Файл: Akhremenko_A_S_-_Politicheskiy_analiz_i_prognozi.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2477

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

32 

Глава 2. Подготовка к политическому анализу 

Программа исследования в соответствии со своими функциями 

включает два основных раздела:

 методологический

 и

 методический 

(процедурный).

 Основными положениями методологической части яв­

ляются: 

• формулировка проблемы, объекта и предмета исследования; 
• постановка цели и задач исследования; 
• определение парадигмального подхода и выбор теории; 
• операционализация понятий и конструирование переменных; 
• формулирование гипотез исследования. 

Методическая часть включает: 

• определение методов сбора данных и характеристик информаци­

онного обеспечения; 

• определение методов анализа данных и последовательности их 

применения. 

Указанные позиции можно рассматривать также как этапы состав­

ления программы исследования, но с определенной оговоркой. На 

практике процесс формирования программы итеративен, как и поли­

тический анализ в целом; он не движется линейно, предполагая воз­

вращение к ранее пройденным этапам. Так, определение концепту­
ального подхода к проблеме может повлечь корректировку цели 

исследования, формулирование гипотез — уточнение операционали-
зации понятий и т.д. Некоторые этапы работы, например определение 
парадигмы и теории, конструирование переменных и формулирова­
ние гипотез, в реальности идут почти параллельно. 

2.2. Проблема, предмет и цель исследования 

Отправной точкой любого исследования является некоторая проблема. 

В самом общем виде  п р о б л е м а исследования — это несоответст­

вие, противоречие между желаемым и действительным. Проблема в 

теоретических исследованиях имеет доминирующую гносеологичес­

кую (познавательную) составляющую: это несоответствие между до­
стигнутым и требуемым уровнем знания о политических процессах и 

явлениях, закономерностях их функционирования и связях между 
ними. Принципиальное значение имеет разграничение того, что мы 
уже знаем и можем объяснить, и того, что мы еще не знаем и объяс­
нить не можем. Осмысливая теоретическую проблему, мы рассужда­
ем, к примеру, следующим образом: «В соответствии со сложившими­
ся теоретическими представлениями данная  с о ц и а л ь н а я группа 

должна под влиянием факторов

 Аи Б

 придерживаться определенной 

2.2. Проблема, предмет и цель исследования 

33 

модели политического поведения. Однако в реальности мы наблюда­
ем, что часть этой группы ведет себя иным образом, нежели мы ожи­

дали. Следовательно, должен действовать неизвестный нам фактор

 С, 

влияющий на поведение данной части группы. Каков этот фактор? 
И почему он избирательно действует только на часть данной группы?» 

Задавать «правильные» вопросы — чрезвычайно полезный способ 

осмысления проблемы как теоретического, так и прикладного иссле­

дования. В прикладном исследовании проблема — это всегда

 чья-то 

проблема: конкретного клиента, политического института или госу­

дарства в целом. Прикладное исследование в конечном счете всегда 
ориентировано на поиск решения проблемы — устранение конкрет­
ного противоречия в политической действительности. И вопросы, ко­
торые исследователь задает себе при осмыслении прикладной про­
блемы, отличаются от вопросов теоретического исследования. 

«Теоретические» вопросы 

«Прикладные» вопросы 

Какие факторы обусловливают уровень 
протестных настроений в обществе? 

На какие факторы и каким образом следу­

ет воздействовать, чтобы снизить уровень 
протестных настроений в обществе? 

Какая связь существует между конкрет­
ными условиями жизни людей и их элек­

торальными предпочтениями? 

Какую политическую программу следует 
предложить, чтобы данная группа в дан­
ных конкретных условиях проголосовала 

за определенную политическую партию? 

Что является мерой эффективности пред­
ставительных институтов власти? 

Как повысить эффективность работы дан­

ного представительного института власти? 

Процесс осмысления и формулировки проблемы неотделим от оп­

ределения объекта и предмета исследования: проблема становится 
подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в ка­
ком-то определенном политическом явлении или процессе.  О б ъ -

е к т исследования — это то, на что направлен процесс познания. 

