Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 9315

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

(городов  федерального  значения  Москвы,  Санкт-Петербурга  и   Севастополя),   в   отношении   которых

нормативным  правовым  актом  этого  муниципального  образования   (законами   городов   федерального

значения  Москвы,  Санкт-Петербурга  и  Севастополя)  установлен  указанный   сбор,   с   использованием

объектов движимого и (или) недвижимого имущества на  территории  этого  муниципального  образования

(городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

То,   что    торговый    сбор    в    действительности    представляет    собой    налог,    дополнительно

подтверждается   в п. 2 ст.  411  НК  РФ:  от  уплаты  торгового   сбора   освобождаются   индивидуальные

предприниматели,    применяющие    патентную    систему     налогообложения,     и     налогоплательщики,

применяющие  ЕСХН,  в  отношении  этих  видов  предпринимательской  деятельности  с  использованием

соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества. Таким образом, если от уплаты сбора

освобождаются     лица,     осуществляющие     некоторую     деятельность,     облагаемую     налогом      на

предполагаемый доход, то в действительности имеется в виду не сбор, а именно налог.  Кроме  того,  в ст.

415 НК РФ, регламентирующей предельные ставки торгового сбора,  их  ограничение  производится  через

расчетную   сумму    налога,    подлежащую    уплате    в    связи    с    применением    патентной    системы

налогообложения.   Достаточно   странно   было   бы   ограничивать   размер    сбора    размером    налога.

Примечательно и  то,  что  в  силу п. 2.1  ст.  346.26 НК  РФ  в  случае  установления  на  соответствующей

территории  торгового  сбора  ЕНВД  по  соответствующим   видам   деятельности   не   применяется.   Это

дополнительно обосновывает то, что торговый сбор - аналог ЕНВД.

В п. 1  ст.  416  НК  РФ  предусмотрена   постановка   на   учет   плательщиков   торгового   сбора.   В

соответствии с указанной нормой постановка на учет, снятие  с  учета  организации  или  индивидуального

предпринимателя  в  качестве  плательщика  сбора  в  налоговом  органе  осуществляются  на   основании

соответствующего уведомления плательщика  сбора,  представляемого  им  в  налоговый  орган,  либо  на

основании  информации,  представленной  указанным  в п. 2 ст.  418 НК РФ  уполномоченным  органом  в

налоговый орган.

Указанный   орган,   например,   определен   в ст. 4  Закона  города  Москвы   "О   торговом   сборе":

полномочия  по  сбору,  обработке  и  передаче  налоговым  органам  сведений   об   объектах   обложения

торговым  сбором,  а  также  по  контролю  за   полнотой   и   достоверностью   информации   об   объектах

обложения   торговым   сбором   осуществляются   органом    исполнительной    власти    города    Москвы,

выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Как  разъяснено  в письме ФНС России от 26  июня  2015  г.  N  ГД-4-3/11229@  "О  торговом  сборе",

постановка  на  учет,  снятие  с  учета  организации  или  индивидуального  предпринимателя   в   качестве

плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

а) по месту нахождения  объекта  недвижимого  имущества  -  в  случае,  если  предпринимательская

деятельность,  в  отношении  которой  установлен   торговый   сбор,   осуществляется   с   использованием

объекта недвижимого имущества.

б) по  месту  нахождения  организации  (месту  жительства  индивидуального  предпринимателя)  -  в

иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).

В п. 2 ст. 416 НК РФ предусмотрено, что осуществление вида предпринимательской деятельности, в

отношении  которого  установлен  сбор,  без   направления   указанного   уведомления   приравнивается   к

ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без  постановки  на  учет  в

налоговом органе (т.е. по п. 2 ст. 116 НК РФ).

Приказом  ФНС  России  от  22  июня  2015  г.  N  ММВ-7-14/249@  утверждены  формы   и   форматы

уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или индивидуального  предпринимателя  в

качестве   плательщика   торгового   сбора   в   налоговом    органе    по    объекту    осуществления    вида

предпринимательской деятельности, в отношении которого  установлен  торговый  сбор,  а  также Порядок

заполнения  этих  форм.  Кроме  того,  Приказом  ФНС  России  от  13  июля   2015   г.   N   ММВ-7-14/276@

утверждена форма  свидетельства  о  постановке  на  учет  в  качестве  плательщика  торгового  сбора   в

налоговом органе.

