ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2478
Скачиваний: 17
290
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
ния состояния на рынках финансов до стратегического планирования
в менеджменте, где проблема мировоззренческих интерпретаций не
стоит настолько остро, как в политике.
Позиция «прагматиков» представляется в целом более обоснован
ной: совершенствование методологии сценарного прогнозирования
политических процессов должно осуществляться в четких рамках на
уки, так как только последняя может дать систему объективных кри
териев и обеспечить единое пространство дискурса для обмена ин
формацией.
Признавая несомненный факт, что чрезмерное увлечение свободой
творческого воображения зачастую влечет за собой негативные послед
ствия, подчеркнем еще раз то обстоятельство, что в некоторых случаях
важно как раз описать пусть крайне маловероятные, «фантастические»,
но значимые события и ситуации, реализация которых приведет к серь
езным сдвигам в расстановке политических сил, в особенности если
эти сдвиги будут неблагоприятны для лица, принимающего решение.
Иными словами, существует определенная совокупность прогнозных
задач, в решении которых «творческий» подход демонстрирует боль
шую эффективность, нежели прагматический. Кроме того, некоторые
из таких «волюнтаристских» сценариев имели, в соответствии с «пара
доксом самоопровержения», позитивный общественно-политический
эффект. Например, всемерно критикуемая «лестница эскалации» Кана,
рисующая картину поэтапного ядерного коллапса, и другие подобные
сценарии реально продемонстрировали всему миру последствия воору
женного конфликта между двумя сверхдержавами и таким образом сти
мулировали процесс мирного сотрудничества.
Свобода использования творческого воображения в сценариотехни
ке ограничивается в том случае, когда реалистичность, поиск вероят
ных и правдоподобных исходов прямо заложены в задании на анализ.
Процесс решения такого рода задач как более структурированная дея
тельность открывает значительно больший простор для совершенство
вания конкретных механизмов и процедур сценариотехники, поэтому в
следующих параграфах, посвященных методике организации и прове
дения сценарной экспертизы, акцент будет сделан именно на создание
сценариев наиболее вероятного развития политического процесса.
Кроме того, заслуга «творческого» подхода заключается во многом в
самой постановке проблемы соотношения объективно-научного и
субъективно-мировоззренческого элементов в сценарном политичес
ком прогнозировании, а если взглянуть на этот вопрос шире, — то и в
политической прогностике в целом. Не следует забывать, что написа
ние сценариев развития политических процессов относится к группе
10.1. Основные понятия и методологические предпосылки
291
интуитивных
методов прогнозирования. В основе построения сценар
ного прогноза лежат умозаключения экспертов, основанные на качест
венном, содержательном анализе политических процессов и ситуаций.
Такой подход совершенно не исключает возможности использования
техник формализованного анализа — таких, как вероятностная оценка
политических событий, установление корреляции факторов, присвое
ние коэффициентов важности и т.д., — однако эти процедуры и опера
ции играют в политической сценариотехнике вспомогательную роль и
не отражают ее сущностных характеристик, как это происходит в экс-
траполятивных техниках, математическом моделировании и других
формализованных методах, где операции с количественными данными
обусловливают содержание процесса прогнозирования политики. Спе
цифика качественного рассмотрения объекта исследования предпола
гает весьма выраженный момент
субъективной интерпретации
свойств
и взаимосвязей внутри и вне данного объекта, особенно объекта поли
тического. «Что касается политолога, — пишет К.С. Гаджиев, — то объ
ект его изучения — реальность, затрагивающая интересы множества
действующих в ней лиц. Политолог, будучи одним из них, не может в
полной мере отвлечься от субъективных впечатлений...»
1
Примени
тельно к методологии политической сценариотехники проблема ин
терпретации встает особенно остро на стадии формулирования
прогноз
ных презумпций
исследования. Остановимся на этом подробнее.
«Пошаговый» характер рассмотрения эволюции политической си
туации, внимание к конкретным решениям и событиям — сущност
ные черты сценарного анализа, обеспечивающие ему ряд преимуществ
перед другими методиками, но в то же время являющиеся источника
ми ряда проблем методологического и методического плана. Речь идет
главным образом о проблеме сужения множества мыслимых или вир
туально возможных курсов действия для каждого из участников иссле
дуемой ситуации политических субъектов до разумного числа альтер
натив, которые могут быть реально охвачены более или менее
тщательным анализом. Очевидно, что попытка описать и проанализи
ровать все возможные шаги для всех возможных действующих лиц (да
еще с учетом колебаний факторов фона) практически изначально об
речена на провал. Например, если у нас есть 3 субъекта, каждый из ко
торых может принять 3 различных решения, то общее количество ва
риантов только на одном «шаге» развития ситуации составит 27!