В таком качестве могут выступать политические институты, социаль­

ные группы, политические элиты и т.д. Под  п р е д м е т о м исследо­
вания понимаются те признаки и свойства объекта, в которых иссле­

дователь заинтересован в наибольшей степени, которые он изучает 

непосредственно. 

Например, в определенном регионе России наблюдается система­

тическое и существенное расхождение между данными предвыборных 
опросов общественного мнения и итогами голосований, хотя в других 
регионах тот же опросный инструментарий приносит удовлетворитель­
ные результаты.  Д а н н ы й феномен мы не в состоянии объяснить, исхо­

дя из имеющихся знаний. Это проблема исследования. Объектом изу-

3 - 3863 


background image

34 

Глава 2. Подготовка к политическому анализу 

чения станут избиратели данного региона — лица в возрасте от 18 лет, 
проживающие (и прописанные) в регионе и не ограниченные в избира­
тельных правах. Предметом изучения станут факторы, влияющие на 
формирование электорального выбора региональными избирателями. 

Из определения проблемы, объекта и предмета исследования 

должны логически вытекать его цель и задачи.  Ц е л ь — это планиру­

емый, ожидаемый результат, на достижение которого направлена по­
знавательная деятельность в рамках предпринимаемого исследова­
ния. В случае теоретического исследования формулировка цели 
содержит тот уровень знаний, ту степень преодоления неопределен­
ности, которой необходимо достичь по итогам работы. В случае при­
кладного исследования целью является определение путей решения 
конкретной политической проблемы. 

З а д а ч и — это те промежуточные результаты исследовательской 

работы, которые необходимо получить для достижения общей цели 
исследования. Они всегда более конкретны по сравнению с целью и 
подчинены ей. В сложных, комплексных исследовательских проектах 
цель и задачи образуют многоуровневую иерархическую конструк-
цию. При множественности задач могут потребоваться специальные 
методы упорядочения отношений между ними, в том числе формали-
зованные. В частности, в планировании существует специальная ме-

тодика построения «дерева целей», позволяющая описать совокуп-

ность отдельных задач и уровней задач на языке математики и 
формальной логики. 

В большинстве случаев столь сложные подходы не требуются, тем 

более что крайне трудно (и.  к а к правило, не нужно) на программном 
этапе формулировать абсолютно все задачи исследования. Важно 
очень четко определить цель как «стратегическую магистраль» иссле­

довательского процесса и основные задачи, указывающие главные 

направления работы. Сделать это зачастую можно лишь после того, 
как выбран теоретический угол зрения на поставленную проблему 
(выше уже обращалось внимание на итеративность процедуры пост­
роения исследовательской программы). 

Проблема  в ы б о р а  к о н ц е п т у а л ь н о й  п а р а д и г м ы  и с -

следования принципиально важна прежде всего для теоретических 
исследований. Мы уже говорили о большом разнообразии научных 
установок, через призму которых можно смотреть на мир политики. 
Число потенциально возможных способов объяснить тот или иной 
политический феномен очень велико, причем многие из них опира­
ются на собственный набор источников информации и методов ана­

лиза данных. Однако в силу ограниченности ресурсов и особенностей 

2.2. Проблема, предмет и цель исследования 

35 

человеческого мышления исследователь не может объять необъятное, 
рассматривать проблему одновременно под множеством углов зре-
ния. Поэтому выбор теории — важный и необходимый шаг, сильно 
продвигающий нас вперед в поиске ответов на вопросы «Что анализи-

ровать?» и «Как анализировать?». 

Нередко проблема парадигмального выбора актуальна даже для 

достижения сравнительно  л о к а л ь н ы х исследовательских целей. 

Предположим, целью исследования является определение факторов, 

обусловливающих специфику электорального поведения населения 

региона

 N

 (разумеется, в реальном исследовании цель будет сформу­

лирована более конкретно). Перечень факторов, которые в принципе 
способны повлиять на голосование избирателей, весьма разнообра­
зен. Выбор же факторов (группы факторов), на которые будет обра­
щено внимание исследователя, во многом зависит от выбора соответ­
ствующей теории. 

