций, являющихся промежуточными либо конечными 
результатами такого развития. В общественных науках сценарий пред­
ставляет собой качественное имитирование во времени механизмов и 

процессов, осуществляемое последовательным анализом синхронных и 

диахронных фаз. Синхронный анализ охватывает исследование механиз­

мов функционирования социальной системы в определенный момент 
(интервал) времени. Диахронный анализ исследует эволюционные про­
цессы, изучает связи между явлениями в их развитии во времени

1

. Такой 

«двойной охват» позволяет анализировать объект прогнозирования как 
некую целостность, в комплексе его системных взаимосвязей. 

В то же время с точки зрения методологической ясности нецелесо­

образно объединять процессуальную последовательность и статичес­

кую ситуацию под одним понятием «сценарий», тем более что основ­
ная специфика сценарного метода заключается все-таки в ориентации 
на процесс, а не на состояние. Г. Кан совершенно четко отличал сцена­
рий как взаимосвязанную последовательность событий от результата 
его осуществления — предполагаемой будущей ситуации. Для обозна­

чения последней он ввел специальный термин — «систематический 

контекст»

2

 (systematic context). Мы предлагаем принять данный тер­

мин, не обсуждая степени его удачности, так как он уже в течение не­

скольких десятков лет имеет хождение в политической прогностике. 

1

 См.:

 Вишнев, СМ.

 Основы комплексного прогнозирования. М., 1977. С. 76. 

2 Иногда в том же значении Кан употребляет понятие «альтернативное будущее» 

(Kahn, И., Wiener, A.

 The Year 2000: A Framework for Speculation on the Next Thirty Three 

Years. P. 6). 


background image

284 

Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования 

Итак, центральными понятиями для сценариотехники как про­

гнозно-аналитической методики являются понятия «сценарий» и 
«систематический контекст». Синтезируя приведенные подходы, 

прогнозный сценарий можно определить как гипотетическое 
пошаговое описание причинно-обусловленной последовательности собы­

тий — этапов трансформации объекта прогнозирования и/или его среды; 
под систематическим контекстом мы будем понимать це­

лостное гипотетическое описание ситуации, возникающей на том или 

ином этапе трансформации объекта прогнозирования и/или его среды. 
Сценариотехника в таком случае — это совокупность методоло­

гических правил и методических приемов и процедур по составлению про­

гнозных сценариев и систематических контекстов. 

Одними из ключевых в приведенных выше определениях являются 

понятия «политическая ситуация» и «политическое событие». О поли­

тической ситуации мы подробно говорили при рассмотрении ситуаци­
онного анализа. Термин «политическое событие» заслуживает отдель­
ного комментария. 

Понятие «политическое событие» является одним из наиболее ча­

сто встречающихся как в научном, так и в обыденном лексиконе; его 
содержание воспринимается как нечто интуитивно-понятное и не 

требующее никаких разъяснений. Тем не менее целесообразно прояс­
нить некоторые аспекты данного вопроса. 

Во-первых, политическое событие есть некий значимый факт по­

литической  ж и з н и , существенная составляющая политического про­
цесса. Естественно, в определении «значимости» многое зависит от 
принятого масштаба рассмотрения проблемы. Так, конфликт лидеров 
мелких партийных организаций где-нибудь в российской провинции 

вряд ли можно рассматривать как политическое событие в контексте 

мирового политического процесса; в то же время для локальных про­
цессов и ситуации данного региона он может обладать достаточно 

большой значимостью. 

Во-вторых, каждое политическое событие определенным образом 

локализовано во времени и пространстве, имеет собственные «коорди­

наты». Однако реальное воздействие политического события на ситуа­

цию значительно выходит за эти рамки, причем не только в простран­

стве, но и во времени. Интересную точку зрения в связи с этим 
высказал Р.Ф. Матвеев: «По истечении некоторого времени начинают 

сказываться в более полной мере не только непосредственные, но и 
средне- и долгосрочные последствия события. Иными словами, мы 

должны рассматривать каждое событие (в том числе давно для нас за­

кончившееся) как процесс, составной частью которого являются no­

lo.1. Основные понятия и методологические предпосылки 

285 

следствия соответствующей продолжительности»

1

. Политическое со­

бытие, таким образом, всегда вписано в определенный ситуационный 

(«по горизонтали») и процессуальный («по вертикали») контекст. Зна­
чимое политическое событие выступает одним из организующих эле­
ментов политической ситуации, о чем мы подробнее говорили выше. 