Таким образом, исследователь, чтобы ограничить спектр траек
торий развития событий о п р е д е л е н н ы м и рамками, задать «крайние
1
Гаджиев, К. С.
Политическая наука. М., 1995. С. 6.
19"
292
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
векторы» рассмотрения проблемы, не может обойтись без установ
ления прогнозных презумпций — системы концептуальных допу
щ е н и й о характере развития политической ситуации, взаимодейст
вии ее участников. И м е н н о на д а н н о м этапе высока опасность
произвольного, э м п и р и ч е с к и и логически не обоснованного выбо
ра, диктуемого субъективными предпочтениями исследователя. На
пример, ученый-прогнозист, придерживающийся либерально-ры
н о ч н ы х у б е ж д е н и й , в р а с с м о т р е н и и п о л и т и ч е с к о г о будущего
России может изначально — на сознательном или подсознательном
уровне — предвзято рассмотреть (или вообще «отсечь») те траекто
рии развития событий, которые ведут к реставрации диктаторского
типа политической системы.
Пути оптимизации процедур построения прогнозных презумпций
в сценариотехнике, в частности и в аспекте снижения риска «миро
воззренческой детерминированности» прогноза, лежат в области
совершенствования методологического и методического инструмен
тария сценариотехники. Использование методов исторической ана
логии (сопоставления текущих событий со случавшимися ранее с
обязательным учетом социокультурного, социально-экономического
и иных контекстов), совершенствование способов оптимальной орга
низации взаимодействия экспертов, внедрение принципа итератив
ности процедур сценарного анализа и пр. — таковы только некоторые
из возможных вариантов модификации техник сценарного прогнози
рования. Резервы повышения точности и адекватности сценарного
прогнозирования кроются, несомненно, в углублении понимания
особенностей, закономерностей и движущих сил политической ре
альности как таковой. В то же время даже максимальная разработан
ность конкретной методики построения сценариев не позволит пол
ностью устранить «область произвола»; в этом отношении следует
ставить более реалистическую цель, а именно максимальное сужение
такой «области». Неустранимой — видимо, в любом случае — останет
ся огромная значимость квалификации — опыта, знаний, интуиции
и, в конце концов, научной добросовестности эксперта — для состав
ления прогнозных сценариев. По аналогии с шахматной игрой нови
чок, который видит на доске простое скопление фигур, пытается про
считать ходы для каждой из них и попадает в цейтнот; гроссмейстер
же, обладая тонким видением позиции в целом, анализирует не более
двух-трех вариантов — и добивается победы. Умение не только скру
пулезно просчитывать «ходы», но и «видеть позицию» — необходи
мые качества для специалиста по сценариотехнике.
10.2. Основные задачи и способы применения сценариотехники.
293
10.2. Основные задачи и способы применения сценариотехники
в политическом прогнозировании
Метод написания сценариев, как уже отмечалось, изначально ис
пользовался в рамках военно-политического прогнозирования при
аналитической проработке гипотетических и реальных дипломатиче
ских кризисов (например, американские специалисты использовали
сценарный инструментарий во время Карибского кризиса). Проде
монстрировав свою эффективность, сценарный метод впоследствии
вышел за рамки кризисной тематики (сохранив для нее свое значе
ние) и начал применяться в самых разных сферах, от прогнозирова
ния состояния на рынках финансов до экспертизы решений на госу
дарственном уровне.
В современной прикладной политологии сценариотехника может
применяться для решения самых разных задач: от диагностики поли
тической ситуации, выявления ее значимых элементов и связей до
оценки последствий принимаемых политических решений или по
строения «дерева целей». Большинство исследователей, однако, схо
дятся в том, что все многообразие прогнозных задач может быть све
дено к двум их основным типам:
1) прогнозирование развития политических процессов различного
уровня и масштаба, пошаговое описание возможных изменений по
литической ситуации;
2) планирование и разработка системы действий, направленных на
достижение определенных политических целей, желаемой политиче
ской ситуации.
В первом случае составленный сценарий (или набор сценариев)
будет носить
поисковый
(или генетический) характер, во втором —
нормативный
(программно-целевой).