Например, можно встать на позиции

 социологического подхода

 к 

интерпретации электорального поведения. Данная теория рассматри­
вает решение индивида о голосовании за ту или иную политическую 

силу как следствие его принадлежности к более широкой социальной 
группе. Такие группы могут выделяться по совершенно разным крите­
риям: национальность, религиозная и конфессиональная принадлеж­
ность, возраст, доход (выше или ниже определенного уровня), прожи­

вание на определенной территории и т.д. Однако во всех случаях в 
центре внимания социологического подхода оказываются групповые 
политические ценности и особенности поведения, которые интерпо­

лируются на входящих в группу индивидов. В целом социологический 

подход лежит в русле бихевиористской парадигмы политической на­
уки. Соответственно, одна задача исследования будет заключаться в 
поиске свойств и признаков, специфицирующих избирателей регио­
на N как группу или совокупность групп. В частности, можно проана­

лизировать национальный и возрастной состав избирателей региона, 

соотношение проживающих в городской и сельской местности и т.д. 

Другой задачей будет обнаружить и охарактеризовать связи между 

групповой спецификой и результатами голосования. В информаци­

онном плане придется опираться на статистические данные как наи­
более точно отражающие свойства групп в целом. 

Предпочтение в качестве  о п о р н о й

 теории рационального выбора 

предопределит  с о в е р ш е н н о иную исследовательскую стратегию. 
Базовыми предпосылками  д а н н о й теории применительно к электо­

ральному поведению будут: индивидуальный характер выбора, ра­
циональность выбора при  о с н о в н о м критерии максимизации выиг-


background image

36 

Глава 2. Подготовка к политическому анализу 

рыша и  м и н и м и з а ц и и издержек. Так, избиратель, скорее всего, не 
станет голосовать за действующего губернатора или региональную 
«партию власти» в случае, если его надежды на улучшение социаль­
ного и материального положения не оправдались. Здесь фокус ис­
следовательского  в н и м а н и я будет сосредоточен на поиске связей 
между  и з м е н е н и я м и в уровне  ж и з н и граждан,  д и н а м и к е социаль­
ной ситуации и голосованием за ту или иную партию или кандида­
та. В качестве основной  и н ф о р м а ц и о н н о й базы будут использовать­
ся  д а н н ы е опросов с  п р и в л е ч е н и е м  с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с к о й 
статистики. 

Теория социальных сетей

 рассматривает электоральный процесс че­

рез призму устойчивых связей между акторами социальной системы. 
Суть этой теории состоит в том, что все социальные действия, вклю­
чая и электоральное поведение, должны объясняться на основе соци­
альных диспозиций акторов, а не только их индивидуальных мотивов 
(как в теории рационального выбора). Элементом социальных диспо­
зиций — взаимоотношений — являются ожидания по поводу поведе­
ния других. Таким образом, социальные сети порождают наборы нор­
мативных, символических и культурных стандартов, определяющих 
индивидуальное поведение. Чем «гуще» социальная сеть, тем более 
политически однородны принадлежащие к ней индивиды. И наобо­
рот, разреженные сети (признаком которых служит то, что друзья од­
ного человека, как правило, не знают друг друга) более разнородны в 
социальном и политическом отношениях

1

. Руководствуясь этими по­

л о ж е н и я м и , можно попытаться объяснить специфику голосования в 

регионе, исходя из структуры его социальных сетей, особое внимание 
при этом уделив поиску «узлов» коммуникации, например крупных 
градообразующих предприятий. 

Взгляд на проблему с позиций

 институционального подхода

 озна­

чал бы выдвижение на первый план  с п е ц и ф и к и региональной изби­
рательной системы, анализ ее влияния на электоральное поведение. 

Использование

 партийно-идентификационного подхода

 повлекло бы 

за собой приоритетное внимание к проблемам социализации граж­
дан, усвоению ими принятых в семье политических ценностей. Опо­
ра на положения

 теории диффузии инноваций

 привела бы к разделе­

н и ю  т и п о в электорального поведения на  « и н н о в а ц и о н н ы е » и 
«периферийные»; одной из задач исследования стал бы анализ гео­
графии инноваций в регионе и т.д. и т.п. Приведенных примеров до-

1

 См.:

 Голосов, Г. В., Шевченко, Ю.Д.