Политическое событие как бы переводит политический процесс из 

потенциального состояния в актуальное; через него происходит реа­

лизация определенных тенденций политической жизни, и в этом ка­

честве оно выступает как своего рода «локальная квинтэссенция» изу­
чаемого фрагмента политики, форма актуализации политического 

процесса. В принципе, политический процесс можно рассматривать 
как сложный комплекс событий. Непосредственным импульсом к на­
ступлению политического события является некоторое политическое 
действие (совокупность действий) либо сигнал окружающей среды. 

В то же время политическое событие — всегда результат сложного 
взаимодействия факторов и тенденций политики. Поэтому политиче­
скому аналитику, перефразируя известное высказывание О. Шпенг­
лера, важно понять не только то, что данное событие из себя пред­
ставляет, но главным образом то, что оно на самом деле означает. 

Следует отметить, что понятие «сценарий» нашло применение не 

только в рамках методологии политического прогнозирования; оно 
также используется в контексте некоторых подходов в политико-пси­

хологическом анализе. Речь в первую очередь идет об использовании 

при исследовании политических ситуаций и процессов концепций и 
методов транзактного анализа — направления в психологии, разрабо­
танного Э. Берном, К. Стайнером и др.

2

 Транзактный анализ трактует 

сценарий как бессознательный, «постепенно развертывающийся жиз­

ненный план»

3

, систему поведенческих актов, циклически воспроизво­

дящихся человеком в конкретных жизненных ситуациях. Примени­
тельно к проблемам моделирования политической ситуации такой 

сценарий представляет собой «механизм циклически воспроизводяще­

гося неэффективного поведения группы (организации), основанного 
на иррациональных психических механизмах... типовую стратегию по­

ведения группы людей, организации, которая многократно повторяет­
ся, воспроизводится в определенных ситуациях»

4

. Диагностировать на-

' Матвеев, Р. Ф.

 Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С. 85. 

2

  С м . :

 Стюарт, Я., Джайне, В.

  С о в р е м е н н ы й транзактный анализ. М., 1996. 

3

 Берн, Э.

 Игры, в которые играют люди. Люди, которые играютв игры. Л., 1992.С. 172. 

4

 Васильев, А. В.

 Моделирование политической ситуации как средство совершен­

ствования политического управления в регионе : дисс. на соискание ученой степени 

кандидата  п о л и т и ч е с к и х наук. С. 13. 


background image

286 

Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования 

личие сценария организации можно по таким признакам, как повторя­
ющиеся ошибки при принятии сходных решений в сходных обстоя­

тельствах, экзальтированные призывы руководства организации к ка­
ким-либо действиям, расхождения между обещаниями и реальными 

результатами с последующими попытками руководителей оправдаться 
ссылками на «объективные трудности». 

Психологическая концепция сценариев политического поведения, 

непосредственно не являясь частью методологии прогнозирования, 
может в то же время эффективно использоваться как вспомогательный 

инструмент анализа в политической прогностике и сценариотехнике. 

Такая концепция позволяет не распылять внимание исследователя на 
отдельные детали поведения лидеров и отдельные факты, а сосредото­

читься на «укрупненных» поведенческих блоках. 

При всей важности сценарной разработки локальных фрагментов 

политических ситуаций и событий перед исследователем нередко ста­
вится задача системного изучения развертывания политического про­

цесса в целом. Поэтому категориальный аппарат сценариотехники 

будет неполным без рассмотрения понятия «система сценариев». Для 
этого необходимо более подробно остановиться на методологических 

основаниях сценарного метода в целом. 

В сценариотехнике как методе прогнозирования существуют две 

важнейшие взаимосвязанные предпосылки, которые можно обозна­

чить как:

 1)

  п р и н ц и п «открытости будущего»; 2)  п р и н ц и п альтерна­

тивности будущего. 