Поисковый сценарий описывает, исходя из существующей ситуа
ции, состояние системы и доминирующие тенденции ее трансформа
ции, последовательность событий, логически приводящих к возможно
му будущему состоянию системы. Нормативный же вид сценария
ориентирован на определение путей достижения будущих желаемых со
стояний объекта исследования, которые в данном случае принимаются
в качестве целей. Следует обратить внимание на отличие нормативного
сценария от обычного плана или программы мероприятий: сценарий, в
отличие от программы, показывает не только последовательность дей
ствий заинтересованной стороны, но также сопутствующие этим дейст
виям трансформации политической ситуации в целом, реакции других
субъектов, а в некоторых случаях — и колебания фоновых показателей.
294
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
По поводу понятий «поисковый» и «нормативный» в литературе по про
гностике существуют определенные разногласия. Так, авторы работы «Науч
ное предвидение общественных процессов» считают, что название «норма
тивное прогнозирование» не является удачным, так как определение целей,
средств, условий — тоже поисковый акт. Вместо понятия «нормативное про
гнозирование» они предлагают использовать термин «программно-целевое
прогнозирование», поскольку прогнозы такого типа исходят из цели и слу
жат ее последующему разворачиванию в программу, план действий. Основа
ние предлагаемой классификации — отношение направления процесса по
строения к направлению хода времени: 1) генетическое прогнозирование; 2)
программно-целевое прогнозирование. Первый тип указывает, что прогно
зирование строится как бы по ходу времени (от настоящего к будущему),
второй — как бы против хода времени (от будущего к настоящему)
1
.
Метод построения сценариев благодаря его технологической гиб
кости, способности к видоизменению в контексте поставленных про
гнозно-аналитических задач находит широкое и разнообразное при
менение в современной прогностической науке. Можно выделить три
основных способа использования сценариотехники в политическом
прогнозировании:
1) как самостоятельный и центральный для данного конкретного
исследования метод прогнозирования (этот случай будет подробно
описан далее);
2) как необходимая процедура в рамках комплексного метода про
гнозирования;
3) как вспомогательный метод, применяющийся по усмотрению
исследователя для решения отдельных специальных задач прогнози
рования.
Один из наиболее характерных примеров составления политичес
кого сценария как составляющей комплексной системы прогнозиро
вания представляет широко известный метод ПАТТЕРН (PATTERN).
Он был создан в С Ш А с целью обеспечения стратегического планиро
вания в области разработки и внедрения систем вооружения. Подоб
ная задача с необходимостью предполагает определение совокупности
критериев выбора между различными направлениями научно-конст
рукторской работы и построение схемы распределения ресурсов.
Формулировка таких критериев, в свою очередь, предполагает нали
чие определенного представления о тех требованиях и условиях, кото-
См.: Научное предвидение общественных процессов (методологический анализ)
Киев, 1990. С. 5 7 - 5 8 .
10.2. Основные задачи и способы применения сценариотехники.
295
рым должны будут соответствовать различные виды оружия через де
сять—пятнадцать лет. Прогнозный сценарий, построение которого
осуществляется на одной из первых стадий процедуры ПАТТЕРН, как
раз и имеет целью обрисовать контуры будущей внешнеполитической
ситуации, «политической картины мира». Речь идет о будущей систе
ме угроз национальной безопасности государства, возможных крити
ческих ситуациях и вероятных путях их преодоления, росте политиче
ских, а также экономических и технических возможностей главных
потенциальных противников и союзников. Полученные в сценарии
выводы используются затем для составления иерархического «дерева
целей», верхние уровни которого составляют цели глобально-страте
гического и политического характера («обеспечение выживания на
ции в случае масштабного конфликта», «усиление доминирования го
сударства на международной арене» и т.д.), а нижние — способствуют
реализации главных целей и задач конкретно-технического и научно
го характера. Сценарий «политической картины мира» позволяет так
же произвести расстановку приоритетов по «дереву целей», присваи
вая каждой из целей и задач собственный коэффициент значимости.
Следует отметить, что в методе ПАТТЕРН сценарий может быть
либо нормативным, изначально сформулированным в терминах по
литических, экономических и идеологических целей государства, ли
бо поисковым, впоследствии преобразуемым в «дерево целей» с помо
щью ряда аналитических процедур.
Аналогичный принцип — трансформации социально-политичес
кого сценария в конкретные целевые установки и критерии, базирую
щейся на системном анализе, — используется в ряде других комплекс
ных систем прогнозирования. В частности, такой подход применяется
в разработанном отечественными учеными селективном методе про
гнозирования и перспективного планирования (СМП)
1
. С М П предус
матривает схожий с паттерновским алгоритм работы, включающий:
• сбор профильной и фоновой информации, получение простей
ших прогнозов по необходимой проблематике;
• написание такого сценария будущего развития, который бы доста
точно ясно раскрывал генеральную цель работы в свете политических,
идеологических и экономических задач на прогнозируемый период;
• выработку критериев оценки;
• определение набора возможных целей;
• построение «дерева целей»;
1
См.: Проблемы управлении наукой в условиях научно-технической революции.