 Факторы успеха в одномандатных округах// 

Первый электоральный цикл в России. М., 1996. С. 135. 

2.3. Измерение в политическом анализе 

37 

статочно для понимания того, как велика роль выбора теории не 

только «в принципе», но для решения вполне конкретных исследова­
тельских задач. 

Как было отмечено выше, вопрос о выборе теории наиболее актуа­

лен для теоретического политического анализа. Это не означает, что в 

прикладном политическом анализе проблема не существует вовсе. 

Так, прикладные исследования зачастую оперируют понятиями, кон­

кретный смысл которых может быть раскрыт и переведен в практиче­

скую плоскость, если руководствоваться определенным теоретичес­
ким подходом. Более предметно мы остановимся на данной теме в 
параграфе 2.4, посвященном операционализации понятий. Однако 
прежде необходимо обратиться к проблеме измерения, являющейся 

одной из важнейших в политическом анализе вообще и в разработке 
его программной части в частности. 

2.3. Измерение в политическом анализе 

Измерение представляет собой процедуру присвоения объекту значе­
ния, отображающего выраженность в нем определенного признака 

или свойства. Соответственно, чтобы произвести процедуру измере­
ния, необходимо: 

1. Определить измеряемый признак, или

 переменную.

 Перемен­

ная — это то, что меняется, варьируется, принимает разные значения. 
Несмотря на некоторую тривиальность данного определения, оно 

четко фиксирует главную, сущностную особенность переменной. Так, 
переменная «пол» может принимать всего два значения: «мужской» и 
«женский», в то время как переменная «доля избирателей, проголосо­
вавших за  К П Р Ф » , варьируется в широком диапазоне от 0 до 100%. 
В обеих ситуациях мы имеем вариацию значений в рамках определен­
ного диапазона. 

2. Установить совокупность объектов, которые будут получать то 

или иное значение в рамках определенной переменной. В терминах 
измерения такие объекты будут именоваться

 случаями.

 В качестве слу­

чаев могут выступать люди, территории, политические партии, изби­
рательные кампании и многое другое. 

В процессе измерения случаи приобретают значения в рамках дан­

ной переменной (или переменные приобретают значения для опреде­

ленных случаев, что также корректно). В таблице ниже переменная 

«возраст» приобретает значение «25 лет» в случае «Иванов», случай 
«Сидоров» получает значение «мужской» по переменной «пол». Пере-


background image

38 

Глава 2. Подготовка к политическому анализу 

менные (variables

1

), случаи (cases) и значения (values) являются основ­

ными составляющими и образуют

 данные для

 эмпирического анализа. 

Случаи 

Переменные 

Пол 

Возраст 

Членство в политической партии 

Иванов 

Мужской 

25 

Нет 

Петрова 

Женский 

40 

«Единая Россия» 

Сидоров 

Мужской 

65 

КПРФ 

Значения 

Различные измерения дают разную по степени полноты и точности информацию об объектах. Эта степень зависит от двух факторов: 

1) от подхода исследователя, который в ряде случаев сам определяет 

« п о р о г точности», необходимый ему в измерении переменных; 2) от 
самих переменных, которые различаются тем, насколько «хорошо» 

они могут быть измерены. Например, переменная «возраст» может 
быть измерена с высокой  с т е п е н ь ю  т о ч н о с т и — в годах (или даже ме­
сяцах, днях, часах) с момента рождения человека, однако в реальном 
исследовании столь точное измерение может быть просто не нужно. 
В исследованиях политического поведения иногда бывает достаточно 
всего трех значений переменной: а) молодежь (18—35 лет); б) средний 
возраст (36—55 лет); в) старший возраст (более 55 лет). В большинст­

ве случаев именно особенности переменных диктуют исследователю 
уровень полноты, на котором они могут быть измерены. 

Выделяется три основных уровня измерения переменных: номи­

нальный, порядковый и интервальный. 