«Открытость» будущего означает его принципиальную непредо­

пределенность, зависимость от наших действий в настоящем. «Буду­
щие тенденции, — писал Э. Квейд, — зависят от факторов, находя­

щихся под  н а ш и м контролем»

1

. Одной из главных задач написания 

сценариев становится как раз обнаружение таких факторов, заложен­
ных в текущих политических процессах и ситуациях, механизмов воз­

действия на будущие состояния политических объектов. Прямым 
следствием такого понимания стало активное использование сцена­
риотехники в контексте методов и процедур по аналитическому обслу­

живанию процедуры принятия политических решений. 

Из концепции «будущетворного планирования» непосредственно 

вытекает новое понимание задач политического прогнозирования. 

«Что является основой современных исследований будущего, — отме­

чал Д. Белл, — это не попытка "предсказать" будущее, а желание опи­

сать "альтернативы будущего", другими словами, вероятные результа-

Quade, Е.

 Analysis for Public Decisions. P. 189. 

10.1. Основные

 понятия и методологически то

-7 

— •—-

 е

 Предпосылки

 2» / 

ты различных выборов с тем, чтобы правительство могло осознать цену 

и последствия различных устремлений»

1

 . Сценарий, таким образом -

это не предсказание того, что должно по мнению экспертов, обяза-
тельно произойти в действительности Это лишь конва одного из возможных вариантов, гипотеза для объяснения, тогда как в дальнейшем 

могут быть реализованы наметившиеся тенденции, потенциальные 
возможности. Сценарии как бы очерчиваю сноп возможных траекторий движения в некотором пространстве состояний политических объектов. «Вполне логично предположить существование сразу нескольких различных и достаточно вероятных вариантов будущего, которые будут определяться целым рядом самых различных факторов. Сценарий и представляет собой такую комбинацию возможных в будущем событий и альтернативных социально-политических решений. Не надеясь, что хотя бы один из созданных сценариев будет в точности представлять реальную картину будущего мы в то же время - при условии, 

что вся наша подготовительная работа выполнена достаточно добросовестно, - вполне можем рассчитывать, что это реальное будущее лежит где-то в пределах рассматриваемого нами набора возможных сценариев»

2

, - утверждал один из основателей Римского клуба А. Печчеи. 

Термин «система сценариев» эпизодически употребляется в научной литературе, однако не сопровождается сколько-нибудь внятной дефиницией. В то же время это понятие фактически обозначают конечный продукт сценарной экспертизы, отражает существенные методологические основания метода в целом. Под системой сценариев мы будем понимать целостный спектр алтернативных траекторий развития событий. Составляющими системы сценариев являются собственно сценарии и систематические контексты, упорядоченные во взаимосвязанную совокупность в соответствии с целями и задачами прогнозного исследования. 
Система сценариев в графическом представлении напоминает "луч прожектора" с постепенно расширяющимся охватом. Крайние альтернативы образуют границы учтенных прогнозом состояний политических объектов. 
В данном контексте необходимо обратить внимание на одну из важных проблем сценарного метода, связанную с отсутствием среди исследователей единства по вопросу о принципах формирования ключевых векторов развития изучаемого политического объекта. Так, часть ученых (среди них в основном представители школы Г. Кана), 

1

 Bell. D., Kahn, Я., Bruce-Briggs, В.

 Things to Come N.Y 1972 

2

 Петей, А.

 Человеческие качества.  M . , 1980 

-147. 


background image

288 

Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования 

опираясь на концепцию «будущетворного планирования», отстаива­
ют понимание сценарного метода как особого способа прогнозного 
мышления. Этот способ мышления допускает, во-первых, возмож­

ность интегрировать в создаваемый прогноз мировоззренческие уста­
новки исследователя, во-вторых — максимально широко использо­
вать силу его воображения, творческой фантазии. Веский аргумент, 

выдвигаемый приверженцами такого видения сценариотехники, за­
ключается в том, что уже на уровне методологии в сценарное прогно­

зирование закладывается одна специфическая и важная функция — 
построение сценариев начинает выступать как эффективное средство 
ослабления традиционности мышления. Не случайно сценарный ме­

тод в его современной форме зародился и развивался в рамках такого 
направления, как кризисный менеджмент; первое серьезное испыта­
ние сценариотехники как прикладной прогностической и управлен­
ческой методики относится к временам «холодной войны» и связано 

с исследованиями, проводившимися американскими экспертами по 
проблемам ядерной безопасности. 