М., 1972. С. 1 8 7 - 2 1 3 .
296
Глава 10. Сценарные методы политического прогнозирования
• экспертную оценку целей и критериев;
• расчет по «дереву целей»;
• распределение ресурсов по выбранным проблемам;
• построение «дерева решений»;
• выработку оптимальных стратегий;
• распределение ресурсов по оптимальным стратегиям.
И в ПАТТЕРНе, и в С М П сценарий является той аналитической
информацией, на основании которой ведется вся последующая рабо
та, поэтому при его составлении проявляется особая тщательность,
привлекаются лучшие специалисты.
Другой комплексный метод прогнозирования с использованием сце
нарной техники был разработан в 1970 г. сотрудниками корпорации
«Рэнд» и Института проблем войны и мира Колумбийского университе
та. Он получил название «Прогнозирование альтернативных вариантов
рельефного будущего» («рельефность» подчеркивает поиск наиболее
значимых элементов будущей ситуации). Данный метод предусматрива
ет на первом этапе разработку набора альтернативных сценариев с вклю
чением основных «акторов международных отношений» и последующей
записью этих альтернатив в матричной форме для периода, соответству
ющего верхней границе времени упреждения. На втором этапе произво
дится разработка прогнозов «доступных ресурсов» с анализом технологи
ческих, военных и других факторов. На третьем более подробно
анализируются взаимодействия между соответствующими акторами в
выбранных временных границах. Четвертый этап — анализ «рельефных
вариантов будущего» с помощью «матрицы взаимодействия», оценка ве
роятности каждого из анализируемых вариантов с применением усовер
шенствованной методики Дельфи. Пятый этап синтезирует результаты
исследования: производится вторичный анализ вероятностных (т.е. уже с
оцененной степенью вероятности) вариантов «рельефного будущего»
путем использования «дерева решений» с учетом прогнозов ресурсов для
определения «цепочек развития» и точек в этих цепочках, наиболее чув
ствительных к воздействию со стороны государства (в данном случае
США), а также расчет по методу «стоимость—эффективность» альтерна
тивных вероятных акций США для воздействия в выбранных точках.
Примечательными особенностями данного метода являются час
тичная формализация сценария с помощью матричных методов, их
вероятностная оценка с использованием групповой экспертизы, ярко
выраженный прогнозно-плановый характер. Перевод анализа из по
исковой в нормативную плоскость осуществляется здесь путем выде
ления чувствительных к воздействию субъекта точек в каждом из по
исковых сценариев.
10.2. Основные задачи и способы применения сценариотехники.
297
Возможности сценариотехники в качестве вспомогательной мето
дики, применяющейся для решения отдельных специальных задач
прогнозирования, наглядно иллюстрируют методы «синтеза объекта
прогнозирования». Здесь построение сценария используется на за
вершающем этапе прогностической работы с целью объединения от
дельных прогнозов в интегрированную картину развития ситуации
через выявление логических связей между будущими событиями и
процессами. Причем сами по себе исходные прогнозы, объединяемые
в сценарий, могут касаться самых различных сфер общественной
жизни, могут быть получены независимыми друга от друга исследова
тельскими группами с помощью самых различных прогностических
техник — от Дельфи до экстраполяции. Некоторые исследователи да
же считают подобное применение сценарной техники профилирую
щим, непосредственно отражающим суть метода. Так, Дж. Мартино,
рассуждая о понятии «сценарий», отмечает: «В большинстве случаев
при применении этот термин обладает одним важным общим качест
вом. Это согласованность. Сценарий — это не просто набор прогно
зов относительно какого-то периода будущего. Это изображение вну
тренне согласованной ситуации, представляющей, в свою очередь,
правдоподобный результат последовательности событий... Таким об
разом, сценарий занимает некое промежуточное положение между
собранием прогнозов с неизученными взаимосвязями и математичес
кой моделью, внутренняя согласованность которой явно демонстри
руется. У сценария есть определенная цель — он выявляет общий ре
зультат влияния ряда отдельных прогнозов и требует, чтобы
взаимодействия прогнозов в какой-то мере были учтены»
1
.
Рассмотрим написание сценария как способ интеграции прогно
зов подробнее, поскольку при этом используется типичная для мно
гих алгоритмов сценариотехники методика матричного анализа.