Наиболее полную информацию дают  и н т е р в а л ь н ы е  и з м е ­

р е н и я .  О н и позволяют численно выражать и сравнивать различия 
между объектами измерения. Если температура воздуха в комнате 
вчера составляла 25°, а сегодня — 23°, то сегодня она на 2° ниже. Ес­

ли политическая партия N получает на выборах 1000 голосов, а пар­
тия

 М —

 200, то поддержка избирателями партии N была в 5 раз выше 

по сравнению с партией

 М.

 Если на предпоследних выборах явка из­

бирателей увеличилась с 50% до 55%, а на последних — с 55% до 65%, 
то рост явки на последних выборах оказался в два раза выше, чем на предпоследних. 

' Мы будем иногда прибегать к  т е р м и н о л о г и ч е с к и м соответствиям между русскими 

И  а н г л и й с к и м и  п о н я т и я м и . Это обусловлено тем, что многие компьютерные програм­
мы анализа  д а н н ы х на сегодняшний  д е н ь  в ы п о л н е н ы в рамках англоязычного интер­
фейса и не переведены на русский язык. 

2.3. Измерение в политическом анализе 

39 

Объяснение свойства интервальных измерений численно выра­

жать различия между объектами заложено в их названии: измерение 
осуществляется с помощью некоего неизменного интервала, который 
выступает эталоном меры. Такими эталонами являются, например, 
градус, метр, килограмм, минута, процент или рубль. На интерваль­
ном уровне измерения осуществимы все операции с натуральными 
числами. Это имеет большое практическое значение, так как позволя­
ет применять к интервальным переменным статистические методы 

любой сложности. 

П о р я д к о в ы е  и з м е р е н и я позволяют ранжировать объекты 

с точки зрения выраженности у них свойства, измеряемого перемен­
ной, т.е. оценить, «больше» или «меньше» измеряемого свойства содер­
жится в данном объекте по сравнению с другими объектами. При этом 
порядковое измерение, в отличие от интервального, не позволяет оце­
нить, «насколько больше» или «насколько меньше» выражен признак. 

Построение порядковой шкалы можно проиллюстрировать на 

примере переменной «политическое участие гражданина» с использо­
ванием измерения, позволяющего ранжировать граждан по классам, 
различающимся количеством данного свойства, а именно: 

1) отсутствие политического участия; 

2) эпизодическое или регулярное участие в выборах в качестве из­

бирателя; 

3) регулярное участие в выборах, членство в политической партии; 

4) регулярное участие в различных политических кампаниях, ак­

циях и т.д.; 

5) участие в выборах в качестве кандидата; 
6) повседневное участие в принятии политических решений. 
В приведенном перечне интенсивность политического участия 

возрастает от первого класса к шестому. Можно утверждать, что в 
классе 2 (участие в выборах в качестве избирателя) признак «полити­

ческое участие» выражен больше, чем в классе 1 (отсутствие участия), 
но меньше, чем в классе 5 (участие в выборах в качестве кандидата). 

Относя изучаемых нами граждан к определенным классам политиче­

ского участия, мы тем самым ранжируем их по данному признаку. Ес­

ли гражданин Петров отнесен к классу 3, то он в большей мере участ­

вует в политике, чем гражданин Иванов, отнесенный к классу 1. В то 
же время мы не можем сказать, насколько активнее Петров участвует 
в политике по сравнению с Ивановым, так как не располагаем фикси­
рованным интервалом, «эталоном меры» политического участия. 

Это налагает соответствующие ограничения на математические 

операции со значениями порядковых переменных. Например, бес-


background image

40 Глава 2. Подготовка к политическому анализу 

2.4. Операционализация понятий 

41 

Присвоение классам числовых значений здесь является достаточ­

но произвольным: с таким же успехом класс «правых» мог получить 
код 1, «левых» — 2, «центристов» — 3 (равно как и 10, 20, 100). В лю­
бом случае сложение одного гражданина левой политической ориен­

тации с одним центристом не даст нам одного правого. Единственное 
строгое правило нумерации классов — запрет на присвоение разным 

классам одного и того же числового кода: иначе нельзя будет разли­

чить две содержательно разные категории. 