Объектом

  обложения  торговым  сбором  согласно п. 1 ст.  412  НК  РФ  признается  использование

объекта   движимого   или   недвижимого   имущества   (далее   -   объект   осуществления   торговли)   для

осуществления  плательщиком  сбора  вида  предпринимательской  деятельности,  в  отношении  которого

установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В ст. 413 НК РФ предусмотрено, что  сбор  устанавливается  в  отношении  осуществления  торговой

деятельности на объектах осуществления торговли. К торговой деятельности относятся следующие  виды

торговли:

1)   торговля   через   объекты   стационарной   торговой   сети,   не   имеющие   торговых   залов   (за

исключением   объектов   стационарной   торговой   сети,   не   имеющих   торговых    залов,    являющихся

автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;


background image

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

К торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Таким образом, объект обложения торговым сбором, как объект налога, можно охарактеризовать как

осуществление  определенных  видов  предпринимательской  деятельности.   Сходным   образом   объект

налога установлен в ЕНВД, патентной системе налогообложения и в налоге на игорный бизнес -  налогами

данной  группы  облагается  предполагаемый  от   соответствующей   деятельности   доход   плательщика,

исчисляемый  исходя  из  ее  внешних  характеристик.  Отличия  только  состоят  в  том,  что  в  ЕНВД  и   в

патентной  системе   налогообложения   вводятся   соответствующие   понятия   предполагаемого   дохода

(вмененный доход и потенциально возможный к  получению  годовой  доход  соответственно),  после  чего

производится расчет налога; а в налоге на игорный  бизнес  и  в  торговом  сборе  сразу  вменяется  сумма

налога. Кроме того, ЕНВД и патентная система налогообложения, как специальные налоговые режимы (ст.

18 НК РФ), предполагают освобождение  от  ряда  налогов.  Сходным  образом  урегулирован  и  налог  на

игорный бизнес (хотя он и не обозначен  в НК РФ как специальный налоговый режим)  -  соответствующий

доход не облагается НДС и налогом на прибыль  организаций.  Что  же  касается  торгового  сбора,  то  его

плательщики от уплаты каких-либо налогов не освобождаются.

Каких-либо федеральных налоговых льгот по торговому сбору в НК РФ не предусмотрено.

Налоговая база

 для торгового сбора в НК РФ прямо не регламентируется, что, по всей  видимости,

является  одним  из  элементов  "маскировки"  налога  под  сбор.  Указанное  обстоятельство,  однако,   не

означает, что налоговой  базы  (в  ее  нормативном  понимании,  следующем  из ст. 53 НК РФ) в  торговом

сборе не имеется. В частности, при исчислении торгового сбора исходя из площади объекта стационарной

торговой сети (розничного рынка, торгового  зала  - п. п. 3 - 5 ст. 415 НК РФ) налоговой базой  конкретного

объекта  будет  являться  указанная  площадь  в  квадратных  метрах.   Если   же,   например,   облагается

осуществление деятельности в  объекте  стационарной  торговой  сети,  не  имеющем  торгового  зала,  то

налоговая база - количество единиц таких объектов.

Предельные  налоговые  ставки

 регламентированы  в ст. 415 НК РФ. Первое  общее  ограничение

следует из п. 1 ст. 415 НК РФ: ставка сбора не может превышать  расчетную  сумму  налога,  подлежащую

уплате  в   соответствующем   муниципальном   образовании   (городе   федерального   значения   Москве,

Санкт-Петербурге  или  Севастополе)  в  связи  с  применением  патентной  системы  налогообложения  на

основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

В п. п. 3, 4 ст. 415 НК РФ введены конкретные ограничения на предельные  ставки  торгового  сбора:

ставка  сбора,  установленного  по  торговле  через  объекты  стационарной  торговой   сети   с   площадью

торгового  зала  более  50  кв.  м  по   каждому   объекту   организации   торговли,   а   также   по   торговле,

осуществляемой  путем  отпуска  товаров  со  склада,  устанавливается  в  расчете  на  1  кв.   м   площади

торгового  зала  и  не  может  превышать   расчетную   сумму   налога,   подлежащую   уплате   в   связи   с

применением  патентной  системы  налогообложения   в   данном   муниципальном   образовании   (городе

федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по  розничной

торговле, осуществляемой через объекты  стационарной  торговой  сети  с  площадью  торгового  зала  не

более 50 кв. м по каждому объекту  организации  торговли,  выданного  на  три  месяца,  деленную  на  50.

Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных  рынков,  не  может  превышать

550 руб. на 1 кв.  м  площади  розничного  рынка.  Указанная  ставка  подлежит  ежегодной  индексации  на

коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Примечательно  то,   что   в Приказе  Минэкономразвития  РФ  от  29  октября  2014  г.   N   685   "Об

установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год" нет коэффициента-дефлятора на данный год  для

торгового сбора. Однако указанный коэффициент-дефлятор  напрямую  не  оказывает  влияния  на  сумму

торгового сбора, т.к. он применяется только для расчета предельного ограничения его ставки,  которую  не

вправе превышать местный (региональный) орган власти.

Конкретные  налоговые   ставки

 предусмотрены  в  2015  году  только Законом города  Москвы  "О

торговом сборе" (в расчете за квартал на объект осуществления торговли).

Так,  в ст.  2   указанного   нормативного   акта   предусмотрено,   что   для   такого    вида    торговой

деятельности, как торговля через объекты стационарной торговой сети, не  имеющие  торговых  залов  (за

исключением   объектов   стационарной   торговой   сети,   не   имеющих   торговых    залов,    являющихся

автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением  развозной  и  разносной

розничной торговли), в зависимости от места расположения объекта, составляет от  28350  руб.  до  81000

руб.

При развозной и разносной розничной торговле ставка составляет 40500 руб.

Если осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети  с  торговыми  залами  до

50 кв. м (включительно), то ставка сбора, в зависимости от  места  расположения  объекта,  составляет  от

21000 руб. до 60000 руб.


background image

Если же осуществляется торговля через объекты стационарной торговой  сети  с  торговыми  залами

свыше 50 кв. м, то ставка сбора исчисляется исходя из площади торгового зала  (опять  же  в  зависимости

от  места  расположения  объекта),  например:  1200  руб.  за  каждый  кв.  м  площади  торгового  зала,  не

превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м  площади  торгового  зала  свыше  50

кв. м.

Кроме того, для организации розничных рынков  ставка  сбора  установлена  как  50  руб.  за  1  кв.  м

площади розничного рынка.

Соответственно,  рассчитывается  торговый  сбор  приблизительно  по   тем   же   правилам,   что   и,

например, ЕНВД.

Исчисляется

 торговый сбор только самим плательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 417 НК РФ).

Налоговым периодом

 по торговому сбору является квартал (ст. 414 НК РФ), обозначен в НК РФ как

"период обложения".

Срок  уплаты

 торгового сбора  по  итогам  налогового  периода  -  не  позднее  25-го  числа  месяца,

следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Налоговая декларация по торговому сбору (как, впрочем, и расчет сбора) не  предусмотрена  в  силу

очевидного отсутствия  необходимости  в  ней.  Вся  важная  для  налогового  органа  информация  есть  в

уведомлении плательщика о постановке на учет либо в информации, представленной указанным в п. 2 ст.

418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган - п. 1 ст. 416 НК РФ, т.е. по существу имеет место

"однократная" налоговая декларация.

Впрочем,  поскольку  характеристики  осуществляемой  предпринимательской   деятельности   могут

измениться (например, площадь торгового зала - увеличиться),  установлены  определенные  обязанности

плательщиков  по  инициативному  представлению  информации  в  налоговый  орган  (хотя  и  не  в   виде

налоговой  декларации).  В   соответствии   с п. 2 ст.  416  НК  РФ  плательщик  сбора  обязан   уведомить

налоговый орган о каждом изменении показателей объекта  осуществления  торговли,  которое  влечет  за

собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

К  примеру,  в ст. 3  Закона  города  Москвы   "О   торговом   сборе"   предусмотрены   региональные

налоговые льготы. В  частности,  освобождаются  от  уплаты  торгового  сбора  организации  федеральной

почтовой связи (подп. 1 п. 2).

Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

8.1. Система налогообложения для

сельскохозяйственных товаропроизводителей

(единый сельскохозяйственный налог)

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) является

прямым налогом (подоходным)

 (п. 7 ст. 12,

ст.  18  НК  РФ).  Он  урегулирован гл.  26.1  НК  РФ,  которая  действует  с  1  января  2002  г.  и  в  целом

единообразно применяется на  всей  территории  России  (в п. 2 ст.  346.8 НК РФ  предусмотрены  особые

права органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по  регулированию

налоговой ставки).

Налогоплательщиками

   ЕСХН   согласно п.  1  ст.   346.2   НК   РФ   признаются    организации    и

индивидуальные   предприниматели,   являющиеся   сельскохозяйственными   товаропроизводителями   и

перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.

Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей дано  в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В качестве

общей нормы установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются  организации

и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию,  осуществляющие

ее первичную и последующую  (промышленную)  переработку  (в  том  числе  на  арендованных  основных

средствах) и реализующие  эту  продукцию,  при  условии,  что  в  общем  доходе  от  реализации  товаров

(работ,  услуг)  таких  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей  доля   дохода   от   реализации

произведенной  ими  сельскохозяйственной  продукции,  включая  продукцию  ее  первичной  переработки,

произведенную ими из сельскохозяйственного  сырья  собственного  производства,  составляет  не  менее

70%.

В п. 3 ст.  346.2 НК РФ  определено,  что  именно  относится  к  сельскохозяйственной  продукции.  В

качестве общего положения  установлено,  что  к  сельскохозяйственной  продукции  относятся  продукция

растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в  том  числе  полученная  в

результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные  виды

которых   определяются   Правительством   РФ   в   соответствии   с   Общероссийским классификатором

продукции.    В    развитие    данного    положения    принят Перечень   видов   продукции,    относимой    к

сельскохозяйственной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N


background image

458.

В Постановлении   Президиума   ВАС   РФ   от   23   марта   2010   г.   N   16377/09   отмечается,   что

налогоплательщики,   самостоятельно   не   производящие   сельскохозяйственную   продукцию,   а    лишь

осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку  из  сельскохозяйственного

сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода  от  реализации  такой  продукции  в

общем объеме полученных ими  доходов  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)),  не  вправе  применять

систему  налогообложения  для  сельскохозяйственных   товаропроизводителей,   поскольку   таковыми   в

смысле гл.  26.1   НК   РФ   не   являются.   Поэтому   для   отнесения   налогоплательщика   к   категории

сельскохозяйственного  товаропроизводителя  в   целях гл. 26.1 НК РФ имеет  значение  не  просто  факт

производства им сельскохозяйственной продукции, а то обстоятельство, что  доля  дохода  от  реализации

произведенной  им  сельскохозяйственной  продукции,  включая  продукцию  ее   первичной   переработки,

произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%

от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), в том числе и от дохода от реализации продукции

первичной    переработки,    произведенной    им    из     сельскохозяйственного     сырья     несобственного

производства.

Существенное значение  для  целей  ЕСХН  самостоятельного  производства  сельскохозяйственной

продукции (либо в разумной кооперации  с  иными  лицами)  подчеркнуто  в  Постановлениях  Президиума

ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 9534/10 и от 22 января 2013 г. N 9790/12.

Налоговый

кодекс     РФ     предусматривает     случаи,     когда     организация     (индивидуальный

предприниматель)  не  вправе  перейти  на  ЕСХН.  В  частности,  в  силу п. 6 ст.  346.2 НК РФ  не  вправе

переходить   на   уплату   ЕСХН   организации    и    индивидуальные    предприниматели,    занимающиеся

производством подакцизных товаров.