Например, Пентагон, учитывая крайне низкую вероятность немо­

тивированного полномасштабного ядерного удара со стороны СССР, 
тем не менее сделал ряд заказов на сценарную проработку такой си­

туации. Эта мера была продиктована тем, что сценарист, принимая 

во внимание не только вероятное, выступает как разрушитель 
привычных стереотипов и устоявшихся концептуальных схем, рас­

ширяет поле возможного и тем самым обеспечивает готовность дей­
ствовать в незапланированных кризисных ситуациях,  в ы п о л н я я 
«функцию предостережения». Некоторые специалисты напрямую 

связывают полезность сценариотехники именно с тем, что, в отличие 
от большинства других прогнозных техник (особенно основанных на 
экстраполяции тенденций), написание сценариев может быть созна­

тельно сориентировано на анализ маловероятных ситуаций, приня­

тие решений в которых затруднено в силу ограниченности предшест­

вующего опыта. 

В то же время такой подход в значительной степени выводит сце­

нарное прогнозирование за рамки строго научного мышления, допус­
кая серьезный элемент произвола в интерпретации причинных связей 
между политическими явлениями и процессами. На этот недостаток 

обратили внимание, в частности, некоторые отечественные исследо­
ватели. «Являясь мощным средством описания возможных альтерна­

тивных вариантов будущего в историко-политическом контексте, — 
писал А.Н. Гончаренко, — этот метод в то же время открывает воз­
можность для различных волюнтаристских интерпретаций будуще-

10.1. Основные понятия и методологические предпосылки 

289 

го»

1

. «Если критерий достоверности или реалистичности находится 

целиком на уровне субъективных ощущений, — отмечал другой оте­
чественный исследователь — И.Л. Шейдина, — то вся деятельность 
грозит превратиться в интеллектуальную гимнастику, возможно и 
способствующую развитию гибкости ума исследователя, но мало чем 
связанную с реальной действительностью и потому вряд ли могущую 

служить каким бы то ни было подспорьем для здравого смысла при 
принятии решений»

2

Такого рода критические замечания высказывались не только в со­

ветской научной литературе. Например, в одной из публикаций амери­
канского журнала «Нейшн» говорилось, что сценарии часто превраща­
ются в карикатуры на действительность. Их широкое использование 

приводит к умственному разладу с реальностью, и в результате желае­
мое то и дело принимается за действительное

3

Тезис о допустимости интеграции в сценарный прогноз мировоз­

зрения его автора создает, кроме всего прочего, почти непреодолимые 
трудности в налаживании конструктивного взаимодействия между 
специалистами с различными политико-идеологическими предпочте­

ниями, а сценариотехника дает хорошие результаты именно как груп­
повой метод прогнозирования, ориентированный на междисципли-
нарность и комплексность процедур исследования. Кроме того, 

последовательная реализация этого тезиса неизбежно приводит (что 
явственно демонстрирует опыт той же самой «холодной войны») к на­
вязыванию сценарному методу функции, совершенно чуждой любому 

научному методу исследования, — функции идеологической борьбы. 

Альтернативой «творческому» пониманию сценариотехники стал 

подход (его можно условно обозначить как «позитивистский» или 
«прагматический»), рассматривающий написание сценариев полити­
ческого развития как «метод в ряду других» — упорядоченную, логи­
чески обоснованную совокупность познавательных приемов, направ­
ленных на достижение целей прогнозного исследования. Развитию 
данного подхода, ориентированного в большей степени на совершен­

ствование процедурно-прикладных аспектов метода, способствовали 

выход сценариотехники за рамки военно-политической тематики и 
широкое применение ее в самых разных областях, от прогнозирова-

1

 Гончаренко, А. Н.

  П р о г н о з и р о в а н и е и политика. Генезис и эволюция прогнозиро­

вания в системе  н а ц и о н а л ь н о й безопасности и внешнеполитическом механизме  С Ш А . 

Киев, 1993. С. 25. 

2

 Шейдина, И. Л.

  С Ш А : «фабрики мысли» на службе стратегии. М., 1973. С. 104. 

3

 См.: Nation. 1969. June 23. 

1 9 - 3 8 6 3