Для номинальных и порядковых переменных с небольшим коли­

чеством категорий существует общее название:

 категориальные,

 или 

неметрические.

 Соответственно, интервальные и порядковые пере­

менные с большим числом категорий называют

 метрическими. 

По понятным причинам на разных уровнях измерения исследова­

тель располагает совершенно разным по богатству вычислительным 
арсеналом. На интервальном уровне мы обладает возможностью про­

изводить любые вычисления и оперировать статистическими метода­
ми самой высокой сложности. На номинальном уровне спектр воз­
можных операций с числами будет крайне узким. Более подробно мы 
поговорим об этом в гл. 4. 

2.4. Операционализация понятий 

Операционализация переменных и гипотез представляет собой одну 
из наиболее важных процедур подготовки к политическому анализу — 
как теоретическому, так и прикладному. От того, каким образом пере­
менные анализа будут приведены к операциональному виду, зависит 

дальнейший выбор методов исследования, формат информационного 
обеспечения, в конечном счете — характер получаемых результатов. 

Операционализация

 (от лат.

 operatio — действие) в широком смыс­

ле представляет собой процесс приведения понятий к такому виду, ко­
торый позволит работать с ними на практическом уровне, оперировать 

ими при решении конкретных аналитических и прогнозных задач, ве­
рифицировать или фальсифицировать гипотезы исследования. В бо­

лее узком смысле операционализация — это приведение понятия к из­

меряемому виду, превращение его в переменную. 

В некоторых простых случаях операционализация осуществляется 

посредством всего одного логического действия. Так, понятие «элек­

торальная поддержка партии» на эмпирическом уровне соответствует 

переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную полити­

ческую партию» на определенных выборах. 

смысленно вычислять разность 3 и 1, чтобы получить количественную 
меру различий политического участия Иванова и Петрова, — нумера­
ция классов условна и отражает лишь отношения порядка (больше или 
меньше). В принципе, мы можем присвоить полученным классам по­

литического участия произвольные значения, лишь бы они отражали 

отношения возрастания и убывания, например: 2, 13, 16, 78, 56, 100. 

Порядковые переменные имеют широкое распространение в по­

литических и вообще в социальных исследованиях. Например, такие 
распространенные характеристики, как социальный статус или уро­

вень образования, измеряются по порядковой шкале. Порядковыми 
по своей природе являются такие переменные, как «политическая 
влиятельность», «политическая активность», «интерес к политике», 
«удовлетворенность политикой правительства» и т.д. 

Порядковые переменные особенно удобны в тех случаях, когда лю­

ди сами фиксируют свое положение на шкале (как при проведении оп­
росов). Например, отношение к той или иной политической партии 
удобно измерять с помощью следующих классов: «полностью поддер­
живаю», «поддерживаю в целом», «отношусь нейтрально», «отношусь 
в целом отрицательно», «отношусь крайне отрицательно». 

Наконец, наименее полную информацию дают  н о м и н а л ь н ы е 

и з м е р е н и я (шкала наименований). Они представляют собой разби­
ение исследуемой совокупности объектов на несколько непересекаю­
щихся классов. Эти классы являются содержательно различными, и мы 
не располагаем возможностью их количественно упорядочить. Номи­
нальные переменные отражают сугубо качественные признаки, такие, 
как «политическая ориентация», «членство в партии» или «тип полити­
ческого режима». На этом уровне исчезает не только чувствительность 
измерения к количественным различиям между объектами, но и спо­
собность ранжировать их с точки зрения выраженности определенного 

свойства. Так, признак «членство в партии» не обладает интенсивнос­
тью; нельзя быть членом партии в большей или меньшей степени. 

Соответственно, числовые значения на номинальном уровне не 

отражают каких-либо свойств объектов, а служат своего рода «ярлы­
ками», «опознавательными кодами» классов (как номера картотечных 

я щ и к о в в библиотеке) и используются исключительно для удобства 
работы с данными. Например, в простейшем варианте измерения но­
минальной переменной «политическая ориентация» может быть ис­
пользовано три класса: 

1) левые; 

2) центристы; 
3) правые.