Кроме  того,  процентная  доля  выручки  от  реализации  сельскохозяйственной   продукции   должна

сохраняться и в периоде применения ЕСХН, а в случае ее снижения налогоплательщик  обязан  вернуться

на   общую   систему    налогообложения    (п.  4  ст.  346.3  НК  РФ).  В   этом   плане   следует   учитывать

Постановления Президиума ВАС РФ  от  9  февраля  2010  г. N 10864/09 и от 9 марта 2011  г. N 13050/10:

выручка  от  обусловленной  условиями  производства   разовой   продажи   основных   средств   и   других

материалов не должна учитываться при расчете указанной доли.

Особенность ЕСХН  как

специального налогового  режима

 предусмотрена в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

Лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются  от  обязанности  по  уплате

налога  на  прибыль  организаций  (НДФЛ),  налога  на  имущество   организаций   (налога   на   имущество

физических лиц). Кроме того, указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС.

Для налогоплательщика переход на уплату ЕСХН, при условии соответствия  сельскохозяйственного

производителя  всем  критериям,

является   добровольным

 (п. 2 ст.  346.1 НК РФ). Порядок  и  условия

начала и прекращения применения ЕСХН регламентируются  в ст. 346.3 НК РФ. В частности, организации

и  индивидуальные  предприниматели,  изъявившие  желание  перейти  на  уплату  ЕСХН  со  следующего

календарного года, уведомляют об этом налоговый  орган  по  месту  нахождения  организации  или  месту

жительства    индивидуального    предпринимателя    не    позднее    31     декабря     календарного     года,

предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят  на  уплату  ЕСХН  (п. 1 ст. 346.3

НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает, переход  на  уплату

ЕСХН является

уведомительным

.

Объектом

 налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов  (ст.

346.4 НК РФ). При  этом ст. 346.5 НК РФ предусматривает порядок определения  и  признания  доходов  и

расходов, устанавливая субсидиарное применение  норм гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций"  и

гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц".

Налоговой  базой

 по ЕСХН признается денежное выражение  доходов,  уменьшенных  на  величину

расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).

Ставка

 ЕСХН предусмотрена в  размере  6%  (п. 1 ст.  346.8 НК РФ).  Соответственно,  ЕСХН  имеет

определенное   сходство   с   налогом   на   прибыль   организаций   (НДФЛ   с   доходов    индивидуальных

предпринимателей), но отличается пониженной налоговой ставкой.

Исчисляется

 ЕСХН только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 346.9 НК РФ).

Налоговым  периодом

 по ЕСХН является календарный год;  отчетным  периодом  -  полугодие  (ст.

346.7 НК РФ).

Срок  уплаты

 ЕСХН по итогам налогового периода -  в  общем  случае  не  позднее  31  марта  года,

следующего за истекшим налоговым периодом  (п. 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ). По итогам отчетного

периода авансовый платеж  по  ЕСХН  должен  быть  уплачен  не  позднее  25  календарных  дней  со  дня

окончания отчетного периода (п. 2 ст. 346.9 НК РФ).

Налоговая   декларация

 по ЕСХН по  итогам  налогового  периода  в  общем  случае  должна  быть

представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.10 НК


background image

РФ).

8.2. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная    система    налогообложения    (УСН)    предусматривает    уплату     налога,     который

обозначается  как

налог,  взимаемый  в  связи  с  применением   УСН

 (п. 2 ст.  56 БК РФ),  и  является

прямым   (подоходным)

 налогом  (п. 7 ст.  12, ст. 18 НК РФ).  Он  урегулирован гл. 26.2 НК РФ,  которая

действует с 1 января 2003 г. Указанная система налогообложения в целом единообразно  применяется  на

всей территории России (в п. п. 2, 3 ст. 346.20 НК РФ предусмотрены права органов власти субъектов  РФ

дифференцировать ставку налога,  особо  широкие  -  права  органов  власти  Республики  Крым  и  города

федерального значения Севастополя). Предшественником данного  налога  был  налог,  предусмотренный

Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и

отчетности для субъектов малого предпринимательства" (утратил силу).