Предположим, имеются несколько прогнозов по экономической и
политической тематике на десятилетний период упреждения, предус
матривающих наступление следующих событий (приводимые про
гнозы используются исключительно в иллюстративных целях и могут
не соответствовать действительности):
• D1.
Значительное увеличение удельного веса западноевропей
ских инвестиций в экономике России по сравнению с текущим мо
ментом.
• D2.
Увеличение поступлений в доходную часть бюджета России
вследствие реформы системы налогообложения.
' Мартино, Дж.
Технологическое прогнозирование. М., 1977. С. 279—280.
298
Глава 10, Сценарные методы политического прогнозирования
• D3.
Усиление влияния Германии и Франции на внешнеполитиче
ский курс России.
• D4.
Острая потребность стран — экономических лидеров Запад
ной Европы в новых рынках сбыта.
• D5.
Возникновение в России м о щ н о й политической коалиции
национально-патриотической направленности.
• D6.
Дальнейшее повышение устойчивости курса российского
рубля.
• D7.
Продолжение процесса расширения НАТО на Восток.
•
D8
. Увеличение государственных инвестиций в отрасли оборон
ной промышленности РФ.
Цель сценариста — создание интегрированной картины развития
ситуации — распадается на три исследовательские задачи:
1)
выявление взаимосвязанных событий;
2) выявление характера взаимосвязи событий;
3) построение единых событийных последовательностей с учетом
выявленных логических связей.
Первую задачу удобно решать с помощью
матрицы смежности.
Применительно к нашему примеру такая матрица может выглядеть
следующим образом:
Для дальнейшего анализа отбираются только те пары событий, меж
ду которыми существует взаимосвязь. Ее характер и должен быть опре
делен. Вопрос на данной стадии исследования можно сформулировать
следующим образом: «Если вероятность события
D7
стремится к еди
нице (т.е. оно наверняка произойдет), то как изменится вероятность
осуществления связанного с ним события D5?» Если она возрастет, в
клетках матрицы делается отметка | , если снизится — отметка | В на
шем случае, например, положительная («усиливающая») связь сущест
вует между событием
D7
(продолжение расширения НАТО на Восток)
10.2. Основные задачи и способы применения сценариотехники.
299
и событием
D5
(возникновение в России политической коалиции на
ционально-патриотической ориентации). Иногда полезно обозначить
характер взаимосвязи более конкретно: в соответствующих клетках ма
трицы или специальной схемы записывается: «увеличивает полез
ность», «необходимо для компенсации негативных последствий», «пре
пятствует возникновению» и т.д.
1
Заключительный этап — это собственно написание сценариев на ос
нове выявленных логических связей между событиями. Для вышепри
веденного примера один из сценариев может выглядеть таким образом:
«Увеличение поступлений в доходную часть бюджета России вслед
ствие реформы системы налогообложения создаст условия для дальней
шего повышения устойчивости курса российского рубля. Этот фактор, а
также острая потребность стран — экономических лидеров Западной
Европы в новых рынках сбыта приведут к увеличению удельного веса
западноевропейских инвестиций в экономике России по сравнению с
текущим моментом. Результатом возросшей экономической зависимо
сти РФ станет существенное усиление влияния западноевропейских ли
деров — Германии и Франции — на внешнеполитический курс России.
Это позволит им совместно с С Ш А принять и реализовать решение о
включении некоторых бывших республик С С С Р в военно-политичес
кий блок НАТО. Будучи неприемлемой для определенной части россий
ской политической элиты и многих простых граждан России, такая
внешнеполитическая обстановка будет способствовать возникновению
мощной политической коалиции национально-патриотической на
правленности, которая сумеет добиться правительственного решения
об увеличении государственных инвестиций в отрасли оборонной про
мышленности РФ. Средства для таких инвестиций обеспечит уже на
званный фактор увеличения поступлений в бюджет».
К недостаткам такого рода сценариотехники относятся существен
ные ограничения в ее применении (в наличии должно находиться
значительное количество достаточно надежных прогнозов); соблазн
«скорректировать» прогнозный материал для обеспечения ясности и
стройности окончательной картины (например, отбросить не «уме
щающиеся» в нее прогнозы); неоднозначность связей как таковых,
сложность их выявления.
Среди достоинств надо указать возможность конкретно отследить
влияние на политическую систему факторов и процессов ее среды —
' Подробнее см.:
Гордон, Т. Дж.
Н о в ы е подходы к методу Д е л ь ф и / / Н а у ч н о - т е х
ническое п р о г н о з и р о в а н и е для п р о м ы ш л е н н о с т и и правительственных учреждений.
М , 1972. С . 8 5 - 8 8 .