Налогоплательщиками

 по УСН признаются (п. 1 ст. 346.12 НК РФ) организации и  индивидуальные

предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Налоговый

кодекс     РФ     предусматривает     случаи,     когда     организация     (индивидуальный

предприниматель) не  вправе  перейти  на  УСН.  В  частности,  этого  в  общем  случае  не  могут  сделать

организации, доходы которых по итогам девяти месяцев текущего  года  превысили  определенную  сумму

(45 млн. руб., умноженная на коэффициент-дефлятор, равный 1,147 в  2015  году  - п. 2 ст. 346.12 НК РФ,

Приказ Минэкономразвития  РФ  от  29  октября  2014  г.  N  685);  банки  (подп. 2 п.  3  ст.  346.12 НК  РФ);

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров,  а

также добычей и реализацией полезных ископаемых,  за  исключением  общераспространенных  полезных

ископаемых (подп. 8 п. 3 ст.  346.12 НК РФ); организации  и  индивидуальные  предприниматели,  средняя

численность  работников  которых  превышает  100  человек  (подп. 15 п. 3  ст.  346.12 НК РФ).  Исходя  из

позиции,   изложенной   в Определении  КС  РФ  от  21  марта  2013  г.  N  469-О,  право   индивидуальных

предпринимателей на переход на  УСН  с  условием  предельного  размера  предшествующего  дохода  не

связывается, что фактически создает для  данной  категории  налогоплательщиков  более  благоприятные

условия   реализации   права   на    переход    на    УСН    (хотя,    как    представляется,    индивидуальных

предпринимателей с таким объемом выручки относительно немного).

Интересно  то,  что  в  настоящее  время  статус  арбитражного  управляющего  не  предусматривает

обязательной регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя  (хотя  это  и  не  запрещено),  и

данная профессиональная деятельность в принципе не признается предпринимательской (Постановление

КС РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П). В Обзоре судебной практики ВС РФ N 2 (2015) (утв. Президиумом ВС

РФ 26  июня  2015  г.), вопрос  8,  разъяснено,  что  арбитражный   управляющий,   зарегистрированный   в

качестве   индивидуального   предпринимателя,   не   вправе   учитывать   при   применении   УСН    доход,

полученный от осуществляемой им профессиональной деятельности, в  силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ. Кроме

того, принимая во внимание, что в  силу подп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ  производят

те  лица,  которые  занимаются  в   установленном   действующим   законодательством   порядке   частной

практикой, арбитражный управляющий является  плательщиком  НДФЛ  в  отношении  полученного  им  от

такой деятельности вознаграждения. Следует отметить, что данная позиция  фактически  пересматривает

подход   о   возможности   применения   УСН    арбитражным    управляющим,    ранее    высказанный    в

Постановлении Президиума ВАС РФ от 4 марта 2014 г. N 17283/13.  Однако  ВС  РФ  в Определении от 14

сентября 2015 г. N 301-КГ15-5301 учел указанную практику ВАС РФ, а также и  то,  что  налогоплательщик,

по существу, применял  эту  практику.  Хотя  ВС  РФ  и  счел  данную  практику  ошибочной,  доначисление

арбитражному  управляющему  налогов  (пени,  санкций)   в   периоде   ее   актуальности   было   признано

незаконным.

Особенность УСН  как

специального налогового  режима

 предусмотрена в п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК

РФ. Лица, перешедшие на уплату  данного  налога,  в  общем  случае  освобождаются  от  обязанности  по

уплате налога на прибыль организаций (НДФЛ), налога на имущество организаций (налога  на  имущество

физических лиц), за исключением налога на "коммерческую" недвижимость.  Кроме  того,  указанные  лица

не признаются налогоплательщиками НДС.

Для налогоплательщика переход  на  уплату  УСН,  при  условии  их  соответствия  всем  критериям,

является    добровольным

 (п. 1 ст.  346.11 НК  РФ). Статья  346.13 НК  РФ  регламентирует  порядок  и

условия   начала   и   прекращения   применения   УСН.   В   частности,   организации   и   индивидуальные

предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего  календарного  года,  уведомляют

об  этом  налоговый  орган  по  месту  нахождения  организации  или  месту  жительства  индивидуального

предпринимателя  не  позднее  31  декабря  календарного  года,  предшествующего   календарному   году,

начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения

налоговый орган при этом не выдает, переход на уплату УСН является

уведомительным

.